1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
1.1 Сущность, содержание и инструменты бережливого производства.
В настоящее время все больше компаний становятся сторонниками идеи бережливого производства. Бережливое производство, в свою очередь, является одним из важнейших элементов системы управления предприятием. Эта концепция направлена на повышение качества продукции, разумное сокращение запасов, развитие персонала, создание гибкого производства, способного быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия.
Бережливое производство ("бережливое" (ling) в переводе с английского означает "бережливое, обезжиренное, тонкое"). В России "Бережливое производство" переводится как "бережливое производство". Понятие "бережливое производство" основывается на постоянном стремлении сократить все виды потерь, и важным аспектом бережливого производства является вовлечение всех сотрудников организации в процесс изменений и максимальная ориентация на потребителя [2].
Бережливое производство, прежде всего, ориентировано на ценностный показатель для потребителя. С точки зрения потребителя, продукт или услуга приобретает ценность непосредственно в процессе переработки или производства. Поэтому основная идея бережливого производства заключается в устранении всех видов потерь. Убытки ("муда") - это деятельность, которая не добавляет стоимости.
В соответствии с концепцией "Бережливость", вся работа компании может быть разделена на две группы:
1) операции и процессы, повышающие ценность продукта;
2) операции и процессы, которые не создают добавленной стоимости для продукта.
С точки зрения Бережливого производства, все, что не добавляет добавленной стоимости, является потерей и, следовательно, должно быть устранено.
Обычно существует семь основных видов убытков, которые не приносят пользы производственным и бизнес-процессам. Такие виды потерь могут возникнуть на любом предприятии и не только в производстве, но и, например, при разработке нового продукта или принятии и размещении заказов и так далее. [3].
Японский инженер и предприниматель Тайичи Оно (Taiichi Ono) выделил семь видов потерь:
1) перепроизводство;
2) ожидание (потеря времени);
3) чрезмерная транспортировка или перемещение;
4) переработка: ненужные операции по переработке продукции;
5) избыточные запасы;
6) лишние перемещения: все лишние перемещения, которые сотрудники делают в процессе работы;
7) дефекты, изменения, брак.
Джеффри Лейкер, профессор промышленной инженерии Мичиганского университета, который изучал производственную систему Toyota, определил восьмой тип потерь: нереализованный человеческий потенциал. Под этим он понимал потерю идей, способностей, навыков, опыта из-за небрежного отношения руководства к персоналу [4].
Выявлены также два других источника потерь:
1. "Мура" - ухабистый. Неравномерное выполнение работ возникает из-за неравномерного спроса, неравномерного плана производства или неравномерной скорости выполнения работ.
2. "Мури" - это перегрузка. Перегрузка людей или оборудования по сравнению с обычной нагрузкой. Перегрузка происходит из-за неравномерности. Если не выровнять нагрузку, то в какой-то момент производственные объекты простаивают, а в какой-то момент, наоборот, перегружаются.
Дж. Вумек и Д. Джонс определяют сущность бережливого производства в виде пяти принципов [5]:
1) Определение стоимости продукта.
2) Определение потока создания стоимости.
3. обеспечение непрерывного потока продукта создания стоимости.
4. Создание тягового производства. (продукт "вытягивается" потребителем, не навязывается изготовителем).
5. Стремление к совершенству. Кайдзен (кайдзен) - постоянное совершенствование производства.
Могут быть выделены и другие принципы:
Отличное качество (производство без дефектов, благодаря выявлению и решению проблем при их возникновении).
2. Гибкость.
3. Установление долгосрочных отношений с клиентом.
Исходя из вышесказанного, для создания экономичной производственной системы недостаточно найти и устранить все виды потерь, поскольку концепция "Бережливого производства" включает в себя не только сокращение потерь, но и постоянное совершенствование всех операций и процессов компании за счет максимизации человеческого потенциала сотрудников.
Кроме того, для эффективного и правильного использования концепции Бережливого производства необходимо изучить все компоненты концепции Бережливого производства (рис. 1.1.1).
Концепция управления "Бережливым производством" предполагает переход от массового производства к изготовлению по индивидуальному заказу. Предприятие должно создавать ценности, которые будет приобретать потребитель, а конкурентоспособность достигается за счет качества и скорости выполнения заказов.
1) Бизнес-концепция (потоки заказов трансформируются в потоки продуктов). В результате реализации бизнес-концепции, во-первых, растягивается производственная система, компания занимается производством на заказ. Во-вторых, компания стремится создать единый поток заказов и производства. Концепция в целом направлена на создание гибкого производства, это делается за счет стандартов и сокращения времени переналадки.
2. Экономическая философия Концепции Бережливого Управления.
Экономическая философия концепции включает в себя 14 принципов. Но недостаточно просто запомнить 14 пунктов, чтобы заставить компанию работать. TPS - это, прежде всего, определенная философия. Потому что правильный процесс рано или поздно автоматически приведет к правильному результату.
Итак, давайте перечислим эти принципы экономической философии ниже:
1. Преимущество долгосрочной перспективы: Теперь вы можете потерпеть поражение, чтобы достичь большой отдаленной цели.
2. Производственный поток всегда должен быть непрерывным.
3. Канбан: производство организовано по системе "точно в срок", без промежуточных запасов.
4. Хейзунка: производственная нагрузка равномерно распределяется по всему процессу.
5. Andon и Jidoka: автоматическая остановка производства в случае сбоев, обнаруженных дефектов, с целью исправления недостатков системы.
6. Хранение накопленных знаний: то, что было достигнуто, должно стать стандартом.
7. Визуальный контроль: иногда простая лампочка важнее, чем весь монитор.
8. В производство можно внедрять только хорошо зарекомендовавшие себя технологии.
9. Необходимо воспитать в компании собственных лидеров, искренне преданных фирме.
10. Формировать и поддерживать рабочие команды, в которых каждый сотрудник лоялен к компании.
11. Уважать и развивать другие фирмы, такие как поставщики партнеров.
12. Хэнти Генбуцу: прежде чем принять ситуацию и принять решение, менеджер должен увидеть все своими глазами.
13. Немаваши: коллективные решения должны приниматься только после согласия большинства, но они должны выполняться немедленно.
14. Хансей и Кайдзен: Любой процесс в производстве и управлении может быть постоянно проанализирован и усовершенствован.
Рис.1.1.1. Составляющие Lean-менеджмента
3. Путь трансформации (лидерство - основа трансформации). Трансформация лидерства наиболее эффективна с точки зрения концепции Lean. Лидерство является способом контроля без принуждения. Для стабильных и непрерывных изменений, необходимо вовлечь лидеров в процесс трансформации. Компании должны поощряться и мотивироваться людьми с лидерскими качествами на всех уровнях организации, потому что скорость и успех трансформации во многом зависит от них.
4. Научно-производственная система (организационная структура, система управления, учреждения). Одной из наиболее важных частей Lean является упрощение. Концепция "Бережливость" направлена на сокращение иерархии в системе управления предприятием путем встраивания части функций в процессы или производство, путем делегирования части управленческих задач на уровни исполнителей процессов. Важно вовлекать в процессы совершенствования самих участников процесса, так как они больше всего заинтересованы в изменениях.
5. Персонал (культура, лидерство, мотивация, вовлеченность). Внедрение новой производственной системы предполагает изменение корпоративной культуры, а вовлечение в процесс усовершенствования всех сотрудников компании ускорит внедрение концепции бережливого производства и существенно сократит все возможные кадровые проблемы. [6]
6. Методы и инструменты. Таичи Оно писал, что производственная система Tayota стоит на двух столбах: "система Джидока" и "как раз вовремя". Система Jidoka - это производство по требованию, другими словами, производство начинается в конце: следующим шагом является запрос необходимых данных с предыдущего шага [7].
Бережливые инструменты и методы помогают предприятию повысить свою конкурентоспособность, эффективность бизнеса и качество продукции [8].
В бережливом производстве существует огромное количество методов, самые известные из них представлены в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Инструменты бережливого производства
Метод Суть и характеристика метода Цель метода
Метод Кайдзен Постоянное совершенствование Создание производственной системы без потерь
TPM (Total Productive Maintenance) -универсальное обслуживание оборудования» Метод ориентирован на наиболее эффективное использование оборудования за счет универсальной системы профилактического обслуживания Улучшение качества оборудования
Система 5S Метод включает в себя пять принципов организации рабочего места:
1) сортировка,
2) рациональное расположение
3) уборка,
4) стандартизация,
5) улучшение. Создание эффективного рабочего места
Система SMED Процесс перехода производственного оборудования с одной части на другую за наименьшее количество времени. Переключение занимает не более 10 минут. Принципы SMED применяются ко всем типам процессов. Быстрая замена
JIT (Just-In-Time - как раз вовремя). Система управления материалами, в которой необходимые материалы из предыдущей операции доставляются к следующей операции точно в срок и в необходимом количестве. Уменьшение объема незавершенного производства и объема запасов
Канбан («сигнал» или «карта») Метод управления производственной линией, который использует информационные карточки для перемещения продуктов или материалов на производственную линию или для передачи заказа на производство из одного технологического участка в предыдущий. Перемещение продуктов или материалов
Картографирование потока создания ценности Графическая диаграмма, отображающая поток материалов и информации и помогающая компании выявлять узкие места и разрабатывать планы по улучшению производственного потока. Выявление узких мест и разработка планов по улучшению производственного потока.
Визуализация это любое средство, информирующее сотрудника о том, как должен выполняться процесс. При использовании инструментов визуализации каждый может определить, на какой стадии находится система (процесс нормальный или отклонен от нормы). Позволяет определить, на какой стадии находится система
U-образные ячейки Суть метода заключается в уменьшении движения рабочего. При запуске нового производственного цикла оператор больше не тратит время на переход от последней стадии к первой. Экономия времени
Таким образом, бережливые инструменты и методы могут помочь российским компаниям трансформировать свое производство и приблизить наши предприятия к уровню зарубежных организаций. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность российских компаний и позволит им успешно развиваться в сложных изменяющихся рыночных условиях.
Рассмотрим историю Бережливого производства.
Основатель бережливого производства - Тайчи Оно. В 1943 году он начал работать в Toyota Motor Corporation, используя лучший мировой опыт. В середине 1950-х годов он начал создавать новую систему организации производства, позднее названную Toyota Production System или Toyota Production System (TPS). Система Toyota в западной интерпретации называлась "Бережливое производство", "Бережливое производство" или "Бережливое производство". [12]
Огромный вклад в развитие теории бережливости внес Сигео Синго, сторонник и помощник Тайичи Оно, разработавшего метод SMED. Ранее идеи Lean были выдвинуты Генри Фордом, но они не нашли отклика в бизнесе, потому что были слишком инновационными. [13]
Первоначально концепция бережливого производства использовалась в автомобильной промышленности, а затем была передана всем предприятиям с непрерывным производством. Позднее концепция бережливого производства была адаптирована к другим отраслям промышленности. Сейчас она используется в торговле, сфере услуг, здравоохранении и так далее. Бережливое производство вышло за рамки предприятия и включает в себя общение с поставщиками и потребителями, доставку и обслуживание.
В той или иной степени этой темой занялись разные страны, в том числе и Россия. Например, в СССР существовала система NET (научная организация труда). Научная организация труда (НЕТ) - это процесс совершенствования, основанный на достижениях науки и передовом опыте.
В настоящее время крупнейшие мировые компании успешно используют опыт компании Toyota: Boeing (США), Porsche (Германия), Instrum-rand (Россия) и др.