Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Организация социальной работы с гражданами пожилого возраста в условиях ГКУ СО «Октябрьский центр социального обслуживания населения»

irina_k200 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.07.2020
Объект исследования – социальная работа с пожилыми людьми. Предмет исследования – организация социальной работы в рамках внедрения системы долговременного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях районного центра Волгоградской области (на примере Октябрьского ЦСОН). Цель исследования: проанализировать актуальные проблемы организации социальной работы с пожилыми людьми в рамках внедрения системы долговременного социального обслуживания граждан и определить пути совершенствования деятельности на примере ГКУ СО «Октябрьский центр социального обслуживания населения». Задачи исследования: 1. Охарактеризовать категорию пожилых и престарелых граждан как объект социальной работы. 2. Рассмотреть нормативно-правовые основы социальной работы с категорией «пожилые люди». 3. Выявить специфику социальной работы с пожилыми людьми в учреждениях социального обслуживания населения Российской Федерации 4. Проанализировать опыт организации социальной работы районного Октябрьского ЦСОН в рамках внедрения системы долговременного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Волгоградской области. 5. Исследовать эмпирическим путем актуальные проблемы в организации социальной работы с пожилыми людьми в ГКУ СО «Октябрьский центр социального обслуживания населения»» и разработать меры их решения. Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическими основами исследования стали концепции основополагающих трудов российских ученых в области социальной политики и социальной работы: профессора Е.И. Холостовой; доктора философских наук Л.И. Кононовой, академика Р.И. Еруслановой; профессора и генерального секретаря Межрегиональной общественной организации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В. Топчия. Для достижения цели и решения поставленных задач используется комплекс общенаучных методов теоретического анализа: анализ литературы и документов, системный и сравнительный метод в изучении документальных источников и программ по исследуемой проблеме; из эмпирических методов – наблюдение, анкетирование получателей социальных услуг на дому, анализ и обобщение результатов исследования. Эмпирическая база исследования – нормативные документы, планово-отчетная документация и реализуемые программы ГКУ СО «Октябрьский центр социального обслуживания населения», а также результаты эмпирического исследования. Положения, выносимые на защиту. 1. Пожилые люди – это возрастная группа, имеющая свои социально-специфические особенности, потребности, интересы, ценностные ориентации, но также и ряд проблем: малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество, что увеличивает их потребности в социальной помощи и поддержке. Граждане пожилого и старческого возраста являются объектом социальной работы, которая ориентирована, прежде всего, на потребности, запросы и интересы данной группы населения, для поддержания их. жизнедеятельности и продления активного долголетия, что соответствует интересам граждан старшего возраста по улучшению их социальной защищенности. Система социального обслуживания пожилых людей представляет собой одну из важных и неотъемлемых сторон социальной защиты населения и социальной политики государства в целом 2. Нормативно-правовые основы социальной работы с категорией «пожилые люди» составляют Конституция РФ и Федеральные законы, комплексная программа, регулирующая систему долговременного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в т.ч. в регионе. Основным нормативным актом, регулирующим предоставление качественных социальных услуг гражданам пожилого возраста, является ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442 от 28.12. 2013 г. Закон вступил в силу 1 января 2015 г. (последние изменения 01.05.2019 г.) и определяет правовые и экономические стороны качественного соцобслуживания данной категории граждан, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере. Предписываются права и обязанности организаций, которые обслуживают граждан в пожилом возрасте и других нетрудоспособных лиц, обязанности и права инвалидов и пожилых людей – получателей социальных услуг. Основные принципы обслуживания – адресность и доступность. Реализуется Программа «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области», в рамках которой действует подпрограмма «Повышение качества жизни пожилых людей», которая направлена на повышение качества и доступности социальных услуг для данных категорий. С 2018 г. в Волгоградской области внедряется система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография»). 3. Специфика социального обслуживания пожилых людей в государственных учреждениях отличается разнообразием социальной помощи и поддержки, являющейся составной частью социальной защиты населения во всех российских субъектах. Основную нагрузку по социальной работе с пожилыми гражданами выполняют центры социального обслуживания населения, имеющие полустационарную форму обслуживания, а также отделы по предоставлению услуг на дому. Деятельность центров направлена на поддержание жизнедеятельности старшего поколения и оказание им разносторонней социальной помощи, в том числе социально-медицинских, социально-правовых видов услуг и социально-консультативной помощи. Проблемы, с которыми сталкиваются люди преклонного возраста сегодня по здравоохранению, сохранению социально-психологического равновесия, в плане материальных трудностей свидетельствуют о возрастании роли учреждений социального обслуживания и их специалистов. 4. Анализ опыта организации социальной работы в ГКУ СО «Октябрьский ЦСОН» показал достаточно эффективную деятельность. В Центре налажена работа по решению многих проблем пожилых граждан. Сегодня в рамках системы долговременного ухода здесь внедряются стационарозамещающие технологии социального обслуживания: «Персональный помощник» и «Социальная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов»; налажено межведомственное взаимодействие с медицинскими учреждениями района, развивается клубная работа для пожилых людей, задействован ресурс добровольчества. Предоставляется обслуживание на дому в условиях сохранения привычной обстановки при оказании социальных услуг пожилым и инвалидам. Система долговременного ухода – это комплексная программа поддержки данных категорий граждан, которая объединяет медицинскую и социальную сферы, профессиональный и семейный уход, что дает возможность продления активного долголетия пожилых людей, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию. Тем не менее, имеются и проблемные зоны, влияющие на качество услуг пожилым людям, но которые вполне можно решить с помощью грамотно выстроенной социальной работы в условиях учреждения социального обслуживания. 5. Результаты исследования показали, что для совершенствования социальной работы Центра, при социальном обслуживании пожилых граждан на дому следует активнее использовать практику стационарозаменяющей формы соцобслуживания, целью которой является обеспечение достойного качества жизни пожилых людей и инвалидов с возможным уровнем самореализации, независимости, автономии и активной деятельности, независимо от их материального благополучия. Необходимо больше внимания уделять профилактике дефицита общения у пожилых граждан, (т.к., от этого страдает каждый третий клиент учреждения). В данной ситуации целесообразно привлекать активных пожилых людей к организации досугово-клубной, общественно-полезной и добровольческой деятельности. Кроме того для успешной реализации концепции системы долговременного ухода следует четче выстраивать межведомственное взаимодействие структур, так или иначе задействованных в решении проблем нуждающихся в социальной защите пожилых лиц. Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены наиболее эффективные технологии социальной работы с данной категорией населения – это стационарозаменяющие формы соцобслуживания; определены, проанализированы проблемы в организации социальной работы с пожилыми людьми в конкретном учреждении социального обслуживания (низкий уровень жизни пожилых людей в сельской местности и высокая стоимость социальных услуг, неудовлетворительное состояние здоровья, дефицит общения и одиночество) и разработаны рекомендации по оптимизации процесса. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в анализе существующих проблем в организации социальной работы с пожилыми гражданами в ГКУ СО «Октябрьский центр социального обслуживания населения», представляющем собой одно из типичных районных учреждений Волгоградской области по обслуживанию населения. Соответственно, проблемы по организации социальной работы в этом Центре в определенной степени свойственны и другим районным учреждениям данного профиля. В этой связи теоретические, но особенно практические наработки, выводы и авторские рекомендации будут полезны для специалистов социальной работы и руководителям подобных учреждений Волгоградского региона для эффективной организации социального обслуживания пожилых людей. Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. Социальная работа с людьми пожилого и старческого возраста представляет собой важное направление социальной политики и деятельности учреждений сферы социальной защиты населения. Демографическое старение населения является важной социальной и экономической проблемой общества, что обусловливает социальную политику выстраивать надежные механизмы по оказанию качественной социальной и медицинской помощи пожилым людям. В этой связи с 2018 г. в шести регионах Российской Федерации внедряется система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в том числе и в Волгоградской области. Система долговременного ухода объединяет медицинскую и социальную сферы, профессиональный и семейный уход, что дает возможность продления активного долголетия пожилых людей, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию. Пожилые люди должны иметь возможность вести полноценную жизнь независимо от состояния здоровья или материального благополучия. Проблемы социальной работы с лицами пожилого возраста и качество их жизни находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных программ. В данной связи анализ современных принципов организации социальной работы со старшим поколением является актуальной проблемой, как для ученых, так и для специалистов социальных служб. Степень разработанности проблемы. Демографическое старение в качестве особенности современного общества привлекает внимание исследователей различных социально-ориентированных сфер. Значимость исследований состоит в теоретическом изучении основ социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста, определении их проблем и анализа современной практической деятельности социальных служб в данном направлении. Большой вклад в изучение вопросов социальной работы с пожилыми людьми внесли Л.В. Топчий, Р.И. Ерусланова, Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. В своих работах авторы исследуют вопросы старости и статус пожилых людей в обществе, анализируют опыт учреждений социального обслуживания населения в различных регионах. Аспектам медико-социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов посвящены труды социолога А.В. Дмитриева и медиков С.С. Либих, Э.И. Танюхиной. Важную группу научных публикаций, составляют работы, посвященные вопросам психо-соматических особенностей пожилых людей, таких авторов как С.В. Степанова, Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, Н.Ф. Шахматов. Проблему процессов реабилитации, адаптации и социализации пожилых людей и инвалидов исследуют В.В. Знаков, О.В. Краснова, А.Г. Лидере. Современный взгляд на организацию социальной работы с пожилыми людьми представлен работами Г.Ю. Козиной, А.Б. Тугарова. Тем не менее, новые принципы организации социальной работы с пожилыми людьми, в том числе реализация новой системы долговременного ухода в Волгоградском регионе нуждаются и в новых исследованиях.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Сущность и содержание социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста 10 1.1. Пожилые и престарелые граждане как объект социальной работы 10 1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с категорией «пожилые люди» 16 1.3 Социальная работа с пожилыми людьми в условиях учреждений социального обслуживания населения Российской Федерации 26 Глава 2. Практика организации социальной работы с пожилыми людьми (на примере ГКУ СО «Октябрьский центр социального обслуживания населения» Волгоградской области) 32 2.1. Организация социальной работы районного Октябрьского ЦСОН в рамках внедрения системы долговременного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Волгоградской области 32 2.2. Эмпирическое исследование актуальных проблем социальной работы с пожилыми людьми в ГКУ СО «Октябрьский ЦСОН» и пути их решения 42 Заключение 51 Список литературы 54 Приложение 1 62 Приложение 2 63
Список литературы

1. Александровский, Ю.А. Краткий психиатрический словарь/Ю.А. Александровский. – М.: РЛС, 2017. – 143 с. 2. Антипова, Е.И. Развитие стационарозамещающих технологий социальной работы с маломобильными гражданами (опыт Челябинского городского округа)/ Е.И. Антипова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 175-180. 3. Афанасьева, И.К. Партнерство в сфере социального обслуживания граждан «третьего» возраста/ И.К. Афанасьева // Работник социальной службы. – 2013. – № 11. – С. 22- 26. 4. Басов, Н. Ф., Бойцова С. В. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами/Н.Ф. Басов, С.В. Бойцова. – М.: Кнорус, 2020. – 252 с. 5. Бачурина, Н.М. Улучшение качества жизни граждан старшего поколения и граждан с ограниченными физическими возможностями: опыт негосударственной социальной службы/ Н.М. Бачурина, К.Е. Морозова// Социальное обслуживание. – 2018. – №11. – С. 109-114. 6. Березин, Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). Третье издание (исправленное и дополненное) /Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Е.Д. Соколова. – М.: «Консультант плюс – новые технологии», 2011. – 320 с. 7. Демидова, Т. Е. Социальная работа с пожилыми людьми : монография /кол. авторов ; под общей редакцией Г.П. Медведевой. – М.:РУСАЙНС, 2017. – 258 с. 8. Дмитриев, А. В. Контуры социально-политического согласия по вопросам развития России/ А.В. Дмитриев. – М.: ИС РАН, 2012. – 371 с. 9. Елютина, М.Э., Тейн, П.П., Великий, П.П. Стратегии выживания пожилой семьи // Интегрированная старость: практики социального участия. Колл. монография / М. Э. Елютина, П. Тейн, П. П. Великий. – Саратов: Наука, 2007. – С. 175-185. 10. Ермолаева, М. Практическая психология старости/ М. Ермолаева. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 240 с. 11. Ерусланова, Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому/ Р.И. Ерусланова. – М.: Дашков и К, 2012. – 240 с. 12. Желихажев, А.А. Комплексное решение проблем граждан пожилого возраста, малообеспеченных семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в комплексном центре социального обслуживания населения/ А.А. Желихажев// Работник социальной службы. – 2013. – №10. – С. 19-24. 13. Закон Волгоградской области от 31.12.2015 № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» [Электронный источник]/ httр://www.соnsultаnt.ru/rеgbаsе/сgi/оnlinе.сgi?rеq=dос;bаsе=RLАW180;n=187328#033641087485485865/ (дата обращения 11.11.2019). 14. Козина, Г.Ю., Тугарин, А.Б. Теория и практика социальной работы в здравоохранении / Г.Ю. Козина, А.Б. Тугарин – Пенза: ПГПУ, 2010. – 128с. 15. Козина, Г.Ю. Основы социальной медицины/ Г.Ю. Козина. – Пенза: ПГУ, 2014. – 97 с. 16. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 17. Либих, С.С. Коллективная психотерапия неврозов/ С.С. Либих. – Санкт-Петербург: Медицина, 2014, – 208 с. 18. Максимова, С.Г. Социальная политика в отношении старших возрастных групп как основа преодоления социальной эксклюзии: экспертные оценки/ С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, М.М. Максимова // Вестник Алтайского гос. аграр. ун-та. – 2016. – № 6 – С.140. 19. Малофеев, И.В. Технологии социальной работы с пожилыми людьми при обслуживании на дому: монография/ И.В. Малофеев, П.В. Попов. – М.: ИПК ДСЗН, Медицина, 2010. – 144 с. 20. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы/ Г.П. Медведева. – М.: Наука, 2014. – 261 с. 21. Морозова Е.А. Формы и методы работы по поддержанию у пожилых людей жизненной активности и профилактике заболеваний на базе отделения дневного пребывания/ Е.А. Морозова // Работник социальной службы. – 2009. – № 2. – С. 52-66. 22. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми / А. Ю. Нагорнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 133 с. 23. Об учреждении социального обслуживания: сайт ГКУ СО Октябрьский центр социального обслуживания населения. – URL: httрs://442fz.vоlgаnеt.ru/025202/аbоut/ (дата обращения 09.11.2019) – Текст: электронный. 24. Организованный досуг как средство восстановления здорового образа жизни пожилых людей/ Л.И. Старовойтова, С.Н. Козловская, Я.В. Шимановская, К.А. Шимановская // Человеческий капитал. – 2015. – № 8 . – С. 35–38. 25. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: монография / М.В. Певная; под науч. ред. Г. Е. Зборовского. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 433 с. 26. Петросян, В.А. Социальная интеграция в практической деятельности учреждений: монография/ В.А. Петросян. – М.:ГПЕК, 2011. – 235 с. 27. Поставщики социальных услуг: сайт комитета социальной защиты населения Волгоградской области. – URL: httрs://442fz.vоlgаnеt.ru (дата обращения 09.11.2019) – Текст: электронный. 28. Постановление Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 № 504-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области» [Электронный источник]/ httр://www.аеrо.gаrаnt.ru _mеdium=tехt&utm_соntеnt=dеmо-rеgiоnаl&utm_саmраign=lеаd-frоm-dri (дата обращения12.12.2019). 29. Постановление губернатора Волгоградской области от 18.01.2019 № 26 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по созданию на территории Волгоградской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» [Электронный источник] / httр://рubliсаtiоn.рrаvо.gоv.ru/Dосumеnt/Viеw/3400201901230001 (дата обращения 22.06.2019). 30. Постановление Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 08.07.1997 № 36 «Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» [Электронный источник] / httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_15391/ (дата обращения 11.11.2019). 31. Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.2018 №453 «О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами» [Электронный источник]/ httр://www.соnsultаnt.ru/соns/сgi/оnlinе.сgi?rеq=dос&bаsе=ЕХР&n=617661#07183422953762337 (дата обращения11.11.2019). 32. Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 28.05.2018 № 816 «Об утверждении Положения о технологии «Персональный помощник» [Электронный источник]/ httр://dосs.сntd.ru/dосumеnt/550118938 (дата обращения11.11.2019). 33. Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 12.07.2019 № 1327 «Об утверждении порядка доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, подлежащих доставке, в медицинские организации» [Электронный источник]/ httр://dосs.сntd.ru/dосumеnt/561462459 (дата обращения12.12.2019). 34. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения / В. Д. Роик.– М. : Издательство Юрайт, 2017. – 400 с. 35. Сайт Министерства труда и социальной защиты Российской федерации. – URL:httрs://rоsmintrud.ru/ministrу/рrоgrаmms/dеmоgrарhу/3 (дата обращения 09.10.2019). – Текст: электронный. 36. Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. М.: Папирус, 2009. – 248 с. 37. Справочное пособие специалиста по социальной работе /И.Н. Кищенко, И.К. Свищевой. – Белгород: ГиК, 2009. – 305 с. 38. Старшее поколение: сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: httрs://www.gks.ru (дата обращения 15.10.2019). – Текст: электронный. 39. Степанова, С.В. Основы физиологии и анатомии человека/С.В. Степанова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 213 с. 40. Танюхина, Э.И. Экспертиза трудоспособности и реабилитации инвалидов в сельской местности / Э.И. Танюхина. – Санкт – Петербург: Медицина, 2009. – 224 с. 41. Текущая деятельность: сайт ГКУ СО Октябрьский центр социального обслуживания населения.– URL: httрs://442fz.vоlgаnеt.ru/025202/сurrеnt/ (дата обращения 09.11.2019) – Текст: электронный. 42. Топчий, Л. В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика / Л.В. Топчий. — М.: РГСУ, 2017. — 322 с. 43. Указ Президента РФ от 25.12.2000 № 2063 «О дополнительных мерах по улучшению проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения» [Электронный источник]/ httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_29651/ (дата обращения 01.10.2019). 44. Указ Президента РФ от 02.01.2000 № 115 «О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения» [Электронный источник] / httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_25919// (дата обращения 01.10.2019). 45. Уход за ослабленными пожилыми людьми: Российские рекомендации. М.: Человек, 2018. – 224 с. 46. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [Электронный источник] / httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_7495/ (дата обращения 01.10.2019). 47. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный источник] / httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_121895/ (дата обращения 01.12.2019) 48. Федеральный закон от 24.11.1995 № 81-ФЗ (последняя редакция) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный источник]/ httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_8559/ (дата обращения 01.08.2019). 49. Федеральный закон от 29.11.2010 № 82-ФЗ (последняя редакция) «Об общественных объединениях» [Электронный источник]/ httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_6693/ (дата обращения 01.10.2019) 50. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от. 02.12.2019) «Об обязательном медицинском страховании» [Электронный источник]/ httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_107289/ (дата обращения 21.12.2019). 51. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 – ФЗ (последняя редакция) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный источник]/ httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_121895/ (дата обращения 21.12.2019). 52. Федеральный закон думой от 28.12.2013 № 442-ФЗ (последняя редакция) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный источник]/ httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_156558/ (дата обращения 01.08.2019). 53. Фирсов, М. В. Психология социальной работы / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. – Котельники: Юрайт, 2012. – 314 с. 54. Холостова, Е.И. Долговременный уход сущность, организация технологии и средства реализации / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2019. –265 с. 55. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – 7-е изд., перераб. и доп / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2014. – 296 с. 56. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник для бакалавров. –7-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2014 – 800 с. – URL: httр://sос-еduсаtiоn.ru/wр-соntеnt/uрlоаds/2017/07/SосRаb-Hоlоstоvа-7izd.рdf (дата обращения 16.09.2019). – Текст: электронный. 57. Холостова, Е.И. Энциклопедия социальных практик / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2018. – 304 с. 58. Шамонова, Е. А. Стационарозамещающие технологии предоставления социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре/ Е.А. Шамонова// Вестник социального обслуживания Югры. – № 1(9), – 2016. – С. 8-13. 59. Шахматов Н. Ф. Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей/ Н.Ф. Шахматов // Психология зрелости и старения. – 2011. – № 2. – С. 14-18. 60. Энциклопедия социальных практик./ Е.И Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и К, 2011 – 752 с. 61. Mаdrid Intеrnаtiоnаl Рlаn оf Асtiоn оn Аgеing. Rероrt оf thе Sесоnd Wоrld Аssеmblу оn Аgеing: Mаdrid, 8–12 Арril 2002 Nеw Уоrk: Unitеd Nаtiоns, 2002 Аvаilаblе: httр://dассtssdds.un.оrg/dос/ - UNDОС 02/397/51/РDF /N239751 1 62. Еriksоn, Е.H., Еriksоn, J.M., Kivniсk, H.Q. Vitаl invоlvеmеnt in оld аgе. N.У.: Nоrtоn. 1986
Отрывок из работы

Глава 1. Сущность и содержание социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста 1.1. Пожилые и престарелые граждане как объект социальной работы Социальная работа с пожилыми людьми является одним из основных направлений в сфере социальной защиты населения. Особая значимость этого направления обусловлена демографическим старением населения. Данный процесс наблюдается в первую очередь в развитых странах, где за последние годы дают о себе знать две важные демографические тенденции – рост средней продолжительности жизни и снижение рождаемости. Демографическое старение становится государственной проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время. По данным Федеральной службы государственной статистики в России доля граждан старше трудоспособного возраста на начало 2019 г. составляет 25,9%, в Волгоградской области – 26,4% . Согласно статистическим данным, численность числа пожилых людей растет. В то же время положение людей пожилого и старческого возраста в социуме остается весьма сложным, можно отметить, что они относятся к самой уязвимой части общества. Пожилые люди нуждаются как в особом внимании со стороны близких, но также в социальной защите со стороны государства. Важными факторами, влияющими на качество жизни стариков и постпенсионеров, в наши дни являются социальные проблемы, связанные с ними материальные трудности и, конечно, ухудшение состояния здоровья. Социальные проблемы возникают при изменении привычного образа и ритма жизни, то есть в связи со сменой статуса работающего человека на пенсионера. Происходят изменения в привычном окружении, теряются связи с коллегами, иногда со знакомыми. Одиночество связано и с потерей супруга. Как правило, обостряются хронические заболевания, развивается склеротический процесс. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных заболеваний, в значительной степени объясняется эмоциональным фактором – это пессимистическая оценка будущего, отсюда – бесперспективное существование . В нашей стране средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще всего заканчивается женским одиночеством. Отметим, имеется и другая сторона одиночества, жертвой которого становятся чаще пожилые мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Ведь женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются процессам старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам. Они посвящают много времени своим внукам и детям. С выходом на пенсию большинство женщин имеют возможность и желание окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. Следовательно, занятость женщин заметно увеличивается в хозяйстве, происходит некое замещение одних важных дел (профессиональных) на бытовые, хозяйственные. Напротив доля времени занятости мужчин в постпенсионном периоде жизни значительно уменьшается. Мужчины ощущают свою «никчемность» для социума и близких людей значительно острее. Бремя забот, которое с возрастом ложится на женские плечи, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье, как правило, женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Из этого следует, что женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин . Одиночество пожилых людей сегодня становится острой проблемой, ведь в современном мире это явление давно перестало быть проблемой отдельных людей, по специфическим причинам не сумевших адаптироваться к обществу, превратившись в серьезную социальную проблему, от решения которой зависит социальное здоровье граждан. Одиночество может вызывать различную реакцию – от болезненного страдания до активного протеста. Состояние одиночества, как правило, вызвано какими-то событиями в прошлом. Замкнутость как черта характера может стать причиной одиночества. Одинокий человек всегда держится обособленно и отстраненно. Одинокий человек в основном грустит и никогда не радуется жизни. Ощущение одиночества характеризуется как «ненужность», обреченность, одиноких обычно избегают, сторонятся. Пожилые люди чувствуют себя одинокими, когда осознают, что никому не нужны . Одной из проблем представителей этой группы является проведение досуга и отдыха. Многие пожилые люди, страдая от потери близкого человека или недовостребованностью в обществе близких, хотели бы проводить время интересно, общаться со сверстниками. Более того у пожилых имеется интерес к восприятию чего-либо нового, что не удалось изучить, понять в те десятилетия, которые были отданы труду. Некоторые хотели бы научиться новым формам своего досуга – рисовать, петь, «подружиться с компьютером», даже изучать английский язык. Однако можно заметить, что клубов по интересам для пожилых граждан крайне мало. Еще одной важной социальной проблемой пожилых людей является разрушение и забвение традиционных семейных устоев. Данной ситуации характерно то, что старшее поколение сегодня перестало занимать почетное, главное положение в семье. Большинство пожилых людей живут самостоятельно, так как дети предпочитают жить отдельно от родителей, и поэтому пожилым порой не под силу справляться со своими недомоганиями и, конечно, с одиночеством. Таким образом, изменения социально-бытовой роли людей старшего поколения провоцирует спрос на услуги социальной помощи. Значимые риски представителей старшего поколения связаны и с материальными трудностями. Назовем основные причины, которые существенно осложняют жизнь, повышая уровень ее неудовлетворенностью, а в целом влияют на социально-экономический статус пожилых людей: - прекращение трудовой деятельности; - маленькая пенсия; - отсутствие других источников дохода и материальной помощи со стороны родственников; - высокая стоимость жилищно-коммунальных, медицинских услуг; - невостребованность на рынке труда по возрасту, отсутствие возможности трудоустройства, в том числе и в получении работы на дому. Сегодня каждый пятый житель России – пенсионер по возрасту. Данную группу относят к людям третьего поколения, а их проблемы можно считать всеобщими. Следовательно, пожилые люди нуждаются в повышенном внимании как своих близких, так и общества, но прежде всего, структур социальной защиты и помощи, так как представляют собой характерный объект для социальной работы. Отдельно стоит отметить медицинские проблемы, присущие гражданам пожилого возраста – увеличения количества заболеваний и понижение двигательной активности. Данные обстоятельства снижают возможности самообслуживания, затрудняют процесс адаптации к меняющимся условиям жизни. Возникают сложности с окружающими их людьми, в том числе и самыми близкими. Психика пожилых людей отличается зачастую раздражительностью, обидчивостью, возможны признаки депрессии, сказывающиеся на мировосприятии действительности. Социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием когнитивных расстройств – деменцией, формирующих их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Разумеется, что процесс старения каждого человека протекает индивидуально, и количество прожитых лет еще не определяет степень физической и социальной деятельности. Некоторые «теряют форму» в 80 лет, а некоторые в 60. Поэтому нельзя применять ко всем один и тот же критерий. Здоровье и продолжительность жизни пожилого человека во многом зависят от него самого, являясь результатом бережного отношения к своему здоровью и привычного здорового ежедневного образа жизнедеятельности . Пожилые граждане старших возрастов нуждаются в постоянной медико-социальной помощи. Малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество людей преклонного возраста в совокупности приводят к их материальной и физической зависимости, увеличению потребности в социальной помощи и поддержке. Поэтому важно осознавать, что пожилые люди – это возрастная группа, которая имеет социально-специфические особенности, потребности, интересы, ценностные ориентации. Повседневная практика показывают, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. В пожилом возрасте у людей редко вырабатывается новая жизненная позиция. Часто в зрелом возрасте то, что раньше особенно не проявлялось в характере обостряется под влиянием новых обстоятельств. В этой связи специалисты социальной работы должны обладать знания об особенностях поведения, психологических и эмоциональных категории пожилых людей, чтобы понимать и принимать их душевное, физическое и психологическое состояние. Все эти знания помогут обеспечить квалифицированную помощь клиентам соцработы. Стратегия социальной политики в отношении людей старших возрастов направлена на то, чтобы позволить им выбирать услуги и вести независимый образ жизни как можно дольше. Тем не менее, пожилые люди зачастую ограничены в доступе к информационными ресурсам, что затрудняет их личностное развитие и доступ к услугам, данная ситуация особенно характерна для граждан, живущих в сельской местности. Практика социальной работы определяет различные категории пожилых людей: - не нуждающиеся в посторонней помощи; - частично утратившие способность к самообслуживанию; - нуждающиеся в обслуживании; - лица, нуждающиеся в постоянном уходе . Сегодня в системе служб социальной помощи разрабатываются индивидуальные программы по предоставлению социальных услуг, также выбираются методы и приемы работы с пожилыми людьми, в зависимости от их принадлежности к той или иной категории. На основании вышеизложенного, мы пришли к определенному выводу. Обеспечение социальной защищенности пожилых граждан, в том числе предоставление социальных гарантий и полагающихся льгот, поддержка и квалифицированный уход (при необходимости) им необходимы для поддержания достойного уровня жизнедеятельности во многих сферах – экономической, социальной и духовной. Основная роль в решении проблем пожилых и старых людей соотносится с деятельностью субъектов социальной работы – учреждений социальной защиты, специализированных центров, благотворительных фондов и, конечно, специалистов- профессионалов данной сферы деятельности. Таким образом, пожилые граждане являются объектом социальной работы, которая должна быть ориентирована, прежде всего, на потребности, запросы и интересы данной группы населения, для поддержания их потенциала как социально активной и уважаемой в обществе группы населения. 1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с категорией «пожилые люди» Нормативно-правовая база, определяющая права, статус и положение граждан пожилого возраста в Российской Федерации достаточно объемная. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для российского законодательства, закрепляющего систему социальных прав и гарантий пожилых людей, заложены Конституцией Российской Федерации 1993 г. Права граждан пожилого возраста определены нормами, закрепляющими права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимых для пожилых людей и нормы, непосредственно касающиеся прав людей старшего возраста и их отдельных групп. К общим нормам, входящим в систему социальных прав пожилых людей относится статья 7 Конституции РФ, в которой провозглашается Российская Федерация социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Конституция РФ гарантирует пожилым гражданам равные со всеми социальные права и свободы. Так, согласно статье 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством . Не существует запрета для граждан пожилого возраста на получение образования образование: статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т. д . Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста в статье 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и использование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям . В соответствии со статьей 51 Конституции всем доступна квалифицированная юридическая помощь . Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов – социальное обслуживание. Это деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации данной категории. Социальные службы рассматриваются в качестве организационной формы социальной работы с пожилыми людьми. В настоящее время социальное обслуживание представляет целостную систему, которая постоянно совершенствуется. Создание новых учреждений социального обслуживания, введение новых типов услуг указывает на то, что проблема социального обслуживания актуальна и ей уделяется большое внимание. В 1995 г. Государственной Думой был принят ряд федеральных законов, составляющих правовую основу социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми: 1.Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» , который сегодня утратил силу. 2.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . Отметим, что именно эти правовые акты определили основы системы социального обеспечения пожилых людей и инвалидов. Субъектами социальной работы с данной группой населения являются государственные, негосударственные и муниципальные учреждения. Государственный сектор состоит из органов управления социальной защитой и социальным обслуживанием, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В январе 2015 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», согласно которому система социального обслуживания помимо федерального и регионального органов исполнительной власти, уполномоченных реализовывать социальную политику в сфере социального обслуживания, включает в себя: - организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти; - организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации; - негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, предоставляющие социальные услуги; - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание . Данный закон юридически закрепляет систему помощи пожилым и инвалидам, определяет не только структуру, но и объем, и порядок оказания социальных услуг. Более того в законе дается определение понятия «социальное обслуживание», раскрываются принципы социального обслуживания – соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, равный доступ к социальному обслуживанию, адресность предоставления услуг, добровольность и конфиденциальность. Социальное обслуживание граждан, согласно в статье 3 этого Закона определено как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам . В соответствии со статьей 19 этого же Закона, социальные услуги предоставляются их получателям на дому, полустационарной или в стационарной форме . Назовем виды предоставляемых социальных услуг, с учетом индивидуальных потребностей пожилых граждан: - социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; - социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; - социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; - социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателя социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), оказание помощи семье в воспитании детей; - социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; - социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; - услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; - срочные социальные услуги . Указы президента о мерах по улучшению проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения сыграли важную роль в решении вопросов относительно условий проживания пожилых людей и инвалидов . На разрешении первоочередных задач социальной поддержки пожилых людей нацелены и другие законодательные акты, в частности: Федеральные законы «Об обязательном медицинском страховании» , «Об общественных объединениях» , «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» . Для осуществления всесторонней социальной помощи и поддержки в государстве действует система социальной защиты, которая функционирует на бюджетные средства. Это предоставление льгот на жилье, обеспечение лекарствами, льготный проезд, государственная пенсия по старости и другое. В наши дни система социального обслуживания пожилых людей представляет собой одну из важных и неотъемлемых сторон социальной защиты населения и государственной социальной политики в целом. Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан существуют центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации. В Волгоградском регионе социальная поддержка пожилых людей осуществляется в соответствии с Законом Волгоградской области «О социальном обслуживании граждан в Волгоградской области» . В частности, определены категории граждан, которым социальные услуги на дому, в полустационарной и стационарной формах предоставляются бесплатно. К данной категории относятся инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий. Размер ежемесячной оплаты за предоставление социальных услуг рассчитывается каждому гражданину индивидуально с учетом оказанных услуг и установленных на них тарифов. В регионе тарифы на социальные услуги определены приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от «Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг на территории Волгоградской области» . Необходимо отметить, что в Волгоградском регионе между государственными, муниципальными и некоммерческими структурами в сфере социального обслуживания пожилых граждан налажено тесное межведомственное взаимодействие. Сегодня все больше поставщиками социальных услуг являются НКО СО, которые имеют равное право для участия в борьбе за финансирование наравне с государственными учреждениями. В июле 2016 г. вступил в силу Социальный кодекс Волгоградской области, который регулирует отношения в сфере социальной поддержки и социальной помощи различным категориям граждан за счет средств областного бюджета . Согласно Кодексу социальная помощь предоставляется: ветеранам труда и ветеранам военной службы, ветеранам труда Волгоградской области, труженикам тыла, бывшим военнослужащим 1927-1928 гг. рождения, участникам Сталинградской битвы, членам семей военнослужащих . Перечисленные категории граждан имеют право на следующие меры социальной поддержки: - ежемесячная денежная выплата (размер выплаты различен для каждой категории граждан пожилого возраста); - ежемесячная денежная выплата на компенсацию 50%: на оплату за наем или содержание жилья; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 % указанного взноса; платы за коммунальные услуги; - ежегодная денежная выплата на компенсацию 50 % стоимости твердого топлива, сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд гражданам, проживающих в домах, не подключенных к газораспределительной системе. Кроме того, труженикам тыла дополнительно положено бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и слуховыми аппаратами; они имеют преимущество при приеме в учреждения социального облуживания. Важно отметить, что в 2019 г. в рамках национального проекта «Демография» реализуется приоритетный федеральный проект «Старшее поколение» . Проект направлен на осуществление мер по улучшению условий жизни пожилых граждан и повышение степени их социальной защищенности; улучшение «социального самочувствия»; активизация участия граждан в добровольческой деятельности по решению социальных проблем пожилых граждан. В приоритете решение социальных проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжелобольных ветеранов, пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских районах, вынужденных переселенцев старших возрастных групп, пожилых из состава маргинальных групп населения. Паспорт проекта «Старшее поколение» предусматривает создание широкой сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологического, геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов-интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства, престарелых беженцев и вынужденных переселенцев; организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Волгоградская область является одним из передовых регионов, успешно реализуемых федеральный проект. В регионе разработана и утверждена Советом при Губернаторе Волгоградской области по реализации национальных проектов и приоритетных проектов Волгоградской области программа «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение». Регион добился сокращения очереди в дома-интернаты для пожилых и престарелых. Это стало возможным благодаря комплексной работе медицинских и социальных учреждений. Например, на сегодняшний день действует 19 гериатрических кабинетов при поликлиниках . Не менее важным документом, который реализуется в регионе является Постановление Администрации ВО «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области» . В рамках этой программы реализуется подпрограмма «Повышение качества жизни пожилых людей», которая направлена на решение таких задач как повышение качества и доступности социальных услуг для пожилых людей и инвалидов, поддержание здоровья и социальная реабилитация пожилых граждан. С 2018 г в Волгоградской области реализуется пилотный проект по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Проект направлен на сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме, что и позволяет выстраивать надежные механизмы по оказанию качественной помощи исследуемым категориям граждан. Для решения поставленных задач разработан План мероприятий («дорожная карта») по созданию на территории Волгоградской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в рамках которого реализуются следующие мероприятия: -оснащение организаций социального обслуживания оборудованием, аппаратурой, мебелью, транспортными средствами, обеспечивающими надлежащее качество социальных услуг; - организация работы службы сиделок для ветеранов Великой Отечественной Войны; - организация работы мобильных бригад по доставке лиц старше 65 лет в медицинские организации для прохождения медицинских осмотров и диспансеризации; - организация стационарозамещающих технологий социального обслуживания (социальная семья, сопровождаемое проживание, технология «Персональный помощник»); - введение инновационных технологий и пилотных программ по продлению активного долголетия пожилых граждан (компьютерная грамотность, «серебряное» добровольчество, группы здоровья и др.) . Таким образом, в Волгоградской области за последние три года проведена большая работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки и социального обслуживания пожилых граждан; по укреплению материально-технической информационной базы организаций социального обслуживания. Тем не менее, еще остаются нерешенные проблемы, чтобы в полной мере обеспечить потребность населения в социальных услугах высокого качества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 48 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 92 страницы
2300 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 84 страницы
1150 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 58 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg