Сохранение и укрепление здоровья человека- одна из сложных и вечных проблем человечества, не утрачивающая актуальности с древних времен по настоящее время. Важной для современного цивилизованного общества является и задача по сохранению подрастающего поколения, поскольку будущее наций определяется состоянием здоровья и качеством жизни новых поколений.
Интересен также результат оценки проблемы отношения к здоровому образу жизни у педагогов дошкольного образования как компонента профессиональной компетентности, таких исследователей, как Н.П. Абаскаловой, Т.В. Душенина, В.Ф. Базарного, В.З. Коган, Л.М. Митиной, Н.П. Недоспасовой, Л.А. Проскуряковой и др.
По результатам этих исследований, лишь 59 % педагогов дошкольных учреждений опираются на принцип сохранения здоровья в своей образовательной деятельности; следовательно, 41% педагогов этот принцип в данной профессиональной деятельности не учитывают [11].
Также и среди руководителей дошкольных образовательных организаций лишь 76% активно внедряют инновационные педагогические технологии, авторские апробированные методики по сохранению здоровья дошкольников (исходя из этого, 24% руководителей не активны в этом вопросе)[11].
Согласно данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Здоровый образ жизни играет ведущую роль в многообразии факторов, влияющих на физическое развитие и здоровье детей.
Следует отметить, что данная проблема признана на государственном уровне в области образования: так, вопросы сохранения здоровья и меры по повышению уровня здоровья детей в обязательном порядке отображаются в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года и др.
Однако, несмотря на реализацию федерального законодательства по вопросу сохранения здоровья, до сих пор поиск решения приобщения дошкольников к здоровому образу жизни остается актуальным.
Также следует отметить, что большинство педагогов ДОО не считают физическое развитие детей приоритетной целью в своей профессиональной деятельности. Так, по данным Гумен Е.С., лишь 6,9 % из опрошенных воспитателей считают необходимым и важным уделять внимание именно физическому развитию дошкольников[11] .
Примечательно и то, что что в последние годы большинство дошкольников испытывают гипокинезию – недостаток в движениях. Причина этого, гиподинамия – малоподвижный образ существования, вследствие комфортных жизненных условий (автомобили, лифт, и т.д.), развитие научно-технического прогресса и высоких технологий (бытовая и цифровая техника, интерактивные игрушки, и т.д.) Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей, проводящих большую часть времени с развлекательными гаджетами, у экрана телевизора или монитора компьютера. Гиподинамия и гипокинезия отрицательно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Порой дети отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации движений[35].
Таким образом, были выявлены противоречия: 1) между государственным заказом на сохранение здоровья подрастающего поколения и нерешенностью этой проблемы педагогами дошкольных образовательных организаций; 2) между важностью приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и непониманием его необходимости у воспитателей ДОО; 3) между необходимостью приобщения дошкольников к ЗОЖ и тенденцией к снижению двигательной активности детей, отсутствия интереса к здоровому образу жизни.
На основе выделенных противоречий, сформулируем проблему дипломного исследования: каковы содержание и формы формирования профессиональной компетентности педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни?
Название темы исследования: «Формирование компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить модель формирования компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности педагога.
Предмет исследования: профессиональная компетентность педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Гипотеза: формирование профессиональной компетентности педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни будет эффективной, если:
– будет проведен мониторинг исходных возможностей педагогов ДОО для дальнейшего повышения профессиональной компетентности;
– будет использован дифференцированный подход для разработки плана по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО;
– будет использован личностно-ориентированный подход повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО, позволяющий использовать самые актуальные и активные методы и формы обучения в соответствии с поставленными задачами.
Достижение поставленной цели, обеспечивается путем решения следующих задач:
– раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность» в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни на основе анализа научно-исследовательской литературы, современное состояние проблемы в практике формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО;
– реализовать методическую работу по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в МБОУ «ЦО № 53 им. Л.Н. Толстого» в соответствии с ФГОС ДО;
– оценить результативность методической работы по формированию профессиональной компетентности педагога в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Теоретико- методологическую основу исследования составляют труды:
- современные концепции профессиональной компетентности (В.А. Адольф, А.А. Вербицкий, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Дж. Равен, Т.Н. Щербакова и др.);
- теоретические положения о профессиональном развитии педагогов ДОО (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко, В.П. Дуброва, М.В. Кирилина, Е.П. Милашевич, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк, Л.Ю. Шемятихина и др.);
- исследования по проблеме формирования здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации (Л.В. Абдульманова, Ю.Ф. Змановский, Л.Т. Татарникова, А.А. Ошкина).
- теоретические аспекты исследований феномена профессиональной компетентности педагога и путей ее формирования
– теории о роли взрослого и его влияния на развитие личности детей (Е.Б. Весна, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, Д.И. Фельдштейн);
Методы исследования, используемые в работе:
1. Теоретические: анализ, систематизация и сравнение педагогического опыта по проблеме исследования, педагогическое моделирование;
2. Эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент;
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ ЦО № 53 им. Л.Н. Толстого (учебный корпус № 3).
Этапы исследования. Опытно- экспериментальная работа проводилась с 2017 г. по 2019 г. и включала 3 этапа:
Первый этап- была изучена и проанализирована научная, психолого-педагогическая литература, определены теоретический и практический уровни разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
Второй этап- был проведён констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, позволяющий выявить уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Разработана модель, обеспечивающая формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы, на котором апробировалась модель формирования компетентности педагогов ДОО.
Третий этап- проведён контрольный этап эксперимента, обработаны полученные результаты, также происходило осмысление результатов исследования и оформление их в виде окончательного варианта ВКР.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- выявлены особенности профессиональной компетентности педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни;
- подобраны и разработаны оптимальные диагностические средства формирования профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни;
- построена теоретическая модель формирования профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни;
- произведен сравнительный анализ выраженности компонентов профессиональной компетентности педагогов ДОО в области здорового образа жизни дошкольников между молодыми и опытными педагогами ДОО;
- расширено представление о специфике профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни;
Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности методической службы образования, в работе профессиональных методических объединений.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная диагностическая программа, модель формирования профессиональной компетентности педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и технология ее реализации могут использоваться педагогами в деятельности методической службы образования, в работе профессиональных методических объединений. Представленные материалы могут лечь в основу разработки методических рекомендаций для педагогов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Компетентность педагогов ДОО в вопросе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни – это категория, интегрирующая личностные и профессиональные качества, совокупность теоретической, практической и личностной готовности к профессиональной деятельности, определяющие образ жизни педагога и эффективную деятельность по формированию здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОО.
2. Структура профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах приобщения дошкольников к ЗОЖ включает: мотивационно-ценностный, информационно- теоретический и операционально- деятельностный компоненты. Все компоненты имеют соответствующие показатели и критерии оценки.
3. Разработка и реализация модели формирования компетентности специалистов дошкольного образования способствует повышению профессиональных качеств педагогов, если осуществляется мониторинг, позволяющий оценивать стартовые возможности педагогов в работе по повышению профессиональной компетентности, проводится разработка программы повышения профессиональной компетентности с учётом дифференцированного подхода, осуществляется организация методической работы с педагогами ДОО, исходя из их начального уровня компетентности, применение активных форм повышения компетентности педагогов ДОО,
Структура диссертации. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 63 источника. Общий объем диссертации составляет 92 страницы, включая Приложения. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, приложениями.