§ 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА И ЕГО ФОРЫ
Комитет под «федеральный насилием» понимает все формы «социального физического или использованной психологического насилия, целях оскорбления или федеральный злоупотребления, отсутствия школе заботы или помощи небрежного обращения, респондентов грубого генерального обращения или эксплуатации, этим включая физическое сексуальное злоупотребление» в отношении соответствии с п. 1 ст. 19 исходя Конвенции. Это доклад определение насилия себя было насилия избрано с целью очень описания понимаются всех форм крайне вреда заботы детям, перечисленных в п. 1 ст. 19, в соответствии с может терминологией, всякой использованной в исследовании нашего Организации степень Объединенных Наций по изическое вопросу о комиссии насилии в отношении мюрберг детей от узурпация 2006 года , родителей хотя превентивные другие термины, году используемые для соответствии описания видов сексуальное вреда( радостева телесное повреждение, очень оскорбление, уделением отсутствие заботы или волгограде небрежное когда обращение, плохое этим обращение и включающей эксплуатация) имеют координация такую же действиями силу. Выбор хотелось термина« пугают насилие» ни в коей отношении мере не перечисленных должен трактоваться для опросе сведения к долгосрочный минимуму значения и любые необходимости большинстве рассмотрения нефизических соответствии и/или особенно ненамеренных форм взрослых вреда (в достоинство частности, таких как отметьте отсутствие дителей заботы и плохое волгограда психологическое допускал обращение).
В свою очередь, Всемирная Организация допускал Здравоохранения рассматривает мужской насилие как «умышленное необходимо угрожаемое или привлекали реальное применение отношении физической пункте силы или власти, жизнь направленное обеспечивающие против себя, общего иного безусловным лица, или группы лиц, или отсутствие сообщества, обратился которое влечет или имеют имеет исключают высокую вероятность себя повлечь за насилия собой телесные психическое повреждения, часто смерть, психологическую исходя травму, допустимо отклонения в развитии или можете депривацию» .
В научной вопрос литературе встречаются иные подходы к определению насилия. Так, по мнению А.А. правах Гусейнова, травля понятие насилие сексуальное несет развитием четко выраженную помогли негативную степени оценочную нагрузку и всех включает в общего себя все формы мюрберг физического и деятельности психологического подавления . Предлагаемое Л.H. Клоченко определение выглядит следующим образом: «Насилие — это противоправное, умышленное, физическое и психическое воздействие, направленное на другого человека против или помимо сознания и воли, причинившее ему существенные вред либо создавшее опасность причинения такого вреда» .
Наряду с этим, можно дать следующее определение: мюрберг насилие в главной отношении ребенка – это февраля противоправное, городе умышленное, физическое и школа психологическое редко воздействие или угроза различных применения семьи такого воздействия, ссср нацеленное на обратился подавление ребенка, процедурам против его внимание воли, а также редко ограничение его обратился свободы волеизъявления или отсутствие действий.
очень Комитет определение последовательно придерживается соответствии позиции о том, что все, нормально даже самые обратился легкие физической формы насилия в хотелось отношении определение детей, являются редко неприемлемыми. следует Выражение «всех всех форм научной физического или психологического жизнь насилия», насилия используемое в ст. 19 Конвенции, не достижение оставляет отношении возможности для какого-либо козлова легализованного обратился насилия в отношении пугают детей .
Следует психическое напомнить, что отношении Всемирная ассамблея школе здравоохранения в насильственные своей резолюции уделением 1996 г. времени WHA49.25 призвала большинстве Всемирную целом организацию здравоохранения (комфортно далее когда ВОЗ) разработать виды типологию всех насилия, которая отношении характеризовала бы родителей различные виды иного насилия и касающуюся имеющиеся между целом ними всех связи. К настоящему ссср времени обратился существует несколько физическое типологий отношении насилия, но ни одна из них не социальное является всех всеобъемлющей .
Например, обязательства типология, правом представленная в Докладе изическое Генерального очень директора ВОЗ, подразделяет отношении насилие на три подавления широкие категории в февраля соответствии с выразили характеристиками тех, кто совершает акт низком насилия: избивали покушение на собственную использованной жизнь или радостева здоровье; межличностное психологу насилие; ратификации коллективное насилие.
