ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие и структура задержки психического развития у детей
Задержка психического развития — пограничная форма интеллектуальной недостаточности, негрубое нарушение познавательной сферы, личностная незрелость, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (речевых, сенсорных, моторных, волевых, эмоциональных), замедленный темп развития [9]. ЗПР является одной из форм психологической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим навыкам, знаниям, поведению и личностной незрелости [25].
В 60-х гг. ХХ в отечественной психологии впервые возникло понятие – задержка психического развития. Первые обобщенные клинические данные о детях с задержкой психического развития были представлены в работах Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, В. М. Лубовского. Так же исследователями были предложены рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с такими детьми.
Впервые понятие задержки психического развития было предложено Сухаревой Г.Е. Под этим термином она предлагала понимать синдромы временного отставания развития психики в общем либо некоторых ее функций: речевых, моторных, эмоционально – волевых, моторных. Данный феномен характеризуется, во-первых, - замедленным темпом психического развития, во-вторых, - личностной незрелостью, в-третьих, - негрубыми нарушениями познавательной деятельностью, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Термин «задержка психического развития» используется при обозначении детей со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У таких детей отсутствуют специфические нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, а также они не относятся к категории умственно-отсталых детей. Но большинство из них имеют полиморфную клиническую симптоматику, то есть характеризуются незрелостью сложных форм поведения, недостаточной целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособностью, энцефалопатическими расстройствами [3].
Г. Е. Сухаревой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, В. И. Лубовским, И. Ф. Марковской, Т. А. Власовой была выявлена патогенетическая основа задержки психического развития. Патогенетическую основу таких симптомов составляет органическое поражение центральной нервной системы, перенесенное ребенком, а также резидуально – органическая недостаточность центральной нервной системы. По мнению вышеуказанных исследователей, задержка психического развития может быть обусловлена и функциональной незрелостью центральной нервной системы.
Учеными были названы различные причины, способствующие задержке психического развития. Среди которых можно обозначить следующие:
• Инфекционные заболевания
• Негрубое внутриутробное поражение ЦНС
• Недошенность
• Нетяжелые родовые травмы
• Близнецовость
• Хронические соматические заболевания
Этиология задержки психического развития обусловлена неблагоприятными биологическими и социальными факторами. В числе которых особое воздействие оказывают два фактора:
• Влияние длительных психотравмирующих ситуаций
• Ранняя социальная депривация
Многообразие причин, обуславливающих задержку психического равития, прямо пропорционально многообразию ее проявления. Выделяют различные варианты классификации задержки психического развития: Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, Г. Е. Сухаревой, В. И. Лубовским, И. Ф. Марковской, В. В. Ковалева, У. В. Ульенковой.
Т. А. Власовой, М. С. Певзнер рассматривают два варианта задержки психического развития:
- в первом прослеживаются нарушения в эмоционально-личностной незрелости, в результате психофизического или психического инфантилизма;
- во втором варианте проявляются в первую очередь нарушения познавательной деятельности, связанные со стойкой церебральной астенией.
В. В. Ковалев предлагает классификацию, выделяя четыре варианта задержки психического развития, обусловленных влиянием биологических факторов:
- дизонтогенетическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности
- энцефалопатическая
- задержка психического развития при нарушении анализаторов
- задержка психического развития при дефектах воспитания и дефиците информации в детстве.
И. Ф. Марковская выделяет два вида ЗПР церебрально – органического генеза и обуславливает их зависимость от соотношения черт незрелости и поврежденности психических функций.
В первом варианте преобладающими чертами в структуре дефекта являются незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. В психологической структуре - несформированность эмоционально-волевой сферы с несформированностью познавательной деятельности.
Во втором варианте при главных признаках поврежденности выделяют стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, а в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения. Прогноз ЗПР церебрально-органического генеза в значимой степени находится в зависимости от состояния высших корковых функций и типа возрастной динамики его развития. И. Ф. Марковская утверждала, что прогноз будет положительным, если будут преобладать общие нейродинамические расстройства. Их сочетания с выраженной дефицитарностью отдельных корковых функций приведет к возможности психологической коррекция [19].
В классификации К. С. Лебединской лежит этиопатогенетический подход. Где выделяют четыре вида ЗПР: [40]
1. Задержка психического развития конституционального происхождения. Состояние задержки психического развития зависит от наследственности семейной конституции. Замедлены темпы развития ребенка. Свойственно доминирование эмоциональной мотивации поведения, легкая внушаемость, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость чувств при их нестойкости. Сложности в обучении, связаны с незрелостью мотивационной сферы и самой личности. Гармонический инфантилизм - ядерная форма психологического инфантилизма, где черты эмоционально-волевой незрелости выступают в чистом виде и сочетаются с инфантильным типом телосложения. Эта гармоничность психофизического вида, присутствие семейных случаев, непатологичность психологических особенностей дают возможность представить врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма. Но зачастую происхождение гармонического инфантилизма связывают с негрубыми обменно-трофическими расстройствами внутриутробными или же первых лет жизни. При наличии благоприятной среды эти дети демонстрируют неплохие результаты выравнивания. Где так же выделяют:
1. Дисгармонический инфантилизм (заболевание гипофизарный нанизм) – у детей отмечается рассеянное внимание, быстрая утомляемость, педантичность. Причиной в нарушении эндокринной системы является недостаток гормона роста.
2. Гипогенитальный инфантилизм – у детей обнаруживается недоразвитие вторичных половых признаков. Они способны рассуждать на любые темы, на протяжении долгого времени.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Данный тип аномалии развития представляет длительность соматической недостаточности разного происхождения: врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы, хронические инфекции и аллергические состояния. При замедленном темпе психического развития детей - выявляется стойкая астения, которая снижает общий и психический тонус. При задержки эмоционального развития выделяют ряд невротических наслоений – боязливость, неуверенность в своей физической неполноценности, которые вызваны режимом запретов и ограничений у больного ребенка. В астеническом состоянии ребенку тяжело дается учебная нагрузка. При этом выделяют следующие признаки утомляемости:
• моторная сфера – ухудшаются физическая сила и координация движений (осанка, почерк);
• когнитивная сфера – снижается объем внимания, теряется интерес к учебной программе.
• эмоционально-волевая сфера – ребенок проявляет несамостоятельность, очень сильно привязан к матери, не идет на контакт с незнакомыми людьми. Очень впечатлителен и плаксив.
• сенсорная сфера – ребенок перестает слышать.
3. ЗПР психогенного характера определяется при наличии неблагоприятных условий в семье, препятствующие правильному формированию личности ребенка. Если ребенок длительное время находится в неблагоприятных условиях – это приводит к травмирующим последствиям психики ребенка, где могут быть нарушения нервно-психической сферы. Варианты аномального развития личности разделяют:
- по типу психической неустойчивости, наблюдается гипоопека – ребенок предоставлен сам себе, со временем он становится замкнутым и не уверенным в себе, импульсивен. Не происходит развитие познавательной деятельности, недостаточны знания для усвоения школьной программы.
- по типу «кумира семьи», здесь наблюдается наоборот, гипероека. Ребенок не проявляет ответственности, самостоятельности, инициативности. Чаще всего вырастает эгоистом, имея установку на постоянную помощь и опеку.
по типу «Золушки» - когда родители по отношению к своим детям проявляют жестокое обращение, грубость, агрессию. В таких условиях ребенок становится робким, боязливым, недостаточно самостоятельным, нерешительным.
4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется выраженными нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы, наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности, при патологии беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации, асфиксия, болезнь с осложнениями в первые годы жизни ребенка). У таких детей задержка проявляется на ранних этапах развития. Они гораздо позже своих сверстников начинают ползать, ходить, говорить [40].
При задержке физического формирования (недоразвитие мускулатуры, недостаток мышечного и сосудистого тонуса, замедление роста) наблюдается общая гипотрофия. Могут отслеживаться различные виды диспластичности телосложения. В неврологическом состоянии могут встречаться гидроцефальные и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением).
Церебрально-органическая недостаточность, накладывает типичный отпечаток на особенности эмоционально-волевой незрелости и характер нарушений познавательный деятельности [16]. При эмоционально-волевой незрелости у ребенка отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. Нередко в игру превращается деятельность, которая требует целенаправленную интеллектуальную деятельность, например приготовление уроков.
Выделяют два вида органического инфантилизма:
1. неустойчивый – характерны импульсивность, психомоторной расторможенность.
2. тормозимый – преобладание пониженного фона настроения, нерешительности, боязливости.
1.2 Особенности психических процессов при задержки психического развития у детей
В ходе исследования психологических процессов, возможностей обучения детей с ЗПР был определен ряд специфических особенностей в их поведении, познавательной, эмоционально-волевой сфере и личности в целом. [35]. Также выявили общие черты этиологии задержки психического развития: обедненный словарный запас; низкая работоспособность вследствие повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; запас общих сведений и представлений; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированность игровой деятельности [15].
Выделяют следующие психические функции и их особенности при задержке психического развития:
1. Память.
Главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе является недостаточная сформированность познавательных процессов. Как показывают многочисленные клинические и психологические исследования, особое место в структуре недостатка интеллектуальной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти, в большей степени недостаток в развитии непроизвольной памяти [5].
Н.Г. Поддубная в своих исследованиях изучала зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. В процессе экспериментального задания, дети должны были устанавливать смысловые связи между наборов слов и картинок. У детей с ЗПР были затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующие самостоятельный подбор существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Большинство детей не слушали инструкцию, которая им зачитывалась, и хотели скорее приступить к выполнению заданий. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не смогли правильно оценить собственные способности, и были убеждены в том, что задание выполняют правильно. Были выявлены четкие отличия, как по продуктивности, так и по устойчивости непроизвольного запоминания. Число правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза.
По мнению М.С. Певзнера и ТА. Власовой, главной причиной трудностей в школьном обучении детей с ЗПР является низкий уровень произвольного запоминания. Такие дети быстро забывают выученный материал (стихи, таблица умножения).
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
• наглядная память преобладает над словесной
• нарушена механическая память.
• непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме
• низкий уровень произвольной памяти
• снижен объема памяти и скорости запоминания
2. Внимание.
Л.М. Жаренкова отмечает у детей с задержкой психического развития быструю отвлекаемость, низкий уровень концентрации внимания, ребенок не может сконцентрироваться на задании [24].
В процессе выполнения экспериментального задания Н.Г. Поддубной, у детей с задержкой психического развития наблюдались частые колебаний внимания, постоянная отвлекаемость, быстрая утомляемость и истощаемость, низкий уровень устойчивости внимания. Выявлено грубое нарушение произвольного внимания. Поэтому при работе с этими детьми следует придавать огромного значение развитию произвольного внимания.
3. Восприятие.
Причины нарушенного восприятия - нарушение интегративной деятельности коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушение координированной работы различных анализаторных систем (зрение, двигательные функции, слух).
Недостатки восприятия:
• недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности впервые годы жизни.
• недостаток точности восприятия связан с нарушением внимания, механизмов произвольности.
• недостаток целенаправленного и организованного внимания.
• замедление восприятия и переработки информации для точного восприятия.
• низкий уровень аналитического восприятия.
• снижение активности восприятия.
4. Мышление.
По мнению исследователей У.В. Ульенковой, Т.В. Егоровой, Т.А. Стрекаловой у детей с задержкой психического развития происходят изменения в мыслительных операциях. Дети не могут сконцентрироваться на задании, не способны спланировать свою деятельность с помощью речи [37].
Недостатки мышления:
• Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети пытаются избегать трудных заданий, либо выполняют самую легкую и простую часть. Они не заинтересованы в результатах. В школе такие дети зачастую теряют интерес к новой деятельности [4].
• Отсутствие ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. В эксперименте Н.Г. Поддубной, когда детям с задержкой психического развития зачитывалась инструкция, они ее не понимали, но все равно стремились скорее начать выполнять работу. Следует отметить, что дети с заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить задание, а качество выполнения их не интересует. Когда ребенок не понимает значимость ориентировочного этапа, это приводит к появлению множества ошибок.
• низкий уровень мыслительной активности, «бездумный» стиль работы. Ребенок решает задачи на интуитивном уровне, т.е не может дать объяснение правильному ответу.
• Стереотипность и шаблонность мышления.
5. Наглядно-образное мышление: дети с задержкой психического развития имеют нарушения в целостности образов, в установке взаимосвязи между частями, в выделении и обобщении главного и воспроизведении структуру в процессе собственной деятельности [37].
6. Логическое мышление.
У детей с ЗПР имеются нарушения мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:
- Анализ (не умение выделять главных признаков);
- Сравнение (сравнивание предметов по несущественным признакам);
- Классификация (правильная классификация предметов, но без объяснений).
Уровень логического мышления детей с ЗПР намного отличается от здоровых сверстников. Младшие школьники с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы и объяснения. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений: Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов). Дедукция (от общего к частному). [36]
Дети очень часто испытывают огромные трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления - осуществление вывода из двух посылок - еще мало доступен детям с задержкой психического развития. [37]
1.3 Психологическая коррекция задержек психического развития у детей
Впервые термин психологическая коррекция, что в переводе с латинского языка слово «коррекция» (от лат. - correctio) означает поправку, частичное исправление, получил распространение в начале 70-х гг, имея различные взгляды ученых и исследователей.
Б. Д. Карвасарский определял это понятие как: «Направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида»
Г. С. Абрамовой считала, что психологическая коррекция - это организованное воздействие на клиента с целью изменить показатели его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития [28].
Также, под «психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению особенностей психического развития, которые приняты в возрастной психологии, где в системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза».
Из это следует сделать вывод о том, что психологическая коррекция – это один из видов психологической помощи, деятельность которой направлена на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; кроме того — работа, направленная на развитие у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Одним из важных звеньев в системе психолого-педагогической помощи детям с проблемами в задержке психического развития является психологическая коррекция, [32]. Правильно организованная с раннего детства психокоррекционная работа может скорригировать имеющийся дефект или сделать его «незаметным», незначимым в яркой индивидуальности ребенка. [30]