Глава 1. Основы формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
1.1. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие
Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
По мнению З.И. Икуниной, на этом жизненном этапе продолжается
совершенствование всех сторон речи ребенка.
Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.
Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.
С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.
Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.
Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:
-сочувствию и сопереживанию;
-умению представить, что ощущает другой;
-сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
-пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.
Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему.
Поскольку тема курсовой работы связана с коммуникативной деятельностью детей, следует уточнить такие основные понятия, как «коммуникативная деятельность», «коммуникация», «общение».
Толковый переводоведческий словарь определяет понятие «коммуникативная деятельность» как «вид деятельности, состоящий в производстве и восприятии новых знаков и обеспечивающий специфическую смену между экстериоризацией (проявлением) духовной деятельности и обратным превращением экстериоризованной духовной деятельности в содержание сознания» [13, с. 80].
Коммуникативная деятельность помогает нам раскрыть психологическую природу общения. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Таким образом, люди узнают о себе и об окружающих. Но сама коммуникативная деятельность играет в этом отношении особую роль, т.к. она направлена непосредственно на другого человека, и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.
Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.
В процессе человеческой коммуникации используется вербальная и невербальная знаковые системы. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями, а невербальной: жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.
Суть коммуникации – не простое взаимное информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание.
1.2. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста
Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.
Важную роль в жизни каждого человека играет коммуникация.
Необходимость раннего формирования положительного опыта коммуникации детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.
Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
Формирование межличностных коммуникаций у дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
Дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важной коммуникация как с взрослыми, так и со сверстниками.
Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.
Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли коммуникации, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются.
Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми.
Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностным коммуникациям со сверстниками.
В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), «коммуникации детей дошкольного возраста развиваются на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к коммуникации у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом коммуникации ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Коммуникация со взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению» [8, с. 227].
Всё, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно.
Трудности в становлении межличностных коммуникаций детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше коммуницировать со взрослыми и сверстниками, а ведь коммуникация в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностных коммуникаций ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как ребенок чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностных коммуникациях.
Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать коммуникацию с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты коммуникации с другими.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования коммуникативных умений дошкольников, мы уточнили понятие «коммуникация». Коммуникация – процесс взаимодействия ребенка с другими детьми и со взрослыми с использованием речевых средств для вступления в коммуникацию, её поддержки, проявления инициативы в коммуникации и учета состояния партнера по коммуникации.
Исходя из вышесказанного, можно выделить коммуникативные умения, которые соответствуют уровню развития ребенка дошкольного возраста:
- умение вступить в коммуникацию;
- умение поддержать коммуникацию со взрослым;
- умение поддержать коммуникацию с ребенком;
- умение проявлять инициативу в коммуникации;
- умение учитывать состояние партнера по коммуникации.
На развитие данных коммуникативных умений и будет направлена вторая часть нашей работы.
Глава 2. Методы развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
2.1. Методы развития коммуникативных способностей
Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Что же это за особенности личности:
А. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
Б. Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя:
1.умение слушать собеседника,
2.умение эмоционально сопереживать,
3.умение решать конфликтные ситуации.
В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.
На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, был выведен список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:
-Нужно ли делиться игрушками с детьми?
-Ты всегда стараешься так поступать?
-Почему?
-Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
-Почему?
-Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
-Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
-Как нужно попросить взрослого о помощи?
-Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?
Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:
Желание вступать в контакт:
Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.
Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.
Умение организовать общение:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.
Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:
Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.
Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».
Общий балл:
Высокий уровень –15 - 18 баллов;
Средний уровень – 10 - 14 баллов;
Низкий уровень – 6 - 9 баллов.
Чтобы дошкольники чаще общались со своими сверстниками и взрослыми, необходимо на занятиях применять различные виды деятельности для развития коммуникативных умений (Приложение 1).
В качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения, используются следующие:
-рассматривание рисунков и фотографий;
-свободное и тематическое рисование;
-упражнения подражательно-исполнительного характера;
-моделирование и анализ заданных ситуаций;
-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;
-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские.
В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы.
Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:
Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.