В дальнейшем ВОЗ генерального признала, что в особые большинстве случаев отметьте насилия в развитием отношении детей фильмов присутствует по генеральной крайней мере можете одна из систем шести основных жизнь форм семьи межличностного насилия , и эта отношении тенденция последний сохраняется на разных сексуальное этапах семьи развития ребенка: 1) позвонил жестокое обратился обращение с детьми (в том приложение числе средней жестокие формы генеральной наказания); 2) влияния травля; 3) насилие в низкой молодежной понятие среде; 4) насилие со поставить стороны насилием полового партнера; 5) исключают сексуальное редко насилие; 6) эмоциональное (ответов психологическое) икогда насилие и присутствие дети детей при определение сценах насилия.
грубо Вместе с тем опрос статья 19 Конвенции вопросу является защищаем основным положением для основных дискуссий и вашей стратегий в целях насилие рассмотрения и насилия искоренения всех необходимо форм группам насилия в более насилия широком разработать контексте Конвенции . При поставить этом многочисленные необходимо наличие правам ясных форм действенных юридических бывали определений психическом различных форм насилие насилия, крайне упомянутых в статье 19 Конвенции.
Учитывая часто появление взрослых новых угроз для включающей безопасности необходимо детей, связанных с правам информационными меньше технологиями, развитием всех транснациональной ссср организованной преступности, коей можно детей прогнозировать дальнейшее необходимость содержательное семьи расширение понятия детьми насилия как статье особого вида среди антигуманного волгограда обращения и наказания в всемирной международном исходя публичном праве. Это использованной потребует соответствующей вашей трансформации социально национального законодательства заботы стран-членов очень международного сообщества.
Комитет, утверждая право ребенка на свободу от всех форм насилия, исходит из следующего:
• никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания; любое насилие в отношении детей поддается предупреждению»;
• применение подхода к уходу за детьми и их защите с точки зрения прав ребенка требует изменения отношения к уважению и поощрению человеческого достоинства и физической и психологической неприкосновенности детей как лиц, обладающих правами, а не восприятия их в первую очередь как «жертв»;
• концепция достоинства требует того, чтобы каждый ребенок был признан, уважаем и защищаем как носитель прав и как уникальное и ценное человеческое существо с собственной личностью, своими потребностями, интересами и личной жизнью;
• принцип верховенства права должен в полной степени применяться к детям так же, как он применяется к взрослым;
• права детей на то, чтобы быть заслушанными, и на должный учет их мнений должны систематически соблюдаться во всех процессах принятия решений, и их расширение возможностей и участия должны быть в центре стратегий и программ ухода за детьми и их защиты;
• необходимо соблюдать право детей на то, чтобы их наилучшие интересы были одним из главных соображений во всех вопросах, связанных с ними или влияющих на них, особенно в тех случаях, когда они являются жертвами насилия, а также при принятии всех мер по предупреждению;
• партнерства важнейшее комиссии значение имеет необходимо первичное степень предупреждение всех очень форм часто насилия при помощи надлежащего систем родит здравоохранения, образования, всего социального бывали обеспечения и других мер .
§ 2. НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ЕГО ВИДЫ
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ч. 2 ст. 54).
При этом необходимо учитывать, что насилие в семье имеет ценностно-нормативную основу и может регулироваться как формальными, так и неформальными правилами. В историческом плане неформальные правила, допускающие насилие в российских семьях (мужчин к женщинам, родителям к детям), были закреплены в статусно-ролевой структуре русских семей, а формальные нашли свое воплощение в XIV в. в «Домострое». Исследование исторических аспектов насилия в семье показывает, что насилие является одним из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных и межличностных конфликтов .
В отличие от других социальных институтов семья охватывает большое число граней человеческих взаимодействий, потому в семье возникает гораздо больше ситуаций, провоцирующих конфликты.
Соответственно, конфликтологический подход к исследованию насилия в семье позволяет изучить данное явление с учетом субъективных и объективных противоречий как в малых группах, к которым относится семья, так и в обществе.
Решение проблемы насилия в семье на институциональном уровне предполагает разработку и закрепление в общественном сознании ненасильственных норм и правил. Данный подход к исследованию насилия в семье дает возможность изучить данное явление с учетом норм и средств регуляции социального поведения индивидов, сложившихся в обществе на макроуровне, и выделить базовые институты, задающие социальную природу общественным процессам и формирующие сферы институциональных преобразований на микроуровне .
Социокультурные теории объясняют насилие в семье влиянием микросоциальных факторов (статуса, образования, сложившихся гендерных, нормативных и ценностных установок) и позволяют исследовать данное явление с учетом нормативных средств регуляции социального поведения индивидов, сложившихся в обществе. Исходя из социокультурного подхода, насилие в семье – это результат широко распространенных в культуре норм, социально одобряющих насилие и неформально «узаконивающих» доминирование одних членов семьи над другими, как, например, в патриархате или матриархате.
Таким образом, насилие в отношении ребенка в семье может рассматриваться с точки зрения конфликтологического, институционального и социокультурного подходов.
Требуется согласиться, что истоки насилия в семье находятся как на социальном, так и на межличностном и индивидуальном уровнях. При этом необходимо признать, что в целом основные причины насилия в семье в настоящее время связаны с тремя группами факторов: со сложностью экономического положения семьи ; негативными личностными и поведенческими характеристиками родителей , а также особенностями и рисками семейной среды; ослаблением традиционной системы социального контроля над семейными отношениями в условиях сохранения традиционно-патерналистских семейных ценностей и стереотипов .
При этом насилие в отношении ребенка в семье можно рассматривать как прямого принудительного воздействия, наносящего психологический, экономический, физический вред ребенку либо влекущего за собой ограничение его прав и свобод. Следовательно, речь идет прежде всего о девиантных (аморальных) либо делинквентных (преступных) формах принуждения в семейной жизни. Предложенное определение позволяет отделить насилие в отношении ребенка в семье, с одной стороны, от недевиантных форм семейного принуждения (физическая изоляция детей друг от друга во избежание их конфликта, принудительное ограждение детей от нежелательной информации в Интернете и т.п.), а с другой стороны, от тех воздействий, которые, хотя и наносят явный вред ребенку, не являются формой прямого властного воздействия (психологическая манипуляция и пр.)
Необходимо выделить следующие виды насилия в отношении ребенка в семье:
1) Отсутствие поведение заботы или небрежного ними отношения, которое может предусматривать: отсутствие родит физической школе заботы; отсутствие влияние защиты школа ребенка от вреда, насилия включая любые отсутствие надзора или долгосрочный необеспечение физического ребенка предметами льгот первой психическое необходимости; отсутствие допускал психологической или обязаны эмоциональной заботы; равнодушно хронический насилие недостаток внимания по повышение отношению к пугают ребенку; злоупотребление социального наркотиками или насилия алкоголем; отсутствие очень заботы в меры отношении физического или центре психического редко здоровья (непредоставление разработать базового учителя медицинского ухода); никогда отсутствие необходимо заботы с точки соответствии зрения допускал образования (несоблюдение очень законов, часто требующих от лиц, отвечающих за список уход, никогда обеспечивать образование любые своих защиты детей посредством обратился посещения оказание детьми школы или никогда иным этики образом); лишение большинстве ребенка учреждения родительской заботы и др.
2) Психологическое часто насилие , которое защиту может включать: все различных формы предупреждению постоянных приносящих нормально вред икогда отношений с ребенком; свободу внушение часто ужаса, терроризирование и генерального угрозы; использованной эксплуатирование; постоянно пренебрежение и психологу отвергание; изолирование, определение игнорирование и школе фаворитизм; отказ от исходя эмоционального часто общения; отсутствие развитием заботы о комфортно психическом здоровье, а волгограда также о защите медицинских и образовательных заключении потребностях; семейная оскорбительное обращение, поведение унижение, всех принижение, высмеивание и внушение оскорбление уделяют чувств ребенка; должный изоляция и др.
3) Фкому изическое рафаэля насилие , которое включает в положениями себя: все центре виды телесных дашков наказаний и все многочисленные другие формы структуру пытки, форм жесткого, бесчеловечного или редко унижающего исключают достоинство обращения или нагрузку наказания; положения физическое запугивание и др.
Наряду с итоге этим, безопасные международное сообщество совершал обращает упор внимание на такие виды обратился насилия в отношении видам детей в семье, как сексуальное семьи злоупотребление и контексте эксплуатация.
При этом требуется подчеркнуть, что в соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации «ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд».
§ 3. МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВСЕМ ВИДАМ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА И ЕГО ЗАЩИТЫ
Наличие общей системы защиты ребенка требует принятия всеобъемлющих и комплексных мер противодействия всем видам насилия в семье в отношении ребенка на протяжении целого ряда этапов, предусмотренных в пункте 2 статьи 19 Конвенции, с учетом социально-культурных традиций и правовой системы соответствующего государства-участника . Это позволяет говорить о механизме противодействия всем видам насилия в семье в отношении ребенка, среди элементов которого можно выделить следующие:
I. Предупреждение . Упор на общее (первичное) и целенаправленное (вторичное) предупреждение должен быть в центре внимания на всех этапах разработки и реализации систем защиты детей от насилия в семье, что предусматривает, например:
• оказание поддержки родителям и лицам, обеспечивающим уход за детьми, в понимании и обеспечении правильного воспитания, основанного на знании прав ребенка, развития ребенка и методов позитивной дисциплины для поддержания возможностей семей по обеспечению ухода за детьми в безопасной обстановке;
• обеспечение дородовых и послеродовых услуг, программ посещения на дому, программ обеспечения качественного развития для маленьких детей и программ для стимулирования доходов групп населения, находящихся в неблагоприятном положении;
• обеспечение программ льгот и работы центров по поддержке семьи для семей, сталкивающихся с особенно трудными обстоятельствами;
• обеспечение приюта и кризисных центров для родителей, подвергнувшихся насилию в семье, и для их детей и др.
II. Выявление. Выявление факторов риска для отдельных членов семьи, осуществляющих уход (с целью начала осуществления конкретных мер по предупреждению) и выявление признаков фактического жестокого обращения (для того чтобы приступить к соответствующему вмешательству как можно раньше). Для этого требуется, чтобы все лица, находящиеся в контакте с детьми, знали о факторах и признаках риска всех видов насилия в семье, получали подготовку по вопросу о том, как трактовать такие признаки, и имели необходимые знания, желания и возможности для принятия надлежащих мер (включая обеспечение срочной защиты) . (См. Приложение № 2)
III. Сообщение данных . Создание механизмов сообщения информации включает: а) представление соответствующей информации для содействия подаче жалоб; б) участие в расследованиях и судебных процедурах; в) разработку протоколов, пригодных для различных обстоятельств, и широкое распространение информации о них среди детей и общественности; г) создание соответствующих служб поддержки для детей и семей и д) подготовку и обеспечение постоянной поддержки для персонала в деле получения и передачи информации, поступившей через системы сообщения информации. (См. Приложение № 1)
IV. Передача на рассмотрение. Лицо, получающее сообщение, должно иметь ясные указания и подготовку по вопросу о том, когда и как передать соответствующий вопрос учреждению, которое отвечает за координацию ответных действий. Этот процесс должен включать: а) совместную межведомственную оценку краткосрочных и долгосрочных потребностей ребенка, лиц, обеспечивающих уход, и семьи, для чего необходимо получить и должным образом оценить мнение ребенка, а также мнение лиц, обеспечивающих уход, и семьи; б) информирование о результатах оценки ребенка, лиц, обеспечивающих уход, и семьи; в) направление ребенка и членов семьи в различные службы для удовлетворения соответствующих потребностей; и г) последующие действия и оценка достаточности этих действий.
V. Расследование. Расследование в случаях применения насилия в семье, о которых сообщил ребенок, какой-либо представитель или третья сторона, должно проводиться квалифицированными профессионалами, получившими специальную подготовку, и требует применения подхода с учетом прав ребенка и особенностей детей.
VI. Лечение. Эта услуга необходима для «содействия физическому и психическому восстановлению и социальной реинтеграции» детей, подвергшихся насилию, и должна осуществляться в «условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка» (статья 39 Конвенции). Детям могут понадобиться медицинские, психологические, социальные и правовые услуги и поддержка после выявления злоупотреблений, а также долгосрочные последующие услуги. Необходимо обеспечить полный набор услуг, включая семейное групповое обсуждение и другие аналогичные действия .
VII. Последующие меры. Последующие меры должны рассматриваться в контексте статьи 39 Конвенции (восстановление и реинтеграция), статьи 25 Конвенции (периодическая оценка лечения и помещение на попечение), пункта 2 статьи 6 Конвенции (право на развитие) и статьи 29 Конвенции (цели образования с учетом намерений и надежд на развитие). Контакты ребенка с обоими родителями должны обеспечиваться в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Конвенции, если иное не отвечает наилучшим интересам ребенка. (См. Приложение № 2)
VIII. Судебная процедура . Комитет ООН по правам ребенка рекомендует обеспечивать следующие гарантии:
• дети и их родители должны быть оперативно и надлежащим образом проинформированы системой правосудия или другими компетентными органами власти (например, полицией, иммиграционными властями или образовательными, социальными или медицинскими службами);
• действия системы правосудия должны носить по возможности превентивный характер и способствовать позитивному поведению, а также запрещению негативного поведения;
• во всех процедурах, связанных с детьми ? жертвами насилия, необходимо применять принцип оперативности при соблюдении законности.
IX. Эффективные процедуры. Защитные меры, упомянутые в пунктах 1 и 2 статьи 19 Конвенции и включенные в системный подход, требуют наличия «эффективных процедур» для обеспечения их реализации, качества, полезности, доступности, влияния и эффективности. К таким процедурам должны относиться: 1) межсекторальная координация в соответствии с протоколами и меморандумами о взаимопонимании по мере необходимости; 2) разработка и реализация систематического и постоянного сбора и анализа данных; 3) разработка и реализация плана проведения исследований; 4) разработка подающихся измерению целей и показателей в отношении политики, процессов и результатов для детей и семей.
При этом необходимо учитывать, что социальные меры должны отражать стремление государств к обеспечению прав по защите детей и базовых и целевых услуг. Они могут инициироваться и осуществляться как государствами, так и участниками от гражданского общества при ответственности государства. Такие меры включают:
а) меры социальной политики, направленные на уменьшение риска и предупреждение насилия в отношении детей в семье;
б) социальные программы индивидуальной поддержки ребенка, а также поддержки семьи ребенка и других лиц, обеспечивающих уход, с целью оптимального позитивного воспитания ребенка .
В итоге следует признать, что наилучшие интересы ребенка оптимальным образом соблюдаются через предупреждение всех видов насилия в семье и поощрение позитивного воспитания с упором на необходимость сосредоточения внимания на первичном предупреждении в рамках национальных координационных структур системы защиты и поддержки детей на основе прав ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устойчивое развитие общества возможно только в том случае, когда основные потребности и права всех детей, особенно самых малообеспеченных и уязвимых, удовлетворяются и защищаются. Защита детей является одним из важнейших компонентов Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года . Исходя из этого, международное сообщество учитывает и приветствует многочисленные инициативы по предупреждению всех форм насилия в отношении детей и реакции на такое насилие.
В необеспечение соответствии с пунктом 1 года статьи 19 получали Конвенции ООН «О правах ребенка», под «узурпация насилием» понимаются все детьми формы «низком физического или психологического соответствии насилия, бывали оскорбления или злоупотребления, обратился отсутствия различных заботы или небрежного даже обращения, часто грубого обращения или очень эксплуатации, помогли включая сексуальное перечисленных злоупотребление». Это определение школьном насилия опрос было избрано с семь целью меньше описания всех центре форм дителей вреда детям, реализации перечисленных в одни пункте 1 статьи 19, в целом соответствии с общем терминологией, использованной в всех исследовании предвзято Организации Объединенных игнорирование Наций по регистрацию вопросу о насилии в научной отношении себя детей от 2006 центре года.
поведение Учитывая травля появление новых обвинения угроз для деньги безопасности детей, крайне связанных с правах информационными технологиями, избивали развитием наркотики транснациональной организованной подгайный преступности, являются можно прогнозировать психологу дальнейшее бывали содержательное расширение крайне понятия очень насилия как особого насилия вида« большинстве антигуманного обращения и существо наказания» в всех международном публичном грубо праве. При этом к дискуссий настоящему времени собрание существует анализа несколько типологий правах насилия, но ни опрос одна из них не является очередь всеобъемлющей.