1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность анализа финансового состояния предприятия
В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хо¬зяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Ре¬зультаты такого анализа необходимы прежде всего собственникам (ак¬ционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым служ¬бам, менеджерам и руководителям предприятий.
Анализ – это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанной на разборе целого на составные части и исследовании их во взаимосвязи и взаимозависимости.
Экономический анализ – это система специальных знаний, связанная с исследованием экономических процессов и явлений в их взаимосвязи, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов.
Финансовый анализ, как часть экономического анализа, представляет систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчетности [13, с.48].
Содержание финансового анализа определяется его целями, объектами исследования и предметом и, по существу, дает ответ на вопросы: что исследуется, как и для чего проводится анализ.
Ключевой целью финансового анализа является получение опреде-ленного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится прежде всего к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредитора¬ми, в составе прибылей и убытков.
Локальные цели финансового анализа:
? определение финансового состояния предприятия;
? определение изменений в финансовом состоянии в пространствен¬но-временном разрезе;
? установление основных факторов, вызывающих изменения в фи-нансовом состоянии;
? прогноз основных тенденций финансового состояния.
Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.
Альтернативность целей финансового анализа определяют не толь¬ко его временные границы. Она зависит также от целей, которые ста¬вят перед собой пользователи финансовой информации.
Цели исследования достигаются в результате решения ряда анали-тических задач:
? предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
? характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборот¬ных активов;
? оценка финансовой устойчивости;
? характеристика источников средств: собственных и заемных;
? анализ прибыли и рентабельности;
? разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами в конечном счете являются объем и качество аналитической информации.
Объект анализа – это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа могут быть: финансовое состояние организации, или финансовые результаты, или деловая активность организации и т.д.
Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации (рисунок 1) [25, с.122].
Рисунок 1. Пользователи финансовой информации
Спектр основных пользователей информации весьма широк. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления [17, с.32].
Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы [17, с.33].
Чтобы принимать решения в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима систематическая деловая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.
На практике необходимо правильно читать информацию об исходных показателях, опираясь на цели анализа и управления. Основной принцип изучения аналитических показателей – дедуктивный метод, то есть переход от общего к частному, но он должен использоваться многократно. В ходе такого анализа воспроизводится историческая и логическая последовательность экономических факторов и событий, направленность и сила их воздействия на результаты хозяйственной деятельности предприятий [28, с.81].
Методом экономического анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимо¬связи и взаимозависимости.
Характерными особенностями метода экономического ана¬лиза являются:
? использование системы аналитических показателей, все¬
сторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
? изучение причин изменения этих показателей;
? выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.
Методика анализа — это система правил и требований, га¬рантирующих эффективное приложение метода.
Метод финансового анализа – это прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в их динамике и статике.
В совокупности метод и методика представляют методологи¬ческую основу экономического анализа.
Все аналитические методы можно сгруппировать в две боль¬шие группы: качественные (логические) и количественные (фор¬мализованные).
К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним отно¬сятся:
? метод сравнения;
? метод построения систем аналитических таблиц;
? метод построения систем аналитических показателей;
? метод экспертных оценок;
? метод сценариев;
? психологические и морфологические методы и т.п. [14, с. 55].
Количественные (формализованные) методы — это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.
Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-ма¬тематические и т.д. [26 ,с.92].
Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:
? метод абсолютных, относительных и средних величин;
? метод сравнения;
? вертикальный анализ;
? горизонтальный анализ;
? трендовый анализ;
? факторный анализ;
? анализ с помощью финансовых коэффициентов;
? метод экспертных оценок [32, с.69].
В процессе сбора данных получают информацию о значени¬ях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокуп¬ности). Эта информация, как правило, представлена в виде по¬казателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений мо¬жет быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих пока¬зателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет опреде¬ленное значение и занимает важное место в аналитическом про¬цессе.
Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).
Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свой¬ствам продукта. Если некоторые разновидности продукции обладают общим потребительским свойством, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели.
Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя [21, с.72].
Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени [27, с.21].
Сравнительный (пространственный) анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов. Это самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например, шкалами. Выделяют четыре основных характеристики шкал:
- описание;
- порядок;
- расстояние;
- наличие начальной точки.
Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удель¬ного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия [30, с.147].
Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:
? переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
? относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показате¬лей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа яв¬ляются:
? простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изме¬нений;
? анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.
При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует измене¬нию другого показателя. Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения) [19, с.86].
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные зна¬чения показателей в будущем. Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя [20, с.68].
Факторный анализ это процесс изучения влияния отдельных фак¬торов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями. Стохастический анализ используется для изучения стохастических (вероятностных) зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности организации [16, с.60].
При этом фак¬торный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и об¬ратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показа¬тель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.
Различают следующие типы факторного анализа:
- функциональный и вероятностный;
- прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
- одноступенчатый и многоступенчатый;
- статический и динамический;
- пространственный и временной;
- ретроспективный и перспективный [29, с.58].
Метод финансовых коэффициентов – расчет отношений данных бухгалтерской отчетности, определение взаимосвязей показателей. Финансовые коэффициенты применяются для анализа фи¬нансового состояния предприятия и представляют собой отно¬сительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отче¬та о прибылях и убытках.
Применение финансовых коэффициентов основано на тео¬рии, предполагающей существование определенных соотноше¬ний между отдельными статьями отчетности [15, с.201].
Для расчета финансовых коэффициентов финансовые от¬четы предприятия должны быть приведены в определенную аналитиком форму, называемую аналитической.
Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:
? платежеспособность;
? прибыльность, или рентабельность;
? эффективность использования активов;
? финансовая (рыночная) устойчивость;
? деловая активность.
Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество — более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.
Преимущества метода коэффициентов:
1) возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;
2) простота и оперативность расчета;
3) возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия;
4) возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприя¬тий;
5) устранение искажающего влияния инфляции [23, с.31-34].
Среди аналитиков нет единого мнения относительно соста¬ва, классификации и даже названий коэффициентов, так что отнесение некоторых коэффициентов к конкретной группе до¬статочно условно.
Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны. Эксперт¬ные методы основываются на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Примером использования экспертного метода может служить экспертная оценка стоимости недвижи-мости.
Сложность объектов экономических измерений способство¬вала широкому распространению экспертных оценок в качестве метода измерения.
Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Применение экспертных оце¬нок в тех областях, где могут быть использованы инструмен¬тальные средства и информационные технологии, нередко обус¬ловлено неумением правильно ими пользоваться [30, с.168].
Эти методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности.
1.2 Информативная база финансового анализа
Все предприятия и коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность [24, с.37]. Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователем обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
Она выражает единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельно¬сти и формируется по регистрам бухгалтерского учета по установлен¬ным формам.
Бухгалтерская отчетность состоит из:
? бухгалтерского баланса (форма № 1);
? отчета о финансовых результатах (форма № 2);
? отчета об изменениях капитала (форма № 3);
? отчета о движении денежных средств (форма № 4);
? приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
? пояснительной записки (к формам № 1-2);
? аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бух-галтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеративным законодательством подлежит аудиту.
Бухгалтерская отчетность должна представлять объективную и полную картину о финансовом положении предприятия на определенную дату. Достоверной и полной считается отчетность, составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Если при разработке бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о его финансовом положении, то в отчетность включаются дополнительные показатели и пояснения [2].
При формировании бухгалтерской отчетности предприятие должно обеспечить нейтральность информации, которую она содержит, то есть исключается одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на уп¬равленческие решения пользователей для достижения ими заранее оп¬ределенных целей [19, с.33].
Бухгалтерская отчетность предприятия должна включать показате¬ли деятельности всех филиалов, представительств и других подразде¬лений (включая выделенные на отдельные балансы). По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составля¬емого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.
Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректиров¬ке исходя из правил, определенных нормативными актами по бухгалтер¬скому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскры¬та в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку [13, с.74].
Финансовая отчетность является основным источником информации финансового анализа. Кроме того, финансовая отчетность выполняет контрольную функцию, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Внутренними пользователями являются непосредственно бухгалтера предприятия, управленческий персонал и другие лица, которые используют отчетность в своей работе.
Внешними пользователями выступают субъекты, которые используют публикуемую информацию для получения сведений о предприятии. Ими являются акционеры, инвестиционные компании, банки, партнеры и клиенты фирмы.
На сегодняшний день существуют три вида отчетности: оперативная, статистическая и бухгалтерская. Термин бухгалтерская аналогичен финансовой. Оперативную, другими словами, можно назвать повседневной. Финансовая отчетность содержит сведения про реализованную продукцию, запасы готовой продукции и товаров, про состояние хозяйственных средств и источников их формирования, про финансовые результаты работы предприятия [13, с.41].
Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно напрямую зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.
Основными условиями правильности составления финансовой отчетности является:
- полнота отражения всех хозяйственных операций за отчетный период;
- соответствие данных синтетического и аналитического учета;
- соответствие показателей финансовой отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Если финансовая отчетность представляет собой завершающую стадию обобщения бухгалтерской информации, то главной задачей аналитика является представить действительность, которая воплощена в изучаемой отчетности. Для этого он должен обладать способностью логически восстановить хозяйственные операции, суммированные в отчетности, способностью повторить работу бухгалтера в обратном порядке. Таким образом, анализ финансового состояния основывается: во-первых, на полном понимании бухгалтерского учета; во-вторых, на специальных приемах анализа, с помощью которых изучаются наиболее важные вопросы для получения основных выводов [30, с.32].
Одним из приемов анализа финансового состояния является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Однако, информация только в абсолютных величинах недостаточна для принятия решений, так как на ее основании нельзя оценить динамику показателей. Поэтому, наиболее часто используются коэффициенты или отношения, представляющие собой показатели финансового состояния предприятия. Полезность анализа отношений для принятия решений зависит от правильности их интерпретации.
Рассмотрим более подробно основные направления анализа.
Анализ финансовой устойчивости проводится для выявления платежеспособности предприятия.
Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность
в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.
Согласно более укрупнённой классификации выделяют:
- хорошее финансовое состояние – это эффективное использование ресурсов, способность полностью и в срок отвечать по своим обязательствам, достаточность собственных средств, устойчивая прибыль и т.п.;
- плохое финансовое положение, которое выражается в неудовлетворительных платежах, неэффективном использовании и размещении средств, ведет к банкротству, т.е. устойчивой неспособности предприятия отвечать по своим обязательствам [34, с.58].
Разнообразие факторов подразделяет устойчивость по видам. Так, применительно к предприятию, в зависимости от факторов, влияющих на нее, она может быть: внутренней и внешней, общей (ценовой), финансовой.
Внутренняя устойчивость – это такое общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов.
Внешняя устойчивость предприятия обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны.
Общая устойчивость предприятия – это такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием.
Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самофинансирования. [17, с.2].
Анализ ликвидности баланса производится для оценки кредитоспособности предприятия (способности рассчитываться по всем обязательствам).