С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предлагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет свое существование достаточно длительный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле, движение.
Главной целью развития науки всегда являлось создание целостной картины действительности. Актуальность данной работы заключается в том, что связи с этим построение и эстетически приемлемым образом оформление целостной картины мира является одной из актуальных проблем науки. В XXI веке ее актуальность обострилась еще и тем, что формирование научного мировоззрения приобрело особую значимость в образовании, дидактическим средством в котором выступает целостная картина мира.
Целью данной работы является исследование понятия научной картины мира и ее эволюции.
Данная цель решается с помощью следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, структуру и функции научной картины мира;
2.Проследить эволюцию развития научных картин мира.
Объект исследования: Научная картина мира
Предмет: изучение влияния на эволюцию научной картины мира.
Историография. Н. Калягин отмечает, что современная научная картина мира охватывает широчайший спектр данных космогонии, биогенеза, антропогенеза, социогенеза и др. Эти данные настолько разнородны, что подпадают под общий знаменатель только на уровне универсального причинно-следственного закона, в том числе и законы диалектики поддерживают устойчиво повторяющиеся связь явлений и их сущностей, что обеспечивает стройность, упорядоченность и целостность нашей Вселенной. Для всех этих законов характерно повторяемость, которая в свою очередь, обусловлено причинно-следственным законом. Почему так происходит в науке неизвестно. Тем не менее, ясно, что без причинно-следственного закона не смог бы действовать ни один закон природы или общества, а мироустройство распалась бы, чего, однако, не наблюдается. Таким образом, открывается неожиданное обстоятельство, что глубже всех мыслимых законов любой степени фундаментальности всегда лежит закон причинности.
Е.Л. Носенко рассматривая картину мира как интегрирующий и гуманизующий фактор знаний, отмечает принципы, которые выступают как дидактические требования к целостной картине мира .
Первым является принцип обеспечения целостности восприятия образа мира. В пользу этого принципа свидетельствуют данные когнитивных психологов, которые утверждают, что тех, кто обучается, целесообразно вводить в круг широких понятий, касающихся объекта познания. Эти понятия играют роль своеобразных «опережающих организаторов», после освоения, которых легче воспринимаются мелкие детали, которые углубляют понимание сути объекта.
Второй принцип – это наличие в картине мира «лакун» или «пустых клеток». Он означает, что целостность изображения той или иной картины мира не должны превышать возможностей восприятия учащегося.
Третий принцип - принцип концентричности усвоения целостной картины мира. Содержания этого принципа состоит в том, что объект познания должен сохраняться на разных этапах обучения, а уровень детализации изображения и уровень абстракции должна возрастать на последующих ступенях обучения.
Четвертый принцип – принцип кумулятивности, согласно которому картина мира радикально не изменяется в процессе ее изучения, а только расширяется и уточняется.
Пятый принцип – обеспечение вклада разных картин мира в формировании его целостного образа: практической, мифологической, религиозной, художественной, общенаучной и философской.
Шестой принцип – учет когнитивных возможностей субъектов познания картины мира при выборе категориальных парадигм миропознания и актов, в которых происходит этот процесс.
Седьмой принцип – использование во время обучения универсальных концептуальных и чувственных категорий сознания человека, которые используются для создания образов мира при обеспечении и их разного наполнения и учете особенностей их восприятия в зависимости от уровня сформированности познавательных возможностей субъектов познания.
А.В. Бикметов анализируя современные сведения о физической картине мира, его сущности содержания и структуры, отмечает следующие ее специфические черты :
1. Физическая картина мира не простое, не непосредственное «первое» отражение, не наглядный образ, а такое отражение, объектом которого является совокупность «логических форм» физических теорий и принципов познания, идей физики и философии, отражающих понимание физической формы движения.
2. Физическая картина мира в ее научном понимании складывается и существует только на теоретическом уровне общественного сознания, как определенный синтез физических и философских знаний и представлений физической картины мира, это и придает особую индивидуальность некоторым элементам содержания физической картины мира.
3. Физическая картина мира отражает связи и отношения между законами, теориями и принципами физической науки, которые выражаются с помощью философских категорий, законов и принципов. Поэтому она в своем содержании не имеет аппарата символов и математических знаков, столь характерных для физической науки и имеет больше общего с философской картиной мира.
4. Отражение связей между физическими теориями, концепциями в физической картине мира осуществляется не только путем объединения в единое целое развивающихся физических и философских понятий, но и путем внесения в содержание физической картины мира новых понятий, теоретических преобразований. Этим фактором объясняются важность социального отражения – его опережающий характер. Вместе тем физической картине мира присуща и определенная стабильность, устойчивость, а порой и консервативность по отношению к физическим теориям.
5. В физической картине мира присутствуют два уровня понятий концептуальный и чувственно – образный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями и принципами общенаучными и физическими понятиями. Чувственно – образный компонент – это совокупность наглядных представлений о мире, наличие которого определяет существование представлений физической картины мира на обыденном уровне и ее субъективную «окраску» в сознании каждой личности в ее деталях.
6. Физическая картина представлена собой формой анализа взаимосвязи, взаимодействия философского и физического знания, которое дает новые идеи, как физике, так и философии для развития знания единой науки. В силу этого физическая картина мира является категорией теории и методологии научного знания.
7. Существенный признак физической картины мира – воспроизводство важнейших свойств познаваемой и преобразуемой природы с позиции родовой пользы. Эта черта дала возможность сформулировать еще одно важное положение – физическая картина является целостной системой знаний и представлений, которые формируются на основе философского анализа физических явлений, понятий, принципов, гипотез и отражает закономерности физической формы движения.
К ключевым понятиям современной научной картины мира относится также понятие «информация», которое впервые получило обобщающий характер в связи с работами Н. Винера, предложившего «информационное видение» кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах, а затем в рамках «информационной теории управления».
Развитие молекулярной генетики выявило всеобщность принципов записи генетической информации в молекулах ДНК при историческом развитии органического мира. Было выявлено, что информация служит основной формой обобщения и передачи знания как такового. Таким образом, постепенно область применения понятия «информация», изначально принадлежащего области кибернетики, было расширено до объективной характеристики материальных систем и их взаимодействия. В результате «понятие информации стало общенаучным понятием, то есть общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования, заложив основание информационной картины мира.