ГЛАВА 1. КЕЙС-МЕТОД: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. История метода Case Study, источники и типы кейсов
Основоположником кейс-метода считается Христофор Колумб Лэнгделл (Christopher Columbus Langdell), который практически открыл новую область в преподавании, примерно так же, как в свое время его знаменитый тезка открыл Америку. И точно так же ему поначалу пришлось столкнуться с трудностями, недоверием и сопротивлением сторонников традиционного обучения [25,с.35].
Лэнгделл занимал пост декана школы права в Гарвардском университете. Он сам был выпускником этой школы, проучившись в ней в два раза больше отведенного срока и потратив дополнительное время на работу в Гарвардской библиотеке. Предложенный подход стал альтернативой традиционной зубрежке. Став деканом в 1870 году, он немедленно начал внедрять метод кейсов (case-study) метод разбора реальных ситуаций, предлагая студентам ознакомиться с оригинальными материалами дела и сделать собственное заключение. Чтобы облегчить эту работу, он подготовил специальный сборник учебных материалов кейсов, снабдив каждый кейс небольшим двухстраничным введением. На занятиях студенты при помощи учителя обсуждали факты, выявляли спорные моменты, изучали прения сторон, рассуждали о доктринах и принципах, лежащих в основе дела, и сравнивали их с другими судебными делами.
Поначалу нововведение встретило резкое сопротивление и возмущение со стороны студентов. Рассуждать на заданную тему оказалось намного более сложной задачей, чем просто воспроизводить заученный текст. Многие из студентов «проголосовали ногами» в течение первых трех лет внедрения нового метода количество поступающих сократилось с 165 до 117.
К 1895 году метод твердо укрепился в Гарвардской школе права, а вместе с ней еще в шести элитных юридических университетах (в Колумбии, Йеле, Чикаго и др.), а к началу 20-го века метод разбора дел из реальной судебной практики стал основополагающим в юридическом обучении.
В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.
Такая прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах 45 %. [14].
Таким образом, сегодня существуют две классические школы «case study» Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первого подхода использование метода «case study» нацелено на обучение поиску единственно правильного решения. Второй подход направлен на поиск многовариативного решения проблемы или проблемной ситуации.
Обобщив вышесказанное, приходим к выводу, что метод «case study», или метод конкретных ситуаций (от англ. case - случай, ситуация) это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). В основе метода «case study» лежат принципы проблемно-ориентированного обучения.
Суть этого метода заключается в том, что группа учащихся, проанализировав конкретную ситуацию, должна предложить решения поставленной проблемы и выработать алгоритмы дальнейшего развития[21,с.532-534].
Благодаря такому подходу метод case-study нашел свое применение в обучении любому предмету, постепенно перерастая в технологию, а элементы рассматриваемого метода нашли также применение в обучении иностранному языку [15,с.64].
В настоящее время под методом case-study подразумевается техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, вникнуть в суть проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации [25,с.58].
Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются с конкретным случаем, взятым из практики. Затем, обсуждая этот случай на английском языке, ищут альтернативы его решения, предлагают свой собственный вариант решения, который грамотно обосновывают, а потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике. Одного верного решения не существует, поэтому по окончании презентаций может быть выбран лучший вариант решения. При этом школьниками предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой актуализирует определённый комплекс лексических и грамматических знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Сама жизнь является источником кейсов, она в той или иной степени предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса [17,с.75].
Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания [17,с.77].
Наука является третьим источник кейса как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа [17,с.85].
Соотношение основных источников детерминации кейса может быть различным. В реальной практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из источников. Данный подход может быть положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников. Здесь можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности [6,с.28].
Несмотря на то, что каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейсы с доминированием обучающей функции имеют ряд особенностей в отражении реальной жизненной ситуации.
Во-первых, они отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.
Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни.
Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.
Такие же черты характерны и для исследовательских кейсов, основной смысл которых заключается в том, что они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Выделенные выше источники кейса следует называть базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы.
Учитывая тот факт, что кейс – это весьма сложное явление, то естественно выше изложенная классификация кейсов является одной из основополагающих, однако далеко не единственной в своем роде.
Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомых с зарубежным опытом использования метода case-study, которая включает следующие виды кейсов:
- структурированный (highly structured) кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;
- маленькие наброски (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ученик должен опираться еще и на собственные знания;
- большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases) объемом до 50 страниц – самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ученик должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;
- первооткрывательские кейсы (ground breaking cases), при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом ученики выступают в роли исследователей [11,с. 58].
Таким образом, анализ ситуаций получил повсеместное распространение в мире в 70-80 годы, первоначально при обучении управленцев в экономических вузах для формирования у студентов умения принимать решения, что было связано с изменениями, происходящими в экономике в период её реформирования и породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. Постепенно применение данного метода стало повсеместным и сделало процесс ведения занятий для многих преподавателей более продуктивным, а будучи одним из коммуникативных методов обучения, он завоевал позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу и почувствовать самостоятельность.
1.2. Анализ использования метода кейсов в контексте современного образования
Современная система образования, в том числе профессионального языкового, предъявляет новые цели и задачи к подготовке выпускников учебных заведений, выдвигая в качестве основной не столько передачу знаний, сколько формирование компетенций. Поэтому все актуальней звучит необходимость применения современных коммуникативных технологий и активных методов обучения (ролевые и деловые игры, проектная работа, конференции, дискуссии и др.). В этом ряду метод кейсов рассматривается как неотъемлемая часть коммуникативной методики преподавания иностранного языка [1,с.58].
Метод кейс-стади относится к числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка как профессии. Сущность метода кейс-стади применительно к обучению иностранному языку заключается в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере [20,с.76].
Непосредственная цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать конкретную проблемную ситуацию, в процессе разрешения которой обучающиеся вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения иностранному языку.
Преимущества метода кейс-стади на занятиях по иностранному языку очевидны, и заключаются в следующем:
1. Данный метод не требует однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Таким образом, ученики не заучивают заранее заготовленные тексты, что отличается от классической схемы в обучении иностранному языку, а имеют возможность выразить свое мнение на иностранном языке в решении той или иной проблемы.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик.
3. Результатом применения метода являются не только иноязычные знания, но и навыки профессиональной деятельности.
4. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учеников, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.
5. Метод кейс-стади призван преодолеть недостатки традиционного обучения, заключающиеся в «сухости», неэмоциональности изложения материала. Данный метод, являясь эмоциональным, творческим, позволяет применять теоретические знания к решению практических задач.
6. Метод кейс-стади способствует развитию у учеников самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано изложить свою. С помощью этого метода школьники имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
7. Являясь одним из современных методов обучения, метод кейс-стади завоевывает позитивное отношение со стороны учеников, т.к. обеспечивает освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к изучению иностранного языка.
8. Метод кейс-стади выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал [5,с.228].
Использование метода кейс-стади в качестве одной из современных интерактивных технологий обучения иностранному языку выполняет ряд функций:
- повышает уровень знания иностранного языка в целом. Использование терминов и их понимание является более эффективным, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать;
- развивает творческое мышление, побуждая думать на иностранном языке;
- формирует навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке);
- учит формулировать различные типы вопросов;
- развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст;
- совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;
- учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение;
- позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу учеников [5,с.230].
Таким образом, следует еще раз отметить, что метод кейс-стади предоставляет отличную возможность школьникам творчески применять пройденный языковой материал на базе своих знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи одним из коммуникативных методов обучения, он завоевал позитивное отношение со стороны учеников, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций способствует взрослению детей, формирует интерес и позитивную мотивацию к изучению иностранного языка. Использование метода кейс-стади в процессе изучения иностранного языка дает возможность развивать такие профессиональные качества как, коммуникабельность, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стресса и недостаточной информации, лидерство, развитие системы ценностей школьников, жизненных установок.
?
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ МЕТОДА CASE-STUDY
2.1. Основные методические принципы работы с кейсами на уроках иностранного языка
Являясь одним из коммуникативных методов обучения, метод кейс-стади встретил позитивное отношение со стороны учеников, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в овладении практическими навыками.
Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на английском языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) – это примеры коммуникативных задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
Аудиторное общение, особенностями которого которому являются спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии учащихся по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на английском языке (лексико-грамматический аспект). Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике английского языка [18,с.44].
В ходе выполнения ВКР нами были рассмотрены основные методические принципы и приемы работы с кейсами на уроках иностранного языка. Так, например, иноязычная речевая деятельность в процессе работы над кейсом должна осуществляться в следующей последовательности:
- обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;
- выделение наиболее важной информации;
- обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
- работа над проблемой (дискуссия);
- выработка решения проблемы;
- дискуссия для принятия окончательного решения;
- подготовка доклада;
- аргументированный краткий доклад.
Такая последовательность выполнения кейса способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Для достижения наибольшего эффекта учителю важно знать, что существуют различные классификации кейсов, и в основе каждой из них заложены разные критерии.
Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
? иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
? учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
? учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
? прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
Кейсы также делятся по целям и задачам процесса обучения:
- обучающие анализу и оценке;
- обучающие решению проблем и принятию решений;
- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Представляется целесообразным выделить следующие основные этапы создания кейсов
1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учащихся.