Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Учитывая то, что память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений, изучение особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта является сегодняактуальнойпроблемой.
Положение о ведущей роли правильно поставленного обучения в развитии детей особенно значимо для психологии, так как оно направляет исследователя на раскрытие возможностей умственно отсталого ребенка, которые мобилизуются благодаря обучению и в какой-то мере компенсируют дефект ребенка. Одним из наиболее уязвимых мест в познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью является процесс произвольной памяти.
Одной из основ психической деятельности является память, так как без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следовательно, для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о развитии памяти.
В литературных источниках сказано, что к недостаткам развития памяти умственно отсталых детей можно отнести замедленность запоминания, быстроту забывания, неточность воспроизведения, эпизодическую забывчивость.
Процессы памяти формируются у них, как и у нормальных школьников, во взаимодействии с окружающим миром и не могут поэтому не зависеть от характера воздействия оказываемого на детей в процессе воспитания и обучения. Таким образом, при помощи специальных методов обучения и воспитания можно значительно развить произвольную память умственно отсталых младших школьников.
Произвольная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой выявило некоторые механизмы ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой.
В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожеца, А.Н Леонтьева, А.Р. Луриярассматривается осознанность и произвольность памяти в качестве центральных и определяющих сторон развития психики. Л.И. Божович, З.М. Истомина, А.Н Леонтьев рассматривали феномен памяти, как важное условие для обучения в школе, так как оно требует от ребенка умения произвольно управлять своими психическими процессами.
Н.М. Гнедовой, З.М. Истоминой изучались элементы произвольной памяти и их развитие в процессе генезиса.Самоконтроль при запоминании также нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой, Т.А. Корман.
В своих трудах П.Я. Гальперин рассказывает о поэтапном формировании внутренних умственных действий, которое устанавливает генетическую связь идеальных психических действий с действиями материальными.
Следовательно, необходимо проводить систематическую работу по развитию произвольной памяти у детей с нарушениями интеллекта. Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему исследования:которая заключается в изучении вопроса о том, каковыосновные условия развития произвольной памяти младших школьниковс нарушениями интеллекта прииспользовании игровой деятельности.
Объект исследования: произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования:развитие произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.
Цель исследования: изучение развития произвольной память младших школьников с нарушениями интеллекта посредством игровой деятельности.
Задач исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть особенности произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта;
3) провести исследование с целью получения данных об успешномразвитии произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта;
4) разработать рекомендации занятий, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта,включающиеигровую деятельность.
Гипотеза исследования:развитие произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта будет проходить эффективнее если выявить основные условия развития произвольной памяти младших школьников на основе результатов эмпирического исследования разработать и апробировать рекомендации занятий, которые направлены на развитие произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической и социально-психологической литературы по проблеме исследования;
2.Эмпирические: опросные методы, тестирование.
Методики сбора эмпирических данных:
1)методика «Пьерона-Рузера»;
2)методика «Корректурная проба»;
3)методика «Таблица Шульте».
База исследования:Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тинская общеобразовательная школа-интернат».
Выборка исследования: 30 детей в возрасте от 7 до 8,5 лет. Все учащиеся, которые приняли участие в исследовании, это школьники которые имеют умственную отсталость легкой степени. Ребята обучаются на параллели первых и вторых классов. Среди принявших участие младших школьников 15 девочек и 15 мальчиков.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
Iэтап (июль – август 2016) – изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; методическое обеспечение экспериментального исследования.
II этап (сентябрь 2016) – организация и проведение экспериментального исследования; сбор и обработка эмпирических данных;разработка рекомендаций занятий, направленных на развитие произвольной памяти,
III этап (октябрь – ноябрь 2016) - анализ и интерпретация данных эмпирического исследования.
Практическая значимость заключается в том, что содержащееся в работе рекомендации занятий, направленных на развитие произвольной памяти, может быть использованы в коррекционной работе образовательных учреждениях с младшими школьниками с нарушениями интеллекта педагогами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами.