В дошкольном возрасте развивается личность ребенка, происходит становление различных видов деятельности и развития ребенка как субъекта деятельности, формируются первоначальные умения и навыки, а также все познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление.
Мышление является сложным процессом, развивающимся в сознании ребенка и возможно без проявления видимых действий. Понятие мышление является высшим познавательным процессом, так как в данном понятии наблюдается совокупность всех познавательныхпроцессов.
Мышление, как процесс опосредованного познания становится доминирующей психической функцией в старшем дошкольном возрасте, от которого зависит становление остальных психических процессов.
В старшем дошкольном возрасте ребенок усваивает такие формы мышления, как понятие, суждение, умозаключение. С возрастом понятие о предметах и явлениях действительности у ребенка становится глубже, обобщеннее, в них включаются все более существенные качества. Понятия дошкольников складываются на основе чувственного опыта, представлений.
Суждение и умозаключение являются основными формами мышления, которые обеспечивают установление закономерностей.
Согласно И. В. Дубровиной, всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух.
Изучением развития суждений и умозаключений занимались такие ученые как: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н. Н. Толстых, И. П. Корчуганова и И. А. Сияловова, А. Н. Леонтьев, Н. В. Нестерова, Л. Ф. Обухова, О. О. Петрова, Т. В. Умнова, Л. Д. Столяренко, А. Э. Симановский, А. М. Щетинина, Н. П. Смирнова и др.
В практике дошкольного воспитания проблема развития у детей суждений и умозаключений является актуальной, так как эти навыки значительным образом влияют на развитие логического мышления ребенка.
Цель исследования: теоретическим путем раскрыть особенности развития, а экспериментальным путем выявить уровень развития суждений и умозаключений у детей 6-7 лет с помощью игр и игровых упражнений.
Объект исследования: процессразвития суждений и умозаключений.
Предмет исследования: особенности развития суждений и умозаключений у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр и игровых упражнений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных исследований по проблеме развития суждений и умозаключений.
2. Теоретическим путем раскрыть психологические особенности развития суждений и умозаключений у детей 6-7 лет.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования суждений и умозаключений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты и выявить уровень и особенности развития у старших дошкольников.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; методы количественной и качественной обработки данных; психодиагностический метод (тестирование). В процессе экспериментального исследования были использованы психодиагностические методики: «Исключение лишнего» (Е. И. Рогов); «Умозаключения по аналогии» (Е. М. Мастюков, Л. Ф. Переслени, Л. Ф. Чупров); «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»; «Нелепицы» (Р. С. Немов).
База исследования: МКДОУ «Вертненский детский сад «Улыбка», с.Вертное, Думиничский район, Калужская область.