Вопросу профессионального развития государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие) уделяется немаловажное внимание на протяжении многих лет советского, а затем и российского этапа становления и развития государственной гражданской службы. И это неспроста, поскольку профессиональное развитие является ключевым аспектом построения успешной карьеры гражданского служащего, в частности, и повышения эффективности государственного управления, в целом. Результативная профессиональная служебная деятельность гражданского служащего требует постоянного совершенствования его профессиональных знаний и навыков.
При этом, успешное достижение целей и решение задач, стоящих перед государственным органом, требует наличия отлаженного механизма организации профессионального развития гражданских служащих, обеспечивающего непрерывное повышение общего уровня их компетентности.
Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2016 № 403 утверждены Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, к числу которых было отнесено совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности. Основными задачами в рамках данного направления определено:
а) создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях создаётся единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации федеральных государственных гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию;
б) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях подлежат внедрению новые формы профессионального развития государственных гражданских служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих исходя из потребности федеральных государственных органов. Задачи, направленные на развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих ставились Президентом Российской Федерации и ранее, например, Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)».
Указанные выше задачи, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 11.08.2016 № 403, конкретизировались в распоряжении Правительства Российской Федерации от 12.09.2016 № 1919-р, утвердившем план мероприятий («дорожную карту») по реализации определённых Президентом Российской Федерации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации.
Позднее реформа профессионального развития гражданских служащих нашла своё продолжение в Указе Президента Российской Федерации
от 24.06.2019 № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы», во исполнение которого распоряжением Правительства Российской Федерации
от 24.07.2019 № 1646-р также утверждён план мероприятий («дорожная карта») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы. В частности, на данный период намечена организация функционирования на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы (далее – ЕИС) единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих (разработка сервисов, обеспечивающих доступ гражданских служащих к данному ресурсу, в том числе в целях самостоятельного изучения гражданскими служащими материалов образовательного характера; мониторинг разработки дополнительных профессиональных программ для гражданских служащих, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; координация наполнения ресурса; обеспечение доступа; разработка сервисов, направленных на внедрение интерактивного наставничества по отдельным направлениям профессиональной служебной деятельности, позволяющих осуществлять контроль качества мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих), а также мониторинг качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам.
Намеченные Правительством Российской Федерации мероприятия реализуются в настоящее время.
Примечательно, но до недавнего времени профессиональное развитие гражданских служащих за редким исключением совпадало с дополнительным профессиональным образованием, включающим повышение квалификации и переподготовку. С вступлением в силу Федерального закона
от 29.07.2017 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие «профессиональное развитие гражданских служащих» не только получило прямое законодательное закрепление, но и приобрело новое содержание.
Профессиональное развитие гражданских служащих в настоящее время осуществляется посредством дополнительного профессионального образования, а также иных мероприятий по профессиональному развитию
(семинары, тренинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, включая конференции, круглые столы и служебные стажировки, адаптационные мероприятия, включая наставничество, а также другие).
При этом принципиально изменён подход к применению данного института: отказ от обязательного проведения обучения гражданских служащих в форме повышения квалификации не реже одного раза в 3 года; совершенствование перечня оснований для направления гражданских служащих на обучение (в том числе впервые принятых на гражданскую службу и впервые назначенных на руководящие должности); усиление влияния профессионального развития гражданского служащего на его должностной рост; совершенствование механизмов финансирования мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих посредством формирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, установления государственных заданий соответствующим организациям, а также посредством использования бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам на руководство и управление в сфере установленных функций, в том числе на предоставление гражданским служащим образовательных сертификатов.