Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование алгоритмической культуры младших школьников на уроках математики

irina_k200 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2020
Объект исследования: процесс формирования алгоритмической куль-туры у младших школьников на уроках математики. Предмет исследования: совокупность заданий, выполнение которых способствует эффективному формированию алгоритмической культуры младших школьников. Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвер-дить результативность сформированности алгоритмической культуры у младших школьников на уроках математики. Гипотеза исследования: предполагаем, что если использовать подо-бранную в данном исследовании совокупность заданий, то можно достичь более высокого уровня сформированности алгоритмической культуры у младших школьников. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу. 2. Рассмотреть алгоритмическую культуру как показатель качества математического образования младших школьников. 3. Описать изучение алгоритмов курса математики начальной школы. 4. Провести опытно-экспериментальную работу и проанализировать ее результат. Методы исследования: анализ литературы по данной теме; наблюде-ние; педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» город Пыть-Ях Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные выводы и рекомендации по формированию алгоритмической культуры младших школьников на уроках математики могут быть использованы учителями начальных классов и студентами на педагоги-ческой практике. Апробация результатов исследования выпускной квалификационной работы проходила на школьном методическом объединении учителей начальных классов с докладом на тему: «Методические пути формирования алгоритмической культуры у младших школьников». Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Введение

настоящее время Федеральный образовательный стандарт начального общего образования впервые в истории российского начального матема-тического образования ввел понятие алгоритма в обучение математике и поставил задачу обеспечить «овладение основами … алгоритмического мышления; … записи и выполнения алгоритмов; … умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы». Кроме того, в учебных планах начальной школы появился новый учебный предмет «Информатика», для которого понятие алгоритма является одним из базовых понятий. Математика и информатика согласно ФГОС НОО составляют одну образовательную область и могут быть представлены одним учебным предметом или двумя. С.Е. Царева отмечает, что в связи с требованиями ФГОС НОО понятие алгоритм в том или ином виде появилось или должно появиться во всех программах, комплектах учебников, методических пособиях к учебникам по математике для начальной школы. Теперь реализация богатого образовательного потенциала этой темы зависит от качества подготовки учителя, от степени понимания им сущности понятия алгоритма и возможностей темы в достижении учащимися личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов обучения всем учебным предметам и в первую очередь математике. Анализ учебных программ и учебников, наблюдение за учебным процессом свидетельствуют, что в содержании начального образования недостаточно учтены современные требования по формированию алгоритмической культуры младших школьников. Большинство ее ком-понентов не в полной мере усваиваются в процессе обучения в начальной школе, что не обеспечивает их систематическое целенаправленное формирование. Среди обучающихся многие не умеют оперировать базовыми структурами, конструировать и применять алгоритмы в разных дидактических ситуациях. Поэтому особенно актуальным является решение проблемы подготовки учителя к формированию алгоритмической культуры младших школьников, когда закладываются основы учебной деятельности, всестороннего развития и воспитания личности, осуществляется ознакомление с основными понятиями, необходимыми для понимания окружающей информационной среды, формирования целостной системы знаний. Учитывая разные уровни средств представления алгоритмов, «алго-ритмичности» записи, характера и сложности задач, в начальной школе формируются интуитивные представления об алгоритме и его свойствах, умения, необходимые для выполнения алгоритмов, их изменения, поиска ошибок в алгоритмах, конструирование алгоритмов различной структуры. Проблема формирования алгоритмической культуры на уроках математики в начальных классах рассматривалась многими учителями и методистами такими, как А.Д. Александров, М.А. Бантова, А.В. Белошистая, Н.Я. Виленкин, Н.Б. Истомина, Л.Г. Петерсон, С.Е. Царева, Г.Г. Шмырева, Л.С Юнева и др. Алгоритмическая пропедевтика в начальной школе, с одной стороны, – это формирование операционного стиля мышления, которое предусматривает планирование процесса деятельности, моделирования различных явлений, обработки информации, а с другой – общих способов умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ, синтез, определение главного, абстракция, аналогия, установление первичных связей и тому подобное. Синтезируя методологические процессы, превращая приобретенные учащимися знания в систему (методологизации знаний), учитель определяет единый подход, наиболее адекватный в конкретных условиях обучения. На этом уровне ведущим элементом обучения является познавательная деятельность учащихся, в процессе которой усваиваются общие умения и навыки, необходимые для работы в информационной среде, формируются основные алгоритмические представления (деятельностный аспект алгоритмической культуры). Исходя из актуальности мы определили тему нашего исследования: «Формирование алгоритмической культуры младших школьников на уроках математики».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГО-РИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 7 1.1. Алгоритмическая культура как показатель качества математического образования младших школьников 7 1.2. Изучение алгоритмов курса математики начальной школы 15 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАНННОСТИ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25 2.1. Выявление уровня сформированности алгоритмической культуры у младших школьников 25 2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54 ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Список литературы

1. Абдуллина Л.Б., Мустафина Р.З., Шмелева Н.Г. Избранные вопросы теории и технологии обучения математике: Учеб.-метод. материалы для студентов 1-5-х курсов по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования». – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2012. – 148 с. 2. Абдуллина Л.Б., Мустафина Р.З., Шмелева Н.Г. Избранные вопросы теории и технологии обучения математике: Учеб.-метод. материалы для студентов 1-5-х курсов по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования»: Часть 2 (материалы для самоподготовки). – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 204 с. 3. Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. – Москва-Воронеж, 1996. – 224 с. 4. Атлуханова Л.А., Нурмагомедов Д.М. Проблема формирования алгоритмической культуры у младших школьников средствами УМК «Школа России» // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-algoritmicheskoy-kultury-u-mladshih-shkolnikov-sredstvami-umk-shkola-rossii (дата обращения: 06.01.2020). 5. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 299 с. 6. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М.А. Бантовой. – М., 1984. – 335 с. 7. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций: пособие. – М.: Владос, 2007. – 328 с. 8. Белошистая А.В., Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младших школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 9. – С. 15-22. 9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 124 с. 10. Виленкин Н.Я., Дробышев Ю.А. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1988. – № 12. – С. 35-37. 11. Винокуров В.И. Формирование ключевых компетентностей в начальной школе. – М: УИПКПРО, 2008. – 56 с. 12. Гажук Н. И. Формирование элементов логической и алгоритмиче-ской грамотности // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 7. – С. 30-32. 13. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Теория и практика организации обучения математике в начальных классах: Дидактические материалы: Учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 186 с. 14. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. Учебник 4 класс, в 3-х частях. – М.: Баллас, 2017. 15. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 6. – С. 59-60. 16. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. – 2-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с. 17. Козлова А.С. Развитие логического и алгоритмического мышле-ния у дошкольников и младших школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 9. – С. 23-28. 18. Кузнецова Т.А. Развитие алгоритмического мышления младших школьников // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75 19. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование. – М., 1988. – 208 с. 20. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с. 21. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 1 ч. Ч. 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с. 22. Математика. 4 класс. Часть 1 / Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 96 с. 23. Математика. 4 класс. Часть 2 / Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 128 с. 24. Математика. 4 класс. Часть 3 / Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 96 с. 25. Методика начального обучения математике // В.Л. Дрозд, А.Т. Катасонова, Л.А. Латотин и др. / Сост. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. – М., 1988. – 254 с. 26. Методика преподавания математики: задачи: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Ястребов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 150 с. 27. Методика преподавания начального курса математики: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Шадрина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 279 с. 28. Монахов В.М. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике. – М., 1978. – 94 с. 29. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. Пособие для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1978. – 336 с. 30. Николаева Н.В. Использование алгоритмов при решении задач // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 32-33. 31. Нурмагомедов Д.М., Магомедов Н.Г., Атлуханова Л.А. Формирование алгоритмической культуры в процессе развития вычислительных умений у младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-algoritmicheskoy-kultury-v-protsesse-razvitiya-vychislitelnyh-umeniy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 06.01.2020).\ 32. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. 33. Примерные программы начального общего образования: в 2-х ч.: ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с. 34. Прохоров Ю.В. Математический энциклопедический словарь. – М., 1988. – 847 с. 35. Тихоненко А.В. Методико-математическая компетентность учителя начальной школы. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2008. – 304 с. 36. Успенский В.А., Семенов А.Л. Теория алгоритмов: основные от-крытия и приложения. – М.: Наука, 1987. – 288 с. 37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. 38. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с. 39. Царева С.Е. Формирование основ алгоритмического мышления в процессе начального обучения математике // Начальная школа. – 2012. – № 4. – С. 5-13. 40. Черкасова А.М. Пошаговые алгоритмы при обучении математике // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 60-63. 41. Юнева Л.С. О формировании алгоритмической культуры учащихся // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции: Воспитание и обучение: теория, методика и практика (Чебоксары, 28 августа 2015 г.). – Чебоксары, 2015. – С. 206-209.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1. Алгоритмическая культура как показатель качества математического образования младших школьников В российском школьном математическом образовании понятие алго-ритма появилось недавно, хотя каждый его раздел содержит алгоритмы. Инициатором введения алгоритмической линии в математику начальной школы был Н.Я. Виленкин (1920-1991), известный советский математик, автор научно-популярных книг и учебников по математике для средней школы. Еще в 70-е годы ХХ в. он утверждал, что в век «умных машин» детей нужно с начальной школы готовить к работе с ними. Эта подготовка, по его мнению, должна заключаться в формировании алгоритмического мышления. Н.Я. Виленкиным уже тогда были созданы учебники по математике для начальной школы, в которых рассматривались понятия «операция», «программа», «алгоритм» [Виленкин, 1988, с. 36]. В настоящее время Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) впервые в истории российского начального математического образования ввел понятие алгоритма в обучение математике и поставили задачу обеспечить «овладение основами … алгоритмического мышления; … записи и выполнения алгоритмов; … умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы». Кроме того, в учебных планах начальной школы появился новый учебный предмет «Информатика», для которого понятие алгоритма является одним из базовых понятий. Математика и информатика согласно ФГОС НОО составляют одну образовательную область и могут быть представлены одним учебным предметом или двумя [Федеральный государственный …, 2010, с. 18]. Алгоритм – это фундаментальное математическое понятие, продукт человеческой деятельности. Это особый способ описания после-довательности операций для осуществления процессов решения задач человеком или машиной. Алгоритм – также способ удержания информации о действиях, обеспечивающих повторяемость процессов перехода от исходного состояния некоторого объекта к конечному, от исходных данных к искомым результатам. Алгоритм – точное, понятное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Любой алгоритм есть описание общего способа решения. Поэтому конкретный алгоритм может быть содержательно понят, принят и даже изобретен учеником только в связи с решением им проблемы отыскания этого общего способа. А алгоритмическая линия обучения математике может быть реализована только тогда, когда учитель овладеет ее по-нятиями. С.Е. Царева выделяет следующие виды алгоритмов: линейные и раз-ветвленные, без циклов и циклические. Основные способы задания алгоритмов, используемые в начальном курсе математики: а) словесное предписание (в виде «памятки» или инструкции, перечня шагов); б) образец выполнения; в) блок-схема [Царева, 2014, с. 150]. Термин «алгоритм» в математике закрепился в связи с проблемой пошагового описания общего метода решения. Проблема формирования алгоритмической культуры учащихся в образовательном процессе всегда актуальна. А.Д. Александров указывает, что под алгоритмической культурой принято понимать совокупность специфических «алгоритмических» представлений, умений и навыков, которые на современной этапе развития общества должны составлять часть общей культуры каждого человека и, следовательно, определять целенаправленный компонент общего школьного образования. Известно, что понятие алгоритма является общенаучным. Оно используется не только в программировании, кибернетике, но и лингвистике, в технических и других науках. Это и определяет его большую дидактическую ценность. Идея алгоритма является одной из важнейших и закладываться она должна в школе. На это указывали многие известные ученые Б.В. Енеденко, В.А. Успенский и др. «Умение использовать алгоритмы является весьма важным в человеческой деятельности: в наименьшей степени необходимо человеку и умение составлять алгоритмы. Более того, в последнее время во многих областях человеческой деятельности, и особенно в деятельности, связанной с решением нестандартных задач, используются так называемые эвристические алгоритмы. Поэтому работа с различными алгоритмами (их выявление, составление, исполнение) является исключительно важной для человека. Способность к этой работе и нужно развивать как можно раньше» [Успенский, 1987, с. 158]. Согласно другому определению, которое дал В.П. Беспалько, «под алгоритмом понимают точное, общепонятное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу» [Беспалько, 1989, с. 79]. В математическом обиходе под алгоритмом принято понимать «точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых исходных данных к искомому результату», считают А.В. Белошистая, В.В. Левитес [Белошистая, 2006, с. 17]. Л.Н. Ланда определяет алгоритм, как правило, предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются и исполняются всеми. Алгоритм – это система указаний (предписаний) об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить. Одним из главных условий успешной реализации принципа прикладной направленности в обучении математическим дисциплинам в обучении является повышение алгоритмической культуры с учетом основных тенденций практики использования информационных технологий в современном обществе. Алгоритмическая культура является той частью математической культуры, которая способствует формированию и развитию специальных представлений, связанных с понятием алгоритма. А.Д. Александров считает «Ведущая роль в формировании алгоритмической культуры учащихся принадлежит математике, в процессе изучения которой алгоритмические и различные операционные действия, формирование умений действовать по данному алгоритму и составлять новые алгоритмы относятся к числу важнейших составляющих содержания деятельности обучения математике. Поэтому к числу ведущих содержательно¬методических линий обучения математике относится и алгоритмическая. Вполне естественно, это обстоятельство, должно непосредственно сказаться и на курсе математики для учащихся начальной школы. Однако, как показывает практика, в программах и учебниках математики для младших школьников, методических пособиях для учителей недостаточно отражены вопросы, связанные с пропедевтикой основных элементов алгоритмической культуры учащихся». Особенно ярко это проявляется в процессе обучения математики средствами УМК «Школа России». Л.С. Юнева дает следующее понятие: «Алгоритм (происходит от имени среднеазиатского ученого IX в. аль-Хорезми) – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно показывающих, как и в какой последовательности получить результат, который однозначно определяется исходными данными» [Юнева, 2015, с. 207]. К основным свойствам, присущим каждому алгоритму относится следующее: – дискретность – алгоритм должен представлять собой процесс решения задачи как последовательности элементарных (или ранее определенных) шагов действий следующих друг за другом. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось выполнение предыдущего; – детерминированность – каждое действие алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять исполнителю никакой свободы выбора; – результативность – алгоритм должен приводить к решению любую задачу из данного класса задач за конечное число шагов; – массовость – алгоритм предназначен не для решения одной конкретной задачи, а для решения любой задачи из данного класса однотипных задач». Кроме алгоритмов для нахождения общего способа решения задачи данного класса однотипных задач на практике часто используются правила, которые напоминают собой свернутые алгоритмы. Обычно в правилах четко не выделяются шаги алгоритма или же не задается строгая их последовательность, приводящая к решению задачи (в этом смысле они не обладают свойствами детерминированности и дискретности). Любой алгоритм можно считать правилом, однако не всякое правило, как мы показали, является алгоритмом. М.Ю. Шуба указывает, что в начальном курсе математики многие алгоритмы сформулированы в лаконичной форме в виде правил, не выделяя последовательность шагов и операции. Поэтому учащиеся, безошибочно формируют правило, часто затрудняются применять его в различных учебных ситуациях. Возникает необходимость планирования работы по развитию у младших школьников умений определять элементарные шаги собственных действий, планировать свою деятельность. Л.С Юнева показывает, что «это способствует формированию у детей алгоритмической последовательности выполняемых операций и шагов, быстрому развитию умений выполнять соответствующие действия». Сказанное подтверждает необходимость целенаправленной подготовки учащихся не только действовать по заданному алгоритму, но к их составлению, что относится к числу важнейших условий формирования элементов алгоритмической культуры у младших школьников [Юнева, 2015, с. 208]. И.И. Аргинская уточняет: «Алгоритмическая культура учащихся характеризуется умением учащегося анализировать, моделировать явления и события, интерпретировать различные ситуации их совокупностью взаимосвязанных составляющих, формулировать предписание, выполнение которого приводит к решению задачи». «Выделение детьми причинно-следственных связей в составе некоторой математической целостности, определение логической последовательности своих действий по временным параметрам, способность к операционной, деятельностной реализации плана выполнения математического задания составляет суть алгоритмической культуры», – по мнению А.Д. Александров. С учетом сказанного можно выделить умения, входящие в понятие алгоритмической культуры, которое дает Г.Г. Шмырева: «1) умение действовать по данному алгоритму безошибочно; 2) умение «открывать» алгоритм; 3) наглядно представлять, изображать алгоритмы; 4) переходить от развернутых действий к свернутым и наоборот; 5) находить более рациональные алгоритмы; 6) расчленять сложную задачу на более простые; 7) умение обосновать полученный алгоритм; 8) видеть взаимосвязь алгоритмов». Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам установить, что ведущей теорией, которая составляет основу формирования алгоритмической культуры, является теория поэтапного формирования умственных действий, разработанных в трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др. Основываясь на данную теорию, рассмотрим этапы формирования алгоритмической культуры у учащихся, которую предложил З.А. Анипченко: «1 этап – мотивация «открытия» алгоритма. Основная цель этого этапа – актуализация у учащихся знаний, необходимых и достаточных для составления рассматриваемого алгоритма, показ необходимости его введения для решения практических задач; 2 этап – введение алгоритма. Цель этапа – подведение учащихся «открытию» нужного алгоритма, его формулировка. 3 этап – усвоение алгоритма. Главная цель этого этапа состоит в отработке операций, входящих в алгоритм, и усвоение их последовательности. 4 этап – применение алгоритма. Цель – отработка алгоритма в знакомых ситуациях и незнакомых ситуациях». Рассмотрим реализацию этих этапов на примере формирования у учащихся алгоритма деления с остатком. Вначале ученикам можно предложить решать примеры типа: 15 : 5, 28 : 7, 10 : 4. Первые два они могут решить, используя знания таблицы умноже-ния, а при решении последнего примера возникает проблемная ситуации, связанная с дефицитом имеющихся у учащихся знаний. Здесь возникает потребность выяснить, как же можно решить этот пример. Путем анализа ситуации они находят новый способ выполнения этого задания: нужно нарисовать 10 точек, обвести их по 4. В результате находят ответ – частное 2 и еще 2 точки оказались лишними. Далее решая несколько аналогичных примеров, учащиеся открывают новый способ выполнения действия. На следующем этапе ученикам предлагается выполнить следующие задания: 9 : 4; 8 : 5; 47 : 6. Выполняя их, они обнаруживают, что новый способ действия не удобен для решения примеров с большими числами. Здесь нужно отмечать большое количество точек. Отсюда возникает необходимость нахождения более эффективного способа действия. В рассматриваемой ситуации целесообразным является не предложение учащимся готовой формулы выполнения ориентировочной основы действия, а составление ее самими учащимися самостоятельно или под опосредованным руководством учителя. Здесь учитель косвенно направляет деятельность детей для подведения их к формулировке алгоритма. А задача учащихся состоит в определении действий, необходимых для разрешения поставленной проблемы, затем формулировке своих действий в виде алгоритма. Такой подход позволяет приводить изучаемый материал в строгую логическую систему. Учащиеся путем проб и ошибок в ходе специально организованной деятельности (обмена мнениями, анализа, сравнения, обсуждения, идеями, версиями и т.д.) составляют алгоритм выполнения деления с остатком: 1. Находим небольшое число, меньшее делителя, которое делится на делитель без остатка; 2. Разделим данное число на делитель. Это будет значение частного; 3. Оставшаяся часть делимого – это остаток; 4. Проверим, остаток должен быть меньше, чем делитель. Все выявленные учащимися операции необходимо располагать в строгой последовательности. Выполнение каждой операции возможно только после выполнения предыдущей. Выполнив все операции, ученики решают поставленную задачу. Формирование алгоритмической культуры у младших школьников на основе поэтапной организации этого процесса, способствует активному развитию интеллектуальных способностей учащихся, более прочному усвоению математических знаний, более качественной подготовке их к продолжению обучения в основной школе. Таким образом, под алгоритмической культурой будем понимать совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его задания. 1.2. Изучение алгоритмов курса математики начальной школы Алгоритмы начального курса математики С.Е. Царева группирует по разделам математики, представленным в курсе математики начальной школы: 1) арифметические алгоритмы («Числа. Арифметические действия»); 2) алгебраические алгоритмы («Математические выражения, равен-ства, неравенства, уравнения»); 3) геометрические алгоритмы («Пространственные отношения. Геометрические фигуры»); 4) алгоритмы, относящиеся к величинам («Величины и их измере-ние») [Царева, 2014, с. 156]. К арифметическим алгоритмам относят: – алгоритмы письма: алгоритмы написания математических знаков – цифр, знаков арифметических действий, скобок; – алгоритмы определения числа объектов в группе (счет); – алгоритмы записи и чтения натуральных чисел в десятичной системе счисления; – алгоритмы сравнения натуральных, дробных чисел; – алгоритмы арифметических действий с натуральными числами, с дробными числами (вычислительные алгоритмы, вычислительные приемы, алгоритмы нахождения значений выражений «в одно действие»); – алгоритмы арифметического решения некоторых видов приклад-ных (текстовых сюжетных) задач. К алгебраически алгоритмам относятся: – чтение математических выражений; – вычисления значений числовых и буквенных выражений поданным значениям букв; – сравнений числовых и буквенных выражений; – преобразование выражений; – решения уравнений и неравенств с переменной; – составление уравнения по текстовой задаче. К геометрическим относят следующие алгоритмы: – распознавание геометрических фигур; – распознавание взаимного положения геометрических фигур; – построение геометрических фигур; – сравнение (установления сходства и различия; отношений «<», «>», «=» между геометрическими фигурами по длине, площади, объему); – вычисления значений геометрических величин (длины, площади, объема) фигур и материальных тел. Алгоритмы, относящиеся к величинам включают: – алгоритмы сравнения (в том числе измерения) предметов, процессов, иных объектов по величине – длине, площади, объему, массе, времени, скорости, величине угла; – алгоритмы перевода значений величин из одних единиц в другие; – алгоритмы арифметических действий со значениями величин. Существуют различные подходы к реализации алгоритмической линии в обучении младших школьников математике. По характеру пред-ставления в них понятия алгоритма можно выделить три подхода к формированию зачатков алгоритмической культуры. В соответствии с каждым из них при обучении математике достигается некоторый уровень умений читать алгоритмы, выполнять его команды, разделять процесс решения конкретной задачи на последовательность операций и обобщать эту последовательность (первоначально с помощью учителя) в пошаговое описание общего способа решения, т.е. в алгоритмическое описание. При движении по каждому пути может быть достигнуто понимание учащимися того, что: а) пошаговое описание общего способа выполнения работы, решения каких-либо задач (т.е. алгоритмическое описание) помогает успешно выполнять аналогичную работу, решать подобные задачи даже в случае, когда смысл выполняемых действий не очень понятен; б) такое описание позволяет передавать способы решения другим людям, которые также смогут решать подобные задачи. Далее дана характеристика каждого пути. Первый путь (специальная тема не предусмотрена). Понятие алго-ритма и алгоритмическая терминология используются учителем как дидактическое средство формирования вычислительных умений, решения уравнений, сравнения объектов по различным основаниям-по различным величинам без измерения и с помощью прямого и косвенного измерения длины (площади, объема, времени и т.п.), построения отрезков заданной длины, нахождения значений числовых выражений и т.п. При изучении основных алгоритмов начального курса математики обобщенное понятие алгоритма является формой представления способов математических действий, в том числе арифметических, которые должны быть освоены согласно требованиям ФГОС НОО на требуемом уровне.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg