1. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и основные направления социальной политики государства
Государственная политика охватывает не только наиболее принципиальные направления развития общества, но и конкретные задачи, которые стоят перед отдельны-ми сферами общественной жизни. В соответствии с этим выделяют: внутреннюю и внеш-нюю государственную политику, экономическую и социальную, политику по вопросам развития политической системы общества и государства, национальную и культурную политику, экологическую и оборонную. Часто прибегают и к более подробному делению, рассматривая, например, аграрную, техническую, демографическую, кадровую политику и т.д.
Все стороны общественной жизни взаимосвязаны, поэтому все вышеперечислен-ные направления политической деятельности государства взаимодействуют между собой. По этой причине, их разграничение достаточно условно. Но существует одно направле-ние, которое имеет отношение ко всем сферам потребностей и интересов людей, она называется социальная политика, т.е. политика обращенная с социальной сфере.
Социальная политика ? это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей насе-ления и реализуется через социальную сферу .
Объекты социальной политики: положение социальных групп и классов, наций и народностей, отдельных семей, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния, т.е. можно сделать вывод, что социальная политика достаточно емкое по-нятие. Она охватывает все стороны жизни людей, и должна: улучшать условия труда и быта, осуществлять принцип социальной справедливости, социальной защиты и гарантии населения, проблемы занятости, удовлетворять материальные и духовные потребности человека, совершенствовать национальные отношения и пр.
Основная цель социальной политики ? это повысить уровень и качество жизни граждан России стимулировав трудовую и хозяйственную активность населения, предо-ставить всем трудоспособным гражданам условия, позволяющие своим трудом обеспе-чить благополучие семьи. Но государство должно полностью сохранить свои обязатель-ства в социальной сфере перед нетрудоспособными гражданами, пенсионерами, инвали-дами и многодетными семьями .
В настоящее время, социальная политика в нашей стране не полностью выполняет те цели, которые были поставлены изначально, не разработаны механизмы ее реализации, и, как следствие, низкая эффективность проведения. Заявляется, что повышение народно-го благосостояния и социальное развитие общества, это главные цели государственной политики, но в реальной жизни это можно считать всего лишь постулатом, который не соответствует действительности. Это можно подтвердить низкий уровень жизни, даже в сравнении с развивающимися странами. Безработица только растет, причем даже среди высококвалифицированной рабочей силы, далеко не пенсионного возраста. Как следствие этого, резко снижается материальное благополучие население, стресс, рост преступности.
Через государственную социальную политику в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, который предполагает определенное выравнивание положения граждан, а также предоставление равных условий для всех слоев населения и создание системы социальных гарантий. Если рассматривать социальную политику с точки зрения функционирования экономики, то она играет двойную роль. С развитием общества и накоплением национального богатства, создать благоприятные социальные условия – это и есть главная цель экономической деятельности. Но в то же время, социальная политика сама является фактором экономического роста, т.к. экономический рост без роста благосостояния общества приведет к утрате стимулов к эффективной деятельности экономики.
Любое общество должно гарантировать своим гражданам получение определенных жизненно важных социальных благ. Социологи утверждают, что потребительское поведение людей ориентировано на получение «стандартного пакета» товаров и услуг, который представляет собой набор товаров и услуг, доступный среднему члену общества на данном этапе развития страны. В XX в. в промышленно развитых странах Запада все более распространялись концепции и доктрины, которые возлагали на государство задачу обеспечить такие права человека, как право на определенный стандарт благосостояния. «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. провозгласила право каждого человека на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» .
Наиболее важные приоритеты социальной политики государства в настоящее вре-мя: проблема охраны и защиты окружающей среды; создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; политика распределения доходов общества; социально-демографическая политика; проблема занятости и социальной защиты населения.
Социальная политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей:
1. Политика регулирования доходов населения
2. Политика обеспечения занятости
3.Политика социальных гарантий
4.Политика социальной защиты
5.Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Специфику системы доходов предопределяет первая структурная часть социальной политики – политика доходов.
Преодолеть бедность можно лишь в том случае, когда трудоспособные граждане будут иметь достаточный уровень заработной платы. В отношении трудоспособных граж-дан, социальная защита заключается в обеспечении возможности повысить своей благосо-стояние своим трудом, инициативой и предприимчивостью. Поэтому в нашей стране нужно принять меры, которые будут стимулировать инвестиции для товаропроизводителей для создания новых рабочих мест.
Одной из важных особенностей политики распределения доходов в должен про-изойти переход к системе социального партнерства.
Проводится политика доходов такими инструментами как: система налогов, льго-ты, дотации, субсидии, регулирование цен и др. Их конкретный выбор зависит от кон-кретно-исторических условий, модели развития, а также этапа переходного периода.
Следующая структурная часть социальной политики – это политика занятости, ко-торая отражает проблемы безработицы. Под этим понятием понимается система принци-пов и мер, направленные на обеспечение рациональной занятости населения, не противо-речащей законам данной страны, и которая направлена на удовлетворение потребностей субъекта и приносящая доход.
Политика социальных гарантий – еще одна структурная часть социальной полити-ки. Это совокупность принципов, форм и методов, которые использует государство в це-лях создания минимального пакета благ, необходимых для жизнедеятельности граждан. Под социальными гарантиями можно понимать комплекс социально-экономических пра-вовых условий, которые обеспечивают основные права членов общества при производ-стве, распределении и потреблении благ. Основные элементы системы социальных гарантий: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов, обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг, соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.
Главной формой установления социальных гарантий служат государственные ми-нимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утвер-ждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень га-рантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах:
-минимальный потребительский бюджет
- минимальная заработная плата.
Еще одна составляющая социальной политики, это политика социальной защиты. Под социальной защитой понимается система норм и мер, которые использует государ-ство для создания и регулирования социально – экономических условий, предоставляю-щие защиту гражданам в условиях социального риска.
Социальный риск – это риск возникновения таких обстоятельств в обществе, кото-рые могут нанести существенный ущерб гражданам, по независящим от них причинам, таких как инфляция, безработица, инвалидность и т.п.
Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система со-циальной защиты, представляющая совокупность форм и мер, которые обеспечат поддер-жание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуа-циях социального риска по объективным, не зависящим от них обстоятельствам.
Основные принципы, лежащие в основе политики социальной защиты: гуманность, адресность защиты, дифференцированный подход к социально-демографическим слоям и группам населения, гибкость систем, интеграция различных частей в единую систему, надежность ресурсного обеспечения проводимых мер.
Социальная защита может осуществляться в денежной и натуральной формах. В денежной форме представляет собой различные пособия, пенсии или субсидии. В нату-ральном же виде социальная защита реализуется в виде обеспечения одеждой, продуктами детских домов, предоставление бесплатных обедов в школах и т.п. В связи с изменениями социальных условий, появляются все новые методы социальной защиты, хоть они и так достаточно разнообразны. Основные методы, которые используются можно назвать следующие: социальная помощь, социальное страхование, социальное попечительство, социальная поддержка и социальное обслуживание.
Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно нахо-дящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные и т.п.).
Она осуществляется в разном виде, это может быть, всякого рода компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, а также медицинская помощь.
Социальное попечительство – один из методов социальной защиты. Это форма по-мощи, оказываемая в связи с появившейся потребностью, к примеру, если дети остались без родителей.
Под социальной поддержкой понимается способ социальной защиты граждан, до-ходы которых ниже прожиточного минимума.
Под социальным обслуживанием понимается способ социальной защиты населе-ния, оказавшегося в экстремальном положении, не способного к самообслуживанию. В этом случае используют социально-медицинские услуги на дому, социально-бытовые услуги и реабилитационные услуги.
Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов соци-альной услуги от размеров сделанных взносов. Эта система может быть как государствен-ной, так и частной. Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения. Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.
1.2 Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения
Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регу-лируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование. Система со-циального страхования – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализа-цию государственной политики в социальной сфере.
Существует 3 фонда в разных отраслях социального страхования. Они осуществ-ляют управление системой на государственном уровне. Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования – это единые центры в системе социальной защиты, которые координируют и контролируют деятельность территориальных управлений по субъектам федерации.
Особо важное место в экономической и социальной политике любого государства занимают вопросы пенсионного обеспечения граждан. В нашей стране уровень жизнь по-чти четверти населения страны зависит от пенсионных выплат. За последнее двадцатиле-тие в России было проведено 4 реформы в пенсионном законодательстве, 3 раза изменя-лось налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. Но при этом проблемы пенсионного страхования так и не были решены, и коэффициент замеще-ния (соотношение средней пенсии к средней заработной плате), остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система охватывает все население.
Современная организация пенсионной системы России вызывает ряд вопросов, требующих безотлагательного разрешения по вопросам пенсионного обеспечения населе-ния нашей страны. Следует констатировать, что отечественная пенсионная система, к со-жалению, не отвечает реалиям, сложившимся в рыночном хозяйстве и экономике страны в целом. Приемлемый и адекватный уровень пенсионных выплат служит индикатором социально–экономического развития публично–правовых образований, характеризует благополучие общества и благосостояние нации любого суверенного государства вне зависимости от его государственного устройства. Сегодня, затрагивая вопрос об уровне качества жизни нынешних пенсионеров, нельзя ни обратить внимание на сопутствующие проблемы, возникающие в смежных отраслях и сферах социально-экономического развития страны. Непременно требуют конструктивного решения вопросы в сфере организации труда населения (соотношение числа трудящихся и получателей пенсий, достоверный учет заработной платы, уклонение от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды), демографическая составляющая (старение населения), а также несовершенство законодательной базы. Накопительная составляющая отечественной пенсионной системы, реализуемая через институт негосударственных пенсионных фондов, согласно действующей пенсионной реформе призвана повысить качество и уровень жизни будущих пенсионеров. В этой связи существует объективная необходимость рассмотрения вопроса места и роли негосударственных пенсионных фондов в отечественной пенсионной системе страны. Одной из инфраструктурных основ функционирования отечественной пенсионной системы на сегодняшний день является институт негосударственных пенсионных фондов (НПФ), опосредующий процесс трансформации сбережений в инвестиции на финансовом рынке и, безусловно, призванный способствовать развитию накопительной компоненты в рамках обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Возросшая роль деятельности негосударственных пенсионных фондов в пенсионной си-стеме страны обусловлена наличием социально–экономического дисбаланса поколений трудящихся, причиной которого служит продолжающийся процесс старения населения, а также крайне низкий уровень пенсионных выплат, производимых в сфере государствен-ного пенсионного страхования.
Совершенствование форм социальной поддержки лиц пожилого возраста и даль-нейшее развитие отечественной пенсионной системы подразумевает формирование такого института пенсионных отношений, который отвечал бы современным условиям сложившейся действительности. На сегодня, следует констатировать, несмотря на десятилетний опыт функционирования системы негосударственных пенсионных фондов в части обязательного пенсионного страхования, накопительная составляющая пенсионной системы не является аналогом решения вопросов формирования достойных пенсий и, тем более, вопросов инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты для целей развития отечественной экономики. Достойное пенсионное обеспечение лиц пожилого возраста, неотъемлемым функционалом которых выступает институт негосударственных пенсионных фондов, служит залогом благополучия пенсионеров, основным источником доходов которых в реалиях сложившейся отечественной экономики, являются именно пенсионные выплаты. Финансовая стабильность НПФ, качественная актуарная оценка обязательств фонда, правовая стандартизация их деятельности и адекватность принятия управленческих решений в условиях неопределенности и сопряженности в связи с этим с различного рода рисками обуславливают степень и результаты развития отечественной пенсионной системы.
В современном законодательстве, касающемся индустрии негосударственных пен-сионных фондов, дается легальное определение НПФ, а также присваивается статус субъ-екта отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пен-сионному страхованию. Так, согласно ст. 3.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах субъектами отношений по НПО и ОПС выступают фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователиp. Участниками указанных отношений признаются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, принимающие участие в процессе организации НПО и ОПС.
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды, представляющие собой часть финансовой индустрии, а также часть социального механизма государства, отнесены на сегодняшний день к субъектам отношений по НПО и ОПС. Следует отметить правомерность и целесообразность присвоенного статуса, поскольку высокая значимость деятельности НПФ в отечественной пенсионной системе является неоспоримой. В рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения НПФ осуществляет аккумуляцию пенсионных взносов, ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения, определяет стратегию инвестирования средств пенсионных резервов для целей их формирования и последующего размещения. Изложенные функции фонда служат достижению одной из основных задач НПФ – назначение и выплата негосударственных пенсий участникам. Рассмотрим понятийный инструментарий, применяемый в сфере негосударственного пенсионного обеспечения при осуществлении деятельности НПФ.
Не стоит недооценивать роль института негосударственных пенсионных фондов: так, по оценкам специалистов, самый сильный потенциальный внутренний инвестор в условиях сложившихся реалий – негосударственные пенсионные фонды. Расширение спектра финансовых инструментов, предназначенных для инвестирования пенсионных накоплений, с внедрением инструментов, предполагающих инвестирование в инфраструктурные проекты, позволит повысить эффективность накопительной составляющей отечественной пенсионной системы. Для дальнейшего развития института НПФ необходимо продолжить внедрение системы добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного участия (системы софинансирования) и работодателей, ужесточить требования к финансовой устойчивости НПФ, установить требования к ежегодной гарантированной доходности по инвестированным пенсионным накоплениям, развивать систему консультирования населения по вопросам пенсионного обеспечения в части деятельности НПФ.
1.3 Негосударственное пенсионное обеспечение: опыт России и зарубежных стран
Развитие корпоративного пенсионного обеспечения является одной из приоритет-ных задач, которая входит в стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Рос-сийской Федерации на период до 2030 г. В настоящее время в России около 15% компа-ний на рынке уже внедрили у себя КПП, и эта тенденция только развивается, что свиде-тельствует о верном направлении к повышению уровня жизни будущих пенсионеров. В качестве примера предприятий с эффективным развитием КПП можно назвать такие рос-сийские компании, как ПАО «Лукойл», ОАО «НК "Роснефть», ОАО «Российские желез-ные дороги», ПАО «Северсталь», ПАО «Газпром», и ряд других.
В настоящее время в России главенствующие места занимают три корпоративные пенсионные схемы: паритетная, солидарная и схема именных пенсионных счетов.
При солидарной схеме корпоративная пенсия формируется за счет работодателя, а пенсионные взносы накапливаются на солидарном счете.
При индивидуальной схеме предполагается формирование корпоративной пенсии исключительно за счет работодателя, пенсионные взносы учитываются на индивидуаль-ном счете работника.
При паритетной схеме работник и работодатель долями участвует в формировании корпоративной пенсии.
Одним из самых важных вопросов при создании корпоративных и частных пенси-онных фондов является гарантия сохранности взносов. И от решения этого вопроса будет зависеть успешность корпоративной или частной пенсионной программы.
Сегодня Российская Федерация еще остается страной с относительно невысоким уровнем пенсионного обеспечения. По величине основного показателя эффективности пенсионной системы — коэффициента замещения, рассчитываемого как отношение сред-ней пенсии к средней зарплате, Россия находится в перечне стран с развивающимися эко-номиками или переходными экономическими режимами. Коэффициент замещения в Рос-сии в 2014 году составляет 38%, а средняя пенсия в сентябре 2014 года – 11144 рублей, то есть при коэффициенте замещения в 38% средняя пенсия составляет 165% от прожиточ-ного минимума пенсионера и всего лишь 125% от прожиточного минимума трудоспособ-ного населения (для сравнения ? в советский период в 1989 г. коэффициент замещения составлял около 55 % при среднем заработке, а при меньшей заработной плате достигал 75?100 %) .
Для сравнения приведем показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой (см. табл.2). В большей части стран, подобающий уровень жизни пенсионеров обеспечивается не только за счет государственной пенсионной системы. Как показывает обзор пенсионных систем в развитых странах, около 30% коэффициента замещения компенсируется за счет государственной пенсии, и от 30 до 40%, формируется в частных пенсионных системах . Таким образом, можно сделать вывод, что ориентир ставки замещения 70%, как в зарубежных странах, невозможен без личного участия каждого гражданина в своих в пенсионных накоплениях. Пенсионная система в России направлена именно на такую схему.
Таблица 2 – Коэффициенты замещения 2014 г.
В настоящее время в России функционирует пенсионная реформа, которая постро-ена на принципе самостоятельного планирования будущей пенсии. Государство, как и в большинстве развитых стран мира старается обеспечить лишь минимально необходимый уровень пенсионного обеспечения, так называемый базис, который будет не меньше 40% утраченной заработной платы. В то время как достижение более высокого уровня коэф-фициента замещения, прерогатива будущего пенсионера. По этой причине негосудар-ственному пенсионному обеспечению отводится такая важная роль в реализации данной задачи.
В сложившихся условиях негосударственные пенсионные фонды (НПФ) приобре-тают все большую популярность. Целью развития рынков негосударственного пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни граждан и обеспечение устойчивости всей пенсионной системы, которая будет осуществлять свою деятельность на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ как институционального инвестора. Вкладчики НПФ – это физические и юридически лица, которые производят уплату пенсионных взносов по пенсионным договорам в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Отрасль негосударственного пенсионного обеспечения в настоящее время активно развивается. Численность участников НПФ по сравнению с концом 90х годов возросла практически в 5 раз. За первую половину 2015 г. средства корпоративных и частных пен-сий (пенсионные резервы) выросли на 58 млрд .руб. (6,4%) до 958 млрд руб. Это чуть меньше, чем прирост за весь прошлый год (69 млрд). За 15 лет НПФ на добровольной ос-нове привлекли больше 6,6 млн. человек, а количество участников, получающих негосу-дарственную пенсию, за это время возросло почти в 6 раз. Согласно статистике Центро-банка, реальное число клиентов НПФ в 2014 году составило 22 млн. человек .