В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия. Недаром право на образование занимает одно из центральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование, в современных условиях, реализуется в образовательных учреждениях.
Поэтому, изучение правового положения образовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, и взаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества.
Актуальность темы обусловлена и тем, что система образования России затрагивает каждого из нас. Вступив в XXI век большинство россиян учатся. Только в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 21 млн. детей .
В российской правовой науке проблемы правового регулирования образовательных учреждений достаточно хорошо изучены в административно-правовом аспекте. Примером тому могут служить научные исследования профессора Г.А.Дороховой, профессора В.И.Шкатулла и других. В то же время гражданско-правовой статус образовательного учреждения изучен мало. Отсутствуют не только специальные глубокие научные исследования, но и научно-популярная литература, посвященная участию образовательного учреждения в гражданском правоотношении. А именно гражданско-правовой аспект исследования представляется наиболее важным, поскольку образовательное учреждение является одним из основных участников в сфере предоставления образовательных услуг. Все остальные отношения являются производными от его первоначального гражданско-правового статуса.
Проблеме изучения правового статуса учреждения как субъекта гражданского права посвящены работы видных российских теоретиков права и цивилистов, таких как С.И.Аскназий, М.И.Брагинский, С.Н.Братусь, А.В.Венедиктов, В.П.Грибанов, Г.А.Дорохова, М.И.Кулагин, В.П.Мозолин, Е.А.Суханов, Ю.К.Толстой, В.И.Шкатулла и других.
Поскольку в своих работах указанные авторы рассматривают аспекты правового положения учреждений в ряду других организаций, не выделяя при этом образовательные учреждения особо, автор данной выпускной квалификационной работы попытался комплексно рассмотреть вопросы правового статуса учебных заведений.
Объект работы – общественные отношения в сфере правового регулирования деятельности образовательных учреждений в гражданско-правовой сфере.
Предмет работы – гражданско-правовой статус образовательного учреждения.
Цель работы – исследовать гражданско-правовой статус образовательных учреждений, выявить практические проблемы правоприменения в сфере реализации статуса образовательных учреждений и определить пути их решения.
Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи:
- дать определение образовательное учреждение, выделить его признаки;
- раскрыть содержание понятия оперативного управления и правомочий образовательного учреждения в отношении закреплённого за ним имущества и имущества, полученного в результате приносящей доходы деятельности.
- выявить особенности гражданско-правовой ответственности образовательного учреждения по своим обязательствам.
- охарактеризовать участие образовательного учреждения в гражданско-договорных отношениях и предпринимательской деятельности.
- попытаться выявить существующие недостатки законодательства в области участия образовательного учреждения в гражданском обороте и пути их разрешения.
Методологической основой исследования послужили общенаучные и частнонаучные методы. Использованы следующие общенаучные методы: исторический, логический, сравнительно-правовой,формально-юридический.
Нормативная основа работы. При написании данной работы широко использовались нормативно-правовые акты различного уровня.
Новизна темы определяется огромным вниманием со стороны научной общественности к исследованию данной проблемы. В настоящее время образовательное учреждение как субъект общественных отношений занимает основное положение среди учреждений данного уровня. Поэтому необходимо исследовать эту проблему более масштабно и привлекать специалистов различных областей науки.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.