ГЛАВА 1. КОНТРАКТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
1.1. История развития правового регулирования договора контрактации. Понятие и особенности договора контрактации
Сельскохозяйственная продукция издревле характеризуется как объект экономических отношений, а договоры продажи сельскохозяйственной продукции имеют продолжительную историю. В римском праве встречался договор о продаже будущего урожая. В.В. Витрянский приводит в качестве примера такого договора «договор о продаже вещи будущей или ожидаемой, совершаемый сторонами под отлагательным условием» . Есть свидетельства о совершении договоров купли-продажи сельскохозяйственной продукции в некоторых средневековых источниках отечественного права, в частности, в новгородских берестяных грамотах. Цивилист Г.Ф. Шершеневич отношения по продаже будущей продукции характеризовал как запродажу. Он подчеркивал «Судебная практика допускает продажу будущей вещи, например будущего урожая». В подтверждение возможности такой сделки приводится следующее рассуждение: тот факт, что проданные товары на момент продажи еще не имелись в наличии, не может быть проблемой к признанию договора продажей, так как продавцу, собственнику земли, принадлежит право и на ее продукты. Однако, не учитывается, что право собственности на несуществующую вещь немыслимо, что из права собственности на землю нельзя выводить право собственности на плоды, еще не появившиеся. Поэтому так называемая продажа будущего урожая в действительности будет запродажей» .
Наличие противоречия взглядов в дореволюционной правовой мысли на договоры по сбыту сельскохозяйственной продукции указывает на отсутствие специального правового регулирования. По единому мнению правоведов того времени целесообразно было внести изменения в действующее гражданское законодательство, «признав обязательственную природу купли-продажи, увеличив ее предмет включением в него и будущих (ожидаемых) вещей, а также разделив в законе договоры купли-продажи и запродажи движимых вещей и поставки. Это и было реализовано в проекте Гражданского Уложения, внесенного на рассмотрение Государственной Думы в 1913 году. Впрочем, этот документ не был принят» . Изменение в регулировании договорных отношений в отношении сельскохозяйственной продукции случилось в рамках становления «социалистической системы хозяйствования». Под воздействием различного рода социальных, экономических, политических условий в период после Октябрьской революции 1917 года правовые формы закупок сельскохозяйственной продукции существенно изменились.
На фоне известных исторических событий в стране существенно не хватало продовольствия, в связи с чем, на государственном уровне был закреплен приоритет административных методов в сфере товарообмена, заставляли крестьян обменивать сельскохозяйственные товары на промышленные .
К 1918 году введенный режим товарообмена полностью признали нерациональным и ввели продразверстку, которая была оформлена Декретом СНК от 11 января 1919 года «О разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства, между производящими губерниями» . Декрет СНК от 21 января 1919 года «О заготовке продовольственных продуктов», ввел мораторий на хлеб, сахар, соль, крупу, морскую рыбу, мясо, чай, некоторые виды масел. Мораторий выражался в запрете реализовывать вышеуказанные товары любым лицам, кроме государственных органов. Смысл продразверстки состоял в установлении жестких поручений по поставке продовольственных товаров государству и твердых цен на эту продукцию. По рассуждению В.А. Власова, «продразверстка применялась на основе классового принципа: с богатых – много, со средних крестьян – умеренно, с бедных крестьян, как правило, не бралось ничего, либо самое минимальное количество продовольствия» . Итогом продразверстки стало почти полное исчезновение договорных отношений в сфере поставок сельскохозяйственной продукции, которая была объектом государственной монополии. В этот период появилось мешочничество – нелегальная форма заготовок, влекущее серьезные санкции.
В 1927 году продразверстку сменил продналог, основанием которого являлось то, что хозяйства должны были сдавать государству установленное количество сельскохозяйственной продукции, налог взимался как часть процентного отчисления от произведенного продукта с учетом размера урожая и наличия скота. Впрочем, и эта попытка не привела к успеху, в связи с чем, государство идет на увеличение круга субъектов договорных отношений в сфере поставок сельскохозяйственной продукции. Так, Декрет СНК от 19 июля 1921 года «О праве торговли» «допустил всех граждан 16-летнего возраста и объединения граждан к торговле всеми продуктами сельскохозяйственного производства за исключением тех, свободный оборот которых временно был воспрещен или составлял предмет государственной монополии». Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 года «Об обмене» крестьян наделили правом осуществлять реализацию излишков продуктов на рынках. Как видим, государственная монополия на сельскохозяйственную продукцию снижалась, заметно шире стал круг договоров, предметом которых была сельскохозяйственная продукция.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не содержал особенных правил регулирования отношений по продаже сельскохозяйственной продукции, но уже в 1925 году начали применяться типовые договоры контрактации, а в 1927 году в нормативных актах появился термин «договор контрактации». В постановлении СНК от 7 октября 1929 года «О контрактации продуктов сельского хозяйства» было раскрыто содержание этого договора: в нем должны были быть условия об ассортименте, сроках, стоимости, количестве сельскохозяйственной продукции, должны были быть прописаны обязанности по выполнению плана государственного задания на засев. Итак, на протяжении 20-30 годов (за исключением НЭПа), закупки сельскохозяйственной продукции имели административно-командные, а не договорные черты, а типовые договоры были ничем иным, как нормативными актами, содержащими императивные нормы.
В 1933 году закончился процесс коллективизации, что внесло изменения в методы заготовки сельскохозяйственной продукции: была введена обязательная поставка по продовольственным культурам и по продуктам животноводства, договор контрактации применялся только при закупках технических культур, права и обязанности, по которым предписывались типовыми договорами. В 60-е годы в правовом регулировании закупок сельскохозяйственной продукции случаются изменения, связанные с переводом сельскохозяйственных организаций на хозрасчет, что привело к закупкам на основании договоров контрактации. В Основах гражданского законодательства СССР, а затем и в ГК РСФСР 1964 года возникло понятие договора контрактации, в соответствии с которым договор контрактации определялся как «самостоятельный договор, заключаемый на основании плана государственных закупок сельскохозяйственной продукции и планов развития сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах, по которому одна сторона – колхоз, совхоз (хозяйство) – обязывала передавать в оперативное управление или собственность другой стороне – организации заготовителю – сельскохозяйственную продукцию в установленных количествах, ассортименте и в определенные сроки, а заготовитель обязывался принимать и оплачивать в обусловленные договором сроки указанную продукцию, а также оказывать хозяйству помощь в организации производстве и сдаче продукции на приемные пункты». Вместо плана закупок был установлен государственный заказ на поставку, а типовые контракты сменились примерными договорами контрактации.
Положение договора контрактации в системе гражданско-правовых договоров существенно поменялось в 1991 году: он утратил не только административно-плановый характер, но и свою самостоятельность, преобразовавшись в разновидность договора купли – продажи. В такой же форме договор контрактации возник во второй части Гражданского кодекса РФ. Однако до 1993-1994 года спроектированная позже в ГК РФ модель договора контрактации переживала резкую критику в правовой литературе . На сегодняшний день, договор контрактации имеет прочное место в системе организационно – правовых форм реализации сельскохозяйственной продукции. Регулирование договора контрактации основано на четырех статьях ГК РФ: статья 535-538, носящих диспозитивный характер.
Что касается отношений в сфере государственных закупок сельскохозяйственной продукции, то основным нормативным правовым актом является Федеральный закон «О закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» .
Государственный контракт считается по той договорной стоимости, которая на момент его заключения была определена по соглашению между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем), и не может быть в дальнейшем расторгнут одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Также государственный контракт заключается до начала года.
Наряду с договором контрактации и договорами на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, реализация может формализовываться в договорах купли-продажи, поставки, поставки для государственных нужд, мены. Выбор зависит от статуса контрагентов, их воли и складывающихся отношений.
Договор контрактации представляет собой обязательство, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Напрашивается вопрос, какие особенности есть у складывающихся в рамках указанного договора правоотношений, что потребовало его подчеркивание в качестве независимого договорного института? В основном необходимость специального правового регулирования спровоцирована тем, что производство сельскохозяйственной продукции осуществляется в условиях, независящих от воли изготовителя, в высшей степени зависит от климатических и других непредвиденных условий, что делает изготовителя слабой стороной. Во многих случаях изготовителю оказывает сопротивление заготовитель, являющийся предпринимателем, привыкшим работать в жестких экономических условиях. По этой причине, очевидно экономическое неравенство, требующее юридический противовес в виде специальных норм о контрактации.
Имеющееся в отношениях неравенство обуславливается следующими признаками: в первом случае, на стороне поставщика выступает изготовитель сельскохозяйственной продукции, на стороне покупателя – предприниматель; во втором случае, объектом договора является продукция, выращенная поставщиком самостоятельно. К тому же, продукция должна быть выращена при наличии условий, обусловивших неравенство (погодные условия). При недостатке одного из перечисленных условий обязанности сторон не могут быть облечены в форму договора контрактации. К примеру, контрактация не может квалифицироваться как договор между изготовителем и физическим лицом, приобретающим товар для личных потребностей. Или не может контрактоваться продукция, переработанная производителем. Продукцию по договору контрактации необходимо передавать для последующей продажи или переработки.
Особенность правового регулирования контрактации заключается в следующем:
В первом случае, производитель, не исполнивший свои обязанности, несет ответственность, только при наличии вины;
Во втором случае, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз;
В третьем случае, для квалификации контрактации не важен правовой статус производителя сельскохозяйственной продукции.
