Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

irina_k200 1000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Цель исследования – изучение развития познавательного интереса у детей начальной школы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Дать характеристику понятия «познавательный интерес» и рассмотреть особенности развития познавательного интереса у младших школьников. 2. Определить методы и приемы развития познавательного интереса у детей начальной школы. 3. Описать методики исследования познавательного интереса у младших школьников 4.Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам по повышению познавательного интереса у детей младшего школьного возраста Объект исследования - процесс развития познавательной сферы младших школьников. Предмет исследования - особенности развития познавательного интереса младших школьников. Теоретико-методологические основы исследования: Методические и научные исследования развития познавательных интересов младших школьников в трудах Г.М. Щукиной, Д.Б. Элькониным, Л.С.Выготским. Методы исследования – анализ литературы (обобщение)
Введение

Актуальность исследования состоит в том, что учитель младших классов, прежде всего, должен научить учеников учиться, сохранить и развивать познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель знает, какова природа происхождения познавательной деятельности, из чего она состоит, в каком порядке следует её развивать у детей начальной школы, какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать развитие намеченной познавательной деятельности у всех учащихся. Познавательный интерес развивается в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с формированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная деятельность - деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных навыков и средств. И учитель должен знать, располагает ли этими средствами обучающийся, сформированы ли у него в дошкольный период. Изучение принципов развития познавательной деятельности школьника необходимо не столько для теоретического обоснования, сколько для практического применения. Нужно четко представлять конкретное содержание различных видов познавательной деятельности. То есть чему и в какой последовательности надо учить обучающихся, вооружить их приемами рационального логического мышления и т.д. Особо должно рассматриваться воспитание навыков умения учиться, развитию общей познавательной деятельности. Без побуждения деятельности ученика, учитель не сможет достичь поставленных целей. Но умение учиться включает как общие, так и специфичные виды познавательного интереса. Прежде чем стать средствами усвоения, эти виды познавательного интереса сами должны быть усвоены обучающимися. При развитии познавательного интереса решается вопрос о том, как учить, какие приемы и методы использовать и в какой последовательности. Специально выделяются условия, реализация которых позволяет учителю гарантировать достижение поставленной цели. Особое внимание при этом уделяется функциональному контролю в учебном процессе. В развитии пытливой и творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности – главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В. В. Розановой сказано: «Интерес – внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого, чего-нибудь». Следовательно, каждому учителю необходимо планируя урок продумывать и проектировать его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, который должен поддерживаться от урока к уроку. Исходя из этого, сочла тему «Развитие познавательного интереса у детей начальной школы » актуальной.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1.Характеристика понятия «познавательный интерес» 6 1.2.Особенности развития познавательного интереса у младшего школьного возраста 9 1.3. Методы и приемы развития познавательного интереса у детей начальной школы 13 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22 2.1 Классификация методик исследования познавательного интереса у младших школьников 22 2.2.Психолого-педагогические рекомендации педагогам по повышению познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться.-М., 2010. 2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса . – Мн: Университетское, 2012. 3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета . – Л., 2013. 4. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в начальных кассах. – М., 2014. 5. Белкин, Е.Л. Управление познавательной деятельностью. – Ярославль, 2015. 6. Беляев, М.Ф. Психология интереса. – М., 2013. 7. Брунер, Дж. Психология познания [Текст]- М.: Просвещение, 1977.-С.423. 8. Вербовая, Н.И. Формирование познавательных интересов школьников как одно и условий осуществления начального образования. – М., 2014. 9. Выготский, Л.С. Психология познания Издательство «Эксмо», 2006. - 32с. 10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2013. - 672 с. 11. Гончарова,Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 2015 №6. 12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения - М.: Просвещение, 2011.- 258с. 13. Дубровина, И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.;– М.: Просвещение, 2013. – 208с. 14. Давыденко, В.А. Дидактический принцип активности в обучении учащихся Хабаровск, 2014. 15. Жарова, Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л., 2013. 16. Жукова, В.П., Быстрова, Н.Н. О детях нуждающихся в педагогической поддержке. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2014. 17. Занъко, С.Ф.. Игра и ученье — Ноябрьск, 2011. - 422с., 286с. 18. Коменский, Я.А. Избранные сочинения. – М., 2013. 19. Леви, В. Нестандартный ребенок . – М., 2011. 20. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Л., 2012. 21. Малышева, Г.И. Пусть урок будет интересным // Воспитание школьников. – 2013. - №6. 22. Маркова, А.К., Матис, Г.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения.-М., 2014. 23. Печенюк, А.М, Григорова, В.К. Заповеди перевоспитания. – Хабаровск, 2012. 24. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 2013. 25. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 2014. 26. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении . – М., 2013. 27. Щукина,ы Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся –М., 2014 28. http://vestnik.osu.ru/2001_1/2.pdf 29. http://www.openclass.ru/node/446432 30. http://www.2vg.ru/pedagogika/igrovye_texnologii_kak_sredstvo_i2.html
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1.Характеристика понятия «познавательный интерес» Интерес – это особенное внимание к чему-нибудь, стремление вникнуть в суть [8, стр.121]. Как нам ранее известно, заинтересованность имеет определенную предметную направленность. Круг интересов человека многообразен, как и разнообразен окружающий нас мир. Однако из многообразия явлений и предметов окружающего нас мира в интересе каждого человека избирательно отражается именно то, что важно и ценно для самой личности, что связано с ее индивидуальным развитием и опытом[9,стр.121]. Значимой сферой феномена «интерес» считается познавательный интерес [16, c. 456]. Преподаватели и специалисты по психологии познавательный интерес исследуют с различных сторон, однако каждое изучение рассматривает интерес как часть общей проблемы развития. Одни изучения посвящены психологической природы интереса (А.А. Невский, И.М. Цветков), некоторые как отношение личности (А.А. Бодалев), другие рассматривают познавательный интерес как мотив (Н.Г. Морозова, Л.И. Божович). Некоторые исследователи изучают познавательный интерес как важнейшее средство обучения (И.Г. Бабанский, Г.И. Щукина). Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения (М Н. Скаткиным, Р.Г. Лембергом, М. А. Даниловым) [10, с 7]. Роль познавательного интереса и его сущность в воспитании личности рассматривает Г.И. Щукина. Она пишет, познавательный интерес, можно охарактеризовать как сложное отношение человека и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к глубокому и всестороннему изучению, познанию их существенных свойств.[28.стр.54] Педагоги-психологи утверждают, о том что корни заинтересованности лежат в общественной жизни, что обогащает также развивает заинтересованность к работе, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, то есть источником познавательного интереса является окружение человека и сама его жизнь. Однако в нашем мире не всё и не всегда привлекает человека одинаково, не всё он стремится понять, осознать и изучить. Познавательная направленность человека избирательна. Познавательный интерес связан с тем, что же сам человек считает необходимым, что для него имеет особое значение [13, c. 11]. Ведь когда та либо иная область науки, тот либо иной предмет кажутся значимыми и важными для человека, он особенно заинтересован и пытается рассмотреть все аспекты этих событий и явлений, связанных с интересующей его областью знаний. В другом случае интерес у ученика может быть не совсем познавательным: он может быть нестабильным, поверхностным и случайным [13, c.11]. Познавательный интерес, как интерес, по сути не является отдельным специфическим психологическим процессом, таким как восприятие, память и мышление. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют волевые, интеллектуальные и эмоциональные процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов. Познавательный интерес - не всякий интерес к предмету [12, c 13]. Новая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями интеллектуальную и мыслительную деятельность. Чувство радости, трудового подъема удовлетворения от проделанной работы подкрепляет познавательный интерес и делает его более стойким. Под влиянием интереса школьник особенно заботливо, с участием относится к процессу и к результатам своей деятельности. На уроках учитель, уделяющий большое внимание развитию познавательных интересов у детей начальных классов, хорошо видит эмоциональный подъем у обучающихся. Возгласы восхищения, удивления, вызванные познанием нового и необычного, поражающего воображение, смех в ответ на шутку, взволнованность, сопереживания в коллективе, связаны с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего правильного ответа, улыбку, - все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они возбуждены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного [1, c. 15]. Поэтому анализ литературы показал, что интерес – это нечто особенное, желание вникать в суть, узнать что-то новое. Кроме того, исследование показало, что из феномена «интерес», познавательный интерес является особой областью. Для базового определения понятия познавательного интереса рассмотрим определение, данное Г. И. Щукиной. Познавательный интерес представляет сложную взаимосвязь между человеком и явлениями окружающей действительности, в которой выражается его стремление к всесторонним, глубоким изучением, познанием их основных свойств. В данном параграфе также рассмотрены характерные особенности познавательного интереса: интеллектуальный характер, окрашивание эмоциями интеллектуальной и мыслительной деятельности. 1.2. Особенности развития и формирования познавательного интереса у младших школьников Учащиеся начальной школы постоянно находятся в новых для себя условиях – они включены в учебный процесс, результаты которого оцениваются близкими людьми. От оценок и успеваемости зависит в этот период развитие личности. Явные различия между учениками начальной школы наблюдаются в области познавательных интересов. Интерес к изучению предмета в начальной школе встречается редко, обычно связан с ранним развитием специальных способностей. У большинства школьников познавательные интересы не так высоки. Но успевающие дети могут изучать разные и сложные предметы. На разных уроках, изучая различные материалы, они активно участвуют в учебном процессе и изучают новые вещи. Развитие интереса также можно отнести к случаям преобразования познавательного интереса в образовательный интерес. А.Ю. Миленький изучил особенности образовательных интересов, которые отличают их от других видов познавательных интересов [27, с. 379]. Формирование познавательных интересов у младших школьников начинается с самого начала школьного образования. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к приобретению знаний и к содержанию учебной деятельности. Исходя из этого, мотивы преподавания высокого общественного порядка могут сочетаться с действительно ответственным отношением к образовательной деятельности. Педагог должен передать именно такие мотивы обучения, чтобы дети осознали общественное значение учебного труда. И этот процесс должен быть зафиксирован только тогда, когда будут созданы надлежащие условия. Формирование познавательных интересов у детей начальной школы происходит в форме любознательности и любопытства с включением механизмов внимания. При переходе от одной стадии развития к другой предыдущие стадии не исчезают, они продолжают функционировать на том же уровне, что и новые формы. В первом и втором классе все интересы развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, это интеллектуальная любознательность. Во-первых, существуют интересы в определенных фактах, отдельных явлениях, затем интересы, связанные с раскрытием закономерностей, отношений, причин и корреляций между явлениями. Если они чаще интересуются «что это такое?», то в третьем и четвёртом классе вопросы «почему?» и «как?» становятся типичными. По мере развития навыков чтения возрастает интерес к чтению конкретной литературы, и мальчики быстро начинают проявлять интерес к технике. С третьего класса образовательные интересы начинают дифференцироваться. Когнитивный интерес, а также творческая деятельность представляют собой сложные и многозначные явления, которые можно наблюдать с обеих сторон. Во-первых, они действуют как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, эти понятия являются наиболее ценной причиной образовательной деятельности школьника. [12, с.287.] Но для формирования мотивов внешних воздействий недостаточно, они должны основываться на потребностях самого человека. Поэтому внешние и внутренние проявления познавательного интереса можно различить, а условия, влияющие на их формирование, можно разделить на внешние и внутренние. Проблема развития познавательного интереса у младшего школьника не имеет окончательного решения из-за его многофакторной природы. М.Н. Скаткин констатирует, что на развитие познавательного интереса влияют содержание материала, организационные формы, среда воспитательной работы, методы и приемы обучения, личность учителя и материальная база школы [12, с. , 186]. Когда формируется интерес учащихся начальной школы к выполнению различных заданий, необходимо учитывать все его аспекты. Преподаватель должен сосредоточиться на учебных пособиях с учетом внешних условий. Предмет познавательного интереса - новые познания мира. Таким образом, хорошо продуманный и хорошо подобранный учебный материал, который заинтересует школьников, поразит их и обязательно будет содержать новые научные результаты, научные исследования и открытия, будет являться познавательным интересом для младшего школьника. Главное в уроке - учебный процесс интенсивный и увлекательный, а стиль учителя мягкий и дружелюбный. Надо поддерживать чувство радости и интереса в ребенке надолго. [13, с.55.] В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с ярко выраженным эмоциональным отношением, что особенно ярко, эффективно раскрывается в содержании знаний. В развитии познавательного интереса можно выделить несколько этапов. Первая стадия проявляется в форме любопытства - естественной реакции человека на все интригующее и неожиданное. Второй этап - любознательность, когда ученик проявляет желание глубже понять, разобрать изучаемый материал [29]. В этом случае учащийся активно работает в классе, разрабатывает устройства, читает дополнительную литературу, предоставляет примеры, задает вопросы, которые его интересуют, участвует в обсуждении, самостоятельно проводит эксперименты и так далее. Однако любопытство ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал из другого раздела и темы может быть ему скучным, и интерес к теме исчезнет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любопытство и стремиться создавать постоянный интерес к предмету, в котором учащийся понимает логику, структуру и методы урока, используемые для поиска и выделения новых знаний по мере того, как он или она захватывает процесс понимания новых знаний самостоятельно, решение нестандартных задач и проблем доставляет ему удовольствие. Таким образом, познавательный интерес детей школьного возраста является важным фактором обучения и в то же время жизненно важным фактором формирования личности. [6, с. 373.] Когнитивный интерес способствует общей ориентации деятельности детей школьного возраста и может играть важную роль в их личностной структуре. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивает ряд условий: • характером (широкие и многосторонние интересы, основные и местные или многосторонние интересы с интересами с выделением стержневого); • связь с жизненными планами и перспективами; • место познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействия; • оригинальность интереса к познавательному процессу; • уровень развития интереса (его глубина, сила и стабильность); Эти условия обеспечивают глубину и силу влияния познавательного интереса на личность учащихся. Развитие познавательных интересов напрямую зависит от организации воспитательной работы. Преподаватель должен руководствоваться законами развития познавательных интересов, важно помнить, что развитие идет от простого к сложному, от описания к объяснению, от близкого к далекому, от известного к неизвестному. Чтобы развить познавательный интерес для учителя, важно соблюдать принцип: чем младше ученик, тем более наглядным должен быть урок и тем активнее должна играть его роль. Таким образом, младший ученик включается в социально значимые образовательные мероприятия, результаты которых оцениваются близкими. Развитие его личности в данный период зависит от успеваемости и оценки ребенка. Детям с хорошими показателями гораздо легче справляться с материалами любой сложности. Интерес - это постоянный стимулирующий механизм познания. 1.3. Методы и приемы развития познавательного интереса у детей начальной школы Эффективность развития любого вида деятельности во многом зависит от мотивации ребенка к этому виду деятельности. Деятельность проходит более эффективно и дает лучшие результаты, если у ученика есть сильные, яркие и глубокие причины, которые заставляют его хотеть действовать, преодолевать неизбежные трудности и постоянно двигаться к поставленной цели. Учебная деятельность становится более успешной, если учащиеся позитивно относятся к учебе, имеют познавательный интерес и нуждаются в познавательной деятельности, а также если у них появилось чувство ответственности и обязанности. Учителя и наука накопили большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса. Ведущая роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения между учителями и учениками. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию позитивного или негативного отношения к процессу обучения для школы в целом. С группой методов можно ознакомится в схеме 1. Схема 1. Методы эмоционального стимулирования. Важнейшей задачей учителя является обеспечение того, чтобы учащиеся начальных классов имели положительные эмоции, связанные с учебной деятельностью, ее содержанием, формами и методами реализации. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, памяти, понимания, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигнутых целей. [4, с. 208.] Основными методами эмоциональной стимуляции являются: Создание ситуаций успеха в обучении - это создание цепочки ситуаций, в которых ученик достигает хороших результатов в обучении, что приводит к чувству уверенности в себе и легкости обучения. Этот метод является одним из наиболее эффективных средств стимулирования интереса к обучению. Одним из приемов создания ситуации успеха может стать подбор для учащихся не одного, а небольшого числа задач возрастающей сложности. Первое задание выбирается простым, чтобы учащиеся, которым нужна стимуляция, могли ее решить и чувствовать себя знающими и опытными. Затем следуют большие и сложные упражнения. [11, с. 64.] Поощрение и порицание в образовании, воспитание. Важно, чтобы учитель вовремя хвалил ребенка за успех и эмоциональный подъем, чтобы найти слова для короткого порицания, если она выходит за рамки допустимого - это настоящее искусство, с помощью которого вы можете контролировать эмоциональное состояние ребенка. Круг поощрений весьма разнообразен. В образовательном процессе это может быть похвала ребенка, положительная оценка определенного индивидуального качества, продвижение выбранной им сферы деятельности или средство выполнения задания, высокая оценка и т. д. Применение порицаний и других форм наказания является исключением для формирования образовательных мотивов и обычно используется только в вынужденных ситуациях. [11, с. 160-162.] Использование игр, форм игр для организации внеклассных и образовательных мероприятий. Ценным методом стимулирования интереса к обучению является метод использования различных игр и форм организации познавательной деятельности. Можно выделить три группы игр в таблице 1, подходящих для использования в образовательных учреждениях. Таблица 1. Виды игр и их характеристика Группы игр Описание группы игр Короткие игры Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Игровые оболочки Эти игры (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в начальной школе такая игра может охватывать весь учебный день. К ним относится такой захватывающий прием, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы- игры. Длительные развивающие игры Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы, по выражению А.С.Макаренко, на дальнюю перспективную линию, т.е. на далекую идеальную цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребенка. Особенностью этой группы игр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы больше похожи не на игры, как мы себе их представляем- с шутками и смехом, а на ответственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности - это игры воспитывающей направленности. Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются: • формирование готовности восприятия учебного материала; • выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; • метод стимулирование занимательным содержанием; • метод создание ситуаций творческого поиска. Формирование восприятия готовности учебных материалов. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Например, вместо стандартной фразы «Мы начинаем новую тему» учитель может дать школьникам листок бумаги и попросить их написать все слова, которые они знают о теме, в течение 3 минут. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов они написали, и выяснят, у кого больше, а у кого меньше. Теперь вы можете начать новую тему. Школьники будут внимательно следить за речью учителя, задаваясь вопросом, о чем они забыли написать, что еще нужно написать. Создание сюжета приключенческой игры на основе учебного материала предполагает проведение урока игры, который включает в себя выполнение запланированных образовательных мероприятий. В последние годы учителя все чаще пытаются обогатить и разнообразить учебное содержание уроков с помощью этой конкретной методики. Примером является игра в путешествия во время урока по окружающему миру. Изучая растения, учащиеся с воробьем могут сидеть на каждом дереве, размышлять о его особенностях, прыгать на поляны вокруг цветов, вдыхая их аромат.[30] Метод стимулирования занимательным содержанием. Выбор образного, живого и занимательного учебного материала и его дополнение к общему ряду примеров и учебных заданий имеет большое значение для развития познавательного интереса учащихся. Этот метод создает в классе атмосферу радости, что, в свою очередь, стимулирует позитивное отношение к образовательной деятельности и служит первым шагом к возникновению познавательного интереса. Прием: введение в учебный процесс, предполагающее принятие примеров, опыта, парадоксальных фактов. Наблюдение - это сознательно организованное или менее сфокусированное и систематическое, активное восприятие детьми различных объектов и явлений. Целью наблюдения может быть приобретение разнообразных знаний - для определения свойств и качеств, структуры и внешней структуры предметов, причин изменения и развития объектов. Метод создания креативных поисковых ситуаций. Сильный познавательный интерес заключается в создании ситуаций, которые вовлекают школьников в творческую деятельность. Творчество является одной из сильнейших причин развития познавательного интереса. Однако есть некоторые трудности. Вводя детей в каждую-либо дисциплину, учитель использует различные иллюстративные материалы: обучающие образы, репродукции художественных изображений, фотографии, фильмы, модели, киноленты, фильмы и телевизионные фильмы. Иллюстративно-наглядный материал помогает закрепить и объяснить представления детей, полученные при непосредственном восприятии явления или объекта. Методы формирования ответственности и обязательности. Процесс обучения основан не только на эмоциях, но и на ряде мотивов ответственности и обязательности. Методы и приемы формирования ответственности в обучении основаны на методах школьного образования, которые сами по себе подчеркивают единство процессов обучения и воспитания. Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов: • объяснить школьнику личную важность обучения; • обучение выполнению требований оперативного контроля. Формирование понимания личного значения обучения - это метод формирования понимания младшим школьником важности успешного обучения для его или ее настоящей и будущей жизни. При формировании понимания личного значения успешного обучения у учеников начальной школы у учителя возникают особые трудности. Трудно понять важность успешного обучения будущей жизни для младших школьников. Кроме того, они до сих пор не знают, кем они будут, поскольку их фантазии меняются довольно часто. Несовершеннолетние школьники осознают важность обучения через взрослых, через свое отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Ее отношение к обучению часто становится отражением отношения ее родителей к результатам обучения ребенка. Понимание личного значения успешного обучения во многом зависит от поведения учителя. Основную роль играют методы демонстрации страха перед неудачей ребенка в школе, а также особое внимание к получению результатов успешного обучения, попытка организовать, поделиться общим опытом успеха каждого ученика со всем классом. Представление требований к обучению. Способ предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, внутренними правилами и карточкой общеобразовательного учреждения. Следует помнить, что поощрение ответственности за обучение должно сочетаться с методами обучения школьников выполнять учебную работу, с образовательными требованиями, поскольку отсутствие таких навыков может привести к тому, что учащиеся отстают в школе и, следовательно, нарушают дисциплину. Пример других учеников и учителей играет здесь важную роль. Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся. Во время обучения учитель сталкивается с множеством задач, которые не имеют прямого отношения к обучению, но все же необходимы для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основная доля в общем развитии ребенка отводится разработке учебного материала. Тем не менее, развитие ряда функций не предусмотрено в традиционной программе обучения. Речь идет о умении размышлять, о воображении, умении рисковать без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и ее реализации, умении быть креативным и т. Д. Хотя очевидно, что задачи обучения и развития индивидуальности учащихся с точки зрения важности находятся наравне с задачей обучения и взаимосвязаны, тем не менее методы развития творческих навыков учащихся практически никогда не используются в образовательных учреждениях. Основная причина этого заключается в том, что раньше в школе стояла задача обучения в качестве директора, а иногда и единственного. Вот почему психологические методы были введены сравнительно недавно (в последние два-три десятилетия).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg