Мировой океан – это международные морские пути, имеющие огромное значение для социального, экономического и культурного развития всех стран и народов.
И поэтому, проблема территориального моря и прилежащей зоны в наше время наиболее актуальна. На данный момент, большое количество стран ведут споры о своих морских границах, а так же о прилежащих зонах.
Вышеприведенный факт свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.
В соответствии с международным правом, государства имеют право объявлять те или иные заливы, ширина входа в которые превышает 24 морские мили, историческими.
Однако историческими могут быть только такие заливы, которые в силу географического положения имеют большое значение для безопасности и экономики прибрежного государства, так же, в отношении которых, оно длительное время осуществляет свои акты власти, об этом должно быть известно и другим государствам.
Внутренние (морские) воды являются частью территории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом, как и на сухопутной территории, без исключений.
Правовой режим внутренних (морских) вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами.
Под территориальным морем понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии), либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверенитет. Суверенитет распространяется на поверхность и толщу морской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. Если это государство – архипелаг, то территориальное море примыкает к архипелажным водам данного государства.
Правовой режим территориального моря определяется также Конвенцией «О территориальном море и прилежащей зоне» 1958г.
В соответствии с Конвенцией 1982 года государство имеет право применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормальные или обычные исходные линии), либо прямые исходные линии.
В соответствии с международным правом, суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море. Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, порядок или безопасность прибрежного государства. Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода.
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно – правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
Объектом курсовой работы является система правого регулирования территориального моря и прилежащей зоны.
Предметом курсовой работы является международное законодательство в вопросах территориального моря и прилежащей зоны.
Цель работы – рассмотреть правовой режим территориального моря и прилежащей зоны.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, а именно дать правовую характеристику таким понятиям как:
• внутренние (морские) воды,
• территориальное море (территориальные воды),
• прилежащие зоны,
• континентальный шельф
• проблемы правового регулирования территориального моря в современном мире.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.