Договор контрактации имеет следующие отличительные черты:
В первом случае, наличие специальных субъектов: продавца – производителя сельскохозяйственной продукции, чаще всего им выступает сельскохозяйственный товаропроизводитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий производство сельскохозяйственной продукции ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год, и покупателя – заготовителя – предпринимателя, приобретающего сельскохозяйственную продукцию для переработки или продажи.
Во-втором случае, предмет договора. Предметом договора контрактации являются действия сторон: сельхозпроизводителя – по передаче выращенной продукции в собственность заготовителю, заготовителя – по принятию и оплате сельхозпродукции. Надо понимать, что предмет договора контрактации в советский период рассматривался шире. Так, производитель должен был вырастить продукцию, осуществлять агротехнические мероприятия, обеспечить доставку продукции. В свою очередь, заготовитель мог оказывать помощь хозяйству, обеспечивать семенами, ГОСТами, проводить инструктажи.
В настоящий момент вопрос о предмете договора контрактации является проблемным, что приводит к противоположным, в судебной практике, решениям. Часть проблем, как в юридической науке, так и в правоприменительной практике, вызывает вопрос о том, могут ли стать предметом контрактации действия сторон в отношении сельскохозяйственной продукции, уже имеющейся у производителя в наличии на момент заключения договора, либо контрактоваться может только продукция, выращенная в будущем. По предположению некоторых авторов, реализовываться может только продукция, которая выращена или произведенная непосредственно производителем, вне зависимости от того, была она или только будет выращена. По мнению других авторов, предметом контрактации могут быть только будущие товары. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо уяснить сущность экономического неравенства сторон договора контрактации. Если законодатель основывался на том, что экономическое неравенство возникает в силу независящих от производителя рисков неисполнения обязательства, то предметом договора контрактации может быть только выращенная в будущем продукция. Если же законодатель вообще имел в виду экономическую зависимость производителя от заготовителя, то нормы о контрактации должны применяться независимо от того, какая продукция является его предметом: уже выращенная или та, которая только будет выращена.
Итак, можно сформулировать определение договора контрактации, принимая во внимание все вышеуказанные замечания: по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную или произведенную им в будущем сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции, а последний обязуется принять продукцию и оплатить ее стоимость.
1.2. Стороны и содержание договора контрактации
Договор контрактации с 1964 года выделен как отдельный вид договора. В ст. 267 ГК РСФСР назывались стороны договора. В первой редакции в качестве сторон назывались товаропроизводитель (только государственные и кооперативные организации, основная цель которых производство сельскохозяйственной продукции) и приобретатель (государство). В 1987 году перечень лиц, вправе принимать участие в договоре контрактации был расширен. В частности, в качестве товаропроизводителей имели возможность выступать не только колхозы, но и иные хозяйства.
В конце 20 века в Российской Федерации происходит кардинальная перемена финансовых отношений, собственно, что и отразилось на составе членов товарооборота. Круг сельхозпроизводителей поменялся, а также был расширен, однако большое количество норм, определяющих их понятие и состав, вызывают затруднения в практическом их использовании. К примеру, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» , сельскохозяйственный товаропроизводитель – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, и уловы водных и биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Иначе выделен круг изготовителей в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» . Так, согласно ст. 3 сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1. Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, согласно Федеральному закону от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» ;
2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
3. Крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ;
Как видно из приведенных норм, в российском законодательстве много отличий в определении правового положения товаропроизводителя, поэтому особенную важность представляет уяснение того, кто же из названных лиц может выступать в договоре контрактации на стороне производителя сельскохозяйственной продукции. По мнению Т.Н. Малой, Т.И. Нестеровой стороной договора контрактации не могут выступать физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя . По рассуждению вышеупомянутых авторов, это объясняется субсидиарным применением к отношениям контрактации норм о договоре поставки. В отличие от договора поставки, изготовитель по договору контрактации является менее защищенным. Если на законодательном уровне определено, что к отношениям по контрактации можно применять нормы о поставке, то возникает вопрос, а можно ли наоборот, применить к поставке нормы о контрактации, а именно, норм об ответственности изготовителя (поставщика сельскохозяйственной продукции).
Как отмечалось ранее, в судебной практике нет аутентичности в применении: часть судов считают вероятным заключать договор контрактации только в отношении будущего урожая, в связи с чем, к отношениям по поставке уже имеющегося урожая, применяются нормы о поставке, и как следствие, сторона освобождается от ответственности.
На наш взгляд, изготовитель сельскохозяйственной продукции, который на момент заключения договора уже имел в наличии продукцию, вряд ли имел возможность рассматриваться в качестве слабой и наименее защищенной стороной, и применять к нему нормы об избавлении от ответственности не имеет смысла.
При признании производителя слабой стороной и применении норм об ответственности, кроме определения предмета договора, главное учитывать и причины освобождения от ответственности перед заготовителем. К таковым основаниям относятся: отсутствие вины и обстоятельства непреодолимой силы. Суды, в свою очередь, отменяя решения в части взыскания с ответчика убытков, свидетельствуют, что «сопоставление условий договора по предмету и целям, учет субъектного состава участников дают основания квалифицировать заключенный договор как договор контрактации, а потому как согласно ст. 538 ГК РФ по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность лишь при наличии вины, взыскание с ответчика (поставщика) понесенных покупателем убытков необоснованно, так как материалами дела подтверждено, что значительная часть урожая, подлежавшего передаче истцу, погибла в результате засухи. Иными словами, изготовитель освобожден на основании присутствия обстоятельств непреодолимой силы.
Опять-таки, нельзя списывать все на климатические условия. Сельхозпроизводитель невзирая ни на что, действует в рамках определенной предпринимательской опасности, является профессионалом, естественно может и должен предотвращать наступление негативных последствий. В связи с этим, изготовитель должен нести «бремя доказывания причинно-следственной связи между неблагоприятными внешними условиями и уже наступившими негативными последствиями.» Суды придерживаются аналогичного суждения. К примеру, Девятый арбитражный суд города Москвы в одном из постановлений указал, что «данные гидрометеостанций о засухе или осадках подтверждают лишь факт наличия определенных погодных условий, но не служат доказательством того, что именно они привели к гибели урожая» . Как указывают судебные органы, «только лишь факт неблагоприятных погодных условий не является безусловным основанием освобождения производителя от исполнения договора, поскольку требования закона обязывают производителя доказать причинно-следственную связь между неблагоприятными погодными условиями и неисполнением договора. Изготовитель, действуя в рамках своей предпринимательской деятельности, должен проявлять осторожность и рациональность при заключении сделок. Иначе риски последствий неосторожности и неразумного поведения возлагаются на субъекта такого поведения. По правильному высказыванию Р.С. Скяевой, «заключая соглашение, важно учитывать возможности хозяйства, а если производитель изначально заключил договор не нереальное количество сельскохозяйственной продукции, то и плохие погодные условия не избавят его от ответственности» .
Как видим, стороной договора контрактации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя соглашение вырастить и поставить сельскохозяйственную продукцию. По этой причине, необходимо конкретизировать норму ст. 535 ГК РФ обозначив: по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется вырастить или произвести сельскохозяйственную продукцию и передать ее заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Если же объектом договора является уже имеющаяся в наличии сельскохозяйственная продукция, то подобные отношения должны обличаться в правовою форму договора поставки.
Противодействует изготовителю сельскохозяйственной продукции заготовитель – предприниматель. Перечень лиц, имеющих право быть заготовителями по договору контрактации, ограничивался законодательным путем предоставления ряда неотъемлемых обязательств, которым отвечало не каждое лицо. В советское время перечень лиц, которые имели право реализовывать закупки сельскохозяйственной продукции по поручению государства, учитывался в нормативных правовых актах, регулирующих исполнение договоров контрактации. Изначально это были всевозможные заготовительные органы, во время объединения, обязанности заготовителей были переданы системе потребкооперации. К середине 1931 г. государство стало получать сельскохозяйственную продукцию у колхозов через соответствующие заготовительные органы. Невзирая на законодательное урегулирование, в правовой науке в тот период не было единства в определении заготовителя. По рассуждению Н.Д. Казанцева А.А. Рускола, субъектом договора контрактации является само «государство в лице заготовительных организаций» . С.М. Лурье в качестве заготовителя обозначила производственные управления . По предположению большинства авторов, в качестве заготовителей высказывались «уполномоченные государством соответствующие государственные заготовительные органы».
В современном законодательстве круг заготовителей ограничен: ими могут быть коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для сортировки и (или) продажи на профессиональной основе. В правовой литературе также подчеркивается, что «покупателем-заготовителем может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, реализующие предпринимательскую деятельность по приобретению (закупке) сельскохозяйственной продукции для ее дальнейшей обработки либо продажи (к примеру, молочные заводы, мясокомбинаты, фабрики по переработке шерсти, предприятия оптовой торговли в сфере потребкооперации и т.д.)» .
По отношению других факторов договора контрактации, то в судебной практике вызывает немало споров вопрос о необходимости такого условия как срок. На основании ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В ГК РФ не идет речь о сроке договора контрактации, но в силу отсылочной нормы п.2 ст. 535 ГК РФ, к контрактационным отношениям применяются правила о договоре поставки.