Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая коррекция задержек психического развития у детей

irina_k200 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.07.2020
Целью написания выпускной квалификационной работы – является разработка программы психологической коррекции для детей с задержкой психического развития Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, определены следующие задачи: 1. Изучить научно-практическую литературу по теме исследования для дальнейшего использования в выпускной квалификационной работе; 2. Определить группы детей с задержкой психического развития и провести диагностику особенностей их психических процессов; 3. Разработать программу психологической коррекции для детей с задержкой психического развития; 4. Провести апробацию методов и методик исследования и внедрить программу психологической коррекции для детей с задержкой психического развития; Объект исследования - особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития Предмет исследования – возможность психологической коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития Гипотеза исследования – эффективность психологической коррекции у детей с задержкой психического развития зависит от этиопатогенетических факторов, приводящих к задержке психического развития База исследования: лаборатория патопсихологической диагностики и психотерапии кафедры клинической психологии и социальной работы.
Введение

Проблема психологической помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность. В особенности остро обозначилась проблема значительного роста числа детей с нарушениями в психическом развитии. Существенное место в числе этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития, при этом год от года наблюдается тенденция роста их численности. В настоящее время, несмотря на высокое развитие технологий и улучшения системы образования, к большому сожалению, количество детей с задержкой психического развития становится все больше. Численность детей с задержкой психического развития составляет 8-10% в общей структуре психических заболеваний. ЗПР относят к «пограничной» форме дизонтогенеза и проявляется в замедленном темпе созревания разных психических функций. А так же характеризуется крайней неоднородностью состава, которая обусловлена значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза и определяющих значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости [22]. Необходимо отметить, что низкая познавательная активность детей с задержкой психического развития создает значительные препятствия в процессе обучения и ходе коррекционной работы. Плохая память, нарушения внимания, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию психологической помощи детей с задержкой психического развития. [25] Таким образом, психологическая коррекция задержек психического развития является важной проблемой для современной клинической психологии, медицины, логопедии, коррекционной педагогики и специальной психологии. Нарушение интеллектуальной деятельности накладывает заметный отпечаток на многие системы организма. Негативное воздействие задержки психического развития приводит к трудностям в социальной адаптации (особенно при тяжелой степени проявления) [45]. Поэтому своевременное вмешательство специалистов разного уровня в процесс развития дошкольника, их комплексное взаимодействие позволят скорректировать имеющиеся трудности до возможного предела, позволят ребенку социализироваться и почувствовать себя значимым членом общества.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6 1.1 Понятие и структура задержки психического развития у детей 6 1.2 Особенности психических процессов при задержки психического развития у детей 13 1.3 Психологическая коррекция задержек психического развития у детей 18 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖЕК ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 22 2.1База и методы исследования 22 2.2Анализ когнитивных нарушений задержки психического развития психогенного типа. 25 2.3 Анализ когнитивных нарушений задержки психического развития церебрально-органического генеза. 29 2.4 Разработка коррекционно-развивающей программы для детей с задержкой психического развития 33 ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41 ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Список литературы

1. Акулиничева А.Ф., Фуреева Е.П. Развитие психомоторных функций с ЗПР как средство коррекции речевого недоразвития. Материалы межрегиональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева . 2014. С. 141-143. 2. Бабкина Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР. 2016. №5. С. 3-9 3. Борисова, И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] Молодой ученый. - 2015. - №21.- С. 769-772. 4. Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / Н.Ю. Борякова. - 2-е изд., испр. и доп. - Ярославль : Канцлер, 2017. - 169 с. 5. Бочковская М.В. О возможностях коррекции памяти у детей с ЗПР. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ: Факультет специальной педагогики и психологии. Ответственные редакторы С.В. Леонова, С.Н. Утенкова, С.С. Бетанова. 2016. С. 8-9. 6. Гринина Е. С. Интеллектуальная готовность к школьному обучению дошкольников с задержкой психического развития // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 15-21. 7. Гущина Ю.В., Колотовина Ю.А. Театрализованная игра – как средство социализации детей с ЗПР в коррекционном обучении. 2016 №30-1. С. 197-199. 8. Давыдов, В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И, Уман. - М.: Логос, 2016. - 128 с. 9. Данченкова С.Н. Коррекционно – развивающая работа с ребенком, имеющим диагноз ЗПР. . 2015. № 4 (45). С. 44-52 10. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. – КАРО, 2014. – 336 с. 11. Закиров А., Байсубанова В.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 2016.№10. С. 138-141. 12. Инденбаум Е.Л. Типологические характеристика и психосоциальная адаптация детей с ЗПР. В сборнике: дефектологическая наука, материалы I Всероссийского съезда дефектологов. 2016. С. 106-112 13. Ишкова Н.С.Развитие и коррекция навыка чтения у детей с ЗПР. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 38-42. 14. Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. – Национальный книжный центр: Генезис, 2015. – 110 с. 15. Куксо П.А., Куксо О.Г. Особенности развития высших психических функций у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. С. 49-53. 16. Курушкина В.А. Нарушение пространственного восприятия детей с ЗПР церебрально – органического генеза. В Сборнике: актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Материалы 75-й открытой научно-практической конференции молодых ученых и студентов ВолгГМУ с международным участием. 2017. С. 357. 17. Макеева Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Макеева // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (4). – С. 50-56. 18. Маршалкин А.П., Порошина Е.А. Современные подходы к диагностике различных форм задержки психического развития. Специальное образование. 2011. № 1 (21). С. 57-65. 19. Мирзаянова Р.Р., Шахмалова И.Ж. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с задержкой психического развития. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 115-\117. 20. Михалева Е.Н. Коррекция речевого развития сюжетно – ролевой игры дошкольников с задержкой психического развития 2017. № 4-2 (30). С. 216-218. 21. Мишенева Л.Н., Белисова А.А., Васерман С.В., Кронштатова Е.А., Николаева Н.И. Особенности памяти у детей с ЗПР. 2018.№1 (4). С. 30-33. 22. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 128с. 23. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов / Т. Г. Никуленко. – М.: Феникс, 2016. - 382 с. 24. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А. А. Осипова, Л. И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 104 с. 25. Первухина М.С., Дружинина Л.А. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР как основа составления индивидуальных программ. В сборнике: фундаментальная и прикладная наука, сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г. Челябинск, 2015. С. 139-143. 26. Плетникова О.В., Медведева Е.Н., Никифорова И.М., Формирование мыслительных операций у детей с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений. Современные тенденции развития науки и технологии. 2016.№10-12. С. 85-88 27. Попова С.В. Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР. Теория и практика современной науки. 2017. №1 (19). С. 801-808. 28. Практическая психология - Г. С. Абрамова - 2018 год 29. Сигай Т.Ю., Дружинина Л.А. Развитие словесно-логического мышления у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе коррекционной работы. Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г.. Челябинск, 2015. С. 164-168 30. Сорокопудова И.В. Специфика коррекционной работы с детьми ЗПР. Вестник научных конференций. 2016.№2-2(6). С. 109-111. 31. Сунагатуллина И.И., Александрова И.А. Психолого – педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР. 2015. №1 (11). С. 73-75. 32. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. Балашов: «Николаев», 2014. – 68 с. 33. Филатов, Ф. Р. Основы психологии: учебное пособие [Текст] / Ф. Р. Филатов. - М.: Наука-Пресс, 2017. – 656 с. 34. Царапкина И.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения. 2016 №1 (11). С. 56-58 35. Черная А.П. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 2019. № 3 (31). С. 836-839. 36. Шамарина, мышления младших школьников с задержкой психического развития средствами математики [Текст] / ,// Коррекционная педагогика № 2(4). - С. 37. Шепилова Е.Д. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР. Новая наука: от идеи к результату. 2016. №6-1 (90) С. 104-106. 38. Шилова Н.Т. Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений. 2016. №12-6 (116). С. 141-143. 39. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника: теоретический аспект. Саратов. 2015. 99 с. 40. Шуваева Д.О. Классификация ЗПР как итог научной деятельности К.С.Лебединкой. В книге: молодежь XXI века образование, наука инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Н.В. Якуниной. Институт детства. 2018. С. 201-202. 41. Юрина А.В., Макарова И.Н. Теоретические положения и принципы коррекционной работы по развитию речемыслительной деятельности детей с ЗПР.2017. С. 216-218
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Понятие и структура задержки психического развития у детей Задержка психического развития — пограничная форма интеллектуальной недостаточности, негрубое нарушение познавательной сферы, личностная незрелость, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (речевых, сенсорных, моторных, волевых, эмоциональных), замедленный темп развития [9]. ЗПР является одной из форм психологической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим навыкам, знаниям, поведению и личностной незрелости [25]. В 60-х гг. ХХ в отечественной психологии впервые возникло понятие – задержка психического развития. Первые обобщенные клинические данные о детях с задержкой психического развития были представлены в работах Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, В. М. Лубовского. Так же исследователями были предложены рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с такими детьми. Впервые понятие задержки психического развития было предложено Сухаревой Г.Е. Под этим термином она предлагала понимать синдромы временного отставания развития психики в общем либо некоторых ее функций: речевых, моторных, эмоционально – волевых, моторных. Данный феномен характеризуется, во-первых, - замедленным темпом психического развития, во-вторых, - личностной незрелостью, в-третьих, - негрубыми нарушениями познавательной деятельностью, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. Термин «задержка психического развития» используется при обозначении детей со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У таких детей отсутствуют специфические нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, а также они не относятся к категории умственно-отсталых детей. Но большинство из них имеют полиморфную клиническую симптоматику, то есть характеризуются незрелостью сложных форм поведения, недостаточной целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособностью, энцефалопатическими расстройствами [3]. Г. Е. Сухаревой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, В. И. Лубовским, И. Ф. Марковской, Т. А. Власовой была выявлена патогенетическая основа задержки психического развития. Патогенетическую основу таких симптомов составляет органическое поражение центральной нервной системы, перенесенное ребенком, а также резидуально – органическая недостаточность центральной нервной системы. По мнению вышеуказанных исследователей, задержка психического развития может быть обусловлена и функциональной незрелостью центральной нервной системы. Учеными были названы различные причины, способствующие задержке психического развития. Среди которых можно обозначить следующие: • Инфекционные заболевания • Негрубое внутриутробное поражение ЦНС • Недошенность • Нетяжелые родовые травмы • Близнецовость • Хронические соматические заболевания Этиология задержки психического развития обусловлена неблагоприятными биологическими и социальными факторами. В числе которых особое воздействие оказывают два фактора: • Влияние длительных психотравмирующих ситуаций • Ранняя социальная депривация Многообразие причин, обуславливающих задержку психического равития, прямо пропорционально многообразию ее проявления. Выделяют различные варианты классификации задержки психического развития: Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, Г. Е. Сухаревой, В. И. Лубовским, И. Ф. Марковской, В. В. Ковалева, У. В. Ульенковой. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер рассматривают два варианта задержки психического развития: - в первом прослеживаются нарушения в эмоционально-личностной незрелости, в результате психофизического или психического инфантилизма; - во втором варианте проявляются в первую очередь нарушения познавательной деятельности, связанные со стойкой церебральной астенией. В. В. Ковалев предлагает классификацию, выделяя четыре варианта задержки психического развития, обусловленных влиянием биологических факторов: - дизонтогенетическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности - энцефалопатическая - задержка психического развития при нарушении анализаторов - задержка психического развития при дефектах воспитания и дефиците информации в детстве. И. Ф. Марковская выделяет два вида ЗПР церебрально – органического генеза и обуславливает их зависимость от соотношения черт незрелости и поврежденности психических функций. В первом варианте преобладающими чертами в структуре дефекта являются незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. В психологической структуре - несформированность эмоционально-волевой сферы с несформированностью познавательной деятельности. Во втором варианте при главных признаках поврежденности выделяют стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, а в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения. Прогноз ЗПР церебрально-органического генеза в значимой степени находится в зависимости от состояния высших корковых функций и типа возрастной динамики его развития. И. Ф. Марковская утверждала, что прогноз будет положительным, если будут преобладать общие нейродинамические расстройства. Их сочетания с выраженной дефицитарностью отдельных корковых функций приведет к возможности психологической коррекция [19]. В классификации К. С. Лебединской лежит этиопатогенетический подход. Где выделяют четыре вида ЗПР: [40] 1. Задержка психического развития конституционального происхождения. Состояние задержки психического развития зависит от наследственности семейной конституции. Замедлены темпы развития ребенка. Свойственно доминирование эмоциональной мотивации поведения, легкая внушаемость, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость чувств при их нестойкости. Сложности в обучении, связаны с незрелостью мотивационной сферы и самой личности. Гармонический инфантилизм - ядерная форма психологического инфантилизма, где черты эмоционально-волевой незрелости выступают в чистом виде и сочетаются с инфантильным типом телосложения. Эта гармоничность психофизического вида, присутствие семейных случаев, непатологичность психологических особенностей дают возможность представить врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма. Но зачастую происхождение гармонического инфантилизма связывают с негрубыми обменно-трофическими расстройствами внутриутробными или же первых лет жизни. При наличии благоприятной среды эти дети демонстрируют неплохие результаты выравнивания. Где так же выделяют: 1. Дисгармонический инфантилизм (заболевание гипофизарный нанизм) – у детей отмечается рассеянное внимание, быстрая утомляемость, педантичность. Причиной в нарушении эндокринной системы является недостаток гормона роста. 2. Гипогенитальный инфантилизм – у детей обнаруживается недоразвитие вторичных половых признаков. Они способны рассуждать на любые темы, на протяжении долгого времени. 2. ЗПР соматогенного происхождения. Данный тип аномалии развития представляет длительность соматической недостаточности разного происхождения: врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы, хронические инфекции и аллергические состояния. При замедленном темпе психического развития детей - выявляется стойкая астения, которая снижает общий и психический тонус. При задержки эмоционального развития выделяют ряд невротических наслоений – боязливость, неуверенность в своей физической неполноценности, которые вызваны режимом запретов и ограничений у больного ребенка. В астеническом состоянии ребенку тяжело дается учебная нагрузка. При этом выделяют следующие признаки утомляемости: • моторная сфера – ухудшаются физическая сила и координация движений (осанка, почерк); • когнитивная сфера – снижается объем внимания, теряется интерес к учебной программе. • эмоционально-волевая сфера – ребенок проявляет несамостоятельность, очень сильно привязан к матери, не идет на контакт с незнакомыми людьми. Очень впечатлителен и плаксив. • сенсорная сфера – ребенок перестает слышать. 3. ЗПР психогенного характера определяется при наличии неблагоприятных условий в семье, препятствующие правильному формированию личности ребенка. Если ребенок длительное время находится в неблагоприятных условиях – это приводит к травмирующим последствиям психики ребенка, где могут быть нарушения нервно-психической сферы. Варианты аномального развития личности разделяют: - по типу психической неустойчивости, наблюдается гипоопека – ребенок предоставлен сам себе, со временем он становится замкнутым и не уверенным в себе, импульсивен. Не происходит развитие познавательной деятельности, недостаточны знания для усвоения школьной программы. - по типу «кумира семьи», здесь наблюдается наоборот, гипероека. Ребенок не проявляет ответственности, самостоятельности, инициативности. Чаще всего вырастает эгоистом, имея установку на постоянную помощь и опеку. по типу «Золушки» - когда родители по отношению к своим детям проявляют жестокое обращение, грубость, агрессию. В таких условиях ребенок становится робким, боязливым, недостаточно самостоятельным, нерешительным. 4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется выраженными нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы, наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности, при патологии беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации, асфиксия, болезнь с осложнениями в первые годы жизни ребенка). У таких детей задержка проявляется на ранних этапах развития. Они гораздо позже своих сверстников начинают ползать, ходить, говорить [40]. При задержке физического формирования (недоразвитие мускулатуры, недостаток мышечного и сосудистого тонуса, замедление роста) наблюдается общая гипотрофия. Могут отслеживаться различные виды диспластичности телосложения. В неврологическом состоянии могут встречаться гидроцефальные и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением). Церебрально-органическая недостаточность, накладывает типичный отпечаток на особенности эмоционально-волевой незрелости и характер нарушений познавательный деятельности [16]. При эмоционально-волевой незрелости у ребенка отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. Нередко в игру превращается деятельность, которая требует целенаправленную интеллектуальную деятельность, например приготовление уроков. Выделяют два вида органического инфантилизма: 1. неустойчивый – характерны импульсивность, психомоторной расторможенность. 2. тормозимый – преобладание пониженного фона настроения, нерешительности, боязливости. 1.2 Особенности психических процессов при задержки психического развития у детей В ходе исследования психологических процессов, возможностей обучения детей с ЗПР был определен ряд специфических особенностей в их поведении, познавательной, эмоционально-волевой сфере и личности в целом. [35]. Также выявили общие черты этиологии задержки психического развития: обедненный словарный запас; низкая работоспособность вследствие повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; запас общих сведений и представлений; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированность игровой деятельности [15]. Выделяют следующие психические функции и их особенности при задержке психического развития: 1. Память. Главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе является недостаточная сформированность познавательных процессов. Как показывают многочисленные клинические и психологические исследования, особое место в структуре недостатка интеллектуальной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти, в большей степени недостаток в развитии непроизвольной памяти [5]. Н.Г. Поддубная в своих исследованиях изучала зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. В процессе экспериментального задания, дети должны были устанавливать смысловые связи между наборов слов и картинок. У детей с ЗПР были затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующие самостоятельный подбор существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Большинство детей не слушали инструкцию, которая им зачитывалась, и хотели скорее приступить к выполнению заданий. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не смогли правильно оценить собственные способности, и были убеждены в том, что задание выполняют правильно. Были выявлены четкие отличия, как по продуктивности, так и по устойчивости непроизвольного запоминания. Число правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза. По мнению М.С. Певзнера и ТА. Власовой, главной причиной трудностей в школьном обучении детей с ЗПР является низкий уровень произвольного запоминания. Такие дети быстро забывают выученный материал (стихи, таблица умножения). Специфические особенности памяти детей с ЗПР: • наглядная память преобладает над словесной • нарушена механическая память. • непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме • низкий уровень произвольной памяти • снижен объема памяти и скорости запоминания 2. Внимание. Л.М. Жаренкова отмечает у детей с задержкой психического развития быструю отвлекаемость, низкий уровень концентрации внимания, ребенок не может сконцентрироваться на задании [24]. В процессе выполнения экспериментального задания Н.Г. Поддубной, у детей с задержкой психического развития наблюдались частые колебаний внимания, постоянная отвлекаемость, быстрая утомляемость и истощаемость, низкий уровень устойчивости внимания. Выявлено грубое нарушение произвольного внимания. Поэтому при работе с этими детьми следует придавать огромного значение развитию произвольного внимания. 3. Восприятие. Причины нарушенного восприятия - нарушение интегративной деятельности коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушение координированной работы различных анализаторных систем (зрение, двигательные функции, слух). Недостатки восприятия: • недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности впервые годы жизни. • недостаток точности восприятия связан с нарушением внимания, механизмов произвольности. • недостаток целенаправленного и организованного внимания. • замедление восприятия и переработки информации для точного восприятия. • низкий уровень аналитического восприятия. • снижение активности восприятия. 4. Мышление. По мнению исследователей У.В. Ульенковой, Т.В. Егоровой, Т.А. Стрекаловой у детей с задержкой психического развития происходят изменения в мыслительных операциях. Дети не могут сконцентрироваться на задании, не способны спланировать свою деятельность с помощью речи [37]. Недостатки мышления: • Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети пытаются избегать трудных заданий, либо выполняют самую легкую и простую часть. Они не заинтересованы в результатах. В школе такие дети зачастую теряют интерес к новой деятельности [4]. • Отсутствие ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. В эксперименте Н.Г. Поддубной, когда детям с задержкой психического развития зачитывалась инструкция, они ее не понимали, но все равно стремились скорее начать выполнять работу. Следует отметить, что дети с заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить задание, а качество выполнения их не интересует. Когда ребенок не понимает значимость ориентировочного этапа, это приводит к появлению множества ошибок. • низкий уровень мыслительной активности, «бездумный» стиль работы. Ребенок решает задачи на интуитивном уровне, т.е не может дать объяснение правильному ответу. • Стереотипность и шаблонность мышления. 5. Наглядно-образное мышление: дети с задержкой психического развития имеют нарушения в целостности образов, в установке взаимосвязи между частями, в выделении и обобщении главного и воспроизведении структуру в процессе собственной деятельности [37]. 6. Логическое мышление. У детей с ЗПР имеются нарушения мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: - Анализ (не умение выделять главных признаков); - Сравнение (сравнивание предметов по несущественным признакам); - Классификация (правильная классификация предметов, но без объяснений). Уровень логического мышления детей с ЗПР намного отличается от здоровых сверстников. Младшие школьники с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы и объяснения. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений: Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов). Дедукция (от общего к частному). [36] Дети очень часто испытывают огромные трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления - осуществление вывода из двух посылок - еще мало доступен детям с задержкой психического развития. [37] 1.3 Психологическая коррекция задержек психического развития у детей Впервые термин психологическая коррекция, что в переводе с латинского языка слово «коррекция» (от лат. - correctio) означает поправку, частичное исправление, получил распространение в начале 70-х гг, имея различные взгляды ученых и исследователей. Б. Д. Карвасарский определял это понятие как: «Направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» Г. С. Абрамовой считала, что психологическая коррекция - это организованное воздействие на клиента с целью изменить показатели его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития [28]. Также, под «психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению особенностей психического развития, которые приняты в возрастной психологии, где в системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза». Из это следует сделать вывод о том, что психологическая коррекция – это один из видов психологической помощи, деятельность которой направлена на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; кроме того — работа, направленная на развитие у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Одним из важных звеньев в системе психолого-педагогической помощи детям с проблемами в задержке психического развития является психологическая коррекция, [32]. Правильно организованная с раннего детства психокоррекционная работа может скорригировать имеющийся дефект или сделать его «незаметным», незначимым в яркой индивидуальности ребенка. [30]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg