Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

irina_k200 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.07.2020
Объект исследования – процесс развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – эффективность методики развития физических качеств старших дошкольников. Цель исследования – разработать методику развития физических качеств старших дошкольников, основанную на подвижных играх. Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую сущность развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить уровень развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать методику развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста, основанную на использовании подвижных игр. 4. Оценить эффективность разработанной методики развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если: - будет проводиться диагностика уровня развития физических качеств детей; - будет подобран комплекс подвижных игр, способствующих развитию физических качеств детей. Методы исследования: - теоретические: анализ педагогической литературы; интерпретация литературных источников; обобщение; - эмпирические: наблюдение; тестирование. База исследования: МАДОУ «Детский сад №53», г. Новосибирск. Теоретическая значимость исследования: проанализирован, обобщен и систематизирован психолого-педагогический материал по проблеме развития физических качеств старших дошкольников посредством подвижных игр. Практическая значимость исследования: подобран комплекс подвижных игр, способствующих развитию физических качеств старших дошкольников, который может быть использован в практике работы дошкольного образовательного учреждения. Структура квалификационной работы. Работа состоит из двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Здоровье детей является важной проблемой любого общества, поскольку оно определяет будущее страны, генофонд нации и экономический потенциал государства. Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Однако, в последнее время резко ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Поэтому в настоящее время особо актуальной является задача совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста. Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях направлено на достижение цели полноценного физического, личностного, интеллектуального развития ребенка дошкольника, его физических способностей. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Задачи физического воспитания в рамках «Программы воспитания в детском саду» направлены на развитие основных движений, формирование физических качеств детей: ловкости, быстроты, активности, умению действовать сообща, и, направлены на общее укрепление здоровья и готовности дошкольника к обучению в школе. С развитием ребенка расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых оно не может быть выполнено. Изучением того, что представляют собой физические качества, занимались такие исследователи как Е. Н. Вавилова, Э. С. Вильчковский, Л. В. Волков, В. М. Зациорский, М. Ю. Кистяковская, Н. А. Ноткина и другие. По мнению Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, В. Н. Новохатько, Е. И. Панкратьева, Ю. К. Чернышенко и др., при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект. Однако в настоящее время недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….4 1 Теоретические основы развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр…………………………………………………………..7 1.1. Психолого-педагогическая сущность развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….……….7 1.2. Методы и критерии диагностики уровня сформированности физических качеств детей старшего дошкольного возраста……………………….……………………………….13 1.3. Возможности подвижных игр как средства развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....24 2 Организация подвижных игр как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста (на материалах МАДОУ №53) ………………………………31 2.1 Общие сведения о дошкольной образовательной организации………………………...31 2.2. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного посредством подвижных игр………………………………………………………….……………………………………32 2.3. Диагностика уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..……………….....33 2.4. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...…………....36 Заключение……………………………………………………………………………………...46 Список использованных источников………………………………………………………… 50 Приложения……………………………………………………………………………………..55 Приложение А – План опытно-экспериментальной работы………………………………...55 Приложение Б – Диагностика уровня физических качеств детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….58 Приложение В – Подвижные игры на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..59 Приложение Г - Общий уровень развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в конце эксперимента………………………………64
Список литературы

1. Безносиков, И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / И.Я. Безносиков. — Мн.: Четыре четверти, 2010. — 166 с. — ISBN 5-81112-0848-0. 2. Вавилова, Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре / Р.И. Вавилова. — М.: Просвещение, 2010. — 245 с. — ISBN 978–5–00047–318–4 3. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников / Э.С. Вильчковский. — Киев: Рад. шк., 2012. — 128 с. — ISBN 5-482-00178-4. 4. Глушкова, Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ: методические рекомендации / Г.В. Глушкова, Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина. — М.: Школьная Пресса, 2011. — 96 с. — ISBN 5-7836-0364-3. 5. Гутникова, Л.Н. Спорт + игра = радость / Л. Гутникова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 12. — С. 16-18. — ISBN 5-7695-0967-8. 6. Дегтярев, И.П. Физическое развитие / И.П. Дегтярев. — Киев, 2010. — С. 23-48. — ISBN 5-7836-0379-1. 7. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным / Г. Доман. — М.: АСТ, Аквариум, 2010. — 333 с. — ISBN 5-691-00351-8. 8. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 18-20. — ISBN 5-7695-1206-7. 9. Закон РФ об образовании // Дошкольное образование. — 2013, — №1. 10. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. — 2012. — № 3. — С. 18-21. 11. Кистяковская, М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / М.Ю. Кистяковская. — М.: Академия, 2010. — 230 с. — ISBN 5-89939-077-8. 12. Клевенко, В.М. Быстрота как развитие физических качеств / В.М. Клевенко. — М.: Сфера, 2012. — 290 с. — ISBN 5- 8297-0004-2. 13. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 3. — С. 18-21. — ISBN 5-89144-060-1. 14. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура. — 2011. — № 1. — С. 8-16. 15. Кособуцкая, Г. Организация физической подготовки дошкольников / Г. Кособуцкая, Н. Алябьева // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 9. — С.97-101. — ISBN 5-93437- 146-0. 16. Кузнецов, В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки / В.В. Кузнецов. — М.: АСТ, 2010. — 116 с. — ISBN 5-310-00031-3. 17. Лагутин, А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении / А.Б. Лагутин // Теория и практика физической культуры, 2012. — № 7. — С. 8-11. — ISBN 5-310-00052-6. 18. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей / С.Я. Лайзане. — М.: Просвещение, 2012. — 160 с. — ISBN 5-89178-111-5. 19. Лаптев, А. Управление физическим развитием / А. Лаптев. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 180 с. — ISBN 5-461-00013-4. 20. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. — Мн.: Ураджай, 2010. — 156 с. — ISBN 5-691-00549-9. 21. Никифоров, Ю.Б. Эффективность физических упражнений / Ю.Б. Никифоров. — М.: Центр, 2010. — 180с. — ISBN 5-93076-010-1. 22. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. — М.: Просвещение, 2011. — 320 с. — ISBN 5-691-00242-2. 24.Официальный сайт ООН – URL: http://www.un.org/ru/documents/conv/declarations/declarathenv.shim (дата обращения: 13.11.2019). 25.Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: пособие для воспитателя дет. сада / Л.И. Пензулаева. — М.: Просвещение, 2010. —143 с.— ISBN 5-89144-015-6. 26.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред.21.01.2019) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 23.09.2019). 27.Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 37-45. — ISBN 5-7836-0379-1. 28.Развитие движений ребенка-дошкольника [Текст] / под ред. М. И. Фонарева. - М.: Физкультура и спорт, 2010. —190 с. 29.Репников, П.Н. О выносливости / П.Н. Репников // Физкультура и спорт. — 2011. — № 3. — С.10 – 12. — ISBN 5-7836-0364-3. 30.Рунова, М. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. Рунова, Г.Н. Сердюковская. — М.: Мозаика-синтез, 2011. — 255 с. — ISBN 5-17-027353-3. 31.Русаков, В.Я. Методы совершенствования физической подготовки / В.Я. Русаков. — М.: Сфера, 2012. —180 с. — ISBN 5-222-01288-3. 32.Стародубцева, И. Физическое воспитание: инновационные технологии / И. Стародубцева // Дошкольное воспитание. —2015. — № 6. — С. 41-43. — ISBN 5-222-02140-8. 33.Степаненкова, Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника / Э. Степаненкова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 12. — С. 23-25. — ISBN 5-85-550-111-6. 34.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие / Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2009. — 368 с. — ISBN 5-691-00432-8. 35.Столярова Е.Д. Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как средство физического развития младших дошкольников// Концепт.2017. №5 URL: http://cyberlinica.ru/artiecle/n/predmetno-razvivayuschaya-srda-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-sredstvo-fizicheskogo-razvitiya-mladshih-doshkoinikov (дата обращения: 27.09.2019). 36.Стрельников, В.А. Воспитание выносливости / В.А. Стрельников. — Улан — Удэ, 2010. — 410 с. — ISBN 5- 7034-0038-4. 37.Теория и методика физического воспитания: учебник / под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. — М.: Физкультура и спорт, 2008. —219 с. 38.Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста / Е.А. Тимофеева. — М.: Просвещение, 2011. — 80 с. — ISBN 5-85000-030-5. 39.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.2013 40.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / сост. Ю. Ф. Луури. — М.: Просвещение, 2010. — 61 с. 41.Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания - М. / Н.А. Фомин, В.Е. Фолин // Физиология и спорт.-2010. № 3. — С. 15-17. — ISBN 5- 7034-0042-2. 42.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Академия, 2010. — 480 с. — ISBN 5- 85000-040-2. 43.Хусаинов, З.М. Методика скоростно-силовой физической подготовки / З.М. Хусаинов // Физкультура и спорт. — 2012. — №3. — С.15-18. — ISBN 5-7797-0027-3. 44.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник / Д.В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с. —ISBN 5-09-005876. 45.Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. — М.: Академия, 2008. — 192с. —ISBN 5-85684-058-5. 46.Ширяев, А.Г. Физкультура как она есть / А.Г. Ширяев. — М.: Сфера, 2010 — 80с. — ISBN 5-7301- 0041-8. 47.Яковлев, В.Г. Подвижные игры: учебное пособие / В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. — М.: Просвещение, 2007. — 143 с. — ISBN 5-09-004630-1.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР 1.1. Психолого-педагогическая сущность развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста Физические качества детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств. Физическими качествами Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков называют отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях - основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании), спортивных занятиях, подвижных играх [16, с. 34]. В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов утверждают, что физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной активности [21, с. 39]. Е. Н. Вавилова, Е. С. Вильчковский, М. Ю. Кистяковская применяют термин «двигательные качества» [5, с. 3;7, с. 4; 8, с. 11]. Э. Я. Степаненкова употребляет термин «психофизические качества» [25, с. 32], а Д. В. Хухлаева пользуется термином «физические качества» [28, с. 41]. Но, несмотря на представленные различия, исследователи сходятся в вопросе формулировки понятия физических качеств как отдельных проявлений двигательных возможностей человека, обусловленных во многом врожденными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания. Именно на такую взаимообусловленность социальных и биологических факторов в развитии физических качеств указывают многие исследователи. Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма. Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных [11, с. 15]. Основными физическими качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота; при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой. Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [21, с. 32]. Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. Глазомер – способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т. д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами. Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2–3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2–3 полуприседания, затем – глубокое приседание [8, с. 11]. Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.). Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Сила – степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях) [2, с. 4]. В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно. Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершен¬ствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся усло¬виях, выполнять движения точно и рационально. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости [22, с. 19]. Таким образом, физические качества определяют, как отдельные проявления двигательных возможностей человека, обусловленных во многом врожденными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания. К физическим качествам относят силу, выносливость, гибкость, равновесие, глазомер, быстроту, ловкость. Психологическая сущность развития физических качеств детей, заключается в том, что физические качества плодотворно влияют на совершенствование функций нервной системы, содействуют развитию подвижности и выработке тормозных реакций упражнения в развитии физических качеств имеют огромное значение для всестороннего гармонического совершенствования ребенка. Педагогическая сущность заключается в том что, гармоническое развитие – это длительный последовательный процесс, связанный с постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей. 1.2 Методы и критерии диагностики уровня сформированности физических качеств у старших дошкольников Развитие физических качеств, (или двигательных способностей) – одна из важнейших сторон физического воспитания старших дошкольников, поскольку ни одно из пяти, предло¬женных теорией и методикой физического воспитания че¬ловека, основных двигательных способностей (или физических качеств): быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все – есть результат проявления тех или иных двигательных функций орга¬низма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой [4, с. 2]. Уровень общей физи¬ческой подготовленности детей определяется тем, как раз¬виты у них в конкретном возрасте физи¬ческие качества. К наиболее предпочтительным и доступ¬ным из них для старшего дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств, общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной – координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в старшем дошкольном возрасте в силу несовершен¬ства физиологических структур организма ребенка скоро¬стную выносливость и силу как физические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Пер¬вое, в силу слабости физиологических структур организма, второе – по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка [9, с. 6]. Весьма неоднозначным является утверждение от¬дельных авторов о том, что физические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гиб¬кость, силу и другие. Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический про¬цесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно. Результатом такого воздействия является проявление личностью доброты, эмоциональной отзывчивости, коллективных действий, уважительного отношения к более слабым, трудолюбия, волевых усилий и т.д. Физические же качества не мо¬гут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность ор¬ганизма человека к функциональному единству психомо-торики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т.е. развития. Кроме того, физические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образо¬вания, как состояния опре¬деленных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только раз¬виваться. Установлено, что при недостаточном развитии физических качеств обучение детей физическим упраж¬нениям крайне затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно [8, с. 9]. С педагогических позиций взаимосвязь физических качеств и двигательных умений и навыков рассматриваются как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические двигательные способности обязательно проявляются через определенные двигательные умения и навыки, определяя их качество, которые, в свою очередь, не могут быть совершенными при их отсутствии. Такая тесная взаимосвязь между этими процессами объясняется общностью их ус¬ловно-рефлекторного механизма образования. Поэтому в целях гармонизации физического развития ребенка взрос¬лым следует создавать необходимые организационно-педагогические условия для приоритетного развития в том или ином возрасте биологически обоснованных сенситив¬ной активностью организма, т.е. максимальной восприим¬чивостью его функций к конкретной физической нагрузке с формированием пяти основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости. Быстрота как физическое качество – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий [2, с. 4]. Проявления такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышления, и быстрота действия. В основе этого качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми. Основные виды проявления быстроты: 1. Время простой двигательной реакции (время от исполнительной команды до выполнения простого двигательного действия). 2. Наиболее быстрое выполнение одиночного движения (т.е. скорость сокращения мышцы, от начала движения до его окончания). 3. Способность к поддержанию высокого темпа движений. Быстрота относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. При развитии у детей быстроты решают две основные задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений [6, с. 11; 3 с. 13]. Простые двигательные реакции – это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большой значение, например, при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определенных условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности, когда быстрота реакции часто спасает человеку жизнь. Большое значение имеют и сложные двигательные реакции. Основные из них – реакции на движущийся объект и реакции выбора. В реакциях на движущийся объект основную часть времени занимает фиксирование движущегося предмета глазами. Реакция выбора – это нахождение из нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал. Хотя быстрота реакции ребенка в определенной степени зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но и ее можно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью) [4, с. 13;7, с. 15]. В старшем дошкольном возрасте используют и разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (в бегание, и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п. При развитии быстроты у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в этом возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими [9, с.13]. Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми [10, с. 12]. Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12-13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации. Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры. Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие тела в статическом положении и в движении. Устойчивость тела у детей при статических позах с возрастом улучшается [1, с. 4]. Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников [11, с. 15; 18, с. 20]. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [16, с. 20]. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходит качественный скачок в развитии физических качеств. Дети лучше осваивают движения, быстро переключаются с одного темпа на другой, начинают замечать элементарные ошибки при выполнении отдельных упражнений. Современная концепция образования детей в учебном учреждении предполагает реализацию личностно – ориентированного подхода к ребенку в любом виде деятельности. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы, организуемой учебным учреждением, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка: а) реализация индивидуально – дифференцированного подхода на занятиях физическими упражнениями с младшими школьниками. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально своеобразие ступени развития. Однако при этом, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального развития ребенка; б) учет психологических особенностей детей. Поведение ребенка может зависеть от многих причин: мотивации, уровня овладения знаниями, умениями, навыками, от способностей, настроение и много другого. При рассмотрении структуры личности ребенка, принято выделять различные сферы: мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную; в) учет особенностей физического воспитания детей разных поло-ролевых типов. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка [17, с. 36]. Диагностику физической подготовленности старших дошколь¬ников целесообразно проводить по двум блокам: 1) развитие физических качеств; 2) сформированность двигательных навыков. В первый блок (развитие физических качеств) следует включать тесты, которые не только хорошо зарекомендовали себя в практике физического воспитания дошкольников, но и комплексно характе¬ризуют развитие физических качеств детей. А именно: челночный бег 5 раз по 6 м, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения лежа за 30 сек. Челночный бег. Испытуемые пробегают дистанцию 30 метров (5 отрезков по 6 метров), перенося поочередно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см). Тестирование проводится парами. На линии старта устанавливается два набора кубиков (по три). На расстоянии 6 м от линии старта обозначается линия фини¬ша. За линией финиша напротив каждого набора кубиков кладется по обручу. По команде «На старт!» двое тестируемых встают около своих кубиков, по команде «Внимание!» наклоняются к первому кубику, но не касаются его, по команде «Марш!» поочередно пере¬носят кубики в свой обруч (кладут, а не бросают!). Положив последний (третий) кубик в обруч, дети встают, подняв руку вверх, обозначая окончание выполнения теста. Испытуемым предоставля-ется две попытки, учитывается время лучшей попытки в секундах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 88 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 37 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 47 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 47 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg