Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

arina_pal 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.03.2018
Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Без памяти невозможно получение и усвоение знаний, умений, навыков, поэтому необходима диагностика отклонений в развитии памяти, а, следовательно, и своевременная коррекция этих отклонений. В нашей квалификационной работе мы рассмотрели теории изучения механизмов памяти, процессы и виды памяти, а также особенности процессов памяти учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.
Введение

Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Учитывая то, что память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений, изучение особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта является сегодняактуальнойпроблемой. Положение о ведущей роли правильно поставленного обучения в развитии детей особенно значимо для психологии, так как оно направляет исследователя на раскрытие возможностей умственно отсталого ребенка, которые мобилизуются благодаря обучению и в какой-то мере компенсируют дефект ребенка. Одним из наиболее уязвимых мест в познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью является процесс произвольной памяти. Одной из основ психической деятельности является память, так как без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следовательно, для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о развитии памяти. В литературных источниках сказано, что к недостаткам развития памяти умственно отсталых детей можно отнести замедленность запоминания, быстроту забывания, неточность воспроизведения, эпизодическую забывчивость. Процессы памяти формируются у них, как и у нормальных школьников, во взаимодействии с окружающим миром и не могут поэтому не зависеть от характера воздействия оказываемого на детей в процессе воспитания и обучения. Таким образом, при помощи специальных методов обучения и воспитания можно значительно развить произвольную память умственно отсталых младших школьников. Произвольная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой выявило некоторые механизмы ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожеца, А.Н Леонтьева, А.Р. Луриярассматривается осознанность и произвольность памяти в качестве центральных и определяющих сторон развития психики. Л.И. Божович, З.М. Истомина, А.Н Леонтьев рассматривали феномен памяти, как важное условие для обучения в школе, так как оно требует от ребенка умения произвольно управлять своими психическими процессами. Н.М. Гнедовой, З.М. Истоминой изучались элементы произвольной памяти и их развитие в процессе генезиса.Самоконтроль при запоминании также нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой, Т.А. Корман. В своих трудах П.Я. Гальперин рассказывает о поэтапном формировании внутренних умственных действий, которое устанавливает генетическую связь идеальных психических действий с действиями материальными. Следовательно, необходимо проводить систематическую работу по развитию произвольной памяти у детей с нарушениями интеллекта. Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему исследования:которая заключается в изучении вопроса о том, каковыосновные условия развития произвольной памяти младших школьниковс нарушениями интеллекта прииспользовании игровой деятельности. Объект исследования: произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта. Предмет исследования:развитие произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта. Цель исследования: изучение развития произвольной память младших школьников с нарушениями интеллекта посредством игровой деятельности. Задач исследования: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) рассмотреть особенности произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта; 3) провести исследование с целью получения данных об успешномразвитии произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта; 4) разработать рекомендации занятий, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта,включающиеигровую деятельность. Гипотеза исследования:развитие произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта будет проходить эффективнее если выявить основные условия развития произвольной памяти младших школьников на основе результатов эмпирического исследования разработать и апробировать рекомендации занятий, которые направлены на развитие произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта. Методы исследования: 1. Теоретические методы:анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической и социально-психологической литературы по проблеме исследования; 2.Эмпирические: опросные методы, тестирование. Методики сбора эмпирических данных: 1)методика «Пьерона-Рузера»; 2)методика «Корректурная проба»; 3)методика «Таблица Шульте». База исследования:Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тинская общеобразовательная школа-интернат». Выборка исследования: 30 детей в возрасте от 7 до 8,5 лет. Все учащиеся, которые приняли участие в исследовании, это школьники которые имеют умственную отсталость легкой степени. Ребята обучаются на параллели первых и вторых классов. Среди принявших участие младших школьников 15 девочек и 15 мальчиков. Организация исследования осуществлялась в несколько этапов. Iэтап (июль – август 2016) – изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; методическое обеспечение экспериментального исследования. II этап (сентябрь 2016) – организация и проведение экспериментального исследования; сбор и обработка эмпирических данных;разработка рекомендаций занятий, направленных на развитие произвольной памяти, III этап (октябрь – ноябрь 2016) - анализ и интерпретация данных эмпирического исследования. Практическая значимость заключается в том, что содержащееся в работе рекомендации занятий, направленных на развитие произвольной памяти, может быть использованы в коррекционной работе образовательных учреждениях с младшими школьниками с нарушениями интеллекта педагогами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами.
Содержание

Введение ………………………………………………….………………… 3 Глава IТеоретические аспектыизучения развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта …………………….…..…. 7 1.1Теоретический анализ исследований по проблеме развития произвольной памяти младших школьников в психологической науке ….…. 7 1.2 Особенности произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта ……………………………………………….…...… 18 1.3Игровая деятельность как средство развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта ……….…………….…… 29 Глава IIОпытно-экспериментальное исследование развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта посредством игровой деятельности …………….………………….……….… 39 2.1 Этапы, методы исследования произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта…………………………..……….… 39 2.2Рекомендации занятий, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта ………………………………………………………………………………….... 43 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования уровня развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта …………………………….……………………………..……….… 49 Заключение ………………………………………………………...…...… 57 Список источниковинформации …………………………………..……. 61 Приложение 1……………………………………………………...…..… 68 Приложение 2 ……………………………………………………...…..… 74 Приложение 3……………………………………………………...…..… 80
Список литературы

I. Нормативно правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Российская газета от 25 декабря 1993г. №237, СПС «Консультант плюс» 2. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)от 13 июня 1990 г. № 1559–1// Российская газета от 25 декабря 1993г. №237, СПС «Консультант плюс» 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) (С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.) // журнал "Стандарты Образования" от 8 июня 2015 г. №576. II. Учебная и монографическая литература: 4. Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания. Питер, 2011. -267с. 5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Педагогика, 2011. - 190с. 6. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М.: Рагс, 1991. – 209с. 7. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: 1964. –548с. 8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 2011. – 319с. 9. Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет, 1974. – 210с. 10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2012. – 195с. 11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под-ростков с отклонениями в развитии / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой. – М.: Академия, 2013. - ?365с. 12. Вопросы социализации личности: Межвуз. сб. науч. тр. / Под редакцией В.И.Кузищина. Мурманск ОНМЦ, 2001. – 249с. 13. Выготский Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-и т. Том 2. - М.: Просвещение, 1982. – 270с. 14. Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. – М.: Педагогика. 2011 – 85с.. 15. Гальперина П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985. – 165с. 16. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 2001.– 216с. 17. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208с. 18. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика: учебник. – М.: МарТ., - 2014. –С. 410. 19. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1990. – С. 16 -81. 20. Занков Л.В. Память школьника. - М.: Наука, 1994. – 309с.
Отрывок из работы

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 1.1Теоретический анализ исследований по проблеме развития произвольной памяти младших школьников в психологической науке В психологической науке проводится много исследований, посвященных развитию произвольной памяти. Память человека можно определить, как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации[78]. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех живых организмов, на наиболее высоко развита у человека. Таким образом, память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности[65]. В целом, память человека можно представить, как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта. Возбуждения, идущие от внешних и внутренних раздражителей в мозг, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывающий, отсутствует. Произвольная память —психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки целии использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мыслей, речи, действий. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей [40]. Исследования последних лет, проводящиеся на нейрофизиологическом и биохимическом уровнях, позволяют выделить две фазы в построении связей. В первой – лабильной фазе сохранение следа происходит благодаря ревербации нервных импульсов. В ходе второй – стабильной – фазы сохранения следа осуществляется за счет изменений, возникающих на основе первой фазы: согласно различным данным, такими изменениями являются или рост протоплазматических нервных отростков, или изменения в синоптических окончаниях, в свойствах клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот клетки.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg