Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности реализации кейс-технологии на уроках английского языка в старших классах

irina_k200 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Объектом исследования является применение интерактивных технологий обучения иностранному языку в средней школе. Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являются особенности применения кейс-метода в обучении английскому языку старшеклассников. Целью предлагаемого исследования является обоснование необходимости применения интерактивного метода кейс-стади как средства реализации компетентностного подхода на уроках иностранного языка. Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач: 1. Определить сущность и значение метода кейс-стади, как одной их современных интерактивных технологий обучения. 2. Проанализировать содержание метода кейс-стади в контексте современного образования. 3. Обосновать специфику рассматриваемого метода как фактора профессиональной самореализации и адаптации старшеклассников и выявить условия его реализации применительно к обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы. 4. Разработать алгоритм создания кейсов по английскому языку. 5. Создать серию кейсов на основе контент-анализа учебно-методических комплексов по английскому языку для учащихся старших классов средней школы. 6. Проанализировать эффективность применения метода кейс-стади на уроках иностранного языка на практике в условиях общеобразовательной школы. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, контент-анализ, анализ содержания школьных УМК по английскому языку, педагогическое наблюдение, обобщение передового педагогического опыта. Новизна исследования заключается, на наш взгляд, в обобщении и систематизации источников и материалов, посвященных использованию кейс-технологии в обучении иностранным языкам. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержания разработанных в ходе выполнения ВКР кейсов и алгоритма их составления на уроках английского языка в школах, лицеях, гимназиях и других средних и высших учебных заведениях, реализующих учебные планы, в содержание которых входит учебная дисциплина «иностранный язык». Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения. База исследования: исследование проводилось на базе МОБУ Лакедемоновская СОШ Неклиновского района с учащимися 9 «А» класса. Во введении обосновывается актуальность исследования, определены предмет, объект, цель и задачи ВКР, представлены методы исследования, его новизна и практическая значимость. цель и задачи исследования. В первой главе «Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовательном пространстве» проведен анализ метода кейс-стади в контексте современного образования, рассмотрены основные источники создания кейсов, приведена их типология. Во второй главе «Организация обучения иностранным языкам на основе метода «кейс-стади» рассмотрены методические принципы работы с кейсами на уроках иностранного языка как интерактивной технологии обучения, приведен опыт внедрения кейс-метода в процесс обучения иностранному языку в средней школе. В заключении отражены основные результаты и выводы исследования. В приложении предлагается разработка урока английского языка с использованием практического исследовательского кейса для учащихся класса общеобразовательного профиля на экологическую тему. В работе приводится список литературы и интернет источников, включающий 30 наименований, из них 7 за последние 5 лет.
Введение

Современное обучение ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей. В данных условиях задача учителя найти эффективные пути улучшения результатов обучения, применяя при этом оптимальные методы и приемы обучения. На современном этапе развития общества не вызывает сомнения тот факт, что система образования должна расширять инновационный и творческий потенциал учеников. Достижение этой цели становится возможным при разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения. В современной педагогике особую актуальность сегодня представляет применение интерактивных технологий обучения. Интерактивное обучение это обучение, построенное на взаимодействие обучаемого с учебным окружением, учебной средой; обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учеников между собой и педагогом. Таким образом, «интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации» [19,3]. Учебный предмет «иностранный язык» имеет огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Особенность этой дисциплины состоит в том, что в процессе обучения у учеников формируются навыки использования иностранного языка не только как средства коммуникации, но и как средства профессионального роста и саморазвития, социализации и адаптации. Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Актуальность исследования заключается в том, что применение технологии кейсов в обучении иностранному языку соответствует требованиям нового образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций и проблем. Одной из интерактивных образовательных моделей, позволяющей ученикам погрузиться в образовательный процесс и примерить на себя любую из существующих социальных ролей, является способ организации обучения, получивший название Case Study – метод анализа ситуаций. Данная методика обучения использует описание конкретных экономических или социальных ситуаций (случаев, историй, кейсов) для совместного анализа, обсуждения или выработки решений обучающимися по определенному разделу учебного курса. Работа с кейсами предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, ученикам необходимо разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. В зарубежных публикациях данный метод также называют методом деловых историй (case-stories), кейс-стади (case-study), а в отечественных изданиях говорят о методике конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе и методе ситуационных задач.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КЕЙС-МЕТОД: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7 1.1. История метода CASE-STUDY, источники и типы кейсов 7 1.2. Анализ использования метода кейсов в контексте современного образования 12 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ МЕТОДА CASE-STUDY 16 2.1. Основные методические принципы работы с кейсами на уроках иностранного языка 16 2.2. Условия и особенности реализации кейс-технологии на уроках английского языка в старших классах 21 2.3. Из опыта применения метода кейсов в практике обучения 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 50 ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Список литературы

1. Айкина Т. Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник ТГПУ. Томск, 2013. №1. С.58-60. 2. Аверьянова С. В. О зарубежном опыте формирования умений делового общения (прием «case-study») // Лингводидактические аспекты обучения профессиональному общению. М.: РЕМА, 2006. С. 23. 3. Воронов И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе посредством кейс-метода. М.: Просвещение ,2006. – 256 с. 4. Десятова О.В. Активные методы обучения в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам (на примере кейс-стади) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011а. № 7. С.148-151. 5. Десятова О.В. Формирование профессиональной компетенции в обучении иностранным языкам с использованием активных методов обучения // Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения. СПб. № 21-2. С. 228-232. 6. Долгоруков А. Case-study как способ (стратегия) понимания. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С.22-44. 7. Дубинина Г. А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. М.: Рема, 2010. С. 20-25. 8. Дюмина С.В. Условия формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи как компонента личностных универсальных учебных действий. Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности // Сборник научных статей международной научно-практической конференции под. Ред. С. И. Беленцова, 2015. С. 286-290. 9. Золотова М.В. О некоторых моментах использования методов кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития,2015. С.54-57. 10. Золотова М.В. О некоторых моментах использования методов кейсов в обучении иностранному языку / М.В. Золотова, О.А. Демина // Теория и практика общественного развития, 2015. № 4. [Электронный ресурс] Режим доступа http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/4/pedagogics/zolotova-demina.pdf 11. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии. Под ред. Прозументовой Г.Н. Томск, 2003. 12. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка //Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в контексте лингвострановедения: сб.научн.ст.в 2 ч.Ч.1. М.: МГИМО-Университет, 2009. С.253-261. 13. Использование метода кейс-стади как средства формирования профессиональной компетентности будущих педагогов начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 9. С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95020.htm. 14. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.casemethod.ru 15. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). // Интернет-порталы: содержание и технологии. Вып. 2. / ГНИИ ИТТ «Информика». М.: Просвещение, 2004. С.56-84. 16. Кейс-метод. Окно в мир, или анатомия кейс-метода. / Под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с. 17. Колесник Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике // Методические рекомендации в 2-х частях. СПб: НП Стратегия будущего, 2006. 198 с . 18. Куимова М. В., Евдокимов Д. Е., Федоров К. В. Метод case-study в обучении иностранному языку студентов старших курсов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21). Ч. 1. С. 44-47. 19. Павленко В.Г. Интерактивные технологии обучения иностранному языку // Уральский научный вестник, 2016. Т. 6. № 2. С.3-6. 20. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с. 21. Пахтусова, Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый,2014. №7. С. 532–534. 22. Петровская А.Ю. Принципы отбора, объема и организации учебного материала как условие активизации младших школьников. Современные проблемы педагогики и психологии Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2006. С.101–102. 23. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый, 2011. № 5. Т.2. С. 155-157. 24. Полат Е.С. Разноуровневое обучение // Иностранные языки в школе, 2000 №6. С.12-14. 25. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с. 26. Современные образовательные технологии: учебное пособие: под ред. Н. В. Бордовской. 2-е изд-е, стер. М.: КНОРУС, 2011. С. 32-35. 27. Степанова И. М. Метод анализа проблемных ситуаций (кейс-метод) как средство обучения школьников иноязычному профессионально-ориентированному общению // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и в школе»: сборник статей. Пенза: РИО ПГСХА, 2007. С. 125-127. 28. Федоринова З. В. Использование case study для гуманитаризации образования в техническом вузе // Вести Томского гос.пед.ун-та, 2012. Вып.4. С.90-92. 29. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Использование метода «кейс-стади» в решении учебно-воспитательных задач при подготовке современного школьника // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (39). Ч. 1. С. 198-200. 30. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование. М., 2009. №2.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. КЕЙС-МЕТОД: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ 1.1. История метода Case Study, источники и типы кейсов Основоположником кейс-метода считается Христофор Колумб Лэнгделл (Christopher Columbus Langdell), который практически открыл новую область в преподавании, примерно так же, как в свое время его знаменитый тезка открыл Америку. И точно так же ему поначалу пришлось столкнуться с трудностями, недоверием и сопротивлением сторонников традиционного обучения [25,с.35]. Лэнгделл занимал пост декана школы права в Гарвардском университете. Он сам был выпускником этой школы, проучившись в ней в два раза больше отведенного срока и потратив дополнительное время на работу в Гарвардской библиотеке. Предложенный подход стал альтернативой традиционной зубрежке. Став деканом в 1870 году, он немедленно начал внедрять метод кейсов (case-study) метод разбора реальных ситуаций, предлагая студентам ознакомиться с оригинальными материалами дела и сделать собственное заключение. Чтобы облегчить эту работу, он подготовил специальный сборник учебных материалов кейсов, снабдив каждый кейс небольшим двухстраничным введением. На занятиях студенты при помощи учителя обсуждали факты, выявляли спорные моменты, изучали прения сторон, рассуждали о доктринах и принципах, лежащих в основе дела, и сравнивали их с другими судебными делами. Поначалу нововведение встретило резкое сопротивление и возмущение со стороны студентов. Рассуждать на заданную тему оказалось намного более сложной задачей, чем просто воспроизводить заученный текст. Многие из студентов «проголосовали ногами» в течение первых трех лет внедрения нового метода количество поступающих сократилось с 165 до 117. К 1895 году метод твердо укрепился в Гарвардской школе права, а вместе с ней еще в шести элитных юридических университетах (в Колумбии, Йеле, Чикаго и др.), а к началу 20-го века метод разбора дел из реальной судебной практики стал основополагающим в юридическом обучении. В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом. Такая прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах 45 %. [14]. Таким образом, сегодня существуют две классические школы «case study» Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первого подхода использование метода «case study» нацелено на обучение поиску единственно правильного решения. Второй подход направлен на поиск многовариативного решения проблемы или проблемной ситуации. Обобщив вышесказанное, приходим к выводу, что метод «case study», или метод конкретных ситуаций (от англ. case - случай, ситуация) это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). В основе метода «case study» лежат принципы проблемно-ориентированного обучения. Суть этого метода заключается в том, что группа учащихся, проанализировав конкретную ситуацию, должна предложить решения поставленной проблемы и выработать алгоритмы дальнейшего развития[21,с.532-534]. Благодаря такому подходу метод case-study нашел свое применение в обучении любому предмету, постепенно перерастая в технологию, а элементы рассматриваемого метода нашли также применение в обучении иностранному языку [15,с.64]. В настоящее время под методом case-study подразумевается техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, вникнуть в суть проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации [25,с.58]. Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются с конкретным случаем, взятым из практики. Затем, обсуждая этот случай на английском языке, ищут альтернативы его решения, предлагают свой собственный вариант решения, который грамотно обосновывают, а потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике. Одного верного решения не существует, поэтому по окончании презентаций может быть выбран лучший вариант решения. При этом школьниками предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой актуализирует определённый комплекс лексических и грамматических знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Сама жизнь является источником кейсов, она в той или иной степени предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса [17,с.75]. Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания [17,с.77]. Наука является третьим источник кейса как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа [17,с.85]. Соотношение основных источников детерминации кейса может быть различным. В реальной практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из источников. Данный подход может быть положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников. Здесь можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности [6,с.28]. Несмотря на то, что каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейсы с доминированием обучающей функции имеют ряд особенностей в отражении реальной жизненной ситуации. Во-первых, они отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. Такие же черты характерны и для исследовательских кейсов, основной смысл которых заключается в том, что они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Выделенные выше источники кейса следует называть базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы. Учитывая тот факт, что кейс – это весьма сложное явление, то естественно выше изложенная классификация кейсов является одной из основополагающих, однако далеко не единственной в своем роде. Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомых с зарубежным опытом использования метода case-study, которая включает следующие виды кейсов: - структурированный (highly structured) кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение; - маленькие наброски (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ученик должен опираться еще и на собственные знания; - большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases) объемом до 50 страниц – самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ученик должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними; - первооткрывательские кейсы (ground breaking cases), при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом ученики выступают в роли исследователей [11,с. 58]. Таким образом, анализ ситуаций получил повсеместное распространение в мире в 70-80 годы, первоначально при обучении управленцев в экономических вузах для формирования у студентов умения принимать решения, что было связано с изменениями, происходящими в экономике в период её реформирования и породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. Постепенно применение данного метода стало повсеместным и сделало процесс ведения занятий для многих преподавателей более продуктивным, а будучи одним из коммуникативных методов обучения, он завоевал позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу и почувствовать самостоятельность. 1.2. Анализ использования метода кейсов в контексте современного образования Современная система образования, в том числе профессионального языкового, предъявляет новые цели и задачи к подготовке выпускников учебных заведений, выдвигая в качестве основной не столько передачу знаний, сколько формирование компетенций. Поэтому все актуальней звучит необходимость применения современных коммуникативных технологий и активных методов обучения (ролевые и деловые игры, проектная работа, конференции, дискуссии и др.). В этом ряду метод кейсов рассматривается как неотъемлемая часть коммуникативной методики преподавания иностранного языка [1,с.58]. Метод кейс-стади относится к числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка как профессии. Сущность метода кейс-стади применительно к обучению иностранному языку заключается в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере [20,с.76]. Непосредственная цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать конкретную проблемную ситуацию, в процессе разрешения которой обучающиеся вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения иностранному языку. Преимущества метода кейс-стади на занятиях по иностранному языку очевидны, и заключаются в следующем: 1. Данный метод не требует однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Таким образом, ученики не заучивают заранее заготовленные тексты, что отличается от классической схемы в обучении иностранному языку, а имеют возможность выразить свое мнение на иностранном языке в решении той или иной проблемы. 2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик. 3. Результатом применения метода являются не только иноязычные знания, но и навыки профессиональной деятельности. 4. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учеников, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения. 5. Метод кейс-стади призван преодолеть недостатки традиционного обучения, заключающиеся в «сухости», неэмоциональности изложения материала. Данный метод, являясь эмоциональным, творческим, позволяет применять теоретические знания к решению практических задач. 6. Метод кейс-стади способствует развитию у учеников самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано изложить свою. С помощью этого метода школьники имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. 7. Являясь одним из современных методов обучения, метод кейс-стади завоевывает позитивное отношение со стороны учеников, т.к. обеспечивает освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к изучению иностранного языка. 8. Метод кейс-стади выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал [5,с.228]. Использование метода кейс-стади в качестве одной из современных интерактивных технологий обучения иностранному языку выполняет ряд функций: - повышает уровень знания иностранного языка в целом. Использование терминов и их понимание является более эффективным, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать; - развивает творческое мышление, побуждая думать на иностранном языке; - формирует навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке); - учит формулировать различные типы вопросов; - развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст; - совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации; - учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение; - позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу учеников [5,с.230]. Таким образом, следует еще раз отметить, что метод кейс-стади предоставляет отличную возможность школьникам творчески применять пройденный языковой материал на базе своих знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи одним из коммуникативных методов обучения, он завоевал позитивное отношение со стороны учеников, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций способствует взрослению детей, формирует интерес и позитивную мотивацию к изучению иностранного языка. Использование метода кейс-стади в процессе изучения иностранного языка дает возможность развивать такие профессиональные качества как, коммуникабельность, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стресса и недостаточной информации, лидерство, развитие системы ценностей школьников, жизненных установок. ? ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ МЕТОДА CASE-STUDY 2.1. Основные методические принципы работы с кейсами на уроках иностранного языка Являясь одним из коммуникативных методов обучения, метод кейс-стади встретил позитивное отношение со стороны учеников, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в овладении практическими навыками. Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на английском языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) – это примеры коммуникативных задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Аудиторное общение, особенностями которого которому являются спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии учащихся по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на английском языке (лексико-грамматический аспект). Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике английского языка [18,с.44]. В ходе выполнения ВКР нами были рассмотрены основные методические принципы и приемы работы с кейсами на уроках иностранного языка. Так, например, иноязычная речевая деятельность в процессе работы над кейсом должна осуществляться в следующей последовательности: - обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе; - выделение наиболее важной информации; - обмен мнениями и составление плана работы над проблемой; - работа над проблемой (дискуссия); - выработка решения проблемы; - дискуссия для принятия окончательного решения; - подготовка доклада; - аргументированный краткий доклад. Такая последовательность выполнения кейса способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Для достижения наибольшего эффекта учителю важно знать, что существуют различные классификации кейсов, и в основе каждой из них заложены разные критерии. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают: ? иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации; ? учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; ? учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; ? прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы. Кейсы также делятся по целям и задачам процесса обучения: - обучающие анализу и оценке; - обучающие решению проблем и принятию решений; - иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Представляется целесообразным выделить следующие основные этапы создания кейсов 1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учащихся.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 22 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg