Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное регулирование рынка труда (Самарская области)

irina_k200 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.07.2020
Объектом исследования является региональный рынок труда. Предметом исследования является государственное регулирование регионального рынка труда. Цель paботы – анализ государственного регулирования рынка труда (на примере Самарской области). Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач: • рассмотреть теоретические основы государственного регулирования регионального рынка труда; • провести анализ государственного регулирования рынка труда Самарской области; • определить проблемы и перспективы развития государственного регулирования регионального рынка труда. Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования регионального рынка труда. Во второй главе проведен анализ государственного регулирования рынка труда Самарской области. В третьей главе определены проблемы и перспективы развития государственного регулирования регионального рынка труда.
Введение

Рынок труда является одним из наиболее значимых механизмов, обеспечивающих темпы и характер развития как экономики государства, так и отдельного региона. Уровень экономической активности населения, занятости и безработицы находятся в зависимости не только от уровня развития рыночных отношений, но и от эффективности мер государственного регулирования рынка труда и сферы занятости. В последние годы проблема регулирования регионального рынка труда остро стоит перед органами государственного управления, так как для большинства российских регионов характерны высокий уровень безработицы среди молодежи, низкая трудовая мобильность экономически активного населения, структурный дисбаланс спроса и предложения, несоответствие качества трудовых ресурсов региона потребностям его экономики. Преодоление указанных проблем предполагает необходимость формирования эффективной политики развития рынка труда в регионах Российской Федерации, основанной на долгосрочных тенденциях в воспроизводстве регионального трудового потенциала, формировании структуры занятости по всем видам экономической деятельности предприятий и динамики трудовой миграции. Только при таком условии могут быть реализованы меры государственной политики занятости населения в рамках стратегии социально-экономического развития России. Вопросы теории и практики регулирования регионального рынка труда широко освещаются в работах отечественных и зарубежных исследователей. Однако недостаточно изученными в настоящее время остаются вопросы направлений развития региональных рынков труда, направленных на достижение их эффективной занятости и сбалансированности, формирования и развития трудового потенциала на уровне региона. Этим и обозначена актуальность данной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 5 1.1. Сущность, особенности и структура регионального рынка труда 5 1.2. Механизм государственного регулирования регионального рынка труда 10 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 15 2.1. Оценка современного состояния рынка труда Самарской области 15 2.2. Оценка эффективности государственного регулирования рынка труда в Самарской области 20 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 24 3.1. Проблемы государственного регулирования регионального рынка труда 24 3.2. Пути совершенствования государственного регулирования регионального рынка труда 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Список литературы

1. Постановление Правительства Самарской области от 04.12.2018 №748 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2019-2023 годы» (в ред. от 12.11.2019). 2. Постановление Правительства Самарской области от 22.12.2014 №807 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по созданию условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего устойчивый рост качества занятости и уровня жизни населения Самарской области, на 2014-2018 годы» (в ред. от 13.03.2017). 3. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Региональная экономика. - М.: Юрайт, 2018. – 496 с. 4. Аракелян П.Л. Рынок труда: подходы к понятию // Статистика и экономика. - 2019. - №11. – С. 104-107. 5. Батракова Л.Г. Региональная экономика. - М.: Логос, 2019. - 368 с. 6. Березина А.Л. Государственное регулирование рынка труда // Синергия наук. – 2019. – №1. – С. 99-104. 7. Бусина П.Е. Проблемы развития рынка труда на примере Самарской области // Наука-2020. – 2019. – №8. – С. 56-59. 8. Варанов А.О. Политика регулирования рынка труда в регионе: сущность, механизм, особенности // Молодой ученый. – 2018. - №7. – С. 100-107. 9. Васильев М.И. Проблемы регулирования регионального рынка труда и пути их решения в современных условиях // Аспирант и соискатель. - 2019. - №3. – С. 96-102. 10. Верещагина А.В. Государственное регулирование экономики. - М.: РУСАЙНС, 2018. - 116 с. 11. Воронов О.К. Содержание понятия «рынок труда» // Экономические науки. - 2017. - №10. - С. 314-318. 12. Дмитриев Ю.А., Васильева Л.П. Государственное регулирование экономики. – М.: КноРус, 2018. – 502 с. 13. Ларионова Н. С. Региональный рынок труда: современные проблемы и перспективы развития // Сборник: Трудоустройство выпускников ВУЗа: Реалии и перспективы. Материалы научно-практической конференции. - Казань, 2018. – 301 с. 14. Лотарева К.М., Грицунова С.В. Рынок труда в Российской Федерации и регионах // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2019. - №1. – С. 236-240. 15. Милованова Ю.К. Государственное регулирование экономики. – М.: Юрайт, 2019. – 432 с. 16. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области // http://www.samarastat.ru/ 17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/ 18. Романова А.Л. Сущность, функции и структура рынка труда // Синергия наук. - 2019. - №1. – С. 362-367. 19. Смелов П.А. К вопросу о государственном регулировании рынка труда на уровне региона // Наука-2020. – 2019. – № 4. – С. 164-169.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 1.1. Сущность, особенности и структура регионального рынка труда Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал, представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. П.Л. Аракелян считает, что «рынок труда — это социально-экономическая категория, специфический общественный механизм, который реализует определенный комплекс социально-трудовых отношений и способствует установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством» . Рынок труда - важнейший элемент в системе региональных рынков, обеспечивающих реализацию целевой направленности регионального воспроизводственного процесса. Региональный рынок труда находится в тесном взаимодействии с другими рынками региональной системы, прежде всего с рынком финансово-кредитных ресурсов, поскольку последние являются источником расширения рабочих мест, а также в состоянии стимулировать вовлечение высвобождаемых работников в сферу бизнеса. Через денежно-финансовые потоки в процессе формирования и перераспределения денежных доходов населения и их реализации в сфере обращения рынок труда также взаимодействует с рынком потребительских товаров. Тесная связь наблюдается с рынком информации и знаний, призванным обеспечивать заблаговременную подготовку и переподготовку кадров с учетом динамики развития производства, структурных сдвигов и новых технических характеристик рабочих мест. Особенностью формирования рынка труда в России является также то, что в различных регионах имеются разные социально-экономические, в том числе природно-ресурсные и демографические условия. Необходимо отметить сложившуюся отраслевую специализацию регионов, аграрные, сырьевые и т.д. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.). Основными объектами рыночных отношений выступают средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др. По отношению к рынку труда население региона делится на категории: 1. Экономически активное население - та часть населения, которая обеспечивает предложения рабочей силы для производства товаров и услуг. Это понятие объединяет в себя и занятых и безработных. К занятым относятся лица двух полов, трудоспособного возраста, которые в данный период: выполняют работу на условиях найма за вознаграждение (заработная плата) либо полный, либо не полный рабочий день; временно отсутствующие на работе по причине болезни, отпуска и т.д.; выполняют работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица двух полов, трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период: не имеют работы; занимаются поисками работы, т.е. обращаются в государственную службу занятости, либо самостоятельно, либо предпринимают шаги к организации собственного дела; готовы приступить к работе немедленно. 2. Экономически неактивное население — это та часть населения, которая по ряду объективных причин не может выступить на региональном рынке труда с предложением рабочей силы (дети, нетрудоспособные инвалиды и неработающие пенсионеры). Спрос на рабочую силу формируется под влиянием 2-х основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы. Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти . Наиболее значимыми в региональном разрезе являются регулирующая, стимулирующая, селективная, ценообразующая и информационная функции рынка труда. Регулирующая функция регионального рынка труда состоит в выравнивании спроса и предложения рабочей силы по отраслевым, профессиональным, квалификационным и социально-демографическим сегментам, организуя движение рабочей силы между предприятиями региона. Стимулирующую функцию на региональном рынке труда выполняет конкуренция, способствуя более эффективному распределению и перераспределению рабочей силы в экономической структуре региона, в том числе, стимулируя безработных к поиску работы, повышению квалификации, переобучению в случае необходимости, а работодателей - к улучшению условий занятости для повышения привлекательности предприятия в глазах наемных работников. Селективная функция - отбор работников, наиболее соответствующих потребностям тех или иных предприятий, позволяет формировать структуру профессиональных рынков труда в регионе, что в итоге приводит к необходимости изменений на рынке образовательных услуг. Однако «рыночные фильтры» выводят наименее конкурентоспособные категории желающего работать населения – лица, чьи профессии и квалификация не востребованы в развивающейся структуре региональной занятости, молодежь без опыта работы, женщины с маленькими детьми, граждане с ограниченными физическими возможностями, пенсионеры – в сферу вторичного рынка труда с низкими заработными платами и ненадежными трудовыми гарантиями. В результате формируется группа безработных с низкими шансами трудоустройства, нуждающаяся в социальной поддержке со стороны государства и региональной власти. Ценообразующая функция регионального рынка труда заключается в выравнивании ставок заработной платы по отдельным сегментам отраслевых и профессиональных рынков труда, как баланс между затратами наемного работника на формирование и воспроизводство своей рабочей силы и ее полезности (ценности) для работодателей. Информационная функция регионального рынка труда является ключевым элементом его механизма, так как организует встречу продавцов и покупателей рабочей силы. От того, насколько оперативно информация о незанятых рабочих местах и работниках, ищущих работу по найму, будет поступать субъектам рынка труда, зависит скорость заполнения вакансий на предприятиях, материальная обеспеченность граждан и, в целом, стабильность регионального рынка труда. Реализация указанных функций регионального рынка труда зависит от условий и факторов, влияющих на его функционирование в конкретный период времени (см. приложение 1). Одним из важнейших факторов является экономическая конъюнктура, которая характеризует состояние экономики региона, страны. Спрос на труд увеличивается, если экономика страны находится на высоком уровне, и сокращается в условиях кризиса. Это связано с тем, что благоприятные экономические условия, сопровождаются ростом доходов населения и покупательной способности, что соответственно приводит к росту спроса на различные товары и увеличению производства. Кроме того, на соотношение спроса и предложения на рынке труда оказывает влияние развитие технологий. Спрос на труд уменьшается при высокой технической оснащенности и автоматизации производства. Однако в то же время наблюдается увеличение спроса на труд в отраслях, производящих и обслуживающих новую технику. К социальным факторам, определяющим особенности организации условий для трудовой деятельности, можно отнести уровень образования населения, уровень развития здравоохранения, уровень развития инфраструктуры и др. Политические факторы связаны с политической обстановкой и государственным регулированием трудовой сферы. В их составе выделяют такие взаимосвязанные факторы, как наличие законодательной и нормативной базы регулирования трудовых отношений, политические события, происходящие как внутри страны, так и за ее пределами, санкции и др. Демографические факторы также оказывают значительное влияние на состояние рынка труда региона, так как связаны с особенностями воспроизводства населения. Для России характерно неравномерное распределение населения на территории страны, что, в свою очередь, приводит к переизбытку спроса в отдельных регионах и недостатку в других. Уровень заработной платы при этом также существенно различается в регионах. В региональном плане различают рынки: • асимметричные (непропорциональные), которым присущи существенные перекосы в соотношении контролируемого и неконтролируемого рынков труда, диспропорции в отраслевой и профессиональной структуре занятости; равновесные (с относительно развитыми структурами рынка труда, в условиях регулируемого роста безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений); • диверсифицированные, характеризуемые высокой степенью реструктуризации занятости и саморегуляции, относительно стабильным уровнем безработицы и сокращением регистрируемой безработицы. Таким образом, региональный рынок труда — это локализованный сегмент общенационального рынка труда, на котором складываются в соответствии с региональными условиями уровни спроса, предложения и равновесных цен. 1.2. Механизм государственного регулирования регионального рынка труда Государственное регулирование трудового потенциала региона – неотъемлемая составная часть механизма регионального управления. Оно охватывает демографический, социальный и экономический аспекты объекта регулирования, его воспроизводственный цикл - формирование, распределение и использование . Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: • обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в целом по региону, в отдельных областях и районах; • достижение рациональной занятости населения, то есть создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; • рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста) . Государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала осуществляется по следующим основным направлениям: прогнозирование и планирование демографического развития, трудовых ресурсов и рынка труда; регулирования занятости; социальная защита населения. Механизм государственного регулирования регионального рынка труда должен содействовать формированию уровня и структуры занятости населения, соответствующей целям и приоритетам социально-экономического развития региона. Данный механизм представляет собой комплекс мер прямого и косвенного воздействия на спрос и предложение рабочей силы через механизм рыночной конкуренции, и предполагает реализацию ряда специфических функций регионального регулирования рынка труда. Основные функции государственного регулирования рынка труда представлены в приложении 2. Инструментом прогнозирования состояния трудового потенциала региона является оценка тенденций в его воспроизводстве на основе прогноза численности населения, его возрастно-половой состава при изменении параметров рождаемости, смертности и миграции в будущих периодах. Результаты такой оценки необходимы для выявления приоритетных направлений и разработки мероприятий региональной политики занятости. Одним из самых эффективных инструментов государственного регулирования регионального рынка труда является метод дорожных карт. Применение дорожной карты в регулировании регионального рынка труда позволяет сконцентрировать внимание на его развитии в долгосрочном горизонте планирования, улучшает взаимосвязи между различными планами и программами, которые реализуются на конкретной территории. Являясь основой для стратегического планирования социально-экономического развития региона, дорожная карта обеспечивает применение дифференцированного подхода к регулированию регионального рынка труда, позволяет определить его потребности, проследить эволюцию каждого ключевого решения при достижении поставленных целей федеральных и областных программ по содействию занятости населения. В отличие от традиционных способов представления сценариев развития рынка труда, таких, как планы, программы, проекты, которые, как правило, ограничиваются планирующей составляющей, дорожные карты сочетают в себе оба компонента, позволяя разработать оптимальную стратегию в области занятости населения региона. В дорожной карте регулирования рынка труда можно: • синхронизировать процессы, происходящие в разных сферах, – социальной, демографической, финансовой, правовой, экономической; • выявить критические звенья, в которых сочетаются разноуровневые проблемы; • выстроить цепочки взаимосвязанных решений, ориентированных на заданные результаты. При этом ее разработка не носит строго регламентированного характера, но зависит от специфики поставленной задачи и управленческих решений в каждом отдельном случае. Применение дорожных карт позволяет значительно улучшить качество государственного регулирования процессов на рынке труда в регионе, создать оптимальные условия для их развития, помогает сфокусировать планирование на будущие периоды и обеспечивает поступление конкретных данных по всему маршруту следования в качестве исходной информации для принятия согласованных и эффективных решений на федеральном, региональном и территориальном уровнях государственного регулирования сферы занятости . Модель государственного регулирования регионального рынка труда представлена в приложении 3. Данная модель обеспечивает максимальную ориентацию региональных программ по содействию занятости населения на формирование, использование и развитие трудового потенциала региона, а также усиление сбалансированности регионального рынка труда как в текущий период, так и в долгосрочной перспективе. При этом повышение эффективности государственного регулирования регионального рынка труда предполагает использование современных инструментов прогнозирования, стратегического анализа и дорожного картирования при разработке мер содействия занятости населения региональными органами государственного управления. Таким образом, региональный рынок труда – это территориально обособленная, сложная, открытая и динамичная социально-экономическая система, функционирование которой обеспечивается рыночными и внерыночными механизмами регулирования спроса и предложения рабочей силы, определяемых, с одной стороны, отраслевой структурой экономики региона и деловой активностью хозяйствующих субъектов, а с другой – профессионально-квалификационными, демографическими и социальными особенностями регионального трудового потенциала. При такой трактовке предметом регулирования является вся совокупность условий и факторов функционирования рынка труда как региона в целом, так и его отдельных территорий с учетом краткосрочных и долгосрочных характеристик состояния регионального трудового потенциала. Регулирование регионального рынка труда охватывает широкий спектр функций, осуществляемых органами региональной и территориальной власти с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, преодолению неблагоприятных тенденций в сфере занятости населения на основе реализации функции стратегического управления. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Оценка современного состояния рынка труда Самарской области Проведем оценку современного состояния рынка труда Самарской области. Уровень общей безработицы в Самарской области в среднем за 2018 г. составил 4% (в среднем за 2014 г. – 3,9%) . Уровень общей безработицы по Российской Федерации в целом и по Приволжскому федеральному округу выше областного значения и в среднем за 2018 г. составил 5,7% и 4,7%, соответственно. В течение 2018 г. в органы службы занятости обратилось по различным вопросам 190,1 тыс. человек, что на 4,3% больше, чем в предыдущем году (182,3 тыс. чел.). В том числе принято на учет в качестве ищущих работу – 80,3 тыс. человек, что на 4,7% больше (2017 г. – 76,7 тыс. чел.). Трудоустроено – 49,2 тыс. чел. (или 63,2% от числа обратившихся в поисках работы), в том числе 28 тыс. незанятых граждан.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 33 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 65 страниц
1500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 40 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg