Одним из главных принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на независимые и самостоятельные друг от друга ветви, а именно: законодательную, исполнительную и судебную, – является принцип разделения властей. Еще древние римляне предпринимали попытки разделить власть на исполнительную и законодательные ветви. Это делалось в целях того, чтобы государственное управление обществом не было сосредоточено в руках одного лица или органа. Таким образом, они пытались увести государственное управление от диктатуры монархов и деспотизма.
Само по себе разделение властей, практикуемое вот уже двести лет во многих странах, все еще не доведено до совершенства, но как показал исторический опыт применения, именно эта модель организации государственной власти является наиболее эффективной. В практическом применении принцип разделения властей рассматривается как сложное сочетание, независимости трех ветвей власти, а при некоторых обстоятельствах их переплетение. Кроме того теория не исключает длительные конфликты, сопровождаемые взаимовыгодными решениями или попытками обеспечить преимущество одной стороны над другой.
Сегодня разделение властей – общепризнанная составляющая правового государства, являющая собой основу для политической власти в правовом государстве. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система так называемых «сдержек и противовесов». Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной.
Принцип теории разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Для того чтобы наиболее детально рассмотреть разделение властей следует обратиться к истокам создания этой уникальной демократической идеи.
Главной задачей для России в сфере разделения властей является создание четко функционирующего механизма сдержек и противовесов, заполнение существующих пробелов в Конституции, а также развитие процесса взаимосвязи и взаимодействия органов государственной власти.
Исходя из вышесказанного, актуальность моего исследования обусловлена потребностью в модернизации механизмов осуществления государственной власти в России и на всех её уровнях. Наиболее характерной является взаимная связь принципа разделения властей с конституционными принципами правового государства, демократизма, верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, федерализма и политического многообразия. Нарушение или деформация одного из перечисленных принципов неотвратимо сказывается на специфике реализации разделения властей, как в РФ, так и в её субъектах.
Степень научной разработанности темы составили труды отечественных и зарубежных мыслителей и учёных, которые занимались разработкой теории разделения властей. Идеи о разделении государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей, таких как Платон, Аристотель и др. Отдельные взгляды на разделение властей, как оптимальном способе организации государственной власти, концептуально оформились в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье. Проблема разделения и взаимодействия властей в государственном механизме активно разрабатывалась видными российскими государственными деятелями, такими как М.М. Сперанский. Однако принцип разделения властей пока недостаточно разработан в научных исследованиях, что делает необходимым дальнейшее изучение данной проблемы.
Цель работы – раскрыть механизм и проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
? охарактеризовать содержание и сущность принципа разделения властей;
? рассмотреть отражение принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации;
? проанализировать механизм и особенности конституционного взаимодействия ветвей власти в современной России;
? разобрать проблемы реализации принципа разделения властей и возможные пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе разделения властей в государстве.
Предметом исследования является природа и сущность теории разделения властей.
Теоретической основой исследования стали труды отечественных специалистов и ученых: В процессе исследования использовались научные труды следующих учёных: Абашмадзе В. В., Авакьян С. А., Авдеев Д. А., Автономов А. С., Анишина В. И., Баглай М. В., Барнашов А. М., Безруков А., Бородин С. В., Братко А. Г., Будаев К. А., Васильев А. В., Ведяхина К. В., Викулин А. Ю., Ворошилов Н. Н., Шаблинский И., Гошуляк В. В., Грудцына Д., Ю., Денисов С. А., Егоров С. А., Елисеев Б. П., Зорькин В. Д., Иванов В. В., Ильин А. В., Ковалёв А. М., Козлова Е. И., Краснов М. А., Кудрявцев В. Н., Курманов М. М., Кутафин О. Е., Сумбатян Ю., Сурков Д. Л., Топорнин Б. Н., Тосунян Г. А., Чеботарёв Г. Н., Черкасов А. И., Чиркин В. Е., Шевцов В. С., Шершеневич Г. Ф., Эбзеев Б. С., Энтин Л. М. и мн. др. а также работы зарубежных исследователей.
В первой главе моего исследования методологическую базу составляет система общенаучных и частно-научных методов теоритического анализа, такие как системный и логический. Во второй главе методологическую базу исследования составляет система общенаучных и частно-научных методов теоретического анализа, таких как диалектический, сравнительно-правовой и структурный.
Практическая значимость исследуемой проблемы заключается в попытке выявить ряд актуальных проблем таких как:
1. На модель разделения властей влияет форма правления государства, которая определяет порядок формирования властей и непосредственное воздействие друг на друга. Я считаю, что для принципа разделения властей наиболее подходят такие как, президентская республика и дуалистическая монархия.
2. Конституция Российской Федерации не дает наиболее точных основании, которые могли бы определить правовой статус Президента РФ и иных государственных органов в контексте принципа разделения властей.
3. Предлагается рассмотреть возможность исключения Президента Российской Федерации из процесса формирования Счётной палаты Российской Федерации. Счётная палата должна формироваться исключительно Государственной Думой и Советом Федерации, потому что, во-первых, такой орган, как Счётная палата, должен быть подотчётен только парламенту страны, должен быть «усилителем» его контрольных полномочий. А во-вторых, Президент Российской Федерации может использовать ресурсы исполнительной власти для бюджетного контроля, а значит, необходимость в том, чтобы он участвовал в формировании Счётной палаты, отпадает. Ныне действующий порядок формирования Счётной палаты Российской Федерации не противоречит букве Конституции, но противоречит её духу.
4. На уровне субъектов Российской Федерации есть существенные нарушения принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Основная проблема заключается в том, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно. Окончательное решение о досрочном прекращении его полномочий принимает Президент Российской Федерации, который может согласиться с законодательным (представительным) органом и досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта, а может и не сделать этого. Таким образом, законодательный орган лишён самой сильной возможности влияния на исполнительную власть - возможности досрочно прекратить её полномочия, тогда как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может досрочно прекратить полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. С точки зрения принципа разделения властей это нарушение системы сдержек и противовесов, явный дисбаланс. Однако на современном этапе это необходимо, потому что на уровне субъектов Российской Федерации нет достаточных политических, культурных и иных условий для полноценного действия принципа разделения властей.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.