Маркетинг – важный элемент управления современной коммерческой компанией. Рыночная или маркетинговая ориентация, как идеология всей организации, которая «пробуждает все звенья компании ориентироваться в первую очередь не на то, что освоено, легко и привычно, а на то, что востребовано рынком» [12], становиться все более доминирующей.
Маркетинговая деятельность сводится к четырем процессам:
1) Разработке товарной номенклатуры.
2) Формированию для нее ценовой политики.
3) Изучению рынка.
4) Обеспечению продвижения и продажам.
Таким образом, организация маркетинговой деятельности на предприятии представляет собой сложную задачу, так как нужно увязать между собой в динамическом равновесии внутренние ресурсы компании и требования внешней среды.
Кроме того, сама по себе постановка маркетинга в компании является предметом отдельного исследования, которому практически все известные специалисты по маркетингу – Ф. Котлер и А. Аакер и др. – уделяют не меньшее место, чем описанию природы и функционированию маркетинга как такового [11]. Ко всему прочему проблему постановки маркетинга на большинстве российских предприятий может усугубить конфликт идеологий – маркетинговой, с ее ориентацией на потребителя и рынок; производственной, в которой во главу угла ставятся приоритеты производства или продукта; сбытовой – где главное сбыт и усилие по сбыту [21].
В современных условиях каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ему нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий.
То есть суть стратегического маркетинга заключается в опирающемся на современный инструментарий поиске решений, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и на получение у них преимуществ по сравнению с конкурентами с помощью специальных рыночных мероприятий. Грамотное, обоснованное маркетинговое решение поможет предприятию выжить в неблагоприятной внешней среде.
Таким образом, вопрос маркетинговой деятельности предприятия не перестает оставаться актуальным. В этой связи совершенствование и повышение эффективности маркетинговой деятельности на предприятии составляет актуальность данного дипломного проекта.
Объектом анализа данного дипломного проекта является ЗАО «Де Ла Рю». Предметом анализа стала маркетинговая деятельность данного предприятия.
Основной целью данного дипломного проекта является изучение и анализ маркетинговой деятельности на примере ЗАО «Де Ла Рю», а также разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) На базе широкого круга научно–практической и учебной литературы описать основные составляющие маркетинговой деятельности, сформулировать основные подходы к выработке маркетинговой стратегии предприятия, провести анализ подходов к управлению маркетинговой деятельностью предприятия.
2) На основании внутренних документов и отчетности предприятия провести анализ производственно–маркетинговой деятельности ЗАО «Де Ла Рю» с определением технико–экономической характеристики предприятия, анализа объема производства и ассортимента продукции и маркетинговой деятельности ЗАО «Де Ла Рю».
3) Разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «Де Ла Рю».
Методологической основой для выполнения работы послужили труды заслуженных маркетологов, в частности Ф. Котлера, Д.А. Аакера, Дж. Р. Росситер, П. Гембла, М. Стоуна, Н. Вудкока, Д. Креверс, а так же российских – Е.П. Голубкова, В.Н. Домнина, Р.А. Фатхутдинова.
Структура данного дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.