Политические и социокультурные изменения в жизни нашей страны в 21 веке вызывают внесения определенных изменений в развитие системы образования россиян, для которых непосредственное или опосредованное межкультурное общение либо уже стало реальностью, либо стало восприниматься как возможная и близкая перспектива. Какой бы род занятий ни избрал ученик для себя в будущем, незнание иностранных языков может существенно обеднить его образовательные и самообразовательные возможности, перспективы в выборе профессии и карьеры, а также возможности культурного взаимообогащения при общении с людьми из других стран. Обучение иностранным языкам в школе приобретает на сегодняшний день особую актуальность в связи с общими процессами глобализации и интеграции в современном мире, а также в связи с подготовкой и проведением в различных регионах России крупных международных мероприятий, таких как Международная Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи и т.д., где сегодняшние школьники уже завтра смогут принять участие в реальном межкультурном общении.
С 2004 года обучение иностранным языкам в начальной школе стало обязательным в Российской Федерации. Согласно ФГОС, иностранный язык вводится как обязательный учебный предмет со второго класса во всех типах общеобразовательных школ, при условии наличия соответствующего кадрового и методического обеспечения занятий по иностранному языку.
Согласно ФГОС и Примерной программе по иностранным языкам в начальной общеобразовательной школе иностранный язык может изучаться в разном объеме: 1 вариант учебного плана предусматривает 204 часа на изучение данного предмета в начальной школе; 2 вариант рассчитан на 306 и более часов.
Для большинства педагогов и родителей стало очевидно, что раннее обучение иностранному языку способствует не только прочному и свободному практическому владению, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Общение на любом языке требует большого словарного запаса и знания языковой техники. Данное обстоятельство требует поиска педагогами и методистами новых приемов,методов, форм, технологий, позволяющих обучаемым эффективно и качественно, а главное, с интересом изучать иностранные языки.
Начальная школа является первой ступенью в изучении иностранного языка. Согласно Примерной программе, интегрированной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младших школьников.
Изучение иностранных языков создает благоприятные условия для более глубокого осознания ценности и красоты родного языка и вклада России в развитие мировой цивилизации, при условии, что изучаемые иностранный и родной языки, а также культуры народов, говорящих на них, изучаются в тесном единстве, на основе формирования общих когнитивных умений анализа, сравнения, сопоставления. Изучение иностранного языка в начальной школе способствует успешной социализации младших школьников, преодолению у них застенчивости и скованности в общении.
Предмет «Иностранный язык» отличается от других учебных предметов ярко выраженным межпредметным содержанием и деятельностным характером овладения им, что позволяет эффективно совмещать в процессе его изучения знания и умения, полученные на уроках практически любого учебного предмета, соединять изучение иностранного языка с рисованием, пением, драматизацией, выполнением различных учебных и творческих проектов. Качественное обучение иностранным языкам в школе важно не только для развития каждого человека, но и для успехов в развитии всего общества, которое, наряду с другими факторами, определяется уровнем образованности и культуры ее граждан, их готовности и способности к межкультурному сотрудничеству на благо своей страны в различных сферах деятельности.
Таким образом, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
- формировать умение общаться на иностранном языке на элементарном уровне, с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменной формах;
- приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, зарубежным детским фольклором, доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развивать речевые, интеллектуальные, познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные умения; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитывать и всесторонне развивать младшего школьника средствами иностранного языка.
Указанные цели и задачи возможно реализовать при условии, что обучение иностранному языку в начальной школе реализуется в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к коммуникативному развитию школьников.
В современной педагогической литературе проблема изучения английского языка рассматривается достаточно широко. Цели и задачи образования должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста.
Актуальность темы связана с решением вопросов со способом организации учебного материала, который зависит от научного подхода к обучению и авторы учебных пособий этого придерживаются.Очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.
Цель исследования заключается в выявлении специфики организации урока иностранного языка на младшем этапе обучения.
Объект исследования: обучение английскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: современное языковое образование в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть психолого-педагогические особенностимладшего школьного возраста,
2) изучить аспекты развития и контроля рецептивных и продуктивных умений младших школьников,
3) рассмотреть современное языковое образование в начальной школе,
4) проанализировать УМК по английскому языку в начальной школе.
Основным методом исследования является анализ методической литературы по данной проблеме.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.