Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Проблема лидерства в школьной среде

irina_k200 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Объект исследования: лидерские качества у школьников. Предмет исследования: мотивационные аспекты лидерства в школьном возрасте. Цель исследования: на основе анализа теории и практики выявить и теоретически обосновать эффективные способы развития лидерских качеств учащихся в условиях общеобразовательной школы и провести констатирующий эксперимент, для изучения состояния проблемы на данный момент времени. Задачи исследования: 1)изучить научную психологическую литературу по проблеме исследования; 2)выполнить теоретическое исследование по проблемам лидерства в школьной среде на основе изученной литературы; 3) определить и охарактеризовать лидерские качества, на развитие которых будет направлена программа; 4)разработать программу воспитательных мероприятий по развитию лидерских качеств старшеклассников; 5)разработать и привести рекомендации детям, их родителям и учителям по развитию лидерских способностей; Методы исследования: - теоретические: анализ литературы, абстрагирование, обобщение, сравнение - эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. База исследования: ГБОУ СОШ №14 г. Сызрань
Введение

В России проблема лидерства всегда являлась одной из самых актуальных проблем. Однако в 90-е годы ХХ века, в связи с изменениями в политической, экономической и социальной жизни страны, проблема социального лидерства приобрела свою актуальность. Вот почему социальное лидерство, являясь реальной научной и практической проблемой в современной российской науке управления, выдвигается в число ее приоритетных тем и заслуживает специального изучения. Данная проблема в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии. В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как государственная, стратегическаязадача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества, обеспечение национальной безопасности в ее самом широком современной понимании. Развитиесоциальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет занять ребенку лидирующие позиции не только в его настоящем, но и будущем, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности. Каждая группа обязательно имеет своего лидера. Но тут уже возникает множество вопросов: почему тот или иной человек руководит группой? Мог ли кто другой стать на его место? Какими качествами он должен обладать? Кто такой лидер? С лидерскими задатками рождаются или их можно приобрести? Что такое формальный и неформальный лидер? Как стать лидером среди лидеров и нужно ли это? Как не впасть в депрессию оттого, что рядом оказался более харизматичный лидер? Именно в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создания у ребенка устойчивый признак на самосовершенствование, осознанное целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Актуальность исследования на тему: «Проблема лидерства в школьнойсреде» можно подтвердить тем, что на сегодняшний день в нашем мире нехватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная,профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное илитворческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером это то же самое, чтоблуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. А именно впедагогической практике выявления лидера в классе это очень важная задачадля педагога.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Теоретические основы формирования самоуправления и лидерства в школьной среде. 6 1.1. Сущность самоуправления в школьной среде. 7 1.2. Средства формирования лидерства в школьной среде. 12 Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию лидерства в школьной среде. 16 2.1. Диагностика и анализ результатов по формированию лидерства в школьной среде. 16 2.2. Экспериментальная работа по формированию лидерства в школьной среде. 23 Заключение 32 Приложение 37
Список литературы

1. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером/Советы американского психолога/. //Семья и шк. [Текст] – 1994. - №2. с.с.13-15. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,2006. – 363с. 3. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с.115 – 120 4. Волков, Б. Психология подростка / Б. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 156с. 5. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения[Текст] /А.Б.Добрович. – М.:Просвещение, 1987. 6. Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения / Залужный А.С. - М., 1931. – с. 145 7. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! [Текст] /Е.Коротаева. – М.: КСП, 1997 8. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство?//Образование. 2000. [Текст] - №4. с.с.89-99. 9. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса. //Психологическая наука и образование. [Текст] - 2005. -№2. с.с. 94-100. 10. Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В. Матюхин. - М.: Просвещение, 1984. 11. Менджерицкая, Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания / Д. В. Менджерицкая. - М.: 1963. – с. 150 – 162. 12. Методическое пособие Воспитание детского лидера во внеурочной деятельности5-9 классАрбузова Оксана Ивановна 13. Национальная педагогическая энциклопедия. 14. Общение и формирование личности школьника, (под редакцией Бодалева и др.) - М.: Педагогика, 1987. 15. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореферат канд. пед. наук / О. О. Папир. - М.: 1993. - с. 15 – 17 16. Педагогический словарь. И. А. Карпова 17. Петровский, А.В. и др. Проблема личности в современной психологии [Текст]/А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1982. - №4. 18. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент //Вопросы психологии / Е. О. Смирнова. - 1995. - с. 139 – 150. 19. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/Е.И. Тихомирова.-М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 144 с 20. УДК 316.46:005.322 (075.8) Ерастова А. В., Черкасова О. В. Лидерство: учебное пособие / А. В. Ерастова, О. В. Черкасова; Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 2015. – 1,13 МБ. 21. УДК 371.4 И.В.Инякина Воспитание лидера: Постановка проблемы 22. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: 1995. - С. 46. 23. Фадеева Е.И. Как стать лидером? // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2012, №7, с. 19. 24. Юдина, Н. Программа «Навстречу»: воспитание коммуникативной культуры у учащихся. [Текст] //Школьный психолог. Приложение к пер. сент. – 2007. -№12. с.с.18-32. 25. Яковлева, Л.Д. Лидер или руководитель? / Л. Д. Яковлева. - Эко. 2004.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования самоуправления и лидерства в школьной среде. 1.1. Сущность самоуправления в школьной среде. Лидерство как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Когда собирается группа, состоящая более чем из 2 человек, всегда и везде возникает ситуация, когда один ведет, а другой следует за ним. Лидер оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение, мышление и действия последователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства всегда вызывают интерес исследователей. Поэтому в разные исторические эпохи предпринимались попытки изучения лидерских качеств на основе описания личностей великих людей. Проблема лидерства издавна интересовала историков и философов, но эта тема стала предметом научных исследований только в ХХ веке. Так, Н. И. Ильин, И. Г. Лукманова и А. Н. Немчин определяют лидерство как " способность влиять на индивидов и группы, направляя их усилия на достижение поставленных целей."Б. М. Басс рассматривает лидерство как положительное влияние. По его мнению, если целью члена группы, назовем его "а", является изменение поведения члена "Б", то усилие" а " - это попытка лидерства. Если член группы " Б "действительно изменил свое поведение в результате усилий группы "А", то это и есть успешное лидерство. Если изменение поведения "Б" принесло удовлетворение, поощрение и достижение члену "а", то, по мнению Б. М. Басса, это можно назвать эффективным лидерством. Термин лидерство («leadership») образован от английского корня «lead» (в переводе на русский – «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden», что значит «путешествовать», «идти». Таким образом, лидерами назывались люди (или суда), которые показывали путь. Лидерство - это способность сформировать команду и привести ее к ее целям, основанным на личном авторитете. Люди с этой способностью владеют ею во имя личных интересов. В настоящее время существует несколько направлений изучения теорий лидерства. В соответствии с «традиционным лидером» лидерские качества реализуются по личностным характеристикам. Согласно этой теории, они могут быть как врожденными, так и образованными. «Почему человек становится лидером?» —спрашивает Л.Д. Столяренко и отмечает, что, согласно понятию «черты», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в качестве лидера. «Лидер обладает следующими психологическими качествами: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, доскональное знание своей работы, сильная воля, способность понимать особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ разных групп показал, что иногда человек становится лидером и не обладает представленными качествами, но, с другой стороны, человек может обладать этими качествами, но не быть лидером.»[11.23] Американский психолог Дэвид Майерс рассматривает лидерство как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и руководят группой. Точно так же С.И. Самыгин под руководством Л.Д. Столяренко понимается как «естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личной силы человека на поведение членов группы».[20.34] Лидерство также рассматривается как тип отношений между человеком и командой, ведущее влияние члена группы - лидера на группу в целом. Так, Л.И.Уманский, анализируя взаимосвязь понятий «лидер», «лидер» и «организатор», понимает лидерство как «феномен активного лидерского влияния индивида - члена группы - на группу как целое». Специалист лидерства заключается в том, отмечает ученый, что это одна из форм социальной активности в группе. Ведущая личность всегда занимает активную жизненную позицию, она авторитетна для членов группы, они отождествляются с ней. Он понимал лидерство шире, чем организационная деятельность: «настоящий организатор, руководитель группы всегда лидер, но лидер далеко не всегда организатор». Лидерство по своей сути и форме является феноменом власти. Лидерство — это сила, потому что оно состоит в способности одного или нескольких людей на вершине заставлять других делать что-то позитивное или негативное, чего не может сделать последний в других условиях. Конечно, власть как особый тип влияния лежит в основе лидерства, но существование властных отношений не может служить постоянством для построения определения лидерства. В формальной организации или неформальной группе лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную поддержку в обществе или в группах людей, которые следуют за ним.Исходя из множества существующих определений понятия «лидер», можно выделить основные признаки, по которым его можно охарактеризовать: Первым признаком является принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой. Второй признак – это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус. Третий признак –нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы. Четвертый признак – влияние лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей. Пятый признак – источник продвижения лидера в группе. Г. Фортунатов подразделял детей на следующие группы: лидеры и организаторы с твердой решимостью; активисты с личной инициативой с дополнительной твердостью их характера; исполнители; одинокие люди, живущие своей жизнью; повстанцы, вступающие в борьбу против лидеров, против институтов, принятых в коллективе; охотились на членов команды. Портрет ребенка-лидера примерно такой: это ребенок, с которым дети интенсивно взаимодействуют; на его предложения всегда отвечают; взаимодействие с лидером сопровождается яркими, позитивными эмоциями. А.С. Залужный исследователь педагогической психологии и взаимоотношения детей, предложил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных и постоянных. Он критикует положение о том, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству. Он считает, что лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т.д. Противоречие этому присутствует в работах Д.В. Менджерицкой подчеркивается необходимость приобретения детьми младшего школьного возраста опыта руководства, и опыта подчинения, что необходимо для социального развития личности каждого ребенка и складывания нравственных отношений в детском обществе.[4.154] Известный исследователь Р. Столдилл выделил 5 черт лидера: - ум или интеллектуальные способности; - господство или преобладание над другими; - уверенность в себе; - активность и энергичность; - знание дела. Но оказалось, что человек со всеми этими качествами не обязательно является fлидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи определили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но эти качества не были гарантией лидерства. Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения лидера и подразумевает функциональные отношения. «Неформальное» лидерство вытекает из личных отношений участников. Это так называемая природа лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер на руководящих должностях не всегда самый авторитетный человек в команде. Иногда его назначают не столько сами парни, сколько взрослые; Вот почему учитель класса должен либо очень хорошо знать своих учеников, либо предоставить им возможность самостоятельно выбирать руководителя класса. Если руководитель не будет одновременно «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом среди студентов, разложит команду, и эффективность организации и эффективность деятельности упадут. Вполне может случиться так, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя знали, кто является лидером класса.[9.46] Говоря о такой типологии, как стиль лидерства, следует сказать, что этот тип лидерства можно отнести только к «формальным» лидерам. Поскольку авторитаризм руководства основан на запугивании, то есть именно такой лидер обладает некоторой властью, предоставляемой, например, учителем или просто силой, способной подчинить других. В теории Карделла такие лидеры назывались потерянными. Поскольку «неформальные» лидеры выявляются в процессемежличностных отношений, в качестве примера можно привести стихийно сформированную группу людей. В спонтанных группах часто случается, что лидер — это тот, кто имеет реальную власть. Лидерами в стихийных группах чаще всего являются молодые люди, которые не нашли применения для своих организационных способностей в школе.С помощью социометрии Полонский изучил положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на их улицах) в классах, где они учатся. Оказалось, что в 10-м классе наметилась заметная тенденция расхождения статуса: чем выше социометрический статус юноши спонтанной группы, тем ниже он был в официальном коллективе класса. Стать лидером и развивать группу — это непрерывный и неразделимый процесс. Ведь «лидер» сам по себе является статусом человека в группе. Как мы уже знаем, статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, начиная с формирования группы, статус каждого человека определяется и в то же время определяется влияние человека на эту группу.[14] Многие проблемы группового лидерства остаются открытыми для детей и молодежных групп. Хотя они играют большую роль: в конце концов, влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности и жизненной позиции. Перенос фактора социализации из семьи в школьную среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни учащихся. Парни с высоким статусом в командах оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т. Д.). Поэтому при формировании руководящих должностей у детей и подростков очень важно определять и контролировать их систему неформальных ценностей и норм 1.2. Средства формирования лидерства в школьной среде. Хотелось бы отметить, что становление лидера и развитие группы — это непрерывный и неразделяемый процесс. Структура отношений в младших классах более устойчива, чем в отношениях дошкольников. Положение лидера в начальных классах довольно устойчиво и не так подвержено случайным воздействиям, но положение изолированных и изгоев очень противоречиво. Мгновенное раздражение, обида на одноклассника может привести к его отказу в какой-то определенный момент, но через некоторое время ссора забывается и общение восстанавливается. Несмотря на растущую роль сверстников в жизни ученика начальной школы, позиция учителя по-прежнему доминирует в определении статуса ребенка. Рейтинги учителей могут оказать решающее влияние на статус ученика в младших классах. Ребята испытывают потребность в признании со стороны сверстников, они остро осознают отсутствие такого признания, но эти эмоции кратковременны и легко проходят, и самое главное, они могут меняться при взаимодействии со взрослыми. В подростковом возрасте картина меняется. В ходе развития отношений между подростками происходит изменение требований к сверстникам, они приобретают морально-психологическое содержание. Важность того, что общение со сверстниками и принадлежность к различным коллективам имеют для подростка чрезвычайно важное значение. Эмоциональное благополучие ребенка в этом возрасте начинает зависеть от одобрения его товарищей и соответствия их требованиям. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится силой, которая побуждает человека ассимилироваться и подчиняться ценностям коллектива. Вышеуказанные особенности взаимоотношений подростков и сверстников во многом определяют критерии, определяющие его статус в коллективе. Это прежде всего качества друга, товарища по группе; те характеристики личности, которые больше ценятся этим классом; подросток, разделяющий коллективные нормы и ценности, лояльность и т. д. Итак, подростковый возраст характеризуется тем, что сверстники занимают лидирующие позиции в отношениях с окружающими. Группа сверстников становится центром внутреннего мира, интересов подростка. По сравнению с начальной школой подростковые группы гораздо лучше структурированы, существующая система отношений более стабильна и постоянна. Подростку может быть очень трудно изменить мнение одноклассников о себе, даже если оно было ошибочным и развивалось в младших классах в результате случайного набора обстоятельств. Лидер подростковой команды (если он там есть) имеет очень большое влияние, все подчиняются ему, он имеет решающий голос в решении любых проблем в классе. Для одноклассников он выступает в роли олицетворения своей команды, нарушение интересов и законов которой является очень серьезным проступком. В подростковом возрасте команда сверстников занимает такое же важное место в жизни детей, как и подростки. Однако характер зависимости от коллектива меняется, меняются требования молодых людей к группам, членами которых они являются. Если для подростка главное быть включенным в коллективные отношения, то для старшеклассников важно не только быть принятыми сверстниками, но и иметь определенный статус в группе. Кроме того, ученики старших классов стали критиковать сами группы. Часто именно в этот период школьный класс перестает быть ориентиром (значимым) для детей, они начинают искать другие группы, которые с большей вероятностью удовлетворят их представления о справедливости, отношениях между людьми и т.д.[11.56] Спонтанные группы существуют всегда и везде. В зависимости от их ориентации они могут быть как дополнением к организованным группам, так и их антиподом. По характеру своей социальной ориентации спонтанные группы (компании) можно классифицировать на просоциальные (социально позитивные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем и антиобщественные (социально негативные). Просоциальные компании, которые способствуют развитию позитивных социальных и моральных качеств среди своих членов, отличаются широким спектром совместных действий и обсуждаемых вопросов, а также высоким моральным уровнем личных отношений. Члены такой компании не только весело проводят время вместе, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие проблемы и вместе ищут решения жизненных проблем. Асоциальные компании формируются в основном на основе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и поэтому остаются поверхностными. Качество проведения времени вместе может быть разным, но часто низким. К сожалению, существует много таких компаний, и некоторые из них превращаются в антиобщественные (от случайного пьянства до пьянства, от веселого вреда до хулиганства). Антисоциальные компании также связаны с развлечениями и общением, но они основаны на действиях, направленных на нанесение вреда обществу: пьянство, хулиганство и правонарушения. Молодежное преступление обычно является групповым преступлением, и его происхождение часто лежит именно в пренебрежении уличными компаниями, лидерами которых являются так называемые трудные подростки или взрослые правонарушители.[22] В большинстве случаев было отмечено, что ориентация антисоциальной группы создается главным образом благодаря характеру личности лидера, то есть лидер оказывает большее влияние на группу, чем группа на лидера. Можно отметить, что социально-психологическая структура школьного класса с годами становится более дифференцированной, стабильной и что факторы, определяющие статус ученика в классе, становятся более значимыми и связанными с жизнью этой команды. Следует также отметить, что развитая структура отношений присуща не каждому школьному коллективу. Мы уже отмечали, что развитая система отношений в группе является результатом ее формирования как психологического сообщества. Поэтому, чтобы правильно понять природу отношений между детьми в классе, необходимо также оценить динамический аспект функционирования класса как группы. [8]. Поскольку лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, важно выяснить, какое значение имеет общество сверстников для молодого человека или подростка. Взаимное общество - это, во-первых, важный канал информации; это подростки и молодые люди изучают много необходимых вещей, которые по тем или иным причинам они не информируют взрослые, и, во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместная деятельность развивает у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это своего рода эмоциональный контакт. Осознание групповой принадлежности, солидарности и товарищеской взаимопомощи не только делает подростков более самостоятельными от взрослых, но и дает им чувство эмоционального благополучия и стабильности, что чрезвычайно важно для них. Удалось ли ему заслужить уважение и любовь равных, важно для юношеской самооценки. Все эти факторы напрямую зависят от личности лидера, поскольку он пользуется большим авторитетом и влиянием. Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию лидерства в школьной среде. 2.1. Диагностика и анализ результатов по формированию лидерства в школьной среде. В рамках своего исследования я изучила ГБОУ СОШ № 14 в городе Сызрань. Для того чтобы выявить лидера в школьной среде я использовала эффективный метод-анкетирование. Анкета - метод исследования, предусматривающий письменные ответы на систему поставленных вопросов, каждый из которых связан с центральной задачей исследования. Ученикам 9 класса было предложено анонимный тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?». (Приложение 1)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Психология, 144 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg