Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

arina_pal 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.03.2018
В соответствии с поставленной в данном исследовании были решены следующие задачи: 1) Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме; 2) Проанализировано понятие «страх», его характеристика и проявления; 3) Изучены страхи детей в младшем школьном возрасте; 4) Выявлены психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности; 5) Составлена и опробирована коррекционная программа «Песочная терапия» по снижению и снятию страхов и детской тревожности. Заявленная в данной работе гипотеза подтвердилась в результате проведенного экспериментального исследования. Сравнительный анализ данных экспериментальной части исследования показал заметное снижение уровня тревожности после проведения формирующего эксперимента. Различия между этапами исследования являются значимыми.
Введение

Актуальность исследования. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Это наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая чувствительность этого возраста определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Полноценное проживание, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познания и деятельности. Внутренний мир ребёнка состоит из счастливых, добрых, эмоционально ярких и дорогих моментов и воспоминаний. Но бывает, что в это радостное и безмятежное состояние грубо врывается страх и тревожность. Для ребёнка это всегда неожиданно и жестоко. В его безоблачный и радостный мир врывается боль, пустота и бессилие. Проблемы в эмоциональном развитии младшего школьника, имеющего страхи и тревожность, осложняют взаимодействие со сверстниками, усиливают трудности в учении. Следствием чего становится неблагоприятное эмоциональное самочувствие, которое негативно сказывается на психическом здоровье детей, ограничивает их социальные возможности. Поэтому сегодня остро ощущается необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим страхи тревожность. Однако данная проблема в литературе изучена мало и не систематически: до настоящего времени в отечественных и зарубежных источниках можно найти лишь отдельные данные по страхам детей. Слабо разработанными аспектами чувства страха являются общие и специфические особенности объектов чувства страха в младшем школьном возрасте. Причин, которые могут вызвать у ребёнка переживание страха и тревожность, множество. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Один из методов арт-терапевтической работы с переживанием страха и тревожности младших школьников является песочная терапия. Автор метода «Песочная терапия», швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), считает, что «…картина на песке может быть понята как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента. Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Переживание страха и тревожности младших школьников» Цель исследования: определить условия, необходимые для снижения переживания страха и тревожности у младших школьников. Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач: 1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; 2. Проанализировать понятие «страх», характеристику и его проявления; 3. Изучить страхи детей в младшем школьном возрасте; 4. Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности; 5. Составить и опробировать коррекционную программу «Песочная терапия» по снижению и снятию страхов и детской тревожности. Объект исследования: влияние метода «Песочная терапия» на страхи и тревожность младшего школьника. Предмет исследования: коррекция переживания страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста. Методы исследования: наблюдение за поведением детей на уроке и во внеучебное время; тематическое рисование, диагностические методы: методика «Нарисуй страх»; беседа с целью уточнения содержания и характера переживаемого страха, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Теоретическая значимость: данные исследования могут быть использованы учителями начальных классов при работе с учащимися. Гипотеза: использование метода «Песочная терапия» помогает скорректировать ряд психологических проблем у детей младшего школьного возраста, имеющие страхи и повышенный уровень тревожности. Практическая значимость: материалы опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в практике педагога-психолога. Структура и объём ВКР состоит из введения двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 44 источника. Общий объем работы 42 страницы компьютерного набора.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….………………………………………………………3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятия «страх» и «тревожность», характеристика и проявления .6 1.2. Проявление страхов у детей младшего школьного возраста…….12 Выводы……………………………………………………………………17 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Организация исследования. Описание методик……………………..….18 2.2. Результаты исследования ……………………………………….........20 Выводы ………………………………………………………………………33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….37 ПРИЛОЖНИЯ……………………………………………………………………41
Список литературы

1. Алмосов Л.В. Проблема тревожности в современной психологии. - М.: Лаборатория книги, 2012. – 92 с. 2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал. – 2002. - №2. С. 34-38. 3. Арнольд О. Страшнее кошки зверя нет // Школьный психолог.- 2012.- №1.- С.16-19. 4. Артемьева А. Чего боится малыш // Энциклопедия здоровья. – 2009. – № 4. – С. 24 5. Белоусова А. К. Возрастная психология : Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 592 с. 6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2006. 7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с. 8. Володина Н. Г. Детские страхи днем и ночью [Текст] / Н. Г. Володина: Уч. Пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с. 9. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. –СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. –50 с. 10. Дусавицкий А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. - 1982. - № 3. 11. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М. : Проспект, 2012. – 558 с. 12. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета. – 2001. – № 11. – С. 6-7 13. Захаров А.И. Страхи у младших школьников. Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — С. 208 14. Захаров А.П. Ночные и дневные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2010. — 448 с. 15. Иваницкая. Е. Дети на нервах // Первое сентября. – 2008. – № 18 – С. 18 16. Изард К. Эмиции человека. - Издатель: Директ-Медиа, 2008. – 954 с. 17. Ичетовкина Н. М., Лукъянова Т. Д. Психолого-педагогические практики : организация, методические указания, диагностические средства: учебно-методическое пособие для студентов. - Глазов: ГГПИ, 2014. – 112 с. 18. Касицына Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – СПб. : Речь, 2010. 19. Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций. - Издатель: Директ-Медиа, 2013. – 162 с. 20. Колпакова Г. Дети из оранжереи // Школьный психолог.- 2011.- № 12.- с.6-8 21. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 230 с. 22. Копытин А., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии.-М.:Психотерапия,2011.-128с. 23. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Уч. Пособие. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. –192 с. 24. Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог.- 2011.- № 11.- С.18-20. 25. Лебедева Л. Д. Велики ли глаза у страха? // Школьный психолог. – 2000. – №19. – С. 8 – 17. 26. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - Издатель: Генезис, 2012. – 160 с. 27. Немов Р. С. Общяя психология: краткий курс [Текст] / Р. С. Немов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 304с. 28. Николаева В., Арина Г. От традиционной психосоматики к психологии телесности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1996. — № 2. — С. 8. 29. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с. 30. Оклендер В. Скрытые сокровища:путеводитель по внутреннему миру ребенка. Пер.с англ.-М.: Когито-Центр, 2012.-271с. 31. Орлова Л. Таблетки для храбрости // Школьный психолог. – 2011. – № 11. – С.21-24. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд.-СПб.: Питер, 2015.-304с. 32. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. – 1999.- №8. – С.10-12. 33. Прихожан А.М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования // Психологические исследования. – 2008. - № 2 34. Психология[Текст] / Под ред. Б. А. Сосновского: Уч. Пособие. – М.: Юрайт, 2011. – 800 с. 35. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. –Институт психологии РАН, 2012. – Ч. 2. – 828 с.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятия «страх» и «тревожность», характеристика и проявления Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта, и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.). Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др.). которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи — упадешь», «Не бери — обожжешься», «Не гладь — укусит», «Не открывай дверь — там чужой дядя» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всякий случай, то дитятя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике [25, с. 8]. Все это дает основание говорить об условно-рефлекторном характере воспроизведения страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался неприятным переживанием. Подобное сочетание осталось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием. Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Алофеоз страха и тревоги — ужас. Тревога — это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, сверхчувствительным к своему положению и признанию окружающих. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь (и благополучие) как свою, так и близких людей. Следовательно, если страх — аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога — это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога, в отличие от страха, — не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, она может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, его жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх. В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей под ним тревоги, подобно лаве, вытекающей из жерла вулкана. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха (страх страха), то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [25, с. 11].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg