Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие и нормативное содержание принципов избирательного права России.

irina_k200 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Цель исследования - рассмотрение социально - политической природы и нормативного содержания принципов российского избирательного права в условиях российской государственности, изучение социальных и организационно - правовых механизмов реализации соответствующих принципов. В соответствии с этим ставятся и основные задачи, связанные с разработкой оригинальных концептуальных подходов к анализу избирательного права и системы его принципов, их нормативного содержания. Решаются и такие актуальные задачи, как анализ судебных споров в механизме реализации принципов избирательного права, пути дальнейшего совершенствования избирательного законодательства. Методологическую основу диссертации определили современные методы познания. В ней использованы сравнительно - правовой, конкретно - исторический, системно - логический, прогностический методы научного познания. Научная новизна исследования состоит в предлагаемых новых подходах к пониманию конституционной природы избирательного права в соотношении с избирательной системой, к системному анализу принципов избирательного права с точки зрения как выявления нормативно - правовых форм их закрепления, так и организационно - правовых механизмов реализации. На этой основе сформулированы положения, имеющие значение с точки зрения оценки закономерностей формирования системы избирательного права, намечены конкретные пути совершенствования избирательного законодательства. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что положения исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Конституционное право России», «Муниципальное право России», спецкурса «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации», а также в преподавании смежных учебных дисциплин. Существенное теоретическое и практическое значение имеет критический анализ практики реализации принципов избирательного права. Практическое значение дипломного исследования определяется и реальной возможностью апробации выработанных предложений и рекомендаций для улучшения деятельности всей системы избирательных комиссий. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, списка использованной литературы.?
Введение

В Российской Федерации идет сложный, противоречивый процесс реформирования социально-политической жизни страны, обновления российской государственности, формирования новых партнерских отношений между основными социальными силами российского общества, государством и его гражданами. Важнейшее место в этом трудоемком процессе отведено легитимному образованию законодательной и исполнительной ветвей власти, созданию механизмов их гармоничного и устойчивого взаимодействия. Россия в настоящее время старается уйти от достаточно длительного периода отсутствия выбора, где народ страны не имел возможности фактически принимать участия в формирования органов власти государства. В настоящее время мы все чаще слышим фразу: «проблему укрепления власти невозможно решить без доверия общества к государству». Выборы стали своеобразным испытанием новой российской государственности, показателем доверия населения к избранному курсу политического и экономического развития страны. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Статья 3 Основного закона Российской Федерации дает емкую характеристику выборов как института народовластия, определяя их, наряду с референдумом, высшим непосредственным выражением власти народа. Конституционное значение выборов находит наиболее яркое, концентрированное выражение в принципах функционирования соответствующих институтов политической демократии. На правовом уровне эти принципы раскрываются и проявляют свое значение как принципы избирательного права. Нормативное начало формированию новой государственности после принятия Конституции Российской Федерации было положено, как известно, созданием абсолютно новой законодательной базы проведения выборов. Она постоянно совершенствуется, каждая новая избирательная кампания вносит существенные коррективы в уже имеющиеся нормы избирательного права. Вместе с тем при принятии новых нормативно - правовых актов нужно исходить из глубокого понимания сущности, логической структуры и значения каждого принципа избирательного права. Такое осмысление и последующее нормативное закрепление, в свою очередь, позволят не только полнее раскрыть воплощение данных принципов в избирательном законодательстве, но и обеспечить более полную реализацию избирательных прав граждан при дальнейшем построении российской государственности. Это, на наш взгляд, важнейшая теоретическая задача, находящаяся в общем русле поиска и выработки научной стратегии создания демократического, правового государства в Российской Федерации. Позитивный момент такого исследования заключается в том, что процесс реформирования избирательной системы, придание выборам значения реального института народовластия происходит, прежде всего, на уровне обновления, развития принципов избирательного права, совершенствования механизмов их реализации. Освещение нормативного содержания и фактической реализации новых принципов, характерных для формирования органов публичной власти России, составляет значительную часть предлагаемой работы, предопределяя ее актуальность. В эволюционном процессе принципы избирательного права по-новому воспринимаются и в общественном сознании, что также актуализирует данную проблематику. Причем важно учитывать, что не только практика организации и проведения выборов часто сопровождается нарушением основополагающих принципов избирательного права. Рассматривая ее в широком смысле, как имеющую и позитивные и негативные моменты, можно полагать, что законодателю не всегда удается использовать положительную энергию практического опыта уже состоявшихся выборов. Необходимость дальнейшей теоретической разработки данной темы и преодоления такого несоответствия очевидна. Степень разработанности темы исследования. На сегодняшний день существует немало монографий, публикаций, освещающих теорию и практику применения норм нового избирательного законодательства. Среди них работы Авакьяна С.А., Андрющенко Е.Г., Баглая М.В., Бондаря Н.С., Веденеева Ю.А., Вешнякова А.А., Васильева В.И., Застрожной O.K., Иванченко А.В., Кабышева В.Т., Князева С.Д., Колюшина Е.И., Кузьминского Е.А., Панаевой В.В., Лысенко В.И., Мостовщикова В.Д., Наумова В.И., Овсепян Ж.И., Постникова А.Е., Пяткина С.А., Ржевского В.А., Страшуна Б.А., Сергейчука В.Б., Умновой И.А. и других. Наряду с работами этих авторов в диссертации использовались труды и других российских ученых, в частности, по общей теории государства и права, таких как Алексеев С.С., Братусь С.Н., Еременко Ю.П., Карташев В.Н., Лазарев В.В., Тихомиров Ю.А., Храпанюк В.Н., Черданцев А.Ф., Явич Л.С. и другие. Вместе с тем научные публикации, касающиеся фундаментальных основ формирования системы избирательного права современной России, дальнейших путей совершенствования сложившейся избирательной системы, носят единичный характер. Предметом исследования являются нормы и институты международного, конституционного права, как основополагающие источники избирательного права. При этом учитывалась федеративная структура избирательного законодательства, что потребовало широкого использования законодательных актов субъектов Федерации, а также правовых актов ряда муниципальных образований. Кроме того, многие выводы и предложения диссертанта были основаны на анализе концептуальных подходов и конкретных решений, содержащихся в документах Конституционного Суда Российской Федерации, играющих все большую роль в практике развития избирательного процесса и теоретической разработке соответствующих проблем. Предмет исследования составляют также решения Верховного Суда Российской Федерации, других судов общей юрисдикции, разъяснения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Ростовской области.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Понятие и нормативное содержание принципов избирательного права России 8 1.1. Понятие и развитие принципов избирательного права России 8 1.2. Характеристика содержания принципов избирательного права России 17 Глава 2. Особенности механизма реализации отдельных принципов избирательного права 28 2.1. Организационно-правовой механизм реализации принципов регулярности и свободы выборов 28 2.2. Избирательные процедуры, обеспечивающие конкурентность, открытость и гласность выборов 36 2.3. Всеобщность выборов и избирательные цензы 43 2.4. Равное избирательное право 48 Заключение 54 Список используемой литературы 57
Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1998. – Декабрь. 2. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, принятая на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 года // Действующее международное право: Сборник. Т. 1. 3. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского / Сост.: Лафитский В.И., Под ред. и со вступ. ст.: Жидков О.А. М.: Прогресс-Универс, 1993. 4. Конституция Франции 28.10.1958 г. Французская республика: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989. 158 с. 5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. – 1918. – № 51. – Ст. 582. 6. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР. – 1978. – № 15. – Ст. 407. 7. Закон РСФСР от 27.10.1989 «О выборах народных депутатов РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. – 1989. – № 44. – Ст. 1305. 8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. – № 31. – Ст. 4398. 9. О Выборах Президента РСФСР: закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – №17. – Ст.510. 10. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ // Российская газета. –1996. – № 232. 11. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // Российская газета. – 2001. – № 133. 12. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253. 13. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2003. – № 2. – Ст. 171. Список литературы 14. Авакьян С.А. Конституционное право: Метод. руководство к семинарам./ С.А. Авакьян Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2015. – 158 с. 15. Акунченко Е.А. Коррупционное злоупотребление правом в избирательном процессе // Мониторинг правоприменения. 2017. № 1 (22). С. 370-377. 16. Белов С.А. Избирательная система как правовой институт. / С.А. Белов. - Санкт-Петербург: Изд. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, - 2015. – 112 с. 17. Баглай В.М. Конституционное право Российской Федерации. М. 1998. – 428 с. 18. Богданова О.В. О некоторых проблемах повышения избирательной активности граждан РФ в свете зарубежного опыта // Символ науки. 2015. №10-1. С. 119-122. 19. Бондарь Н.С. Ростовская область: конституционная модель организации и политическая практика развития. // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 2. С. 97. 20. Веденеев Ю.А. Избирательное право: Учебник. / Ю.А. Веденеев, Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго. - Москва: Юриспруденция, 2015. – 288 с. 21. Выборы в мире: избирательные цензы / Под общ. ред. И.Б. Борисова. – М.: РОИИП, 2015. – 336 с. 22. Веденеев Ю.А. Выборная демократия: действительный, а не мнимый путь к гражданскому обществу и правовому государству // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 1. С. 143 - 144. 23. Гасанов К.К. Избирательное право: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Под ред. Гасанов К.К., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 655 с. 24. Головин А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Курс лекций / Головин А.Г. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 255 с. 25. Демин В.Н. Принципы материалистической диалектики в научном познании. М. 1979. с. 74 26. Долгов В.М., Рыбакова С.С. Парламентаризм и избирательный процесс в современной России // Вестник ПАГС. 2016. №3 (54). С. 4-11. 27. Ежов Д.А. К проблеме определения тенденций современного избирательного процесса в России // Власть. 2016. № 7. С. 35-38. 28. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации./ В.А. Ершов. - Москва: ГроссМедиа, Гроссбух, 2014. – 192 с. 29. Иванов Д.С. Формирование мировых избирательных практик: опыт Франции, Великобритании, США // Концепт. 2018. № 12. С. 145-152. 30. Игнатенко В.В. Актуальные проблемы современного избирательного права России и зарубежных стран как предмет диссертационных исследований // Избирательное право. 2016. № 3 (15). С. 171-175. 31. Избирательное право Российской Федерации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Захаров [и др.] ; под ред. И. В. Захарова, А. Н. Кокотова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 322 с. 32. Исаев Б.А Политические отношения и политический процесс в современной России. / Б.А. Исаев, Н.А. Баранов. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 395 с. 33. Казыханов Ф.Р. Электоральная культура в республике Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 8. С. 115-117. 34. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права. Известия ВУЗов. // Правоведение. 1998. № 2. С. 21 - 22. 35. Коваленко О.В. Проблемы, особенности и перспективы развития института досрочного голосования в современной России // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2016. №5 (95). С. 45-48. 36. Коновалова И.А. Современные технологии обеспечения открытости и прозрачности избирательного процесса в деятельности избирательной комиссии // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2018. №1. С. 42-50. 37. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т.2. Современная эпоха: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 672 с. 38. Куликов М.Ю. Формы и виды злоупотреблений избирательными правами (классификация злоупотреблений избирательными правами).Избирательное право. 2015. № 4 (32). С. 16-25. 39. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М. 1978. С.99. 40. Ларин А. А. Принцип ограничения иностранного вмешательства в избирательный процесс // Вестник ННГУ. 2014. №2-1. С. 302-307. 41. Ларичев А.А. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия граждан в его осуществлении: опыт Канады // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. №5 (60). С. 14-20. 42. Лафитский Д.В. Современные избирательные системы / Д.В. Лафитский, Н.М. Касаткина, А.Г. Орлов, Н.Ю. Трещетенкова. Вып. 1. Москва: Изд-во «Норма», 2014. С. 31-33. 43. Лысенко В. И. Некоторые вопросы развития избирательной политики и права в Российской Федерации в 90е годы // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994. С. 6-27. 44. Матвеева Е.А. Избирательный процесс как фактор социализации молодежи // Интерактивная наука. 2018. №5 (27). С. 21-25. 45. Международное наблюдение за выборами и референдумами: Сборник документов и материалов. Москва: Центральная избирательная комиссия РФ. - 2014. – 1152 с. 46. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России. /Н.А. Михалева. - Москва: Юркомпани, 2014. – 322 с. 47. Михеев Д.С. К вопросу об участии граждан и общественных институтов в муниципальном избирательном процессе // Бизнес в законе. 2017. № 1. С. 130-132. 48. Назарова В.С. Конституционная юстиция в зарубежных странах: Учебное пособие / Назарова В.С. - Таганрог:Южный федеральный университет, 2016. – 74 с. 49. Нагорная М.С., Рогозина О.А. Особенности организации и проведения выборов в государственную думу федерального собрания Российской Федерации VII созыва // Вестник СМУС74. 2016. №4 (15). С. 46-48. 50. Нечипас Ю.В., Побережная И.А. Современные тенденции совершенствования избирательной системы России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №10-1. С. 198-201. 51. Нигметзянов Т.И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Вестник КГУ. 2015. №3. С. 186-190. 52. Павликов С.Г. Власть в правовом государстве: Монография / Павликов С. Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 192 с. 53. Попова О.О. Современные тенденции развития конституционно-правового института предвыборной агитации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. №1 (29). С. 306-310. 54. Саликов М.С. Об установлении и устранении барьеров в российском избирательном процессе // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. №5. С. 49-56. 55. Современные избирательные системы. Вып. 8: Бразилия, Франция, Чехия, Южная Корея / А.Г. Орлов, М.А. Мещерякова, С.Я. Павлов, Т.О. Кузнецова; науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. – М.: РЦОИТ, 2013. – 488 с. 56. Турищева Н.Ю. Смешанная избирательная система: новое содержание основных характеристик // Журнал российского права. 2018. №8 (260). С. 47-57. 57. Умнова И.А. Конституционное право: Учебное пособие / Павликов С. Г., Умнова И. А. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 576 с. 58. Устинкин С.В., Рудакова Е.К. Оценка воздействия неправительственных организаций на избирательный процесс в России // Власть. 2016. №7. С.28-35. 59. Фирсов Н.А. Институт принципов избирательного права в трудах российских ученых-правоведов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1. С. 24-26. 60. Худолей К.М. Конституционное право зарубежных стран СНГ и Балтии: Учеб. Пособие. / К.М. Худолей Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2014. – 239 с. 61. Червонюк В.И., Зотин М.Ю. Конституционно-правовой контекст институционализации первичных выборов в российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2017. №1. С. 46-54. 62. Чистобородов И.Г. Особенности государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2016. №1 (37). С. 42-46. 63. Чуров В. Е. Институт выборов в России и мировой опыт // Избирательное право. 2017. №3 (19). С. 24-31. 64. Шапкина Е.В. Опыт избирательного процесса и избирательной кампании в регионе // Вестник КемГУ. 2015. №4-2 (64). С. 146-151. 65. Щербакова О.В. Конституционно-правовая ответственность и конституционно-правовые санкции в избирательном процессе в субъекте Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 6. С. 81-82
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и нормативное содержание принципов избирательного права России 1.1. Понятие и развитие принципов избирательного права России Для анализа принципов избирательного права важное значение имеет уяснение как самого понятия «принцип», так и возможных способов, форм его воплощения на уровне правовых явлений и, соответственно, трансформации общенаучной категории «принцип» в правовые понятия, в частности в такие, как «правовой принцип», «принцип права» и т. п. В философии, других общественных науках и, соответственно, в юридической литературе не всегда четко и однозначно очерчивается понятие «принципа». В методологическом, общенаучном плане для понимания принципов важно установление их объективного характера. Принцип (от латинского principiura - начало, основа) принято определять, как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.п. В философском же смысле «принцип» есть теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает и констатирует закономерность, положенную в основу познания вообще или в основу какой - либо отрасли знания, в частности . Этот подход применим, естественно, и к сфере правовых явлений, в том числе к избирательному праву. Вместе с тем для всестороннего анализа принципов необходим не только чисто гносеологический подход к их исследованию, но и понимание важности данной категории для анализа, оценки и осуществления практической, в том числе правоприменительной, деятельности в той или иной сфере социальной жизни. И в этом плане применительно к практике правореализации «принцип» означает одно из основных, общих требований, которому должна отвечать данная деятельность. В юридической литературе существует множество различных подходов к определению понятия «принципы права». Пожалуй, одним из наиболее традиционных для нашей правовой науки являлся до недавнего времени подход, в соответствии с которым познавательный потенциал понятия «принципы права» связывался, главным образом, с формационным уровнем теоретического осмысления правовой действительности, на котором выявлялись особенности правовых систем того или иного исторического типа. Нельзя не отметить, что именно на данном уровне принципы права выступают в качестве начал, в которых аккумулируются, собираются воедино, кристаллизуются характерные черты права той или иной общественно - экономической формации. Конечно, формационный подход к пониманию принципов права (как и права вообще) был сильно замешан на политико-идеологических догмах. От них наша юридическая наука успешно освободилась, и уже поэтому нет необходимости в их критическом анализе. Вместе с тем позитивный момент общетеоретических подходов нашей юридической науки к анализу принципов права всегда заключался в попытке раскрыть объективный характер данной категории, обосновать, что принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, предопределяются социально - классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического режима, основными началами построения и функционирования политической системы общества . Отражаясь в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны, равно как и все уровни и формы проявления правоприменительной практики. Поэтому принципы права характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы права на сегодняшний день в мире играют огромную роль и оказывают большое влияние на процесс формирования нормативно-правовых актов. Все это в полной мере относится и к принципам избирательного права, поэтому для более подробного изучения принципов права, считаем необходимым начать изучение с общих понятий принципов права, их классификационного анализа, на основе получившего общетеоретическое обоснование соотношения основных (конституционных), межотраслевых, отраслевых, институционных и иных принципов права. Многие ученые под правовыми принципами традиционно понимают воплощенные в праве основные положения (руководящие начала, идеи), определяющие содержание права, устанавливающие общую направленность, идейные основы и наиболее существенные черты правового регулирования, обусловленные в конечном счете объективными общественными закономерностями . Другой подход сводится к пониманию принципов права как выражения требований справедливости и свободы, в которых и проявляются сущностные свойства права, но уже на уровне не формационных, классово-идеологических, а цивилизационных характеристик правовых явлений. Стоит отметить, что принцип избирательного права является базисом для институтов и норма избирательного права. Обеспечивает их основу, которая при более глубоко рассмотрении приводит к конкретным нормам, либо к совокупности норм. Хотим обратить внимание на то, что даже в настоящее время различные авторы выделяют четыре основных (классических) принципа избирательного права. Данными принципами являются всеобщное равное прямое избирательное право реализуемое при тайном голосовании. Но несмотря на то, что мнения различных авторов сходятся в том, что выделяют именно вышеуказанные принципы избирательного права, то вот мнения авторов по поводу трактования данных принципов весьма отличаются. Например, А.Е. Постников дает им название «принципы избирательного права», авторы учебного пособия «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации»именуют их «принципами субъективного избирательного права». Б.А. Страшун выделяет их как «принципы избирательной системы». С.Д. Князев называет их «главными принципами российского избирательного права» О.Е. Кутафин определяет эти принципы как «принципы участия граждан Российской Федерации в выборах». А.Х. Руппель называет соответствующие требования «основными принципами избирательного права». Отсутствие четко определенного представления о соответствующих правовых установлениях вносит путаницу и в понимание их нормативного содержания, а стало быть не только затрудняет научное изучение данного вопроса, но и может существенно повлиять на правоприменительную практику в данной сфере. В.М. Баглай, является одним из тех ученых, который придерживается позиции о том, что не никакого смысла делить принципы избирательного права, так как они являются требования и условиями обязательными к исполнению в демократическом государстве . Так, например, более развернутое понятие принципов избирательного права дает С.Д. Князев. Под принципами российского избирательного права он понимает основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий, процедур и технологий, обеспечивающих императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различных видов выборов в Российской Федерации . Заметим, что в определении, данном М.В. Баглаем, принципы избирательного права (избирательной системы) понимаются как «обязательные условия легитимности выборов». Развивая данную мысль хочется отметить, что данное определение дает на понимание того, что выборы, которые не соответствуют требованиям (принципам) избирательного права можно считать не легитимными. Однако считаем необходимым сказать о том, что сами по себе принципы избирательного права не являются гарантом демократичности выборов. Так на протяжении длительного периода советской власти принципы избирательного закрепленные в литературе советского периода носили лишь формальный характер. В этом плане принципы избирательного права должны рассматриваться в единстве формально-юридических требований и социального содержания тех общественных отношений, в которых получают свое воплощение эти принципы. Видимо, можно говорить о различных уровнях отражения принципов избирательного права и, соответственно, о различных формах их нормативного бытия. Во-первых, это воплощение нормативных требований принципов избирательного права в реальных общественных отношениях, в том порядке общественных отношений, складывающихся в ходе организации и проведения выборов, которые как раз и составляют материальное содержание избирательного права. Во-вторых, - проникновение принципов избирательного права в нормативно-правовое регулирование избирательного процесса. В-третьих, принципы избирательного права воплощаются в соответствующих нормах и институтах объективного избирательного права. Причем в данном случае они (принципы), с одной стороны, пронизывают юридическую ткань всех норм и институтов избирательного права, в полном объеме своего содержания органично входят в основные характеристики объективного избирательного права, а с другой, получая государственно-правовое закрепление на различных уровнях юридической материализации (начиная с конституционного уровня и заканчивая актами муниципального избирательного нормотворчества), становятся составной частью действующих институтов избирательного права . Соответственно, они формируются в качестве относительно самостоятельных, например, институт всеобщих выборов, институт равных выборов и т.п. В-четвертых, принципы избирательного права составляют фундаментальную основу избирательного процесса как технологической структуры и формы реализации объективного и субъективного избирательного права, политико-правового механизма формирования основных институтов представительной и иных форм выборной демократии. Исходя из мнения различных ученых, теоретиков в области избирательного права, можно сделать вывод о том, что принципы избирательного права России представляют собой многоуровневую систему основных положений, на основании которых формируются основные институты избирательного права. Нельзя не обратить внимание на то, что уровень и состояние классических принципов избирательного права не позволяет дать их исчерпывающую характеристику, поэтому стоит отметить, что что одним из основных показателей развития избирательного права можно считать усиление их системных характеристик. Что касается основного законодательного документа, который выступает в нашей стране нормативной основой принципов избирательного права является Конституция РФ. Конституция в нашей стране является основным документом, регламентирующим деятельность всех без исключения институтов гражданского общества, однако несмотря на определенные пробелы в законодательном закреплении принципов избирательного права, Конституция достаточно обширно регулирует деятельность избирательного процесса в нашей стране. Обратим внимание на то, что Конституция РФ 1993 года достаточно сильно расширила основу регламентирующую деятельность избирательного права. Теперь принципы получают прямое и косвенное конституционное отражение, которое выражается не только в организации выборного процесса в стране, но и закрепляет определенные институты конституционного статуса граждан РФ . Следующим немаловажным фактором, который обращает на себя внимание в изучении влияния Конституции на принципы избирательного права, является то, что общепризнанные нормы, закрепленные межударных нормативно-правовых документах, стали частью правовой системы России . Поэтому нельзя отрицать, то факт, что нормы международного права в настоящее время все больше оказывают влияние на избирательные процессы нашей страны. Также можно сказать, что принципы, формировавшиеся в других государствах на протяжении длительного периода времени, явились составной частью принципов избирательного права современной России. Стоит сказать, что избирательная система России, как и принципы избирательного права, характеризуются своей обширностью и разнообразием своих элементов, с одной стороны это их взаимодействие, с другой – единство. Это позволяет, в свою очередь, проводить внутрисистемный классификационный анализ отдельных групп ее (системы) элементов. Данный подход возможен и к исследованию принципов избирательного права. В литературе практически отсутствует классификационный анализ принципов избирательного права как единой системы. В порядке обсуждения представляется возможным предложить вариант их классификации в зависимости от уровня и специфики нормативно-правового содержания на: универсальные (классические) принципы избирательного права и новые принципы российского избирательного права .. Поэтому, руководствуясь предложенным подходом, систему принципов избирательного права Российской Федерации можно представить следующим образом: А) универсальные (классические) принципы избирательного права, к которым относятся, как отмечалось, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании; Б) материальные принципы избирательного права: - свобода выборов; - открытость и гласность; В) процессуальные принципы избирательного права: - регулярность выборов; - разграничение полномочий по подготовке и проведению выборов между субъектами избирательного процесса; Г) смешанные: - подлинность выборов (недопустимость фальсификации волеизъявления избирателей); - ответственность перед государством и перед избирателями . Перечисленные и рассмотренные нами принципы избирательного права, в своей совокупности формируют систему, так как нормы, закрепленные в принципах, находят свое дальнейшее отражение в процессе проведения избирательных процессов. Совокупность данных принципов позволяет нам говорить, о том, что они являются истоками избирательного процесса России, формируют правовой режим регламентирующий деятельность отдельных стадий и процедур избирательных действий. Принципы избирательного права России нельзя рассматривать по отдельности, они не могут регулировать деятельность избирательного процесса самостоятельно, так как выступают регуляторами одного процесса на всех стадиях его реализации. Нельзя не обратить внимание на то, что принципы избирательного права не только регламентируют деятельность на всех стадиях избирательного процесса, но и регулируют деятельность граждан при реализации своих избирательных прав. Взаимосвязь всех принципов и элементов избирательного права, формирует в стране демократичность и подлинность выборов. Оторванность принципов или реализация принципов избирательного права по отдельности, может привести к тому, что «фундамент» избирательного процесса рухнет, и лишит систему применения значительного количества норм и правил. На основании вышеизложенного можно заключить, что принципы избирательного права России образуют целую систему норм и правил, которые не просто взялись «из воздуха», а в большинстве своем закреплены в ряде основополагающих документах нашей страны. Одна часть принципов закреплена в Конституции РФ, другая часть закреплена Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а третья часть принципов еще не нашла своего закрепления в законодательных документах Российской Федерации, но зафиксированы в международных стандартах по проведению демократических выборов. ? 1.2. Характеристика содержания принципов избирательного права России Рассмотрев основные понятия принципов изобретательного права России, считаем необходимым особое внимание уделить содержанию принципов избирательного права, определить основные и второстепенные принципы избирательного права, определить проблемы в реализации принципов избирательного права. Нельзя не отметить, что выработка и законодательное оформление принципов избирательного права – является не только показателем качественного развития избирательного процесса страны, но и показателем закрепленным Конституцией РФ, которая предусматривает механизм осуществления власти от воли народа. Принципы избирательного права выступают результатом развития и обобщения принципов избирательных процессов других государств, которые уже на протяжении длительного времени формируются и проверяются государствами. С другой стороны, принципы избирательного права выступают исходной точкой для формирования норм и правил избирательного процесса, при этом в последующем приобретая собственное нормативное содержание. Этим предопределяется необходимость их самостоятельного анализа, равно как и совершенствования законодательных, нормативно-правовых форм их закрепления . В настоящее время различными учеными выделяется следующие классические принципы избирательного права. Данные принципы формировались на протяжении длительного времени становление всей системы избирательного права России. В настоящее время в нашей стране непосредственно на законодательном уровне выделено четыре классических принципа избирательного права России. К ним, в соответствии сФедеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Несмотря на общее закрепление этих четырех принципов в вышеназванной статье федерального закона в одном предложении, вряд ли можно согласиться с рядом авторов, рассматривающих нормативную совокупность содержательной части классической четверки принципов как единое и неразрывное целое . Предлагаем более подробно рассмотреть каждый из вышеназванных классических принципов избирательного права. Принцип всеобщего избирательного права раскрывается прежде всего в статье 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он говорит нам о том, что все лица, имеющие гражданство РФ, на момент голосования достигшее возраста 18 лет имеют право на волеизъявление. Тоже самое касается и возможности быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но лишь с той разницей, что по достижению возраста, установленного Федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации. Так, например, возраст для того, чтобы иметь возможность выдвинуть свою кандидатуру в Президенты должен быть не менее 35 лет. Таким образом избирательно право разделяется на активное и пассивное. Активное-это право избирать, пассивное – это право быть избранным. Также стоит отметить, что под принципом всеобщности понимается тот факт, что лицо по достижению определённого возраста имеет право избирать и быть избранным, вне зависимости от своего пола, расы, вероисповедания, имущественного положения, и ряда других обстоятельств, которые также, как и вышеперечисленные не могут влиять право избирать и быть избранным. Также стоит обратить внимание на тот факт, что УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование реализации принципа всеобщности. Уголовная ответственность наступает по ст. 141 УК РФ, где максимальное наказание по данной статье до 5 лет лишения свободы, что позволяет нам говорить о том, что государство максимально старается обеспечивать выполнение данного принципа. Также стоит отметить, что несмотря на такое законодательное обеспечение принципа всеобщности, данный принцип не исключает введения определённых ограничений для различных категорий граждан. Основные ограничение законодательно закреплены в ст. 32 Конституции, где предусматриваются ограничения для лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, признанных судом недееспособными. Данные лица ограничиваются в правах, лишаются активного и пассивного избирательного права, тем самым не могут избирать и быть избранными. Также стоит обратить внимание, что законодательно предусмотрено определенное расширение принципа всеобщности. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что иностранные граждане, которые постоянно проживают на территории соответствующего субъекта РФ, обладают активным и пассивным право, на тех же условиях, что и граждане РФ. Принцип равного избирательного права, являясь одним из важнейших в демократических государствах, нормативно закрепляется в статье 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Нормативное содержание данного принципа говорит нам о том, что все граждане России имеют право участвовать в выборах и референдумах на равных основаниях, имеют одинаковое количество голосов, и «вес голоса», реализуют свои активные и пассивные права в равное степени. Так, например, лицо являющиеся генеральным директором, того или иного градообразующего предприятия региона будет обладать ровно таким же «голосом», как и любой рядовой сотрудник данного предприятия. Демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принцип федерализма и равноправия субъектов Федерации, закрепленные в статьях 1 и 5 Конституции Российской Федерации, с другой стороны, могут входить в юридическое противоречие . Стоит также отметить, что на основе такого понимания норм о равном избирательном праве, принцип равенства в Российской Федерации обеспечивается примерным равенством избирательных округов по числу избирателей, едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов, равной защитой законом и судом избирательных прав всех граждан. Этот принцип распространяется как на активное, так и на пассивное избирательное право. В конституциях всех демократических государств равноправие граждан закрепляется в качестве основополагающего принципа положения человека и гражданина в обществе и государстве . Прямые выборы являются следующим классически принципом избирательного права России, и позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым доверяют. Для России с ее осторожным отношением ко всем нововведениям (в том числе и прямым демократическим выборам) такое нормативное положение особенно актуально. Стоит отметить, что с нашей точки зрения в целях обретения доверия ко всем демократическим особенностям и реализации принципа прямого избирательного права, законодатель предусматривает, такое обстоятельно при котором, лицо не имеющие возможности самостоятельно расписаться получении избирательного бюллетеня в следствии инвалидности или болезни, но при это не лишенное право голоса, имеет право обратиться за помощью к любому другому избирателю. Также обратим внимание на то, что члены избирательных комиссий, либо иные лица, имеющие свою личную заинтересованность в итоге голосования, не могут оказывать помощь людям с определенной инвалидностью или болезнью. Последним классическим принципом избирательного права России является принцип тайного голосования. Согласно действующему законодательству голосование на выборах или референдуме является тайным, что не было возможности осуществления контроля за волеизъявлением гражданина. Так как законодатель предполагает, что при осуществлении контроля за выбором гражданина, такое лицо, может сделать выбор исходя из сложившейся обстановки, либо под давлением вышестоящего руководителя, что может повлечь нарушение других принципов, рассмотренных нами ранее. Кроме того, за нарушение тайны голосования предусмотрена и уголовная ответственность согласно ст. 142 Уголовного кодекса РФ. Комплекс приведенных норм позволяет говорить о наличии действенного механизма нормативного обеспечения тайны голосования гражданами Российской Федерации при проведении федеральных, региональных и местных выборов. Рассмотренное выше нормативное содержание. Стоит отметить, что при изучении принципов избирательного права нельзя лишь ограничиваться рассмотрение классических принципов. Поэтому считаем необходимым рассмотреть и другие принципы избирательного права, стоит сказать, что рассмотренные ниже принципы в той или иной степени будут иметь схожие значение с классическими принципами, рассмотренными нами выше. Однако многие ученые и правоведы, выделяют ряд других принципов избирательного права, поэтому считаем не правильным оставить без внимания ряд других принципов избирательного права Российской Федерации. Согласно Конституции РФ, народ России является единственным носителем верховной государственной власти в нашей стране. Что позволяет нам говорить о том, что власть в нашей стране легитимируется народом. Конституционный принцип народовластия оказывает большое влияние на формирование принципов избирательного права в нашей стране и их правовое регулирование. Влияние конституционного предписания о том, что в России выборы и референдумы являются свободным волеизъявлением, выражающим власть народа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 84 страницы
2100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg