Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Черты личности современного педагога по физической культуре различных специализаций под воздействием профессии на основе типологического подхода профессиональных предпочтений

irina_k200 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.08.2020
Педагогическая профессия в обществе всегда занимала важное место, что отмечается в работах великих философов, педагогов, писателей, общественных деятелей. Ещё древнегреческий философ Платон говорил о тяжких последствиях недобросовестного отношения к своим обязанностям воспитателя детей – «в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» . О подвижническом характере педагогической профессии свидетельствуют примеры жизни видных педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинского. Подчеркивал высокую социальную роль учителя в обществе и основоположник русской педагогической школы К.Д. Ушинский: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» . О ведущей роли личности педагога говорят В.Г. Белинский («Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека») и Л.Н. Толстой («Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель») . Публицист Н.И. Новиков писал, что «может быть, никакое дело не требует столько доброй воли и такого беспрерывного беспокойства души, как должность воспитателя и учителя». Социально-нравственная роль учителя неизменно подчеркивается и в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры, происходит взаимопроникновение духовных ценностей с другими культурами. Отечественная система образования активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики, но в то же время, сталкиваясь с негативными чертами иностранных педагогических теорий и технологий. В современном информационном обществе на представителей подрастающего поколения обрушивается огромный поток информации, нередко формирующей искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль педагога как защитника и проводника нравственных ценностей, актуальных на протяжении столетий и характерных для нашего Отечества. Однако, в обыденном сознании труд учителя воспринимается как механическая, изнурительная, повторяющаяся из года в год ретрансляция знаний. На самом деле – это высокая и ответственная миссия, предназначение которой – способствовать самоопределению личности в культуре, утверждению человека в человеке. Именно учитель выступает ключевой фигурой всех реформ и модернизаций в системе образования, потому как невозможно создать чудодейственных педагогических систем без творческой, социально активной личности, способной свободно ориентироваться в меняющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образовательной среде.
Введение

Педагогическая профессия особенная, выделяемая из ряда других профессий, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное её отличие в двойственном характере педагогической деятельности: с одной стороны целью деятельности является становление и преобразование личности, а с другой – управление процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Ведущая задача педагога – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенностью профессии учителя является и исключительная динамичность, сложность и многообразие проявлений объекта его деятельности. Именно поэтому от учителя требуется наличие специальных знаний, умений и навыков . Функции педагога многообразны, однако следует отметить, что в традициях русской интеллигенции учитель никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский учитель – это просветитель, общественник, участвующий в многочисленных мероприятиях, поддерживающий неформальное общение со своими воспитанниками, осуществляющий руководство кружками или секциями. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологического напряжения – уникальная. Уникальность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире. В переводе с латинского «профессия» означает «объявляю своим делом», а словарь определяет её как «род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы» . Каждая профессия требует от человека определенных общих и специальных знаний, умений и навыков, свойств и качеств, которые приобретаются в процессе общего и специального образования, а также путем практической работы. Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности. Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных парадигм и ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные системы всех без исключения уровней. Всё это требует качественного обновления подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 – 7 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА………………………………………8 – 16 ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНЫЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА, ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………17 – 25 ГЛАВА 3. ИМИДЖ ПЕДАГОГА XXI ВЕКА………………………………26 – 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30 – 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………33 – 34 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………35
Список литературы

1. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. – М., 2005. – 192 с. 2. Болмосова Ю. Супервизия для начинающих // Управление школой – 2007. – № 23. – С. 12. 3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с. 4. Вершинина Н.А., Пискунова Е.В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО – 2012 – № 2 (31) – С. 46-51. 5. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000. – 236 с. 6. Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (19). - М., ГУУ, 2006. – С. 59-63. 7. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996. – 76 с. 8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000. 9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М., 1955. – 600 с. 10. Легко ли быть молодым педагогом // Учительская Газета – 19 ноября 2013. 11. Мезинов В. Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие – Елец, 2005. – 91 с. 12. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. ? М.: Педагогическое общество России, 2002. ? 268 с. 13. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого – 2015 – № 3. – С. 79-86. 14. Морозова Г.К. Современные требования, предъявляемые к личности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы. – С. 41 – 44. 15. Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования – 2016. – № 2. – С. 100-124. 16. Сафронов П.А., Сидорова К.Д. Субъективные инновации: педагогическое движение в условиях радикальных социальных изменений // Вопросы образования. – 2016. – № 3 – С. 224-237. 17. Современный словарь иностранных слов. – М., Изд-во «Русский язык». – 1993. – 740 с. 18. Скударева Г.Н. Профессиональное становление молодого учителя в современных социально-педагогических условиях//В мире научных открытий – 2012. – № 4. – С. 159-170. 19. Черниченко Б.А. Современный молодой учитель — от профессионального самоопределения до профессиональной устойчивости // Вестник Алтайского государственного педагогического университета – 2016 – № 3 – С. 10-14. 20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1974. – 317 с.
Отрывок из работы

Историография проблемы Любая профессиональная деятельность предполагает соответствие определенным требованиям тех, кто ею занимается. В процессе знакомства с литературой по теме исследования можно увидеть разные позиции ученых и представить всю широту требований, которым должен отвечать человек, выбравший делом своей жизни образование и воспитание детей. Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю. Впервые основные позиции этого вопроса четко сформулированы к учителю в наследии великого педагога Я.А. Коменского. Большое внимание требованиям к личностным качествам учителя уделяет в своих трудах К.Д. Ушинский, положения которого были преобладающими вплоть до ХХ века. В советской школе круг требований к труду и личности педагога наиболее активно был очерчен еще в 20-30-е годы ХХ века. Личность учителя рассматривалась как субъект, активно формирующий нормативное и предметное оснащение своей деятельности. Исследователи говорили о личностных качествах, которыми должен обладать советский учитель, анализировали наиболее типичные затруднения в педагогической деятельности; характер взаимоотношений педагога и учащихся в условиях новой школы; сущность педагогической работы, требования, предъявляемые ею к психофизическому аппарату мышления учителя и т.д. Неоднократно обращалась к вопросу о личностных и профессиональных качествах учителя Н.К. Крупская. Важнейшими качествами представителей этой профессии она считала любовь к детям, педагогическую увлеченность, уважение к личности ребенка, знание предмета, умение передать свои знания, необходимость учета своеобразия личности ребенка, его возрастных особенностей, психологическую проницательность и наблюдательность, педагогическое мастерство. Обновление интереса к вопросу личности педагога произошло в 1960-е годы благодаря исследованиям, возглавляемым Н.В. Кузьминой, А.И. Щербаковым, В.А. Сластениным. В науке широко известны исследования Н.В. Кузьминой, которая выделила в структуре педагогической деятельности пять компонентов (гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный) и А.К. Марковой, которая соотнесла педагогическую деятельность с умениям, выделив десять групп педагогических умений . Психолог В.А. Крутецкий предлагает свою структуру профессионально значимых качеств личности и умений педагога, которые выстраивает в следующем порядке: 1. Мировоззрение личности (воспитатель должен иметь высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное – любовь к другим людям); 2. Положительное отношение к педагогической деятельности (педагогическая направленность личности, педагогические склонности); 3. Педагогические способности; 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки (как в области преподаваемого предмета, так и в технологии обучения). Исходя из понимания функционала этой деятельности, была разработана профессиограмма педагога, включающая в себя четыре раздела: свойства и характеристики личности учителя; требования к психолого-педагогической подготовке; объем и состав специальной подготовки; содержание методической подготовки по специальности. Она иллюстрирует идеальную модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец, эталон, в котором представлены: основные необходимые качества личности, а также знания, умения и навыки, способствующие выполнению функций учителя. Одновременно это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика профессии. Все исследователи занимают разные позиции, однако сходятся в одном: педагогическая профессия – одна из самых постоянных, известных и востребованных на протяжении многих столетий. Она влияет на все остальные профессии, так как они осваиваются в результате целенаправленной педагогической деятельности. Быстро меняющийся современный мир одновременно преобразует и социально-педагогические функции учителя и требования к нему. Педагог теперь трансформируется из традиционного «предметника» в организатора социальных процессов, формирующих личность школьника. Сегодня цель школы – не просто передача новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие способностей растущего человека. На смену традиционным взглядам приходит новая педагогическая система, и в этой связи требования, предъявляемые обществом к личности учителя, меняются, отражая обновленные содержание и структуру его профессиональной деятельности. Таким образом, важная роль личности педагога для осуществления педагогической деятельности не вызывает сомнения, однако, несмотря на существующие разработки, проблема изучения современных требований к профессиональным и личностным качествам человека, избравшего для себя педагогическую профессию, является на сегодняшний день неоспоримо актуальной и достаточно интересной. Актуальность данной проблемы позволяет нам определить объект, предмет и цель нашего исследования. Объект – личностные и профессиональные качества современного педагога. Предмет – требования, предъявляемые обществом, к личности педагога в современных условиях. Цель – рассмотреть комплекс требований, предъявляемых современным обществом к представителям педагогической профессии. Для реализации цели исследования были определены следующие задачи: 1. Обозначить основные способности и уровень профессиональной компетентности, необходимые для успешного овладения педагогическими профессиями. 2. Рассмотреть человеческие и личностные качества педагога, определить их роль в профессиональной деятельности. 3. Проанализировать и выделить основные требования, предъявляемые к внешнему облику современного учителя. Для решения поставленных задач исследования были использованы преимущественно теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов и передового опыта, кроме того применялось наблюдение за работой лучших педагогов во время педагогической практики. Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, приложения. ? ГЛАВА 1. Современные требования общества к уровню профессионализма педагога Педагогическая деятельность предполагает выполнение большого набора функций, а значит, в ее осуществлении крайне важны специальные способности, определяющие во многом результативность деятельности, а значит профессионализм. К личности педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, которые не обязательны для педагога, но делают его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Но, тем не менее, для овладения педагогической профессией «оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности» . Среди требований, предъявляемых к личности педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного типа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог. Очевидно, в первую очередь следует выделить такие базовые требования, которые предъявляются к представителям практически любой профессии. Это – высокий профессионализм, мастерство. Вне всяких сомнений, настоящий учитель – это учитель, знающий свой предмет в совершенстве, любящий свой предмет и умеющий интересно, доступно объяснить его своим ученикам: «профессионализм, знание предмета, умение отобрать интересные современные формы работы и использовать то, что предлагает сегодня современная педагогика, современная педагогическая технология, современная наука, именно эти качества должны быть у современного педагога» . В наши дни широкое применение, как в теории, так и на практике, имеет понятие «компетентность». Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия исследователи включают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим и (или) администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике . То есть единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности. Безусловно, центральным документом, касающимся личности учителя, в современном российском обществе является профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н. Внедрение его пока не произошло и отнесено до 2019 года. Однако, это – перспективный документ, который определяет основные требования современного общества к педагогической профессии. Итак, профессиональный стандарт, во-первых, предусматривает введение ФГОС, во-вторых, он отвечает на реальные вызовы времени: уже сегодня мы имеем дело с усложненным контингентом учащихся, в частности уже обучаются дети с ОВЗ, набирает обороты идея инклюзивного образования, а это значит, что в первом классе будут сидеть и здоровые дети и дети-инвалиды. В большинстве случаев учителя не подготовлены к таким ситуациям. Кроме того, уже сегодня значительная часть детей, которые находятся в классе, говорят на другом языке, а русский язык для них не родной. В таких условиях «центр тяжести при подготовке введения стандарта должен быть сосредоточен на подготовке и переподготовке учителей». Проанализировав стандарт, мы сформулировали некоторые действительно новые требования к профессиональным компетенциям современного учителя. Особо подчеркнем, эти качества требуются от любого педагога, независимо от преподаваемого предмета. В их перечень входит: 1. Знания и умения реализовать задачи ФГОС. 2. Умения и навыки работы с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами и одаренными детьми. Владение методами и технологиями инклюзивного образования. 3. Владение технологиями работы с детьми, для которых русский язык не родной. 4. Умение совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации, инструменты перевода, произношения. 5. Умение формировать у учащихся метапредметные компетенции. 6. Владение ИКТ-компетенциями. 7. Умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями. 8. Особые требования к компетенциям учителя возникают в связи с переводом школ на работу в одну смену. Освобождающаяся вторая половина дня не только у учащихся, а у самой школы ставит обязательную к решению задачу рационального использования освободившихся от учебной деятельности помещений и наиболее эффективной организации занятости самих учащихся. При подготовке учителя необходимо формировать у него знания, умения, способности организовать внеурочную деятельность школьников, причем не только в форме кружков, секций и пр. Кроме новых требований, предъявляемых к личности учителя современным обществом и объединенных общим понятием «профессионализм» существует и целый набор профессиональных педагогических умений, необходимых для эффективного выполнения задач, которые ставит государство и школа перед педагогом. В.А. Сластенин, говоря о структуре профессиональной компетентности педагога, не просто выделяет педагогические умения, а объединяет их в четыре группы: • умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, то есть изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач; • умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации); • умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-психологические, организационные, валеологические и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развивать его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекта воспитания; организовывать совместную деятельность и т. д.; • умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, то есть осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач . Содержание теоретической готовности проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Аналитические умения предполагают наличие умений анализировать, осмысливать каждый элемент педагогического явления, находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности и применять их на практике, вести диагностику и формулировать приоритетные педагогические задачи, находя оптимальные способы их решения. В свою очередь, прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся; оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом и требует от учителя овладения такими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др. Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности, определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей; планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью и другие. Планирование требует от педагога овладения рядом узкометодических умений, которые обычно приобретаются в практической деятельности. Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. При анализе собственной деятельности педагог должен определить адекватность и эффективность принимаемых педагогических решений, используемых методов, приемов и средств педагогической деятельности, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания, а также целостный опыт своей педагогической деятельности и его соответствие критериям и рекомендациям, предлагаемым современной наукой. К группе общепедагогических организаторских умений относят мобилизационные, информационно-дидактические, развивающие и ориентационные умения. И если мобилизационные умения состоят в способности привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению, формировать потребности в знаниях, учебные навыки и активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности, то информационно-дидактические умения предполагают умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса. А значит доступно с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал, логически правильно выстраивать процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимися, эффективно использовать ТСО, оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ обучения учащихся. Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) и создание специальных условий для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся, стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений, а также индивидуальный подход к учащимся. Ориентационные умения учителя связаны с формированием морально-ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науке, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности. Взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники объединены термином «коммуникативные умения» . Умение понимать других людей (перцептивные умения), проявляющееся на начальном этапе общения является жизненно необходимым для учителя, который осуществляет общение и взаимосвязь учащихся, учителей и родителей. Для реализации этих умений на практике необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у человека представления о самом себе, что он принимает в себе, что не принимает (основы Я-концепции личности). В. А. Сластенин представляет совокупность перцептивных умений как следующий взаимосвязанный ряд. Это умения: адекватно воспринимать партнера по общению, глубоко проникать в личностную суть других людей, по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям, видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека и тому подобные. Данные о других людях, полученные в результате перечисленных выше перцептивных умений, могут стать предпосылками успешного педагогического общения на всех этапах педагогического процесса. Считается, что собственно умения педагогического (вербального) общения связаны с привлечением к себе внимания, с установлением психологического контакта с классом, с управлением общением в педагогическом процессе, с установлением эмоциональной обратной связи в процессе общении. Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л. И. Рувинскому). Она предполагает совокупность двух групп умений: а) группа умений, связанная с управлением своим поведением (мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией); б) группа умений, связанных с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением, организацией КТД). Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, являются профессионально-ценностные ориентации, понимаемые как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Самоопределение учителя обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего, с детьми . Своеобразным «ядром» личности учителя выступает профессиональное самосознание, понимаемое как процесс осознания и переживания субъективной значимости развития и личностного роста ученика как решающего условия собственной самореализации в педагогической профессии, обеспечивающий взаимосвязь и согласованность её ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов. Труд педагога, объективно требует от него профессиональной мобильности и динамизма. Каждый учитель имеет право на индивидуальность, на инициативу, на свой собственный педагогический почерк, и это становится возможным, если у учителя всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразованию профессиональной деятельности. Поток информации о фактах, открытиях, концепциях стремительно растет во всех отраслях знаний, и чтобы на высоком уровне выполнять свои профессиональные функции, учитель должен постоянно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-созидателем. Учитель в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога-экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя. Такому специалисту по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. По-иному необходимо оценить и профессиональные компетенции учителя как предметника: сегодня недостаточно научить ученика учебному предмету, важно научить его использовать знания по предмету для оценки реальных жизненных ситуаций. Сегодня для учителя быть хорошим предметником мало. Учитель – фигура социального характера, он – сподвижник, соучастник жизни педагогического коллектива, являющегося педагогическим сообществом. В то же время соучастник деятельности и более крупного сообщества – школьного коллектива, объединяющего педагогов, учеников, администрацию школы и родителей учеников. Современный переход от парадигмы «образование один раз и навсегда» к парадигме «множественного образования» . Это один из немаловажных индикаторов готовности учителя работать в новой формации – «новый учитель», или «учитель XXI века». Учитель должен не просто постоянно учиться, он должен в каком-то смысле опережать время. Успех профессиональной деятельности учителя во многом зависит от педагогических способностей. Н.В. Кузьмина дает такое определение педагогических способностей: «это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого». Автор выделяет три группы способностей: конструктивные, коммуникативные и организаторские. Они повышают эффективность деятельности учителя. Педагогические способности не даны в готовом виде до и вне развития, не являются изначально данными и неизменными свойствами индивида. Они формируются в процессе его профессионального воспитания. В настоящее время в психолого-педагогической литературе к педагогическим способностям относят: - коммуникативные – способность к общению, сотрудничеству; - дидактические – способность объяснять, передавать знания, обучать; - организаторские – способность вовлечь учащихся в различные виды деятельности, вызвать к ним интерес; - конструктивные – способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов; - гностические – способность к познанию, получению удовольствия от процесса познания; - прогностические – способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности; - перцептивные – способность проникать во внутренний мир ребенка, понять его состояние; - экспрессивные – способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой. Перечисленные выше способности можно дополнить следующими: способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека); способность к рефлексии; способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания; креативность; способность к творчеству; экстравертность (раскрытость на общение с людьми).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg