ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Сущность, виды и причины образования государственного долга
Национальный, или государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место быть в стране.
Государственным долгом России являются долговые обязательства РФ перед физическими, а так же юридическими лицами, иностранными государствами и странами международными организациями и прочими субъектами международного права. Государственная задолженность разделяется на внутреннюю и внешнюю, а так же на краткосрочную (до одного года), среднесрочную (от одного года до пяти лет) и долгосрочную (свыше 5 лет).
Внутренний государственный долг (internaldebt) - это то, что правительство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний долг государства - это долг именно перед резидентами.
Внешний государственный долг (externaldebt) - это займы государства у граждан и организаций за границей. В таком случае, внешний государственный долг - это долг перед нерезидентами.
В составе внешнего долга Российской Федерации акцентируют долг бывшего СССР и обязательства нынешней Российской Федерации, так как уже после распада СССР Россия взяла на себя его долговые обязательства (долг).
Классики утверждали, что отличий между внутренним долгом и внешним нет, ровно как они оба уменьшают национальное богатство. Но по мнению «новых экономистов», между внешнем долгом и внутренним есть четкое и существенное различие, и в отношении внешнего долга классики оказались правы. Тяжесть внешнего долга сдвигается в будущее, потому что в чистом виде резиденты никак и ничем не жертвуют в момент появления долга. Под тяжестью здесь должно понимать проценты, которые оплачиваются нерезидентам из национального дохода. Будущие поколения скорей всего недополучат эквивалент этих процентов. Сумма погашения так же причитается нерезидентам. Следовательно, отечественные средства на конкретную сумму уходят за рубеж. А Внешний же долг государства может свидетельствовать о фискальной безответственности государства.
Причины возникновения государственного долга в различных странах имеют свою историю. Так, например, в США государственная задолженность, которая накопилась к концу 1980-х - началу 1990-х гг. (около 5,5 трлн. долл.), связана, во-первых, с войнами, которые требовали немалых государственных расходов и приводили к дефициту государственного бюджета. Финансирование же его осуществлялось за счет выпуска государственных облигаций. Во-вторых, периодические спады, во время которых налоговые зачисления уменьшались и, при прочих равных условиях, увеличивался бюджетный дефицит. Особо неблагоприятными в этом отношении были Великая Депрессия 1929 -1933 гг., кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг., увеличение расходов на оборону и борьбу с терроризмом в 2001-2003 гг. В-третьих, последствия действий правительства, которое действовало в русле макроэкономической политики, называемой «рейганомикой». Одной из наиболее типичных ее черт было масштабное сокращение ставок налогов в 1980-е годы (налоговые реформы 1981 и 1986гг.), сходны по духу налоговые реформы Дж. Буша в 2001-2003гг. На начало 2004 г. общая сумма внешнего долга США составила более 6 трлн. долларов, а дефицит федерального бюджета, по расчетам аналитиков, составит 520 млрд. долларов.