Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях предшколы

zagitova_ella 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.07.2020
Проблема мотивационной готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Введение

Актуальность исследования. Образование, как индивидуальная и социальная ценность, имеет огромное значение в процессе социализации индивида и достижений в последующей человеческой деятельности. При этом важнейшую роль во многом играют самые первые шаги, которые совершает ребенок, приступая к систематическому обучению в условиях общеобразовательных школ. Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевой, умственной, социальной, а также мотивационной готовности. Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович и др.) является сформированность мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость рассмотрения проблемы психического развития ребенка с позиции динамического единства его мотивационно-потребностной сферы, деятельности и поведения. В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. «Одной из важнейших задач современного образования, является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к обучению школе» - отражено в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Эту задачу призвано реализовать дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), а также организация предшколы в образовательном учреждении, но если до настоящего времени ДОУ было неотъемлемой частью образования каждого ребенка, так как известно, что психологическая готовность дошкольников лучше формируется в ДОУ, в процессе систематического обучения, то в последние годы количество детей, не посещавших детский сад и не посещавших предшколу, постоянно увеличивается. Причин этому несколько, как одна из основных - это проблема устройства ребенка в группу детского сада. Поэтому в первый класс дети поступают с различным уровнем психологической готовности к обучению. Большая роль отводится мотивации учения. Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками готовности составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребёнок учиться в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе интерес к учению непременно появиться. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Вопросами развития мотивационной готовности к обучению в школе занимались А.Н. Лeонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, Е.А. Панько, Л.И. Божович, Н.В. Нижегородцева, М.В. Матюшкина, Я.Л. Коломинский и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяли значимость мотивационного компонента, а так же утверждали, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания, поскольку образовательные нововведения позволяют реализовать индивидуальный подход к каждому ребенка, учитывая его психологические особенности, желания, уровень знаний, умений и навыков, что необходимо для дальнейшего обучения дошкольника, но уже в рамках школьного образования. Мотивационная готовность рассматривается с позиции одной из составляющих школьной готовности дошкольника. Ее формирование необходимо для того, чтобы ребенок осознавал значимость и важность дальнейшего обучения не с позиции общепринятых норм, а с позиции личного желания и интереса. Весомый вклад в разработку теоретических и эмпирических направлений, связанных со становлением личности в период дошкольного детства, развитием содержательной деятельности дошкольной образовательной организации, внесли такие ученые, как А. Г. Асмолов, Л. Г. Вяткин, Л. С. Выготский, М. Ибука, В. С. Леднев, А. К. Леонтьев, Б. Д. Эльконин и др. В исследованиях И. Батраковой, В. В. Горшковой, В. И. Максимовой, В. Г. Маранова, Л. А. Николаенко, Н. Ф. Родионовой разработаны общие методологические подходы к раскрытию сути педагогического взаимодействия. В работах В. А. Караковского, А. В. Мудрика, М. И. Рожковой, В. Д. Семенова, Н. Е. Щурковой и др. раскрываются различные аспекты педагогического взаимодействия как научной категории в теории целостного педагогического процесса. Структурные элементы взаимодействия в педагогической деятельности изучали А. А. Бодалев, Н. В. Бордовская, Е. Заир-Бек, X. И. Лийметс, В. Я. Ляудис, Г. И. Щукина и др. Вопросами организации деятельности инновационных образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, занимались К. Ю. Белая, Л. М. Денякина, И. Ф. Исаев, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Р. М. Чумичева, Т. И. Шамова и другие. Концептуальная модель развития системы института предшкольного обучения и воспитания применительно к современной российской действительности разрабатывалась одновременно в социологии и педагогике (И. В. Бестужев-Лада, Н. П. Гришаева, Е. Ю. Иванова и др.). Актуальность данного исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы влияния предшкольного образования в образовательном учреждении на сформированность мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. В настоящее время существует противоречие между востребованностью практикой в научно-обоснованных рекомендациях, направленных на формирование мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и недостаточной разработанностью этой проблемы в литературе. Таким образом, теоретический анализ проблемы исследования показывает, что возникает ряд вопросов, которые не получили достаточного освещения. Прежде всего, следует отметить тот факт, что процесс формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста в условиях предшколы исследован крайне неравномерно и некоторые особенности этого процесса остаются практически не освещенными. Мало изученной остается проблема различной психологической готовности детей дошкольного возраста посещавших и не посещавших предшколу. Итак, проблема исследования может, сформулирована следующим образом: каковы особенности формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению в условиях предшколы? Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике эффективности формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях предшколы. Объект исследования: мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста в условиях предшколы. Гипотеза- формирование мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста в условиях предшколы будет осуществляться успешно, если: - разработана программа по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста; -обоснованы позиции родителей, учителей начальных классов, как социальных партнеров в процессе формирования мотивационной готовности детей; - определены оптимальные педагогические условия, детерминирующие процесс формирования мотивационной готовности старших дошкольников. Задачи исследования: -Рассмотреть мотивационную готовность как компонент психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению -Изучить задачи и особенности организации предшкольного образования -Подобрать диагностику мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях предшколы -Исследовать опыт работы по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях предшколы В работе нами использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка, тестирование. База исследования «МОУ СОШ №1» г. Петровск-Забайкальский. Практическая значимость исследования выражается в создании условий способствующих формированию высокого уровня мотивационной готовности к школьному обучению. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению в условиях предшколы…………………………………………………………………..…….8 1.1.Мотивационная готовность как компонент психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению……………………...…..8 1.2.Задачи и особенности организации предшкольного образования………..21 Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях предшколы………………………………………………………….…22 2.1. Диагностика мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях предшколы…………………….27 2.2. Опыт работы по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях предшколы……………………………………………………………………….44 Заключение……………………………………………………………………….60 Список литературы………………………………………………………………62 Приложение………………………………………………………………………66
Список литературы

1.Архипова И.К. Диагностика психического развития ребенка. СПб.: Наука и Техника, 2008. – 256 с. 2.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Академия, 2008. – 425 с. 3.Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина. - СПб.: ПИТЕР, 1999. 4.Алексеева А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом.// Дошкольное воспитание. 2007 №3, стр.58. 5.Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. М.: Айрис-Пресс, 2006. – 144 с. 6.Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 243 с. 7.Белова, Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83. 8.Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1988. 9..Букатов В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения. / В.Букатов // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7-8 - С. 3 - 7. 10.Вакуленко И. К школе готов. / И. Вакуленко // Наш малыш. - 2012. 11.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.:Академия, 2005. – 318 с. 12.Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб.: Питер, 2008. – 192 с. 13.Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению к школе. Киров: Константа, 2005. – 255 с. 14.Венгер, А.Л. хорошо ли вашему ребёнку в школе.// Популярная психология для родителей. М.,1989. 15.Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Владос, 2000. 16.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер,2006 17.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2009. 18.Говорова, Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25. 19.Голикова, Н. Формирование мотивационной готовности к школе.// Дошкольное воспитание. 2004, №4, стр.42-48. 20.Готовность ребёнка к школе / под ред. А.В. Гордиец. – Р-на-Д: Феникс, 2006 21.Гринева Л. Готовим руку к письму// Дошкольное воспитание . 2007 № 6 , стр. 65.. 22.Гуцулок, Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 2004г., 4, стр.11-13 23.Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31. 24Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2009. – 592с. 25.Дети, в школу собирайтесь! 32/124. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников/ М.Ю. Стожарова. – Ульяновск, 2009 26.Дьяченко, О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 2004г., 10, стр. 38-46. 27.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2000. 28.Кудрявцев, В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир.// Дошкольное воспитание, -2001, - №8, стр.61-72. 29.Кравцова, Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84. 30.Кузнецова, А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 2005., 8, стр. 50-54. 31.Кобычаева О., Косолапова Т. Шагаем навстречу детям.// Дошкольное воспитание. 2007 №2, стр.80. 32.Коломинский, Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовность к школе. // Популярная психология для родителей. М.,1989. 33.Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. 34.Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. СПб.: Речь, 2007. – 118 с. 35.Леонтьева Р.А., Тугулева Г.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5.; 36.Матвеева Л. Игры для подготовки к школе.// Обруч. 2004 №1 , стр. 13. 37.Мокан Д. Детский сад и школа: преемственность в работе// Ребенок в детском саду.2004 №2 , стр. 63. 38.Нижегородцева, Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., 2001. 39.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе./Н.В.Нижегородцева.,В.Д.Шадриков.-М.:Владос.,2002-258с. 40.Попова, Н.М. Шестилетние в школе и дома. М., 1988. 41.Психологическая готовность к школе: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ Н. И. Гуткина. - 4-е издание - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2007.-207 с 42.Рыбина, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28. 33.Смирнова, Е. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство. // Дошкольное воспитание. 2006, №4, стр.65-68. 44.Стародубцева И. Движение без ограничения // Дошкольное воспитание. 2007 №4, стр. 70. 45.Стожарова, М.Ю. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова //Диалог культур в современном образовательном пространстве: мат. Междунар. науч. практ. конф. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007.–С. 89–93 46. Цукерман Г.А. О чём мы спорим? / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. 47. Эльконин Д.Б. Игра в развитии ребёнка. / Д.Б. Эльконин // Мир психологии. - 2014. - № 1. 48. Эльконин Д.Б. Основная единица развёрнутой формы игровой деятельности. / Д.Б. Эльконин //Мир психологии, 2014, № 1. 49. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению в условиях предшколы 1.1.Мотивационная готовность как компонент психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации (Кузнецова А., 2005). Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Психология, 144 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg