Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Тревожность и агрессивность у детей дошкольного возраста

irina_k200 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.08.2020
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить особенности проявления тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста. 3. Подобрать методики для определения уровня тревожности и агрессивности дошкольников. 4. Провести диагностику и определить уровень тревожности и агрессивности дошкольников. Предмет исследования: тревожность и агрессивность дошкольников. Объект исследования: дети дошкольного возраста. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложения. База исследования – ГБДОУ детский сад №15 Кировского района Санкт-Петербурга Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Методики диагностики тревожности и агрессивности у дошкольников. Анализ и обработка результатов исследования. Анализ и обобщение данных. Этапы исследования: 1. Подготовительный этап - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (октябрь 2019г.-декабрь 2019г.). 2. Планирование и проведение эмпирического исследования (ноябрь 2019г.-декабрь2019г.). 3.Обработка полученных результатов, оформление работы (декабрь 2019г.-январь2019г.).
Введение

В настоящее время существенно возрос научный интерес к проблемам детской тревожности и агрессивности. Предметом научных исследований является изучение различных психических состояний: «беспокойство», «тревожность», «агрессивность» и др. Изучению состояния тревожности посвящено большое количество работ специалистов разного профиля. В психологической литературе большинством авторов «тревожность» трактуется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Понятие тревожности рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно. Большинством авторов отмечается, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В связи с этим решение проблемы детской тревожности требует как можно более раннего определения тревожности с целью дальнейшей коррекции и профилактики. Не менее актуальным на современном этапе является изучение проблемы агрессивного поведения людей. Средства массовой информации ежедневно передают сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в нашей стране, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской агрессивности. Педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники в соответствии с окружающей обстановкой, ведут себя агрессивно, цинично, невоспитанно, совершают недостойные поступки в отношении других людей. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвящённых проблеме агрессивного поведения, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами детской агрессивности остаются открытыми. Учёными разных теоретических направлений (А.Бандура, Л.Берковиц, Р.Бэрон, Р.Уолтерс и др.), предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его социальных и психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Многие исследователи (Ю.В.Егошкин, Е.П.Ильин, О.Н.Истратова и др.) отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Многими авторами рассматривается возможность оказания помощи по преодолению тревожности и агрессивности дошкольников различными методами (Н.В., Новикова, А.Б.Петрова, Н.П.Сазонова, Г.Р.Хузеева и др.), но мнения авторов разнятся. Отсюда возникает противоречие между недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса и практическими потребностями. В связи с вышесказанным, возникает проблема: в чем причины тревожности и агрессивности дошкольников?
Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………...…8 1.1. Понятия «тревожность» и «агрессивность» в психологической литературе………………………………………………………………………….8 1.2. Особенности проявления тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……....17 1.3. Методы и приемы преодоления тревожности и агрессивности у дошкольников……………………………………………………………………..26 Выводы по первой главе………………………………………………………..39 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………...……..40 2.1. Цели, задачи исследования…………………………….…………………...40 2.2. Характеристика выборки и методик исследования…………………………41 2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования………48 Выводы по второй главе………………………………………….………….……69 Список использованных источников……………………………………….……72 Приложения…………………………………………………………………….…76
Список литературы

1. Аббакарова, Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: монография/Э.Г.Аббакарова. – Ставрополь: СГУ, 2003. 2. Бандура, А, Уолтерс, Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений[Текст] /Пер. с англ. [текст] /А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Педагогика, 2000. – 508 с. 3. Беневольская, Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте [Текст]/Т.Б.Беневольская// Психологическая наука и образование. –2007. - №1. –С.49–59. 4. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст]/ Л. Берковиц. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. 5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения[Текст] / Г.М.Бреслав. – М.: ВЛАДОС,2004. 6. Бэрон,Р, Ричардсон, Д. Агрессия[Текст] / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: Сфера,2014. – 416 с. 7. Веракса,А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст]/А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. –216 с. 8. Волкова, Е.В. Скажем «нет» агрессии![Текст] / Е.В. Волкова // Психологическая газета. – 2003. - № 5. – С. 17-21. 9. Егошкин, Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. Канд. Психол. Наук.[Текст]/Ю.В.Егошкин. – М.: Наука, 1995. 10. Заостровцева, М.Н., Перешеина, Н.В. Агрессивность дошкольников. Коррекция поведения [Текст]/ М.Н.Заостровцева, Н.В.Перешеина. – СПб.: Сфера, 2012. 11. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения [Текст]/Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2014. 12. Истратова, О.Н.Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. Канд. Психол. Наук.[Текст]/ О.Н.Истратова. – М.: Педагогика, 1998. 13. Кириллова, Е.А., Беляева, Е.Э. Тревожный ребенок [Текст]/Е.А.Кириллова, Е.Э.Беляева – Харьков: Ранок, 2014. 14. Корниенко, А.А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка[Текст]/ А.А.Корниенко. – М.: ВЛАДОС, 2012. 15. Кравцова, Е.Е., Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие[Текст] /Е.Е.Кравцова, Г.Г. Кравцов. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. –374 с. 16. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. И доп.– Ростов н/Д: Феникс, 1999.– 512 с. 17. Крэйхи, К. Социальная психология агрессии[Текст] / К. Крэйхи.– СПб.: Питер, 2003.– 336 с. 18. Кузнецов, Ю., Велькович, Л.Секреты поведения детей[Текст]/Ю.Кузнецов, Л.Велькович . – М.: Детство 2014. 19. Куликова, Т. А., Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие [Текст] /Т.А.Куликова, С.А.Козлова. – М.: Академия, 2012. –456с. 20. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) [Текст]/К. Лоренц // Вопросы философии. – 1992. - № 3. 21. Мелешкевич, О, Эрц, Ю.Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА)[Текст]/ О.Мелешкевич, Ю.Эрц. –М.: Детство, 2015. 22. Основное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт. Сборник нормативно-правовых материалов[Текст]/ под ред. М.Киселевой. – С-Пб.: Сфера, 2014.-152 с. 23. Островская, Е.Н. Главные правила поведения для воспитанных детей[Текст]/Е.Н.Островская. – М.: Гиперион, 2012. 24. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с. 25. Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст] /Г. Паренс. – М.: Образование, 1997. – 368с. 26. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. Практическое руководство[Текст]/ А.Б.Петрова. – М.: Флинта, 2012. 27. Петровский, А.В, Ярошевский М.Г. Психология [Текст]/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. ? М.: Академия, 2005. 28. Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст [Текст]/А.М.Прихожан. – М.: Академия, 2013. 29. Сазонова, Н.П., Новикова? Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье [Текст]/ Н.П.Сазонова, Н.В.Новикова. – М.: Детство-Пресс, 2012. 30. Семенака, С.И.Учим детей доброжелательному поведению[Текст]/ С.И.Семенака. – М.: Флинта, 2012. 31. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции[Текст]/ Л.М.Семенюк. –Воронеж, 1996. – 96 с. 32. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики [Текст]/ Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 33. Фрейд, З.»Яи Оно»[Электронный ресурс]/З.Фрейд. – М.: Норма, 2005. – Режим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/ya_ono. Php. 34. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности[Текст]/ Э.Фромм. – АСТ., 2004. – 635с. 35. Фурманов, И.А.Психология детей с нарушениями поведения. Пособие для психологов и педагогов[Текст]/ И.А.Фурманов. – М.: ВЛАДОС, 2013. 36. Хузеева, Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников [Текст]: монография/Г.Р.Хузеева. – М.: МПГУ, 2002. 37. Эльконин Д. Б. Психология игры[Текст]/Д.Б.Эльконин– М.: ВЛАДОС, 1999.-360с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1.Понятия «тревожность» и «агрессивность» в психологической литературе Проблема тревожности и агрессивности является значимой в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали этому большое значение. Различные авторы в зависимости от своих позиций и целей по-разному трактовали их сущность. Так А. М. Прихожан указывает, что «тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента» [28, с. 167]. К.Крейхи рассматривает тревожность как «психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями» [17, с. 244]. Г. М. Бреслав определяет, что «тревожность — личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым агентам [5, с.99]. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность — это склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальности» [5, с. 123]. Одной из основных причин тревожности Э.Г.Аббакарова считает отторжение ребёнка родителями, когда у него появляется ощущение своей незащищённости, неуверенность, беспокойство[1, с. 169]. Подчёркивается, что если у ребёнка не удовлетворяются эмоциональные потребности, то может не сформироваться потребность в общении с людьми вообще, что ведёт к отчуждению, неприятию окружающей среды, ожиданию угрозы со стороны мира. Аббакарова Э.Г. подтверждает данный факт, ссылаясь на исследования Ю.М. Антоняна, который выделяет три фазы тревожности индивида [1, с. 177]: 1) возникновение тревоги; 2) накопление негативных бессознательных переживаний, в том числе латентного характера; 3) состояние истощения, проявляющееся в насильственных действиях в ответ на психогенное воздействие окружающей среды. 3. Фрейд выдвинул две точки зрения на тревожность [33]. Первая заключается в том, что тревожность возникает в результате вытеснения сексуальных влечений; разрядка сексуальных влечений встречает препятствие и порождает в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревожность. Согласно второй точке зрения тревожность возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение которых или следование которым создаёт внешнюю опасность, причём имеются в виду не только сексуальные влечения, но и афессивные побуждения. Е.А.Кириллова видит цель человеческих поступков в избавлении от напряжения, создаваемого чувством тревожности, которым ребёнок «заражается в детстве от взрослых, прежде всего от матери» [13, с.78]. По мнению Э. Фромма, человек, обретя свободу в современном обществе, утратил социальную безопасность, попал в зависимость от того, как он будет принят другими [34, с.438]. Чувство тревожности привело к возникновению механизмов «бегства от свободы»: садизма, мазохизма, деструктивизма и автоматического конформизма. Понятия «тревожность» и «агрессивность» неразрывно связаны друг с другом. Проявлению тревожности, агрессивности у дошкольников обычно предшествуют переживания обиды, ущемленного самолюбия. Впервые агрессивность возникает именно в психотравмирующей ситуации и направлена против тех, кого ребенок считает причиной конфликта. Наиболее типичными ситуациями являются конфликты с родителями, частые, унизительные, несправедливые наказания, ревность к младшему ребенку, изолированность в группе сверстников. Все дети в большей или меньшей степени боятся (избегают) неодобрения со стороны взрослых. Этот страх может привести к развитию устойчивого конформизма, повышенной тревожности, но при этом сохраняется вероятность, что глубоко внутри будет расти подавляемая злость. Когда у ребёнка развивается чувство собственного достоинства, он начинает часто говорить «нет» — это вполне закономерная и желаемая реакция. Если взрослые отвечают на каждое «нет» злостью, раздражением и дисциплинарными воздействиями, цель которых — победить ребёнка, «сломать» его, то у него развиваются злость и чувство «небезопасности». Чем чаще ребёнок попадает в такие ситуации, когда фрустрируются его базовые, «врождённые», потребности, тем больше вероятность формирования агрессивности и тревожности как устойчивых личностных качеств [28, с. 117]. В настоящее время понятие «агрессивность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска. Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения данного понятия. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала ХIХ века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий [35, с.134]. Существует множество определений агрессии. Так, в словаре под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского «агрессия» определяется как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.» [16, с. 377]. На понимание агрессии в психологии существует две точки зрения. Некоторые исследователи понимают агрессию как одну из форм поведения, другие — как психическое состояние. Большинство представителей бихевиоризма исследовали агрессию именно как поведение и рассматривали ее как одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие психические состояния. Подобной точки зрения придерживались А.Бандура, Л.Берковиц, Р.Бэрон [2, 4, 6]. Наряду с этим существует понимание агрессии как состояния. Так, М.Н.Заостровцева отмечала, что агрессию следует изучать не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя в соответствии с традиционной номенклатурой познавательный, эмоциональный и волевой компонент [10, с. 155]. Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации. Эмоциональный включает в себя, прежде всего, гнев в различных формах. Но не всегда, подчеркивает автор, агрессия вызывает гнев. Агрессивное состояние включает в себя и волевой компоненты. Сюда входит целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность. Агрессия или агрессивное поведение, считает М.Н.Заостровцева, всегда внешне выражено, а агрессивное состояние может быть открытым и скрытым [10, с. 167]. Определенное агрессивное состояние всегда предшествует агрессии, но не всегда агрессивное состояние проявляется в агрессивном поведении, т.е. агрессия и агрессивное состояние понятия неидентичные. Вместе с тем агрессия далеко не всегда является целенаправленным, осознанным действием. Так, Э.Фромм относит к агрессии все действия, причиняющие вред, ущерб [34, с. 455]. К.Крейхи также включает в понятие агрессии любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [17, с. 221]. Многие авторы включают в понятие агрессии преднамеренный и целенаправленный характер действий. Так, в определение агрессии Л.Берковиц включает только действия, содержащие в себе намерение обиды или оскорбления [4, с. 118]. Ю.Эрцтакже настаивала на включении мотивационных факторов в определение агрессии [21, с.102]. Р.Бэрон, Г.Паренс определяют агрессию как «любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [6, 25]. О.Малешкевич также понимает агрессию как «поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку. Если причинение вреда не является целью, то это не агрессия» [21, с. 109]. Таким образом, одни авторы включают в понятие агрессии все действия, причиняющие вред, другие под агрессией подразумевают только осознанные, целенаправленные действия. Однако, по-видимому, ни ту, ни другую точку зрения нельзя считать исчерпывающей. Нельзя любое действие, причиняющее вред, относить к агрессивным, в то же время агрессивные действия не всегда осознанны, поскольку иногда агрессия имеет целью достижение определенного результата, а не причинение вреда, то есть носит инструментальный характер. Наиболее точное понимание агрессии предлагает М.Г.Ярошевский. Здесь агрессия понимается как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» [16, с.72]. Такое понимание агрессии охватывает все формы мотивированного поведения, как осознанные, так и неосознанные. Наряду с деструктивной существует множество видов и вариантов агрессии. Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха. Э.Г.Абакарова утверждает, что агрессивность - это «черта личности, либо кратковременное эмоциональное состояние, которое проявляется в открытой злобе, недовольстве, стремлении к самоутверждению за счет других. Агрессивность предполагает действие напролом, грубое преследование собственных целей, неуважение к чувствам и эмоциям других людей» [1, с. 146]. Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному, можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии [1, с. 147]. В основе первой лежат проявления агрессии, второй - механизмы агрессивного поведения. Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты. Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому. Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути: - совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении; - восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры. Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то, и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь. Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется, и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей. Таким образом, тревожность - это психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями. Агрессивность - это черта личности либо кратковременное эмоциональное состояние, которое проявляется в открытой злобе, недовольстве, стремлении к самоутверждению за счет других. Агрессивность предполагает действие напролом, грубое преследование собственных целей, неуважение к чувствам и эмоциям других людей. ? 1.2. Особенности проявления тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста В последнее десятилетие интерес к проблеме детской тревожности и агрессивности значительно возрос. В отечественной психологии интенсивно разрабатывается данная проблема. Рассмотрим некоторые особенности проявления детской тревожности и агрессивности. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями тревоги и беспокойства, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудач и их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»). Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены, отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы). Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Н.П.Сазоновой находится неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью[29, с. 112]. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Нередко родители усиливают «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми. Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом, и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, переступить жесткие рамки. Говоря о жестких рамках, имеются в виду ограничения, установленные педагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх, в деятельности, на прогулках и т. д.; ограничение детской непосредственности на занятиях, пресечение детской инициативы. К ограничениям можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может препятствовать авторитарный педагог. Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно. Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно - мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае старый призыв к воспитателю воспитать, прежде всего, себя звучит чрезвычайно уместно. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок напоминал настороженного и пугливого зверька, взгляните честно на самих себя: не у вас ли он перенял такую манеру. Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой и у детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены в целом оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают, чего они хотят добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставятся разнообразные задачи, которые он должен решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей. Справиться со всеми задачами ребенку не всегда по силам, а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил какое-то упущение, за которое последует неодобрение и порицании. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом - общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов [14, с. 205]. Ю.В.Егошкин в своем исследовании детей дошкольного возраста выявляет особенности агрессивного поведения и способы его коррекции [9, с.135]. Агрессивное поведение рассматривается как один из типов реагирования на фрустрацию (обман, неудачу и т.д.). На основе данного понимания причин агрессии предлагается и способ ее преодоления, которая, по мнению автора, должна строиться на основе учета реакции ребенка на любой с его точки зрения негатив. Фрустрация не является единственной причиной агрессии, и коррекция здесь направлена лишь на следствие, а не на причину ее возникновения. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста стала предметом исследования О.Н.Истратовой [12, с.192]. Агрессия в данной работе понимается как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения. Автор указывает множество причин проявления агрессии у детей и рассматривает наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессии в дошкольном возрасте. По мнению автора, агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях, связанных с жизнедеятельностью ребенка в социуме. В работе показано, что причины проявления агрессии у детей дошкольного возраста множественны, но наиболее существенными являются cспецифические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в семье и в других социальных образованиях. В качестве источника агрессивного поведения рассматривается неудовлетворенность потребности в признании и, как следствие, нарушение взаимоотношений ребенка со значимыми лицами. Автор выделяет несколько причин возникновения агрессивности у дошкольника: отсутствие потребности в общении, низкий социальный статус, неуспехи в деятельности со сверстниками, неудовлетворенность потребности в признании. Улучшение социальной ситуации развития через формирование положительных установок в общении со сверстниками, как считает автор, способствует снижению агрессивных проявлений в поведении дошкольников. На мой взгляд, понимание причин агрессии лишь как результата лишения некоторых потребностей слишком узко, так как далеко не все дети с неблагоприятной социальной ситуацией развития отличаются агрессивным поведением, а некоторые в благоприятной социальной ситуации проявляют агрессию. Особенности проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте стало предметом исследования в работе Егошкина Ю.В. [9, с. 139]. Здесь агрессия также рассматривается как способ неадекватного реагирования ребенка на конфликтную ситуацию, то есть ситуацию фрустрации, с применением социально неприемлемых средств ее разрешения. Выделяются условия, провоцирующие агрессию: эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада, социальная некомпетентность, особенности регуляции поведения, подражание агрессии. Все это, по мнению автора, приводит к формированию агрессивности как относительно устойчивой черты личности. В данной работе предложены способы коррекции, основным из которых является воспитание социально-приемлемых способов разрядки избыточной энергии аффективных состояний гнева, фрустрации. Как можно видеть, в данной работе в качестве основной причины агрессии также выступает фрустрация.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
1750 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 78 страниц
1950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg