1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Российской Федерации
1.1. Понятие органа государства и его признаки
Система органов государства составляют государственный аппарат, т.е. органов, через которые осуществляются государственная власть, функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные черты:
1. аппарат государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции и законах;
2. механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях;
3. государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
На механизм государства влияет состояние экономики, соотношение политических сил, цели, задачи, функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения. Государственный механизм можно назвать государственной властью. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный аппарат создает необходимые учреждения, с помощью которых проводятся в общественную жизнь, в поведение людей государственные решения.
Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. В одних случаях под государственным органом понимается «учреждение, выполняющие определенные задачи в той или иной области общественной жизни (здравоохранения, образования и др.). в других случаях государственный орган рассматривается как «составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению.
Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое. Каждый орган государства - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, обладающая следующими основными признаками.
Каждый орган государства - наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов, что отличает государственные органы от государственных учреждений и предприятий. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.
- образуется в установленном государством порядке.
- уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, например, согласно Конституции ПМР Арбитражный Суд ПМР является высшим судебным органом по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляется в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
? образуется в законодательном порядке, который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе
? является составной частью единой системы органов государственной власти государства.
? характеризуется определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).
? имеет территориальный масштаб деятельности.
Практическое выражение государственно-властные полномочия находят в издании органами государства от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях, также мер государственного принуждения. Каждый орган государства представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата , создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида деятельности.
Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:
1. Централизованно-сегментарная, в которой органами госу-дарственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на мес¬тах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в ус¬ловиях политической стабильности в стране;
2. Моноцефальная (лат. «моно» — один, «цефалс» — голова), в которой вся система государственных органов едина. Во гла¬ве ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государ¬ственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не орга¬ны местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора. Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильнос¬ти в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;
3. Монотеократическая, в которой сочетается единовластие гла¬вы государства, основанное на религиозных догмах, и длитель¬ное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разде¬ление властей и парламентаризм. Такая модель характерная для государств, провозглашающих ислам государственной ре¬лигией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
1.2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.
Все принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:
? общие принципы — относятся к государственному механизму в целом;
? частные принципы — распространяются лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
? Народовластие — данный принцип подразумевает под собой демократическую организацию государства и республиканскую форму правления, при которых многонациональный народ является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти;
? Гуманизм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом;
? Разделение властей — в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения властей назаконодательную (представительную), исполнительную и судебную;
? Федерализм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством и состоит из 89 равноправных во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти субъектов;
? Законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство;
? Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
? Принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
? Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
? Принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими , гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
? Принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов;
? Учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
? Принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;
? Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
? принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
? принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
К признакам государственных органов относится:
? Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами.
? Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.
? Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.
? Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.).
? Наличие материальной базы - бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.
? Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус.
?
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 . Виды классификаций органов государства.
Основания классификации государственных органов
1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):
? законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент) :
? исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);
? судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).
2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):
? федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);
? органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).
3. По порядку формирования:
? выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);
? назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).