Дошкольный возраст является очень важным периодом развития человека, поскольку именно в этом возрасте начальные процессы формирования и становления личности соприкасаются с подготовкой к систематическому школьному обучению. Каждый ребенок дошкольного возраста по-своему уникален, однако, существуют определенные закономерности развития на данном этапе, необходимость исследования которых обусловлена важностью психологического сопровождения детей в целях их эффективного развития.
Данная работа обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку исследование особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста необходимо для выработки эффективной методики психологического сопровождения ребенка с целью выявления его способностей, возможностей развития, оперативного устранения возникающих проблем. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования должно стать обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка. Таким образом, исследование особенностей развития познавательных процессов необходимо для поддержания процесса становления и развития личности дошкольника.
Поскольку особенностями деятельности психологана современном этапе обусловлен комплексный методологический подход к исследованию особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, существует широкое разнообразие научных исследований, посвященных данной проблематике, таких авторов, как М.К. Акимова, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, К.М. Гуревич, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Сухарева, А.Н. Яшкова; А.М. Гирфолд, Э. Стоунс.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
1) рассмотреть теоретическое обоснование развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
2) провести эмпирическое исследование развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
3)сформулировать выводы об эффективности развития познавательных процессов у исследуемой группы детей.
Объект исследования – негосударственное образовательное учреждение «Центр интеллектуально-эстетического развития детей «Антошка».
Предмет исследования – организация развития познавательных процессов у детей в рамках исследуемого дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: применение методов сказкотерапии и песочной терапии способствует развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в выработке результатов, которые могут использованы в общенаучных подходах к исследованию развития познавательных процессов.
В целях решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- метод прогнозирования;
- сравнительный метод;
- аналитический метод;
- метод аналогии;
- метод наблюдения;
- эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов в профессиональной рекламной и социокультурной деятельности.
Исследование проводилось в старшей группе НОУ ЦИЭРД «Антошка», численность испытуемых – 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет, показывающих средние способности к обучению.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена выбранной темой исследования и включает в себя введение, две главы, разбитые на параграфы, заключение и список использованных источников.