Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕДИЦИНА

Формирование здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста

irina_k200 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Цель исследования: создание условий, способствующих эффективно-сти процесса представлений учащихся младшего школьного возраста о здо-ровом образе жизни. Задачи исследования: • проанализировать современную научную литературу, чтобы определить сущности проблемы формирования здорового образа жизни; • определить уровень представлений у учащихся младшего школьного воз-раста в здоровом образе жизни; • выявить динамику представлений учащихся младшего школьного возраста о здоровом образе жизни. Гипотеза: формирование здорового образа жизни у учащихся будет осуществляться на более эффективной основе, если: • деятельность учителя и учащихся по формированию представлений о здоровом образе жизни будет носить целенаправленный, систематический и целостный характер на основе учета межпредметных связей; • учитель своей деятельностью будет способствовать формированию инте-реса у учащихся младшего школьного возраста к собственному здоровью, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек, на качество собственной жизни. • знания и умения учащихся будут способствовать реализации жизнедея-тельности в соответствии с принципами здорового образа жизни. Методы исследования: • изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы; • педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью опреде-ления уровня сформированности представлений у учащихся младшего школьного возраста о ЗОЖ; • метод словесных описаний, бесед с целью изучения самостоятельной дея-тельности детей по сохранению собственного здоровья. • анализ рисунков, описаний, тестов и анкет детей, чтобы выявленить отно-шения детей к своему здоровью, также их готовности к ЗОЖ; База исследования: 3-4 классы филиала МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское средняя общеобразовательная школа с.Большая Ока. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка использованной литерату-ры, приложения. Во введении рассматривается актуальность проблемы на современном этапе развития общества. В первой главе раскрывается сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», проблемы здоровья в образовательном аспекте, описание особенностей компонентов ЗОЖ в младшем школьном возрасте. Во второй главе речь идет о динамике процесса формирования ЗОЖ младших школьников. Делается анализ проведенных анкет, тестирования рисунков. В заключении сделан вывод об условиях, которые способствуют формированию ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста. Также делается вывод воспитанию у них потребности к укреплению своего здоровья.
Введение

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня, по данным Минздравсоцразвития, отклонения в состоянии здоровья наблюдаются у двух третей российских школьников. «Из 16,3 млн. детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья, — сказала Голикова. — Среди 13,62 млн. детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% — хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания». Уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно хуже, чем среди их сверстников конца прошлого века, — абсолютно здоровых детей всего 4,3% против 8,7% в конце 90-х годов. Детское и подростковое употребление алкоголя и табака увеличивается. «Более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции, — признала Голикова. — Более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания». Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3% за последние 10 лет. От чего зависит здоровье человека? По данным Всемирной организа-ции здравоохранения, здоровье людей на 50 % зависит от образа жизни, на 17-20 % - от социальных и природных условий, на 17-20 % - от особенностей наследственности человека и на 8-9 % - от органов здравоохранения. Поэтому формирование здорового образа жизни должно формироваться с раннего возраста. По данным Министерства образования Российской Федерации 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность. Следовательно, с вопросом оздоровления детей должны заниматься медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, учителей и т.д. Основной задачей валеологической службы должна стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социали-зации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и в этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения. До 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям и они не готовы в службе в Вооруженных Силах. Решить эту проблему необходимо, потому что это приводит к хрони-ческому истощению жизненных сил всех субъектов, которые в конечном итоге влияет на состояние национального здоровья. В России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов; в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор». Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специали-стов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей по-нятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Отсюда вытекают проблема формирования здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста. Поэтому тема моего исследования «Формирование здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста». Объект исследования: процесс формирования представлений учащихся младшего школьного возраста о здоровом образе жизни. Предмет исследования: способы формирования представлений уча-щихся младшего школьного возраста о здоровом образе жизни.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 9 1.1. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «Здоровый образ жиз-ни». 9 1.2. Особенности процесса формирования представлений у учащихся млад-шего школьного возраста о здоровом образе жизни. 18 ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВ-ЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ УЧАЩИМСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 38 2.1. Характеристика уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у обучащихся младшего школьного возраста. 38 Вывод к пункту 2.1. 42 2.2. Включение младших школьников в деятельность по формированию представлений здорового образа жизни. 42 Вывод к пункту 2.2. 46 2.3. Анализ эффективности деятельности учителя и обучающихся по формированию представлений о здоровом образе жизни. 47 Общий вывод к главе 2. 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1. Примерный распорядок дня школьников, занимающихся в 1-ю смену. 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Программы формирования здорового образа жизнимладших школьников. 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета «Режим дня». 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Анкета для учащихся. 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Анкета – тест «Расти здоровым». 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Тест А.И. Захарова на оцен
Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании» // Школа 1996. - № 3. (Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/) 2. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996. (Электронный ресурс, режим доступа: https://rucont.ru/efd/560808) 3. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 20-22 февр. 1997 г.) (Электронный ресурс, режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000563258) 4. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990. 5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987 (Электронный ресурс, режим доступа: https://xn--b1adef0ban2h.com.ua/files/Razdumia_o_zdorovie_rus.pdf) 6. Учебное пособие «Введение в валеологию» (Электронный ресурс, режим доступа:https://www.bestreferat.ru/referat-216045.html) 7. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994. (Электронный ресурс, режим доступа: gc-pmss.ru/files/psyhologiya_zdoroviya.pdf) 8. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990. (Электронный ресурс, режим досту-па:http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:44520) 9. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5. (Электронный ресурс, режим доступа: https://uchebnikfree.com/page/petlenko1/ist/ist-8--idz-ax238.html) 10. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. (Электронный ресурс, режим доступа: https://uchebnikfree.com/page/petlenko1/ist/ist-8--idz-ax238.html) 11. Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. – М., 1971. (Электронный ката-лог:http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:12344/Source:default) 12. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987. 13. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4. (Электронный ресурс, режим доступа:https://studfile.net/preview/483868/page:8/) 14. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 1997. 15. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. 16. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984. Попов С.В. Валеология в школе и дома //О физическом благополучии школьников. СПб, 1997. 17. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. (Электронный ресурс, режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0122/5_0122-1.shtml)
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИ-ТЕРАТУРЕ. 1.1. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «Здоровый образ жизни». Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Ведь здоровье – важный фактор работоспособности, гармонического развития детского организма. Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в VIII веке написал обраще-ние «О сохранении и размножении российского народа», в котором предла-гал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства». В обращении он поставил цель: улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний. «Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…». Ломоносов предлагает: «требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора». Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении «Где любви нет, не надежно и плодородие», включение молодых людей в трудовую деятельность. М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности. С.П.Боткин заложил основы современной валеологии. Он видел здоровье человека, как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии. В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Он уделял внимание сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против «алкогольного змия». Проблема здоровья также интересовала и педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это ком-плекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к ре-жиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Конец 20 века характеризуется, ростом заболеваемости и смертности населения. Хотя очень развета медицина, усовершенствованы технические средства диагностики и лечения болезней. В современном обществе заметно осущается демографический кризис, снижение продолжительности жизни, снижение психического состояния здоровья населения страны. Это беспокоит многих ученых и специалистов. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Знаем, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Очевидно, что главную роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Но человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и не старается исследовать и понимать свою душу. Современый человек не заботится о собственном здоровье, а лечит только болезни. Это и приводит в настоящее время увяданию здоровья, несмотря на значительные успехи медицины. Укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Первым шагом может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе. А также формирования новых пред-ставлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Всегда у всех народов мира ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но понятие «здоровье» все, же не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные определения о его понятие. Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный врожденный потенциал человеческого призвания». По мнению С.В.Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией, и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющие какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации». В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжений своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм. В 1968 году Всемирная Организация Здравоохранения приняла следующую формулировку: «Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным». В Уставе ВОЗ определение понятия здоровье: «…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Академик Н.М.Амосов полагает, что «здоровье организма определяется ко-личеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. Академик Ю.П.Лисицын говорит, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состоя-ние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие». И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. А.Я.Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: • биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; • социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; • личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека». Здоровье рассматривается как характеристика личности. Оно охваты-вает как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окру-жением, который включает в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты. Так же состояние равновесия, баланса между адаптаци-онными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека. Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимо-действия человека и среды обитания. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Один из основателей валеологии Т.Ф. Акбашев называет здоровье ха-рактеристикой запаса жизненных сил человека. И он задается природой, а реализуется или не реализуется человеком. Здоровье – это состояние полного физического, психического и соци-ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недо-статков. В настоящее время принято выделить несколько компонентов здо-ровья. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем ор-ганизма, - основу которого составляют морфофизиологические и функцио-нальные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Психическое здоровье - это состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирую-щих поведение. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Признаками здоровья являются: • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; • показатели роста и развития; • функциональное состояние и резервные возможности организма; • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Образ жизни. Существуют разные подходы к определению понятия «образ жизни». Ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. Согласно Ю. П. Лисицыну, «образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей». В этом случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей. В другом подходе понятие образ жизни рассматривается, как инте-гральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире. Как си-стема взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней сре-ды, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет со-бой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И.В. Бестуже-ва-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: ... экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни». Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни. Это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и др. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни. Образ жизни – это тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, пред-ставляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ). Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями. И в русской и в западной науке проблему здорового образа жизни рас-смотривали такие врачи и мыслители как М. Ломоносов, А. Радищев, Ф.Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис. «Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направ-ленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». Так охарактеризовал здоровый образ жизни Б.Н.Чумаков Вывод к пункту1.1. Исходя из этого можно дать более расширенное определение здорового образа жизни. ЗОЖ – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Из этого следует, что начиная с раннего возраста надо воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, и понимали, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. 1.2. Особенности процесса формирования представлений у учащихся младшего школьного возраста о здоровом образе жизни. В валеопсихологии (психологии), предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо «прикоснуться», обратить внимание на свой внутренний мир. Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь творе-ния здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. В результате этого «душа человека — потемки». И единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш собственный опыт. В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государствен-ной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. То же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких факторов, как: • стрессовая тактика авторитарной педагогики; • интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; • существенные недостатки в действующей системе физического воспита-ния и в работе медицинских служб; • раннее начало дошкольного систематического обучения; • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; • недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка. В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности. Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является: • создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие огра-ниченные возможности здоровья и проблемы в развитии; • разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие; • создание системы и механизмов совместной деятельности школы и се-мьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов; • формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения; • нормализация учебной нагрузки; • подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. С целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса и условий обучения детей издан совместный Приказ Министерства образова-ния и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Государственный Комитет РФ по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы. Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система об-разования и воспитания требует разработки и реализации новых комплекс-ных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса. Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100 %, то их влияние на наше здоровье распределится в следующих соотношениях: • человеческий фактор — 25 % (физическое здоровье — 10 %, психическое здоровье — 15 %); • экологический фактор — 25 % (экзоэкология — 10 %, эндоэкология — 15 %); • социально-педагогический фактор — 40 % (образ жизни: материальные условия труда и быта — 20 %, поведение, режим жизни, привычки — 25 %); • медицинский фактор — 10 %. Цифры, естественно, среднестатистические. Наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение — главные факторы, определяющие продолжительность нашей жизни. Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы. Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напит-ков и наркотических веществ); • личная гигиена; • оптимальный двигательный режим; • рациональное питание; • закаливание; • положительные эмоции. Как считает С.В.Попов, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует множество литературы. Если говорить о школе, то тогда действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Медицина, 21 страница
8000 руб.
Дипломная работа, Медицина, 104 страницы
1400 руб.
Дипломная работа, Медицина, 46 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg