Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие коммуникативных умений в дошкольном возрасте

irina_k200 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.08.2020
Цель исследования: теоретически обосновать и подобрать эффективные методы, направленных на развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: методы, направленный на развитие коммуникативных умений дошкольников. Задачи исследования: 1. Определить теоретические основы исследования. 2. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников. 3. Изучить и выявить наиболее эффективные методы, направленные на развитие коммуникативных умений дошкольников. Структура работы: в работе представлены: введение, две главы, заключение список литературы.
Введение

Актуальность исследования. Коммуникация – одна из ключевых психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Отношения с другими людьми зарождаются, формируются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве [10, с. 26]. Обладание коммуникативными умениями позволяет ребёнку грамотно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию. Таким образом, формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста - это одна из важнейших задач дошкольного обучения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Основы формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 5 1.1. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие 5 1.2. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста 7 Глава 2. Методы развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста 11 2.1. Методы развития коммуникативных способностей 11 2.2. Игры, направленные на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста 16 Заключение 22 Список литературы 24 Приложение 26
Список литературы

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015, с.213. 2. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2017, с. 146. 3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2015, с. 376. 4. Гавриушкина О. П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников // Ребенок в детском саду. 2015, с. 231. 5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2017, с. 379. 6. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие общения у дошкольников. – М., 2016. 7. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 2017, с. 189. 8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А. Г. М.: Институт практической психологии, 2016, с.381. 9. Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр. / Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научнопрактической конференции, Часть I. – М., 2015, с. 335. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования Российской Федерации. – Москва: 2013. 11. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. – М., 2016, с. 254. 12. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2016, с. 289. 13. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь/Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 320 с. 14.Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Чернобровкина С.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74285.html. 15. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpropanika.ru%2Fpsihologiya%2Fosobennosti-psihologii-detej-doshkolnogo-vozrasta%2F 16. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry
Отрывок из работы

Глава 1. Основы формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 1.1. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. По мнению З.И. Икуниной, на этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях. Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать. С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого. Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись. Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта: -сочувствию и сопереживанию; -умению представить, что ощущает другой; -сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами); -пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому. Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему. Поскольку тема курсовой работы связана с коммуникативной деятельностью детей, следует уточнить такие основные понятия, как «коммуникативная деятельность», «коммуникация», «общение». Толковый переводоведческий словарь определяет понятие «коммуникативная деятельность» как «вид деятельности, состоящий в производстве и восприятии новых знаков и обеспечивающий специфическую смену между экстериоризацией (проявлением) духовной деятельности и обратным превращением экстериоризованной духовной деятельности в содержание сознания» [13, с. 80]. Коммуникативная деятельность помогает нам раскрыть психологическую природу общения. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Таким образом, люди узнают о себе и об окружающих. Но сама коммуникативная деятельность играет в этом отношении особую роль, т.к. она направлена непосредственно на другого человека, и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. В процессе человеческой коммуникации используется вербальная и невербальная знаковые системы. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями, а невербальной: жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Суть коммуникации – не простое взаимное информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание. 1.2. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место. Важную роль в жизни каждого человека играет коммуникация. Необходимость раннего формирования положительного опыта коммуникации детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. Формирование межличностных коммуникаций у дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста. Дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важной коммуникация как с взрослыми, так и со сверстниками. Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми. Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли коммуникации, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностным коммуникациям со сверстниками. В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), «коммуникации детей дошкольного возраста развиваются на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к коммуникации у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом коммуникации ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Коммуникация со взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению» [8, с. 227]. Всё, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно. Трудности в становлении межличностных коммуникаций детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше коммуницировать со взрослыми и сверстниками, а ведь коммуникация в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностных коммуникаций ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как ребенок чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностных коммуникациях. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать коммуникацию с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты коммуникации с другими. Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования коммуникативных умений дошкольников, мы уточнили понятие «коммуникация». Коммуникация – процесс взаимодействия ребенка с другими детьми и со взрослыми с использованием речевых средств для вступления в коммуникацию, её поддержки, проявления инициативы в коммуникации и учета состояния партнера по коммуникации. Исходя из вышесказанного, можно выделить коммуникативные умения, которые соответствуют уровню развития ребенка дошкольного возраста: - умение вступить в коммуникацию; - умение поддержать коммуникацию со взрослым; - умение поддержать коммуникацию с ребенком; - умение проявлять инициативу в коммуникации; - умение учитывать состояние партнера по коммуникации. На развитие данных коммуникативных умений и будет направлена вторая часть нашей работы. Глава 2. Методы развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста 2.1. Методы развития коммуникативных способностей Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности: А. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!"). Б. Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя: 1.умение слушать собеседника, 2.умение эмоционально сопереживать, 3.умение решать конфликтные ситуации. В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!"). Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей. На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, был выведен список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми: -Нужно ли делиться игрушками с детьми? -Ты всегда стараешься так поступать? -Почему? -Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился? -Почему? -Назови ласково маму, папу и других членов семьи. -Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?) -Как нужно попросить взрослого о помощи? -Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь? Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям: Желание вступать в контакт: Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками. Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью. Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения. Умение организовать общение: Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами. Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет. Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими: Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами. Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым. Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты». Общий балл: Высокий уровень –15 - 18 баллов; Средний уровень – 10 - 14 баллов; Низкий уровень – 6 - 9 баллов. Чтобы дошкольники чаще общались со своими сверстниками и взрослыми, необходимо на занятиях применять различные виды деятельности для развития коммуникативных умений (Приложение 1). В качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения, используются следующие: -рассматривание рисунков и фотографий; -свободное и тематическое рисование; -упражнения подражательно-исполнительного характера; -моделирование и анализ заданных ситуаций; -игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные; -творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские. В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы. Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия: Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg