Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социальный интеллект как фактор успешного общения

irina_k200 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2020
Цель исследования: исследование взаимосвязи социального интеллекта личности как фактор успешного общения. Объектом исследования являются социальный интеллект. Предмет исследования – Социальный интеллект личности как фактор успешного общения. Для достижения поставленной цели и доказательства гипотез были сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования; 2. Подобрать методики исследования; 3. Выявить уровень развития социального интеллекта;
Введение

Социальный интеллект – это интеллект, который формируется путем социализации, под воздействием условий социальной среды. Другими, более простыми словами, это способность адекватно воспринимать человеческое поведение, умение быстро адаптироваться в обществе и строить личностные взаимоотношения. По мнению ученых, этот процесс напрямую связан со способностью выражать автоматические суждения об окружающих и прогнозировать их реакции на те или иные обстоятельства. Интеграция в общество людей с отклонениями умственного развития, разумеется, не может происходить также, как у здоровых, ведь имеющийся дефект разрушает социальные и культурные связи. Отсюда вытекает непринятие социальных норм и требований, которое нужно устранять на самых ранних этапах развития. Зависимость социальной адаптации от интеллекта Основными неблагоприятными факторами в данном случае являются слабая любознательность, плохая восприимчивость ко всему новому и, как следствие, слабая обучаемость, низкий и кратковременный интерес к предметному миру. Именно поэтому при отсутствии грамотной коррекционной работы ребенок почти не контактирует с людьми, вне зависимости от их возраста, а, значит, не накапливает социальный опыт, что, в свою очередь, пагубно влияет на высшие психические функции, такие как воля и мышление, речь и самосознание, воображение и произвольная память.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ СОЦИАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ 5 1.1 Понятие и характеристика социального интеллекта 5 1.2 Особенности и виды социального интеллекта 12 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ 20 2.1. Организация и методики исследования 20 2.2 Анализ результатов исследования 20 Выводы 25 Заключение 26 Список используемых источников 28
Список литературы

1. Андреева, И. Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта /И.Н. Андреева// Когнитивная психология: сб.ст.; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 7-11. 2. Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н.Андреева //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – Ч.1. –с.22-26. 3. Анфимова, Н. И. Эмоциональный интеллект, творческие способности и их роль в профессиональной жизнедеятельности человека Н.И. Анфимова // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 4. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. / В.А. Бодров / М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511с. 5. Борисова, А. А. Проницательность как проблема психологии общения / А.А. Борисова // Вопр. психол.1990. № 4. С.117—122. 6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский / М.; Л.: Уч-пед.из, 1934., С. 13-14. 7. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова //Тез. Науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд. СПб. Ун-та, 1999. С. 25—26. 8. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект (Психология-лучшее) / Д. Гоулман / М.: ACT, 2009г. – 511с. 9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе [Текст] / Д. Гоулман / М.: АСТ, 2010. – С. 476. 10. Гоулман, Д.,Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. МакКи /– М: «Альпина Паблишер», 2012. С. – 301. 11. Демина, Л. Д. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности, научное издание / Л. Д. Демина, Т. В. Манянина / АГУ. – 2010. – N 2. – С. 57-59 . 12. Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта / В.Н. Дружинин // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 6. С. 44—52. 13. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. / Б.В. Зейгарник /М.: Изд. МГУ, 1986. 14. Иванова, И. А. Основные направления исследования социального интеллекта в отечественной науке и зарубежом / И.А. Иванова / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки" № 3. – 544с. 15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин / СПб.: Питер, 2001. 16. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (Практикум по психодиагностике). / А.Н. Капустина / СПб.:«Речь», 2001. С. 112
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ СОЦИАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ 1.1 Понятие и характеристика социального интеллекта В современной психологии огромный интерес приобретает вопрос изучения социального интеллекта. Стремительно изменяющийся окружающий мир предъявляет личности высокие требования к активному освоению новых социальных знаний и умений. Приобретаемые навыки должны способствовать пониманию и интерпретации происходящих социальных изменений, осознания поведения и поступков других людей. Людям (личностям) сегодня приходится очень быстро развиваться и самосовершенствоваться. Человеку необходимо актуализировать свои возможности, чтобы быть востребованным везде, а главное в социуме. Социальный интеллект выступает ведущим компонентом успешной адаптации человека в социуме. Несмотря на результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований социального интеллекта, остаются вопросы, требующие своего разрешения. Термин «социальный интеллект» был введен в науку в 1920 г. Э.Торндайком. Автор определил три вида интеллекта: абстрактный, миханический и социальный. Абстрактный интеллект или абстрактно-научный подразумевает понимание мыслей, идей и конечно управление ими. Механический интеллект или механик визуально-пространственный находит свое применение к различным конкретным объектам. Социальный интеллект или практический интеллект относится к практическому взаимодействию с людьми. С точки зрения Э.Торндайка, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений и отношений в социуме. Социальным интеллектом является способность к пониманию, общению и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать правильно в человеческих и социальных отношениях. Социальный интеллект — это комплекс способностей и также возможностей «общего» интеллекта личности, который направлен на анализ социальной ситуации. Э.Торндайк определил социальный интеллект как способность к пониманию и управлению людьми. Дальнейшая разработка вопроса изучения социального интеллекта распространилась среди таких зарубежных психологов как: Г.Айзенк, X.Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, Р. Селман, Р.Стернберг. Изучением данной темы в России занимались такие психологи как: Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Е.И. Ишутина, М.Л.Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н.Куницына, Е.С. Михайлова, А.Л.Южанинова. Психологи рассматривают интеллект как индивидуальное и личностное свойство человека. При этом они отмечают, что в содержании функций данного феномена отражается двойная обусловленность социального интеллекта. То есть, он определяется внутренним и внешним миром человека (личности). Выдвижение концепции социального интеллекта в психологии порождает интерес ученых. Ученые в своих исследованиях стремятся понять и объяснить специфику данного сложного феномена. При этом они предлагают различные пути изучения социального интеллекта, выделяя различные его формы. Принято выделять несколько этапов изучения социального интеллекта. На 1 этапе , в 1920 -1924 гг. впервые в научный психологический обиход был введен термин «социальный интеллект». В 1920 г. американским журналом «Психология и образование» был организован круглый стол, с целью объяснения понятия «интеллект». На 2 этапе в 1925-1938 гг. начинается психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были разработаны в соответствии с психометрическим подходом и переведены в стандартные измерения индивидуальных различий. На 3 этапе, в конце 30-х 1965 гг. социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. Дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной, и исследования стали прекращать. 4 этап 1965 - 1969 гг. - социальный интеллект рассматривается в основной структуре модели интеллекта. На данный момент в современной психологии выделяют некоторые общие научные подходы к изучению феномена интеллекта: 1. Структурно-генетический подход, который базируется на идеях Ж.Пиаже и рассматривается интеллект так, как высший и универсальный способ уравновешивания субъекта с окружающей средой. 2. Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры. Специфика интеллектуальных структур определяется опытом самого индивида. Основателями данного подхода являются Дж.Брунер и О.К.Тихомиров. 3. Факторно-аналитический подход является наиболее распространенным в современной психологии. Его основатель - Ч.Спирмен. Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию». На взгляд автора, уровень которого определяется успешностью выполнения любых тестов. Р.Кэттелу принадлежит одна из распространенных концепций, которая рассматривает иерархические модели интеллекта. При этом интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию только по уровню обобщенности. Разнообразие подходов к определению социального интеллекта определяет неоднозначность структуры данного феномена. Психологи считают, что данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы личности. Они напрямую связаны с отображением человека как партнера по общению и деятельности. Психологи также предполагают, что интеллект может проявляться как в результативности решения тестовых задач, так и в том, как личность оценивает и понимает поведение окружающих его людей, а также самого себя. Г. Айзенк разграничил понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект» и «психометрический интеллект». Д.Векслер определяет социальный интеллект как степень приспособленности человека к жизни в данном ему для этого социуме. В шкалах интеллекта Д.Векслера показатели субтестов «Понятливость» и «Последовательные картинки» определяются как связанные с развитием «социального интеллекта». Отмечается способность понимать причины поступков, традиций, обычаев, способность улавливать логику и последовательность событий. Д. Гоулман выделяет в структуре социального интеллекта две основные категории, это социальная осведомленность и социальные объекты. Он определил общественное сознание как то, что мы чувствуем других людей. Социальный объект выступает как то, что мы тогда делать со своим осознанием. С точки зрения межличностных отношений, К. Альбрехт классифицирует поведение по отношению к другим людям по принципу «Токсичный» эффект и «Питательный» эффект. Токсичное поведение приводит к тому, что личность начинает испытывать гнев, разочарование, чувство вины и подавленности. Питательное поведение приводит к тому, что люди испытывают чувство уважения, нужности и удовлетворённости от жизни. Затянувшийся эффект токсического поведения указывает на низкий уровень социального интеллекта. Личность не имеет возможности общаться с людьми и эффективно влиять на их поведение. Длительный эффект питательного поведения, чаще всего, делает человека гораздо более эффективным в общение с другими людьми. Такие навыки общения определяют высокие показатели социального интеллекта. Возможности измерения социального интеллекта включают в себя определение ключевых навыков взаимодействия личности. Также определяется возможность оценить их поведенческим способом. Все взаимодействие личности происходит с некоторым контекстом. Эффективность предполагает освоение контекстов, в которых один призван взаимодействовать с другим контекстом. Следуя такой логике, социальный интеллект означает полное понимание контекста. Зная, как перемещаться внутри и между различными контекстами, и зная, как вести себя в различных контекстах, с тем, личность будет способна к достижению своих больших целей по эффективному взаимодействию. Социальный интеллект понимается так, как сочетание навыков, которые выражаются через усвоенное поведение. Личность проводит оценку влияния своего поведения на других людей. Степень, в которой один успех в отношениях с другими, дает возможность экспериментировать с новыми поведениями и испытывать новые стратегии взаимодействия. Таким образом, можно сказать, что социальный интеллект определяется как способность «ладить с людьми». Это происходит в процессе взросления и общения, когда человек получает опыт в общении с другими людьми. В зрелом возрасте многие люди не продолжают учиться и развиваться, поскольку они становятся старше, стареют. У них уже нет для этого никакого желания. Они не стараются приобрести понимание и навыки, необходимые для достижения успеха в социальной, деловой или профессиональных ситуациях. При этом взрослые личности, которые испытывают недостаток в понимание и компетентности в общении с другими людьми могут внести значительные улучшения в их состоянии социального интеллекта. В результате понимания основных понятий и оценки себя от комплексной модели межличностной эффективности. Так критерием интеллектуальной зрелости становится готовность субъекта принимать любые события таким, каковым оно является в своей объективной действительности, а также его готовность изменять исходные мотивы, превращать цели в средства с учетом объективных требований деятельности. Низкий уровень интеллектуальной зрелости инициирует те или иные варианты защитного поведения на фоне бурной, хотя и весьма своеобразной интеллектуальной активности. Рассмотрим модель социального интеллекта, которую представила в концепции А.И. Савенкова. Автор выделяет три группы компонентов, составляющих социальный интеллект: а) когнитивный компонент - это социальные знания, то есть знания о людях, знание различных специальных правил, понимание других людей, социальная память (то есть память на имена, лица), социальная интуиция оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов и поступков; б) эмоциональный компонент - здесь представлена социальная выразительность. Это эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность, сопереживание как способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого, способность к саморегуляции человека, то есть умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение; в) поведенческий компонент - социальное восприятие, как умение слушать и слышать собеседника, социальное взаимодействие и социальная адаптация. В.Н.Куницына рассматривает социальный интеллект как сложную и многомерную психологическую структуру. Автор данной концепции выделяет следующие его компоненты. 1. Коммуникативно-личностный потенциал. Он представляет собой комплекс психических свойств, которые облегчают или затрудняют общение детей. На данной основе формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Это, на первый взгляд автора, главный стержень социального интеллекта. 2. Основными характеристиками самосознания детей - чувство самоуважения, свобода от личностных комплексов. 3. Социальная перцепция определяется как способность детей к пониманию и моделированию социальных явлений. Главным здесь выступает понимание людей и движущих ими мотивов. Умение прогнозировать развитие межличностных ситуаций также является основой их эффективности. Выбор данных компонентов В.Н.Куницына объясняет тем, что они, по ее мнению, являются основными направлениями социального развития детей в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Социальный интеллект - это способность к познанию всех социальных явлений. Данный феномен является одним из компонентов социальных умений и компетентности. Это очень важная способность, которая может помочь успешному функционированию человека в обществе, эффективности его в той или иной деятельности. В рамках структурно-динамической теории социальный интеллект пользуется тем же «потенциалом формирования», что и другие виды интеллекта. Социальный интеллект определяется, как способность человека реагировать на социальные ситуации в повседневной жизни. Социальный интеллект не будет включать чувства или эмоции, которые вызваны в нас другими людьми. Он включает способность личности понимать других и реагировать таким образом, чтобы была достигнута наиболее эффективная коммуникация. В данной работе за основу используется определения Э.Торндайка. Социальный интеллект - это способность личности понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях. Уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным характеристикам. 1.2 Особенности и виды социального интеллекта Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие это достаточно новое, но очень популярное направление в практической психологии. В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (который вместе с остальными составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную их форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ). Разберемся в том, почему же это произошло и в чем разница между всеми этими понятиями. Каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них. Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и многих других. в конце XX – начале XXI века, само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий. В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям. Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств. Таким образом, основы высокого EQ это умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное, это умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения поставленных и определенных целей. Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из них, самая популярная это модель способностей, или модель Майера — Саловея — Карузо. Она включает в себя следующие составляющие: 1. восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей); 2. понимание эмоций; 3. управление эмоциями; 4. использование эмоций для стимуляции мышления (другими словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое (и не только) решение, полученное с использованием эмоций). Таким образом, человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости кому-либо). Кроме этого, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения. Причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под каждого собеседника. Естественно, что эмоции и управление ими играет более, чем значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы такое пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми, то есть личностями. И таким образом, мы переходим к особенностям социального интеллекта. Если эмоциональный интеллект изучает чаще всего эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ), как несложно догадаться, – изучает социальные аспекты. Другими словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и многое другое. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать, общаться, строить отношения и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими людьми) и в личной жизни. Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели, или модели социально-эмоционального интеллекта. Одна из самых известных, это так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана, которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих: 1. самопознание; 2. саморегуляция; 3. социальные навыки; 4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей); 5. мотивация. Как мы видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д.Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому эта модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному. Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта : Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (другими словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека (личнсти), понимает, что им движет и что он чувствует. Очень важно и то, что человек с высокими EQ и SQ полностью осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе общество (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, которые включены в смешанную модель EQ+SQ. Вам что-нибудь напоминает это описание? Скорее всего, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме, это фактически портрет идеального менеджера, который работает с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается чаще всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен только тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, конечно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ очень востребованы среди управленцев и тех, кто больше всего взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта, что считается правильным и нужным. Есть у EQ и SQ положительные моменты, которые связаны и с личной жизнью. К примеру, в быту также не повредит умение замотивировать себя в чем либо, что нам больше всего нужно, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе и во всем, что нам окружает. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это сильно снижает риск разочарований в них самих и в их поступках. Конечно уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскроете такие попытки. Хотя люди чаще всего видят то, что они хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ нельзя назвать панацеей. Первым раскрыл понятие социального интеллекта Э. Торндайк в 1920 году. В своих научных работах, он раскрывал социальный интеллект как предусмотрительность в отношениях, которые складываются между людьми и приравнивал его к способности мудро поступать в межличностном взаимодействии и общении. Э. Торндайк выделил 3 вида интеллекта: 1. Абстрактный интеллект, как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и проводить с ними различные действия и махинации; 2. Конкретный интеллект, как способность понимать вещи и предметы материального мира и проводить с ними различные действия и махинации; 3.Социальный интеллект, как способность понимать людей и взаимодействовать с ними и со всем обществом в целом. Э. Торндайк раскрыл социальный интеллект как часть общего интеллекта и при его исследовании огромное внимание уделял познавательным процессам. Дж. Гилфорд, это американский психолог, автор очень выдающихся работ в области интеллекта. Он первым создал общую модель структуры интеллекта и вытекающий из нее, довольно надежный тест для измерения социального интеллекта. Дж. Гилфорд рассматривал данную категорию как систему интеллектуальных способностей, которые связаны с познанием поведенческой информации. Нужно отметить, что модель Дж. Гилфорда включает 120 интеллектуальных факторов, проще говоря, способностей. Гилфорд отмечает, что в основе понимания поведения других людей и самого себя лежит невербальный характер. На современном этапе развития психологии все больше ученых посвящают свои работы различным аспектам социального интеллекта. Например, Дж. Гилфорд Н. Кэнтор, Д. Китинг, Г. Оллпорт, М. Салливен, Э. Торндайк, М. Тисак, М. Форд определили сущность понятия и функций социального интеллекта, которые и раскрывают содержание данного понятия. Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, С. Космитский, О. П. Джон, В. Н. Куницына, Д. В. Ушаков раскрыли структуру и содержательные характеристики компонентов в составе самого социального интеллекта. Г. В. Акопов, И. Ф. Баширов, Г. Ю. Любимова, Е. И. Пащенко, Ю. П. Поваренков, Д.В.Ушаков выявили особенности развития социального интеллекта в процессе профессионального обучения и не только. В России рассмотрением категории социального интеллекта заинтересовались сравнительно недавно. С 90-х годов XX века изучением этого понятия занялись такие ученые, как М. В. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова и др. Можно отметить то, что само понятие социальный интеллект не упоминалось, но в содержательном плане они были очень близки к раскрытию данной категории в психологии. В. Н. Куницына в своих научных трудах раскрывает новый подход к рассмотрению социального интеллекта. Она описывает социальный интеллект как ««глобальную способность, которая возникла на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции. Эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений». Социальный интеллект позволяет обеспечить понимание всех поступков и действий различных людей, понимание речевой продукции и невербальных реакций. Изначально изучение социального интеллекта проводилось среди категории взрослых и психически здоровых лиц. В настоящее время проблема социального интеллекта внедряется и в специальную психологию. Дж. Лауве отметил, что для успешной интеграции детей с различными отклонениями в развитии очень важны общение, социальный опыт и определенные способности в мышлении. В отечественной психологии протекало множество исследований, которые посвящены изучению социального интеллекта у детей с различными отклонениями в развитии. Данные исследования касаются в основном категории детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Проводимые исследования показали, что социальный интеллект более доступен этим детям, являясь одним из механизмов адаптации и интеграции в социальную среду. Данной категории детей посвятили свои научные труды ряд исследователей. Например, М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, И. В. Семенченко, Н. Б. Шевченко и др. доказали, что дети с различными отклонениями в развитии умеют пользоваться социальным интеллектом для анализа поведения и действий партнера по общению. М. Г. Агавелян, Е. А. Медведева, Е. В. Никифорова и др. проводили исследования в области восприятия эмоционального состояния человека и определили, что особенности невербального поведения доступны уже младшим школьникам с нарушением интеллекта. Учащиеся, которые имеют в подростковом возрасте большой социальный опыт и обладающие интеллектуальной недостаточностью, умеют достаточно хорошо распознавать невербальные знаки. Существует методика, которая разработана Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой, целью которой является изучение способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоционального состояния. Методика направлена на исследование способности к эмпатии, как одного из компонентов социального познания. С
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 83 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Социология, 40 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Социология, 44 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Социология, 32 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Социология, 32 страницы
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg