Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Формы предварительного расследования

irina_k200 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Целью данного исследования является изучение и анализ одного из важнейших этапов уголовно-процессуального права – предварительного расследования и его форм. Для достижения указанной цели необходимо ответить на поставленные в работе вопросы. Вопросы в настоящей работе формируют следующие задачи: 1. Рассмотреть предварительное следствие как форму предварительного расследования в уголовном праве. 2. Проанализировать сущность и особенности дознания как формы предварительного расследования. 3. Исследовать актуальные проблемы предварительного расследования в современной России. 4. Выявить возможные перспективы развития форм действующего законодательства относительно уголовно-процессуальных норм предварительного расследования. Объектом данного исследования являются общественные отношения возникающие в процессе реализации норм уголовно-процессуального права, установленных в ст. 150 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Предметом данной работы можно считать ряд нормативно-правовых актов, а также научно-исследовательских трудов, регламентирующих сущность и особенности предварительного расследования в современной России и его форм. Различные аспекты общих условий предварительного следствия и дознания освещались в трудах плеяды ученыхпроцессуалистов, таких как В. Г. Даев, М. С. Дьяченко, Н. В. Жогин, К. Б. Калиновский, Ф. Н. Фаткуллин, В. В. Шимановский, М. А. Чельцов и др.
Введение

Актуальность. В россий¬ском уголовном судопроизводстве предварительное расследование, наряду с возбуждением уголовного дела, представляют собой досудебное производство. Без возбуждения уголовного дела предварительное расследование возникнуть не может в силу ряда нор¬мативных причин. На предварительном расследова¬нии традиционно происходит сбор, проверка и оцен¬ка доказательств, приобретение участниками своих процессуальных статусов, реализация уголовного преследования, применение принудительных мер про¬цессуального характера и, наконец, формулирование выводов по уголовному делу, в том числе о виновности или невиновности лица, что делает данный этап важнейшим в системе уголовного процесса. Ведь насколько качественно было произведено предварительное расследование, настолько зависит правильность разрешения уголов¬ного дела в суде, а также вынесение законного, обо-снованного и справедливого приговора.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………..5 1.1 Предварительное следствие как форма предварительного расследования в уголовном праве России………………………………………………………….5 1.2 Дознание как форма предварительного расследования…………………….9 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ………………………………...15 2.1 Актуальные проблемы предварительного расследования……………..…15 2.2 Перспективы развития форм предварительного расследования…………18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....26
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. – 22.12.2001. - № 249. 3. Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. – 30.12.2010. - № 296. Научная литература 4. Гриненко А.В. Механизм возбуждения уголовного дела / Монография. – М.: Москва. – Сер. Уголовный процесс. – 2016. – 117 с. 5. Жасминова О.Е., Есина А.С., Арестова Е.Н. / Учебное пособие под ред. Жасминовой О.Е. // Учебное пособие. М.: 2020. Высшее образование (3-е издание, переработанное и дополненное). – 2020. – Сер. 76. – 198 стр. Периодические издания 6. Абидов Р.Р. Значение доказательств в уголовном процессе: оценка их достаточности на этапе окончания предварительного следствия // Евразийский юридический журнал. – 2019. - № 2 (129). – С. 298-299. 7. Васильев Д.В. Аспекты организации взаимодействия при производстве предварительного расследования // Актуальные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов внутренних дел Российской Федерации. – 2019. – С. 32-34. 8. Гаджиева А.А. Ведомственный контроль за предварительным следствием: понятие и правовая природа // NovaInfo.ru – 2020. – № 111. – С. 58-60. 9. Георгиева П.А. Роль органов дознания в современном досудебном уголовном судопроизводстве // Проблемы защиты прав: история и современность. – 2019. – С. 285-287. 10. Головин А.Ю. Противодействие предварительному расследованию: некоторые вопросы системных исследований // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2019. - № 1 (88). – С. 137-149. 11. Гусейнов Н.С. Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования // Студеческий. – 2019. - № 14 (58). – С 72-75. 12. Жасминова О.Е. Дознание в органах внутренних дел // Профессиональное образование. – 2020. - № 68. – С. 110-114. 13. Карпиков А.С., Мельниченко Е.С. Предварительное следствие как форма расследования преступлений. Актуальные проблемы и перспективы развития // Лучшая студенческая статья 2019. – 2019. – С. 164-168. 14. Левченко П.Ю. Актуальные проблемы регулирования процессуального статуса органа дознания // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. – 2019. – С. 185-190. 15. Лелетова М.В. Актуальные проблемы предварительного расследования // Сборник научных статей Нижегородской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2019. – С. 54-59. 16. Маслов М.И. Проблемы дознания в сокращенной форме // Студенческий вестник. – 2019. - № 13-1 (63). – С. 50-53. 17. Османов М.М. Проблемы, связанные с процессуальной самостоятельностью следователя при проведении предварительного следствия // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. – 2019. – С. 135-137. 18. Островский И.А. Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей) // NovaInfo.ru – 2019. – Т.1. - № 98. – С. 67-70. 19. Расулова С.Р. Особенности взаимодействия следователя и органов дознания // Закон и право. – 2019. - № 4. – С. 121-122. 20. Романов В.И. Пути повышения эффективности и качества предварительного расследования в Российском уголовном процессе // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. – 2019. – С. 148-154. 21. Сиделев В.В. Значение планирования производства предварительного следствия на последующем этапе // Российский следователь. – 2019. - № 3. – С. 22-25. 22. Скориков Д.Г., Коловоротный А.А. О некоторых аспектах взаимодействия следователя с органом дознания при расследовании преступлений // Органы следствия министерства внутренних дел России на страже правопорядка. – 2019. – С. 239-241. 23. Спиридонова Ю.Н. Актуальные вопросы досудебного производства в уголовном процессе России // Российский следователь. – 2019. - № 1. – С. 26-28. 24. Стадинов Л.В. Требование объективности предварительного расследования: постановка проблемы // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2019. – № 17-1. – С. 70-71. 25. Стельмах В.Ю. Некоторые проблемы нормативной регламентации дознания // Российская юстиция. – 2019. - № 4. – С. 58-60. 26. Яшин Е.А. Следственное действие в ряду способов получения доказательств: проблемы теории // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2019. – Ч. 2. – С. 143-145.
Отрывок из работы

1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Предварительное следствие как форма предварительного расследования в уголовном праве России В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, под предварительным следствием понимается одна из форм предварительного расследования преступлений, как правило, это тяжкие и особо тяжкие преступления. В соответствии с нормами уголовно-процессуального права, предварительное следствие осуществляется на основании результатов проведенного расследования следующими лицами: 1. Следователем следственного комитета Российской Федерации. 2. Следователем органов федеральной службы безопасности. 3. Следователями органов внутренних дел Российской Федерации. Приняв дело к своему производству, следователь расследует преступление в рамках своих полномочий. За качество и результаты проведенного расследования следователи несут ответственность. В рамках предварительного следствия, следователи имеют право давать поручения и указания подконтрольным органам (например, органам дознания) и требовать их выполнения. Поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются обязательными к выполнению . В рамках производства предварительного следствия следователь, в соответствии с действующим законодательством, праве выписывать ряд постановлений по уголовным делам, находящимся в его производстве. Данные постановления являются обязательными для всех организаций, предприятий, должностных лиц и граждан. В рамках своей профессиональной деятельности, при производстве предварительного следствия, следователь вправе задерживать и допрашивать лиц, подозреваемых в совершении преступлений в соответствии со ст. 91 и 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы уголовного и уголовно-процессуального права предусматривают общие условия производства следователем предварительного следствия. Ими являются: законность, объективность, полнота и основательность. Данные правила обусловлены принципами международного права, уголовного судопроизводства Российской Федерации и призваны выражать наиболее специфические особенности уголовно-процессуальной деятельности, и требования, предъявляемые к ней. В соответствии с указанными условиями предварительное следствие производится в максимально короткие сроки с минимальными затратами ресурсов, предотвращая возможные ошибки и осуществляя гарантию соблюдения прав и свобод человека . В соответствии со ст. 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяца. Период времени, в рамках предварительного следствия, начинается со дня возбуждения уголовного дела и заканчивается днём направления обвинительного заключения в органы прокуратуры (либо постановлением о передачи уголовного дела в суд) или днём прекращения оформления уголовного дела. Приостановление дела по основаниям, предусмотренным нормами уголовно-процессуальным кодексом, не входит в срок проведения предварительного следствия. Срок предварительного следствия может быть продлён до 3 месяцев руководителем следственного органа, а на основании «особой сложности» уголовного дела, срок производства предварительного следствия может быть продлён до 12 месяцев. Продление предварительного следствия на более длительный срок возможно лишь в исключительных случаях Председателем следственного комитета Российской Федерации. Для продления срока предварительного следствия по уголовному делу, следователь выносит соответствующее постановление и представляет его к рассмотрению руководителю следственного органа. Данное постановление должно быть представлено руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия. О продлении сроков предварительного следствия письменно уведомляются: обвиняемый, его защитник, потерпевший и его представитель . Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает сроки для действий следователя. В Уголовно-процессуальном Кодексе в качестве основного времени для предварительного расследования, указан двух месячный срок. Практика показывает, что при правильно организованной и системной работе органов предварительного расследования, в большинстве случаев, достаточно для всестороннего и тщательного расследования обстоятельств дела. Однако, законом также закреплена возможность, при необходимости, продления сроков расследования. В рамках проведение предварительного следствия на следователя возлагаются ряд обязанностей, установленных нормами уголовно-процессуального права: 1. Возбудить уголовное дело с целью установления меры пресечения. 2. Выпускать необходимые постановления либо прекратить уголовное преследование. 3. Принимать необходимые для предварительного следствия процессуальные решения . Лица, участвующие в предварительном следствии, обязаны выявлять причины и условия совершенного преступления, а также принимать меры к их устранению. При невыполнении своих обязанностей, следователь и иные должностные лица, участвующие в предварительном следствии, подлежат ответственности, установленной в действующем законодательстве. Нормы уголовно-процессуального права предусматривают проведение предварительного следствия следственной группе. Следственная группа назначается для проведения предварительного следствия по сложным или масштабным уголовным делам и является одной из наиболее эффективных форм организации труда в процессуальной деятельности следователей. Следственная группа состоит исключительно из следователей, оперативные работники могут использоваться следственной группой в процессе осуществления предварительного следствия, но не являются частью таких групп. В целом, следственная группа – это не коллегиальный орган, в связи с чем, решения, принимаемые следственной группой принимает руководитель следственного органа (который одновременно является руководителем следственной группы), при этом, следователи в следственной группе не теряют процессуальной самостоятельности и несут ответственность за принятые решения и качество выполнения своих профессиональных действий в соответствии с действующим законодательством . Подытожив вышесказанное, следует сказать, что успех осуществления предварительного следствия, в первую очередь, зависит от его планомерности и скорости проведения. Отсутствие планирования предварительного следствия и медлительность в его проведении вызывают исчезновение следов события уголовного преступления. Сама процедура предварительного следствия является неотъемлемой частью предварительного расследования и имеет свои процессуальные особенности, необходимые к соблюдению. 1.2 Дознание как форма предварительного расследования Глава 32 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет дознание в качестве разновидности существующих форм предварительного расследования. В сравнении с формой предварительного следствия, дознание позиционируется с законодательной точки зрения как более упрощенная форма предварительного расследования, что обусловлено его основными характеристиками и порядком осуществления. Однако, правоприменительная практика и многочисленные законодательные изменения диктуют свои жизненные реалии, в рамках которых природа дознания претерпела значительные изменения и утратила свою суть. Дознание представляет собой форму предварительного расследования, реализуемую дознавателем в рамках уголовного дела, в котором производство предварительного следствия необязательно. При этом, законодатель выделил категории дел, по которым производится дознание, регламентировав их ч. 3 ст. 150 УПК РФ. До настоящего времени дознание действительно осуществлялось в весьма короткие сроки в сравнении со следствием – от пятнадцати до двадцати суток. На сегодняшний день указанные сроки увеличены до тридцати суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня, когда было принято решение о направлении данного уголовного дела прокурору. Более сжатые сроки сохранились для нового вида дознания – сокращенного. При этом, существующие нормы предусматривают возможность продления обозначенных процессуальных сроков для дознания в общем порядке: до шести и двенадцати месяцев в исключительных случаях . Таким образом, на сегодняшний день институт дознания, независимо от своей разновидности, фактически не представляет собой упрощенную форму расследования. Напротив, многочисленные изменения уголовно-процессуального законодательства фактически сровняли институт дознания и предварительного следствия, включив в полномочия дознавателей такие полномочия, которые до настоящего времени были присущи следователям на стадии предварительного следствия. Дознание - одна из форм предварительного (досудебного) расследования преступлений наряду с предварительным следствием. Оба они направлены на реализацию целей уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах судопроизводства, а общие условия предварительного расследования распространяются и на дознание, за отдельными исключениями. Вместе с тем следствие и дознание как самостоятельные формы предварительного расследования различаются по ряду признаков. 1. Предварительное следствие - основная форма расследования, поскольку этой сферой деятельности охватывается производство по большинству уголовных дел, за исключением преступлений небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Согласно п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен изъять любое уголовное дело у органа дознания и передать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. 2. Субъект производства предварительного следствия - следователь, а субъект дознания - дознаватель либо следователь. Следователи Следственного комитета РФ осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ и связанных со специальным правовым статусом лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, либо совершенных должностными лицами правоохранительных органов и Вооруженных Сил РФ, названных в п.п. "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ дознание по преступлениям этой категории. 3. Предварительное следствие осуществляется в два этапа: лицо вначале привлекается в качестве обвиняемого, а потом в отношении его составляется обвинительное заключение. В ходе же дознания выносится обвинительный акт, который сочетает элементы как постановления о привлечении в качестве обвиняемого, так и обвинительного заключения. 4. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела с возможным продлением срока прокурором вплоть до 12 месяцев. Срок предварительного следствия составляет 2 месяца с возможным его продлением свыше 12 месяцев. Дознание производится, как правило, по преступлениям небольшой или средней тяжести. По преступлениям, которые относятся к категории дел частного обвинения, дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы. В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, минуя предварительное расследование . Дознание не производится по деяниям, совершенным невменяемыми лицами, а также по преступлениям, совершенным в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом или статусом сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или приравненного к ним лица. Дознаватели как штатные сотрудники специализированных подразделений дознания предусмотрены только в некоторых органах дознания: органах внутренних дел, пограничных органах Федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов на уровне субъектов РФ, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Компетенция остальных органов дознания ограничена производством лишь неотложных следственных действий. Одной из существенных особенностей дознания является то, что оно осуществляется не специальным следственным аппаратом, а определенными административными органами, органами государственного управления. Их компетенция не ограничена пределами своего ведомства; она распространяется на любое ведомство, где осуществляется данный вид деятельности и где указанным административным органам принадлежит право внешнего контроля. Указанные органы потому наделяются функцией дознания, что в процессе осуществления своей управленческой и контрольной деятельности им приходится выявлять преступления, требующие соответствующего реагирования. В ст. 150 УПК РФ говорится о том, что предварительное расследование осуществляется в одной из двух форм: дознания или предварительного следствия, при этом осуществление предварительного следствия, как и ранее, обязательно по любому уголовному делу, кроме тех, по которым осуществляется дознание. Дознание после того, как уголовно-процессуальное законодательство было изменено, действует лишь в качестве формы предварительного расследования по уголовным делам, указанным вч.3 ст. 150 УПК РФ, которые возбуждаются в отношении определенных лиц, совершивших преступления средней либо небольшой тяжести. Можно считать дознание укороченной по срокам и упрощенной формой расследования, которая предусматривает особые указанные в гл. 32 УПК РФ правила производства по уголовному делу . В ч.7 ст. 5 УПК РФ устанавливается, что дознаватель представляет собой должностное лицо органа дознания, которое уполномочено руководителем органа дознания либо правомочно вести в форме дознания предварительное расследование, а кроме того осуществлять другие полномочия, указанные в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. В ходе принятия дознавателем решения по делу, которое находится в его производстве, он исходит из тех же предписаний, что и следователь, а кроме того, другие участвующие в уголовном судопроизводстве лица, которые выполняют функцию расследования. Причем законодатель не ограничивает список средств доказывания. Право осуществлять всяческие следственные действия, необходимые в конкретной следственной ситуации предоставлено именно дознавателю. Дознаватель, приняв решение возбудить уголовное дело, применяет все процессуальные и следственные средства, призванные закрепить доказательства. Данные действия имеют целью выявление всех нужных признаков состава преступления и обстоятельств события, других обстоятельств дела .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 21 страница
252 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg