Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейда, К. Хорни, подчёркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжёлого периода в этом возрасте – особенности адаптации.
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации [44, с. 185].
Многие родители задумываются над тем, надо ли отдавать ребёнка в детский сад или лучше заниматься его воспитанием дома. С одной стороны, малышу требуется общение со сверстниками, кроме того, в дошкольном учреждении работают специально обученные педагоги, но, с другой стороны, настораживают советы окружающих не спешить с окончательным решением этого вопроса, подождать, когда малыш подрастёт, окрепнет, наберётся сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребёнка. Но иногда они, не имеядостаточного опыта воспитания детей, могут нанести им вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребёнка в детском саду, об условиях воспитания и обучения, которые созданы в детском саду. Поэтому нужно начинать сотрудничество с родителями детей ещё до того, как малыши впервые пришли в новую для них обстановку.
Раннее детство является периодом интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребёнка[14, с. 108]. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне –недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены различным заболеваниям. Малышам присуща повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне остро и болезненно. Необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.
Общая задача педагогов и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день проблема адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Цель исследования: разработка системы способов организации успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению.
Объект исследования:процесс адаптации детей к детскому образовательному учреждению.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности адаптации детей к детскому образовательному учреждению.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
– проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу адаптации детей к детскому образовательному учреждению;
– изучить процесс адаптации детей к детскому образовательному учреждению;
–изучить методики исследования особенностей адаптации детей;
–провести эмпирическое исследование особенностей адаптации детей к детскому образовательному учреждению;
–разработать модель организации успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению.
Гипотезаданного исследования базируется на предположении о том, что уровень адаптации детей раннего дошкольного возраста повышается, если организация педагогических условий воспитателем будет обеспечивать положительное эмоциональное состояние ребёнка в период адаптации к ДОУ.
Теоретическо-методологической основой исследования явились ис-следования в отечественной и зарубежной психологии:
–исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (А. С. Роньжина, В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
– исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
– исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н. В. Соколовская, Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психологической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация; экспериментальные – анкетирование, сравнительный анализ качественных характеристик, коли-чественная обработка данных, психодиагностическая методика А. С. Роньжиной «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению», анализ результатов экспериментального исследования.
База экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка детский сад №15 «Медвежонок» г. Подольска. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от двух до трёх лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы психолога и воспитателей детского сада № 15.
Структура и объём работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы, включающего 44 наименования, и 5 приложений.