Глава 1. Понятие и нормативное содержание
принципов избирательного права России
1.1. Понятие и развитие принципов избирательного права России
Для анализа принципов избирательного права важное значение имеет уяснение как самого понятия «принцип», так и возможных способов, форм его воплощения на уровне правовых явлений и, соответственно, трансформации общенаучной категории «принцип» в правовые понятия, в частности в такие, как «правовой принцип», «принцип права» и т. п. В философии, других общественных науках и, соответственно, в юридической литературе не всегда четко и однозначно очерчивается понятие «принципа». В методологическом, общенаучном плане для понимания принципов важно установление их объективного характера.
Принцип (от латинского principiura - начало, основа) принято определять, как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.п. В философском же смысле «принцип» есть теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает и констатирует закономерность, положенную в основу познания вообще или в основу какой - либо отрасли знания, в частности . Этот подход применим, естественно, и к сфере правовых явлений, в том числе к избирательному праву. Вместе с тем для всестороннего анализа принципов необходим не только чисто гносеологический подход к их исследованию, но и понимание важности данной категории для анализа, оценки и осуществления практической, в том числе правоприменительной, деятельности в той или иной сфере социальной жизни. И в этом плане применительно к практике правореализации «принцип» означает одно из основных, общих требований, которому должна отвечать данная деятельность. В юридической литературе существует множество различных подходов к определению понятия «принципы права». Пожалуй, одним из наиболее традиционных для нашей правовой науки являлся до недавнего времени подход, в соответствии с которым познавательный потенциал понятия «принципы права» связывался, главным образом, с формационным уровнем теоретического осмысления правовой действительности, на котором выявлялись особенности правовых систем того или иного исторического типа.
Нельзя не отметить, что именно на данном уровне принципы права выступают в качестве начал, в которых аккумулируются, собираются воедино, кристаллизуются характерные черты права той или иной общественно - экономической формации. Конечно, формационный подход к пониманию принципов права (как и права вообще) был сильно замешан на политико-идеологических догмах. От них наша юридическая наука успешно освободилась, и уже поэтому нет необходимости в их критическом анализе. Вместе с тем позитивный момент общетеоретических подходов нашей юридической науки к анализу принципов права всегда заключался в попытке раскрыть объективный характер данной категории, обосновать, что принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, предопределяются социально - классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического режима, основными началами построения и функционирования политической системы общества .
Отражаясь в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны, равно как и все уровни и формы проявления правоприменительной практики. Поэтому принципы права характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику.
Принципы права на сегодняшний день в мире играют огромную роль и оказывают большое влияние на процесс формирования нормативно-правовых актов. Все это в полной мере относится и к принципам избирательного права, поэтому для более подробного изучения принципов права, считаем необходимым начать изучение с общих понятий принципов права, их классификационного анализа, на основе получившего общетеоретическое обоснование соотношения основных (конституционных), межотраслевых, отраслевых, институционных и иных принципов права. Многие ученые под правовыми принципами традиционно понимают воплощенные в праве основные положения (руководящие начала, идеи), определяющие содержание права, устанавливающие общую направленность, идейные основы и наиболее существенные черты правового регулирования, обусловленные в конечном счете объективными общественными закономерностями . Другой подход сводится к пониманию принципов права как выражения требований справедливости и свободы, в которых и проявляются сущностные свойства права, но уже на уровне не формационных, классово-идеологических, а цивилизационных характеристик правовых явлений.
Стоит отметить, что принцип избирательного права является базисом для институтов и норма избирательного права. Обеспечивает их основу, которая при более глубоко рассмотрении приводит к конкретным нормам, либо к совокупности норм.
Хотим обратить внимание на то, что даже в настоящее время различные авторы выделяют четыре основных (классических) принципа избирательного права. Данными принципами являются всеобщное равное прямое избирательное право реализуемое при тайном голосовании. Но несмотря на то, что мнения различных авторов сходятся в том, что выделяют именно вышеуказанные принципы избирательного права, то вот мнения авторов по поводу трактования данных принципов весьма отличаются.
Например, А.Е. Постников дает им название «принципы избирательного права», авторы учебного пособия «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации»именуют их «принципами субъективного избирательного права». Б.А. Страшун выделяет их как «принципы избирательной системы». С.Д. Князев называет их «главными принципами российского избирательного права» О.Е. Кутафин определяет эти принципы как «принципы участия граждан Российской Федерации в выборах». А.Х. Руппель называет соответствующие требования «основными принципами избирательного права». Отсутствие четко определенного представления о соответствующих правовых установлениях вносит путаницу и в понимание их нормативного содержания, а стало быть не только затрудняет научное изучение данного вопроса, но и может существенно повлиять на правоприменительную практику в данной сфере.
В.М. Баглай, является одним из тех ученых, который придерживается позиции о том, что не никакого смысла делить принципы избирательного права, так как они являются требования и условиями обязательными к исполнению в демократическом государстве .
Так, например, более развернутое понятие принципов избирательного права дает С.Д. Князев. Под принципами российского избирательного права он понимает основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий, процедур и технологий, обеспечивающих императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различных видов выборов в Российской Федерации .
Заметим, что в определении, данном М.В. Баглаем, принципы избирательного права (избирательной системы) понимаются как «обязательные условия легитимности выборов». Развивая данную мысль хочется отметить, что данное определение дает на понимание того, что выборы, которые не соответствуют требованиям (принципам) избирательного права можно считать не легитимными.
Однако считаем необходимым сказать о том, что сами по себе принципы избирательного права не являются гарантом демократичности выборов. Так на протяжении длительного периода советской власти принципы избирательного закрепленные в литературе советского периода носили лишь формальный характер.
В этом плане принципы избирательного права должны рассматриваться в единстве формально-юридических требований и социального содержания тех общественных отношений, в которых получают свое воплощение эти принципы. Видимо, можно говорить о различных уровнях отражения принципов избирательного права и, соответственно, о различных формах их нормативного бытия. Во-первых, это воплощение нормативных требований принципов избирательного права в реальных общественных отношениях, в том порядке общественных отношений, складывающихся в ходе организации и проведения выборов, которые как раз и составляют материальное содержание избирательного права. Во-вторых, - проникновение принципов избирательного права в нормативно-правовое регулирование избирательного процесса. В-третьих, принципы избирательного права воплощаются в соответствующих нормах и институтах объективного избирательного права. Причем в данном случае они (принципы), с одной стороны, пронизывают юридическую ткань всех норм и институтов избирательного права, в полном объеме своего содержания органично входят в основные характеристики объективного избирательного права, а с другой, получая государственно-правовое закрепление на различных уровнях юридической материализации (начиная с конституционного уровня и заканчивая актами муниципального избирательного нормотворчества), становятся составной частью действующих институтов избирательного права . Соответственно, они формируются в качестве относительно самостоятельных, например, институт всеобщих выборов, институт равных выборов и т.п. В-четвертых, принципы избирательного права составляют фундаментальную основу избирательного процесса как технологической структуры и формы реализации объективного и субъективного избирательного права, политико-правового механизма формирования основных институтов представительной и иных форм выборной демократии.
Исходя из мнения различных ученых, теоретиков в области избирательного права, можно сделать вывод о том, что принципы избирательного права России представляют собой многоуровневую систему основных положений, на основании которых формируются основные институты избирательного права.
Нельзя не обратить внимание на то, что уровень и состояние классических принципов избирательного права не позволяет дать их исчерпывающую характеристику, поэтому стоит отметить, что что одним из основных показателей развития избирательного права можно считать усиление их системных характеристик.
Что касается основного законодательного документа, который выступает в нашей стране нормативной основой принципов избирательного права является Конституция РФ. Конституция в нашей стране является основным документом, регламентирующим деятельность всех без исключения институтов гражданского общества, однако несмотря на определенные пробелы в законодательном закреплении принципов избирательного права, Конституция достаточно обширно регулирует деятельность избирательного процесса в нашей стране.
Обратим внимание на то, что Конституция РФ 1993 года достаточно сильно расширила основу регламентирующую деятельность избирательного права. Теперь принципы получают прямое и косвенное конституционное отражение, которое выражается не только в организации выборного процесса в стране, но и закрепляет определенные институты конституционного статуса граждан РФ .
Следующим немаловажным фактором, который обращает на себя внимание в изучении влияния Конституции на принципы избирательного права, является то, что общепризнанные нормы, закрепленные межударных нормативно-правовых документах, стали частью правовой системы России . Поэтому нельзя отрицать, то факт, что нормы международного права в настоящее время все больше оказывают влияние на избирательные процессы нашей страны. Также можно сказать, что принципы, формировавшиеся в других государствах на протяжении длительного периода времени, явились составной частью принципов избирательного права современной России.
Стоит сказать, что избирательная система России, как и принципы избирательного права, характеризуются своей обширностью и разнообразием своих элементов, с одной стороны это их взаимодействие, с другой – единство.
Это позволяет, в свою очередь, проводить внутрисистемный классификационный анализ отдельных групп ее (системы) элементов. Данный подход возможен и к исследованию принципов избирательного права. В литературе практически отсутствует классификационный анализ принципов избирательного права как единой системы.
В порядке обсуждения представляется возможным предложить вариант их классификации в зависимости от уровня и специфики нормативно-правового содержания на: универсальные (классические) принципы избирательного права и новые принципы российского избирательного права ..
Поэтому, руководствуясь предложенным подходом, систему принципов избирательного права Российской Федерации можно представить следующим образом:
А) универсальные (классические) принципы избирательного права, к которым относятся, как отмечалось, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании;
Б) материальные принципы избирательного права: - свобода выборов; - открытость и гласность;
В) процессуальные принципы избирательного права: - регулярность выборов; - разграничение полномочий по подготовке и проведению выборов между субъектами избирательного процесса;
Г) смешанные: - подлинность выборов (недопустимость фальсификации волеизъявления избирателей); - ответственность перед государством и перед избирателями .
Перечисленные и рассмотренные нами принципы избирательного права, в своей совокупности формируют систему, так как нормы, закрепленные в принципах, находят свое дальнейшее отражение в процессе проведения избирательных процессов. Совокупность данных принципов позволяет нам говорить, о том, что они являются истоками избирательного процесса России, формируют правовой режим регламентирующий деятельность отдельных стадий и процедур избирательных действий. Принципы избирательного права России нельзя рассматривать по отдельности, они не могут регулировать деятельность избирательного процесса самостоятельно, так как выступают регуляторами одного процесса на всех стадиях его реализации. Нельзя не обратить внимание на то, что принципы избирательного права не только регламентируют деятельность на всех стадиях избирательного процесса, но и регулируют деятельность граждан при реализации своих избирательных прав.
Взаимосвязь всех принципов и элементов избирательного права, формирует в стране демократичность и подлинность выборов. Оторванность принципов или реализация принципов избирательного права по отдельности, может привести к тому, что «фундамент» избирательного процесса рухнет, и лишит систему применения значительного количества норм и правил.
На основании вышеизложенного можно заключить, что принципы избирательного права России образуют целую систему норм и правил, которые не просто взялись «из воздуха», а в большинстве своем закреплены в ряде основополагающих документах нашей страны. Одна часть принципов закреплена в Конституции РФ, другая часть закреплена Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а третья часть принципов еще не нашла своего закрепления в законодательных документах Российской Федерации, но зафиксированы в международных стандартах по проведению демократических выборов.
?
1.2. Характеристика содержания принципов
избирательного права России
Рассмотрев основные понятия принципов изобретательного права России, считаем необходимым особое внимание уделить содержанию принципов избирательного права, определить основные и второстепенные принципы избирательного права, определить проблемы в реализации принципов избирательного права.
Нельзя не отметить, что выработка и законодательное оформление принципов избирательного права – является не только показателем качественного развития избирательного процесса страны, но и показателем закрепленным Конституцией РФ, которая предусматривает механизм осуществления власти от воли народа.
Принципы избирательного права выступают результатом развития и обобщения принципов избирательных процессов других государств, которые уже на протяжении длительного времени формируются и проверяются государствами. С другой стороны, принципы избирательного права выступают исходной точкой для формирования норм и правил избирательного процесса, при этом в последующем приобретая собственное нормативное содержание. Этим предопределяется необходимость их самостоятельного анализа, равно как и совершенствования законодательных, нормативно-правовых форм их закрепления .
В настоящее время различными учеными выделяется следующие классические принципы избирательного права. Данные принципы формировались на протяжении длительного времени становление всей системы избирательного права России.
В настоящее время в нашей стране непосредственно на законодательном уровне выделено четыре классических принципа избирательного права России.
К ним, в соответствии сФедеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Несмотря на общее закрепление этих четырех принципов в вышеназванной статье федерального закона в одном предложении, вряд ли можно согласиться с рядом авторов, рассматривающих нормативную совокупность содержательной части классической четверки принципов как единое и неразрывное целое .
Предлагаем более подробно рассмотреть каждый из вышеназванных классических принципов избирательного права.
Принцип всеобщего избирательного права раскрывается прежде всего в статье 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он говорит нам о том, что все лица, имеющие гражданство РФ, на момент голосования достигшее возраста 18 лет имеют право на волеизъявление. Тоже самое касается и возможности быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но лишь с той разницей, что по достижению возраста, установленного Федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации. Так, например, возраст для того, чтобы иметь возможность выдвинуть свою кандидатуру в Президенты должен быть не менее 35 лет. Таким образом избирательно право разделяется на активное и пассивное. Активное-это право избирать, пассивное – это право быть избранным.
Также стоит отметить, что под принципом всеобщности понимается тот факт, что лицо по достижению определённого возраста имеет право избирать и быть избранным, вне зависимости от своего пола, расы, вероисповедания, имущественного положения, и ряда других обстоятельств, которые также, как и вышеперечисленные не могут влиять право избирать и быть избранным.
Также стоит обратить внимание на тот факт, что УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование реализации принципа всеобщности. Уголовная ответственность наступает по ст. 141 УК РФ, где максимальное наказание по данной статье до 5 лет лишения свободы, что позволяет нам говорить о том, что государство максимально старается обеспечивать выполнение данного принципа.
Также стоит отметить, что несмотря на такое законодательное обеспечение принципа всеобщности, данный принцип не исключает введения определённых ограничений для различных категорий граждан. Основные ограничение законодательно закреплены в ст. 32 Конституции, где предусматриваются ограничения для лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, признанных судом недееспособными. Данные лица ограничиваются в правах, лишаются активного и пассивного избирательного права, тем самым не могут избирать и быть избранными.
Также стоит обратить внимание, что законодательно предусмотрено определенное расширение принципа всеобщности. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что иностранные граждане, которые постоянно проживают на территории соответствующего субъекта РФ, обладают активным и пассивным право, на тех же условиях, что и граждане РФ.
Принцип равного избирательного права, являясь одним из важнейших в демократических государствах, нормативно закрепляется в статье 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Нормативное содержание данного принципа говорит нам о том, что все граждане России имеют право участвовать в выборах и референдумах на равных основаниях, имеют одинаковое количество голосов, и «вес голоса», реализуют свои активные и пассивные права в равное степени. Так, например, лицо являющиеся генеральным директором, того или иного градообразующего предприятия региона будет обладать ровно таким же «голосом», как и любой рядовой сотрудник данного предприятия.
Демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принцип федерализма и равноправия субъектов Федерации, закрепленные в статьях 1 и 5 Конституции Российской Федерации, с другой стороны, могут входить в юридическое противоречие .
Стоит также отметить, что на основе такого понимания норм о равном избирательном праве, принцип равенства в Российской Федерации обеспечивается примерным равенством избирательных округов по числу избирателей, едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов, равной защитой законом и судом избирательных прав всех граждан. Этот принцип распространяется как на активное, так и на пассивное избирательное право. В конституциях всех демократических государств равноправие граждан закрепляется в качестве основополагающего принципа положения человека и гражданина в обществе и государстве .
Прямые выборы являются следующим классически принципом избирательного права России, и позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым доверяют. Для России с ее осторожным отношением ко всем нововведениям (в том числе и прямым демократическим выборам) такое нормативное положение особенно актуально.
Стоит отметить, что с нашей точки зрения в целях обретения доверия ко всем демократическим особенностям и реализации принципа прямого избирательного права, законодатель предусматривает, такое обстоятельно при котором, лицо не имеющие возможности самостоятельно расписаться получении избирательного бюллетеня в следствии инвалидности или болезни, но при это не лишенное право голоса, имеет право обратиться за помощью к любому другому избирателю. Также обратим внимание на то, что члены избирательных комиссий, либо иные лица, имеющие свою личную заинтересованность в итоге голосования, не могут оказывать помощь людям с определенной инвалидностью или болезнью.
Последним классическим принципом избирательного права России является принцип тайного голосования. Согласно действующему законодательству голосование на выборах или референдуме является тайным, что не было возможности осуществления контроля за волеизъявлением гражданина. Так как законодатель предполагает, что при осуществлении контроля за выбором гражданина, такое лицо, может сделать выбор исходя из сложившейся обстановки, либо под давлением вышестоящего руководителя, что может повлечь нарушение других принципов, рассмотренных нами ранее.
Кроме того, за нарушение тайны голосования предусмотрена и уголовная ответственность согласно ст. 142 Уголовного кодекса РФ. Комплекс приведенных норм позволяет говорить о наличии действенного механизма нормативного обеспечения тайны голосования гражданами Российской Федерации при проведении федеральных, региональных и местных выборов. Рассмотренное выше нормативное содержание.
Стоит отметить, что при изучении принципов избирательного права нельзя лишь ограничиваться рассмотрение классических принципов. Поэтому считаем необходимым рассмотреть и другие принципы избирательного права, стоит сказать, что рассмотренные ниже принципы в той или иной степени будут иметь схожие значение с классическими принципами, рассмотренными нами выше. Однако многие ученые и правоведы, выделяют ряд других принципов избирательного права, поэтому считаем не правильным оставить без внимания ряд других принципов избирательного права Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ, народ России является единственным носителем верховной государственной власти в нашей стране. Что позволяет нам говорить о том, что власть в нашей стране легитимируется народом.
Конституционный принцип народовластия оказывает большое влияние на формирование принципов избирательного права в нашей стране и их правовое регулирование. Влияние конституционного предписания о том, что в России выборы и референдумы являются свободным волеизъявлением, выражающим власть народа.