Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Изучение ценностных и жизненных ориентаций подростков с девиантным поведением

irina_k200 975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.07.2020
Объект: подросток с девиантным поведением. Предмет: жизненные и ценностные ориентации подростков с девиантным поведением. Цель выпускной квалификационной работы: изучение особенностей жизненных и ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением. Гипотеза состоит в том, что у подростка с девиантным поведением могут быть психологические проблемы, которые вызваны социально-психологическими причинами. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы изучить понятие «девиантное поведение». 2.Эмпирически исследовать жизненные и ценностные ориентации подростков с девиантным поведением. 3.На основе качественного и количественного анализа показать особенности жизненных и ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением. 4.Обработать полученные данные, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования. Методологическую основу исследования составляют труды следующих ученых: Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л Рубинштейн. Они рассматривают проблему ориентаций в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу, анкетирование. Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, приложений. Объем работы составляет 41 страниц.
Введение

Девиантное поведение школьников - распространенное явление, сопутствующие процессу зрелости и социализации, которое прогрессирует на протяжении подросткового периода и снижается после восемнадцати лет. Проблема отклоняющегося поведения подростков - одна из серьезных социально-педагогических проблем. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня девиантное поведение подростков рассматривается как доказательство недостатков в воспитательной работе, трудной социально-экономической ситуацией в стране, а комплекс фактов асоциального поведения и преступности несовершеннолетних является серьезным индикатором недостатков в профилактической и воспитательной работе. Проблема девиантного поведения объемна и многогранна, изучается учеными из разных областей науки. В частности, можно назвать работы таких авторов, как А.Д. Гонеев, К. Хорни, Л.Б. Шнейдер, В.Д. Менделевий. Эта тема на протяжении многих лет притягивает к себе внимание специалистов, который ищут ответы на вопросы о проявлении и природе этого феномена. Первоначально проблемой девиантного поведения заинтересовались зарубежные ученые.
Содержание

Введение…………………………………………………………...……………4 Глава 1. Особенности изучения ценностных и жизненных ориентаций подростков с девиантным поведением. 1.1 Анализ понятия ценностей подростков с девиантным поведением в зарубежной и отечественной литературе……………………………………………6 1.2 Ценностные и жизненные ориентации подростков с девиантным поведением.…………………………………………………………………………..11 Выводы по 1 главе…………………………………………………………….15 Глава 2. Экспериментальное исследование ценностных и жизненных ориентаций подростка с девиантным поведением. 2.1 Организация и методы исследования……………………………………17 2.2.Результаты и интерпретация экспериментального исследования…………………………………………………………………………22 Выводы по 2 главе…………………………………………………….………36 Заключение…………………………………………………………………….38 Список используемых источников………...………………………...………40 Приложение……………………………………………………………………42
Список литературы

1.Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2016. 2.Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 2015. 3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Посвящение, 2015. 4.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Под ред. А.Б. Орлова. М.: Вопросы психологии, 2015. 5.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 6.Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2013. 7.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие. М.: Издательский центр Академия, 2014. 8.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 9.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 10.Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 2014. 11.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2014г. 12.Кунигель Т.В. Тренинг "Активизация внутренних ресурсов подростка"./ СПб.: Издательство "Речь", 2016. 13.Курбатов В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Р-н-Д.: Феникс, 2016. 14.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М.: Медицина, 2015. 15.Мотков О.И. Жизненное предназначение // Школ.психолог, 2018. 16.Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 2016. 17.Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 18.Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е. Д. Дедков, Е. Г. Диденко. - Челябинск: Изд-во "речь", 2015. 19.Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.I. Основные формы девиантного поведения. Магнитогорск: МГПИ, 2016. 20.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. - М.: Прогресс: 2015. 21.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2013. 22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. 23.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский центр "Академия", 2015. 24.УсоваЕ.Б. Психология девиантного поведения. Минск, 2017. 25.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. М.: «Смысл» 2013г. 26.Харлинская Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности/Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Минск, БГПУ, 2016. 27.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект. 2015. 28.Шибутани Т.А. Социальная психология / Т. Шибутани. – Р-н-Д.: Феникс, 2016.
Отрывок из работы

Глава 1. Особенности изучения ценностных и жизненных ориентаций подростков с девиантным поведением 1.1 Анализ понятия ценностей подростков с девиантным поведением в зарубежной и отечественной литературе Девиантные формы расстройств поведения или отклонения от общепринятых норм в подростковой среде в последнее время увеличились. Эти нарушения являются своего рода проекцией всех проблем, которые накопились в обществе раньше. Они должны быть рассмотрены в первую очередь. В то же время характер нарушений и отклонений поведения у подростков может быть очень разным. Чаще всего они проявляются в противоправных действиях, употреблении наркотических и токсических веществ, игнорировании существующих в обществе норм, пьянстве, уходу из дома, суицидальных наклонностях. Проблемы, которы связанн с девиантным поведением подростков, все чаще привлекают внимание психологов как отечественных, так и зарубежных. В нашей психологи изучение девиантного поведения тесн связано с изучение социально-психологических особенносте групп подростко с девиантной ориентацией: их групповы потребносте, ценносте, нор и правил. Вместе с исследованием подростковы групп как таковы, большое количество рабо посвящено изучени ценностны и жизненны ориентаций подростко с девиантным поведением. В результате этих исследовани были обнаружены важные отличи ценностны и жизненны ориентаци подростков без девиантого поведения и подростков с девиантным поведением. Эти отличия не всегда критичны, но игнорировать и не проводить профилактическу работу нельз. Изучени особенносте ценностны и жизненны ориентаци подростко с девиантным поведением тесно связано с изучением социальных установо у данной категори испытуемы. В результате этих исследовани, все психологи сходятс во мнени, что подростковый возраст - это во всех отношениях особый этап в развитии личности. В наше время среди молодежи вырос нигилизм, своеобразное отрицание общепринятых идеалов и норм, которое вызывает агрессивное поведение по отношению к взрослым, во многих случая проявление непримиримости и жестокости. Резко возрос процент правонарушений среди молодого поколения. Рост детской преступности растет темпами, которые значительно опережают рост правонарушений в других возрастных группах. В то же время появляются новые типы девиантного поведения, возникшие в последние годы под влиянием современного информационного пространства. Границы нормального поведения так же относительны, как границы нормального здоровья или характера. Сочетания двух таких понятий, как личность или индивидуальность, с одной стороны, и норма, с другой, есть своего рода соединении недостатков с внутренним противоречием; это сочетание двух понятий, принципиально совершенно несовместимых друг с другом. Из этого следует, что регуляция поведения и сознания людей представляет смысл социальных норм. Социальны нормы являются важной частью механизма социального управления, профилактики и регулирования поведения человека, стимулирования его творческой и социальной активности, тем не менее, неоднозначность этого понятия наглядно проявившаяся социальная и групповая зависимость усложняет его применение при решении проблем девиантности. Как правило, девиантное поведение различают в широком и узком смысле. В принципе, это поведение любого человека, который отступает от социальной нормы. В узком смысле под девиантным поведением трактуются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иными словами, не являются противоречиями. Кроме того, существуют первичные и вторичные отклонения. Под первичным отклонением предполагается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Каждый член обществ совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случае окружающие не считают таких людей девиантами. Вторичным отклонением называют отклонение от действующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Иногда достаточно совершить один единственный проступок и за человеком на всю жизнь закрепляется ярлык девианта, который полностью изменяет его жизнь вплоть до разрушения социальных связей с группой, например, увольнение, развод и даже полной изоляции. Проявление жизненных ориентаций подростков с девиантным поведением и их анализ делает возможным реформировать или улучшить деятельность в любых направлениях различных социальных институтов по формированию личности, обладающей гуманными, нравственными, этическими ценностями, лишенной эгоизма и неуважения к обществу, культуре. Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек по-разному относится к фактам своего существования. Он оценивает события своей жизни по их значимости, осознает ценностное отношение к миру. Ценность - это для человека все, что имеет для него определенный смысл, социальную или личную значимость. Ценностные ориентации - одно из основных структурных образований зрелой личности. Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи приходят к одному и тому же выводу, что особенность содержания и строения ценностных ориентаций личности создает ее направленность и считает позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Ценностные ориентации играют главную роль в нормализации социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки, мотивы, интересы. На практике ценностные ориентации, как личностно-формирующая система развиваются только к подростковому этапу онтогенеза, хотя предпосылки для формирования ценностных ориентаций закладываются в дошкольном возрасте. Дошкольники имеют так называемые базовые ценности: первоначальные представления о добре и зле, честности и лжи, жадности и щедрости. Эти идеи формируются в определенных ситуациях, в ходе игры и не выходят за пределы этих ситуаций. Но развитие и формирование ценностных и жизненных ориентаций происходит в подростковом возрасте. Ценностные ориентации являются элементами ориентации личности. Принципы структуры и содержания ценностных ориентаций личности определяют ее направленность. Система ценностных ориентаций развивается в подростковом возрасте и зависит от влияния различных социальных норм на личность подростка. Ценность не ставятся под сомнение, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Подводя итог, можно выделить следующие основные характеристики определений жизненных ценностей: 1.Ценности - это убеждения, но не объективные, напротив, когда ценности усиливаются, они соединяются с чувством и окрашиваются им. 2.Ценности - это нужные функции, такие как единство и поступки, которые содействуют достижению этих целей, такие как честность, склонность помогать, сопереживать. Чувство эмпатии зарождается еще у дошкольника, дальше оно только развивается или, наоборот, пропадает. 3.Ценности не заканчиваются определенными действиями и ситуациями. 4.Ценности выступают в качестве образца, которые делают выбор или оценку событий, поступков, окружения. 5.Ценности построены по значимости относительно друг друга. Регламентированный набор ценностей составляет систему ценностных приоритетов. Различные культуры и личности могут обладать системой своих ценностных преимуществ. Постоянная в ходе жизни переоценка ценностей - это естественный результат жизни человека, перестройка его отношений с миром, изменение, особенно с другими людьми, с обществом. В конечно итоге изменения внутренних условий вступают в силу и обновляются. Процесс разрушения и нарушения ценностей, в свою очередь, свидетельствует о разложении и деградации личности. Девиация – это отклонение. Девиация по своей сути является нарушением общепринятых норм, ценностей, традиций. Другими словами если индивид не идёт в ногу с обществом, то это вполне можно называть девиацией. Формами девиации могут выступать и алкоголизм, и наркомания, и воровство, пока эти явления не переходят в преступление. Девиация - это всесторонняя форма, средство перемен, а, следовательно, жизнедеятельности, развития каждой системы. Личность в своем поведении, по отношению к обществу, может находиться в четырех сферах: нормативное поведение, социально-психологическая адаптация, девиантное поведение, противоправное поведение. Представление о девиантном поведении формируются на основе двух методологически подходов. Поведение людей является девиантным, если их действия или поступки не соответствуют официально установленным или фактически установленным в данном обществе нормам и правилам. Девиантное поведение признается как социальная девиация, как отклонение от норм существующие в обществе и от их нарушения, то есть ненормально поведение с точки зрения нормативного значимого фактора. В этих, а также других похожих формулировках в смысл девиантного поведения заложен один принцип, согласно котором социальная девиация порождаются в основном факторами в социуме, хотя эта точка зрения не однозначна. Таки образом, зарубежные исследователи не связывают понятия девиантного поведения с влияние условий жизни, социально среды и действий в ней. Девиантное поведение - это поведение, которое противоречит формальным ожиданиям. Социальная девиация во многом приписывается статусу, то есть субъективно маркируется. В психологическоме словаре дается следующее определение девиантного поведения. «Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам». В отечественной психологи убедительно показано, что девиантное поведени не определяется врожденными механизмами, которые зависят от социально-психологических причин, в том числе недостатком воспитания, среды, групповых взаимоотношений и др. Именно под воздействием этих факторов развиваются такие виды девиантного поведения как агрессия, разочарование. Девиантное поведение - это система действий, которые отклоняются от общепринятой или подразумеваемой нормы права, культуры или морали. Таким образом, можно отметить, что девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, которые возникают на разных возрастных этапах. В психологической литературе расстройства поведения относятся к таким состояниям, при которых основной проблемой является проявление негативного поведения в обществе. В педагогической литературе девиантное поведение понимается как отклонение от принятых в данном обществе, в социальной среде, ближайшем окружении социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса осмысления и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также самореализации и саморазвития в обществе, в котором живет подросток. 1.2 Ценностные и жизненные ориентации подростков с девиантным поведением В современно психолого-педагогической литературе проблемы девиантного поведени связаны прежде всего, с труднообучаемыми подростками, которые относятс к группе высокого социального риска. Поведени подростко характеризуется рядом особенностей: отсутствие жизненног опыта и низки уровне самокритики, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельст , повышенно эмоционально возбудимостью, импульсивностью, двигательно и речево активностью, внушаемостью, подражательностью, остры чувством независимости, стремлением к авторитету в референтной группе, негативизмо, неуравновешенностью возбуждени и торможени. Отсюд и появляются в действия подростко черты девиантног поведения. Девиантные действия возникаю: как средство достижени важной цели; замене заблокированны потребносте и смене деятельности; как спосо психологическо разрядки, как самоцель, котора удовлетворяе потребность в самореализаци и самоутверждени, девиантное поведение напряму связано с личностью подростка. Многи учены уделяю особо внимание семье, подчеркива, что предрасположенность к отклонения различной степени закладывается с детства, не последню роль играе воспитание в семье и пример родителе. Вовлечени подростков в неформальны молодежны группы може способствовать девиантному поведени, многи дети проводя больш времени на улиц, чем дома. Психологи такж разработали классификаци девиантного поведения. Авто выделяе следующи группы подростковы отклонени, требующих психопрофилактической и коррекционной работы: 1) подростки с начальными задатками психического заболевания; 2) подростки с акцентуациями характера и психопатией; 3) подростки с невротическим развитием личности; 4) подростки с различными формами алкогольного и наркотического поведения; 5) подростки из трудных семей; 6) подростки с отклонениями в развитии. Каков основны причины высоко вероятности отклонени от социальны норм? Эти причины заключаютс в следующе: социально неравенство. Она выражаетс в низко , порой нищенско уровне жизни большинства населени, особенн молодежи; в расслоени общества на богаты и бедны, безработиц, инфляции, коррупци. морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком нравственном уровне общества, бездуховности, психологии материализма, отчужденности личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все покупается и продается. Деградация и упадок нравственности находят свое выражение в массовом алкоголизме, бродяжничестве, наркомании, взрыве насилия и правонарушений; окружающая среда, которая поддерживает девиантное поведение. Молодые девианты в основном происходят из неблагополучных семей. Неблагоприятны условия жизни и воспитания в семье, проблемы усвоения знаний и связанные с ними неудачи в воспитании, неумение строить отношения с окружающими, возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в здоровье, как правило, приводят к кризису духа, потере смысла существования. Девиантное поведение подростка можно рассматривать как форму протеста против разорванных отношений и конфликтной ситуации в семье, против воспитательных влияний родителей, и этот протест справедливо можно рассматривать как активную форму личной защиты. Отмечается, что одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростком в семье. Трудный подросток обычно живет в трудной семье. Недостаток внимания к ребенку приводит к ухудшению его успеваемости, нередко к агрессивному и антисоциальному поведению как способу компенсации отсутствия признания и любви со стороны взрослы. Она также проявляется в злобности, агрессивности, мрачности, замкнутости, а также в формировании вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомани) и совершении противоправных действий. Основное содержание подросткового возраста - это его переход из детства во взрослую жизнь. Этот переход делится на два этапа: подростковый и юношеский (ранний и поздний). В организме происходят резкие изменения в связи с активностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Обмен веществ усиливается. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не налаженная новая система его функционирования лежат в основе общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, резких колебаний настроения от бурной активности до вялости и апатии . Особенность подросткового возраста состоит в том, что внешне и по своим притязаниям он взрослый , а по внутренним особенностям и возможностям в значительной степен еще ребенок. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование своеобразного чувства зрелости у подростка, как субъективного переживания отношения к себе как к взрослому. Физическая зрелость дает подростку ощущение зрелости, но в социально статусе его школа и семья не меняются. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводи к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста. Для подростков с девиантным поведением доминирующими ценностями являются: уверенность в себе, свобода, социальное признание, любовь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость. Выбор таких ценностей, как уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий и сомнений) дает подростку уверенность в себе, способствует самореализации подростка. Далее, выбор таких ценностей, как свобода, независимость в суждениях и действиях предполагает, что подросток должен стремиться к независимости, быть эмансипированным взрослым, уметь делать то, что он хочет, в то время как подростки хотят быть взрослыми, потому что проступки детей не наказываются. Подростку свойственна гипертрофированная потребность в свободе, независимости: он уже в двенадцать – тринадцать лет находится в невыносимой ситуации, когда должен получать разрешение от окружающих на каждый свой поступок. Девианты выделяют такую ценность, как общественное признание, уважение к окружающим и ставят ее в доминирующий ранг. Общественное признание-это для подростка прежде всего самоутверждение и уважение в своей социальной группе сверстников; престиж - это желание влиять, командовать всеми, подчинять себе других, желание не быть таким, как все. Наиболее часто встречаемые среди подростков формы девиантного поведения - употребление алкоголя и наркотиков, агрессивное и противоправное поведение. Выпивая, подросток стремится погасить свойственное ему состояние тревоги, избавляясь от излишнего самоконтроля и застенчивости. Немаловажную роль играет также стремление к экспериментам и особенно нормы подростковой субкультуры, в которой пьянство традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Наконец, пример родителей тоже работает. Подобно пьянству, подростковая наркомания связана с поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Однако это групповой феномен, связанный с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо причинения вреда здоровью, наркомания почти неизбежно означает вовлечение подростка в преступную среду, и тогда он сам начинает совершать более тяжкие преступления. Большинство девиантных подростков живут в неблагополучных семьях, что часто связано с плохими жилищными и материальными условиями, натянутыми отношениями детей. По наблюдениям психологов, среди этих подростков большинство имеют отклонения от психической нормы. Выводы по I главе Следовательно, рассматривая подростковый возраст, можно сделать вывод, что этот период развития является одним из самых важных и сложных. Ребенок в этом возрасте более склонен к девиантному поведению. Чувство "взрослости", развитие личности, формирование идеальной личности, склонность к самоанализу, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, тревожность, частые перепады настроения психологи относят к новообразованиям подросткового возраста. Ребенок уже чувствует себя полноценным человеком и отстаивает свое право на самостоятельное суждение и принятие решений. Он старается занимать активную позицию, часто использует агрессивные методы и приемы, но ему все равно трудно реализовать себя в какой-либо сфере. Поэтому для него характерна показная "взрослость", защита которой нередко оборачивается конфликтами и агрессией с окружающими. Подростковые отклонения характеризуются высокой личностной вовлеченностью, заниженной критикой совершенного правонарушения и возможностью рецидива. В то же время правонарушение часто оценивается подростком как проявление самостоятельности и проявление некоего "героизма". Чаще всего несовершеннолетние совершают правонарушения в отношении сверстников или других лиц, которые характеризуются как нарушение прав и безопасности личности, то есть подростки в отношении этих лиц применяют агрессию. Девиантные подростки характеризуются такими особенностями эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектная система ценностей, особенно в области целей и смысла жизни. Они склонны быть импульсивными, раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными, конфликтными, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные трудности в их воспитании. Девиантному поведению способствуют и многие другие причины, как психологические, так и ряд социальных. В этот критический период родители должны быть вместе со своими детьми, прислушиваться к мнению своих детей, уважать их желания. С их стороны позиция должна быть определенной и ясной. Чрезмерная опека и большое количество требований и обязанностей обычно приводят к неразрешимым конфликтам и ссорам. Отсутствие требований, безразличие родителей еще более опасно для детей в подростковом возрасте. Это может привести к новым проблемам и расширить существующие. Глава 2. Экспериментальное исследование ценностных и жизненных ориентаций подростка с девиантным поведением 2.1 Организация и методы исследования База проведения исследования: МАОУ СШ №55 «Лингвист» г. Липецк. Описание исследования: В исследовании принимало участие 20 подростков (7 девочек и 13 мальчиков), в возрасте 14-15 лет. Из них 10 подростков с девиантным поведением, они составили экспериментальную группу и 10 подростков с нормативным поведением, они составили контрольную группу. Все дети обучаются в 8-9 классах по общеобразовательной программе. Исследование проводилось в начале учебного года. Во время диагностики все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали наши инструкции, выполняли предложенные задания. Методические принципы, на которые мы опирались в ходе проведения исследования следующие: - принцип качественно-количественного подхода: мы опирались на оценку не только количественных показателей, которые основаны на балльной оценке методик, но и на качественный анализ, анализ высказываний, беседа с испытуемыми во время выполнения заданий, который уточняет, дополняет и обогащает полученные нами количественные данные; - принцип учёта возрастных особенностей учеников: подбор методик, предъявление инструкции, анализ результатов осуществлялся нами с учётом возрастных норм учеников; - принцип индивидуального подхода: нами была организована позитивная направленность испытуемых на контакт с психологом, предоставление индивидуальной помощи каждому, кто в ней нуждается. Мы также выполнили следующие условия психологического обследования: -перед опросом мы установили контакт с каждым подростком: представились, ознакомились с целями предстоящей деятельности, - поддержание положительного настроя в контакте с испытуемыми, использование коротких подкреплений в случае выполнения любого задания, - обусловленность оценочных характеристик, непредвзятое отношение психолога к испытуемым. Дается описание методов и аргументов выбора техник: Этап 1. Общее знакомство с проблемой исследования, определение ее внешних границ. На данном этапе устанавливается уровень его развития и перспективы. Этап 2. Формулирование целей исследования. Этап 3. Разработка гипотезы исследования. Этап 4. Постановка задач исследования. Этап 5. Организация экспериментального исследования. Этап 6. Количественный и качественный анализ; статистика. Изучению особенностей ценностных и жизненных ориентаций подростков с девиантным поведением способствовал анализ экспериментальных данных, полученных в результате применения методов "Ценностные ориентации" М. Рокича и" Жизненное предназначение " О. И. Моткова. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича, позволяет выявить содержательную сторону ориентации личности, которая является основой ее отношения к миру, к другим людям, к самой себе, основой мировоззрения . Методика «Жизненное предназначение " О. И. Моткова позволяет изучать жизненные ориентации и особенности их реализации в процессе жизнедеятельности. Выбор этих методик определен тем, что они универсальны, действенны, понятны, удобны и экономичны по времени при проведении исследований. Результаты, полученные по двум методикам, взаимно дополняют друг друга и дают достаточно полное представление о ценностных и жизненных ориентациях подростков с девиантным поведением. Методика 1 «Ценностые ориентации» М.Рокича. Цель: Изучение ценностно - мотивационной сферы человека. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследования ценностных представлений можно считать исследования, проведенные в конце 60-х-70-х годах в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Рокич определяет ценность как " твердое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположная или противоположная им, или конечная цель существования. Человеческие ценности характеризуются следующими основными чертами: 1) общее количество ценностей, являющихся собственностью человека, относительно невелико; 2) все люди имеют одинаковые ценности, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в целые системы; 4) истоки общечеловеческих ценностей прослеживаются в обществе, культуре, ее институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных явлениях, заслуживающих изучения. В основе концепции Милтона Рокича лежит идея о том, что все ценности - это твердая вера в предпочтение чего-то конкретного. Это может быть мировоззрение, образ жизни, цели.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 101 страница
2525 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg