Конкуренция в условиях рыночной экономики обязывает уделять особенное внимание проблемам качества как важней¬шему фактору повышения уровня жизни населения, его социальной и экологической безопасности. Все большее число отечественных специалистов и политиков осознает, что преодо-ление кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции с одно¬временным улучшением ее качества и снижением цены.
Проблема качества актуальна для нужд всего народного хозяйства. Назрела необходимость взглянуть на нее в тесной ее взаимосвязи с новой экономической реальностью. Настало время, когда производители продукции поняли, что путь их выживания и благополучия в рыночной среде — это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие должного внимания проблеме качества, будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства.
Стабильно высокое качество продукции становится главным в борьбе за место среди лидеров мирового класса. Поэтому обеспечить достойное будущее и высокое качество жизни можно лишь в том случае, если каждое предприятие будет выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, а каждый гражданин – выполнять свою работу добросовестно, со знанием дела и с удовольствием. Предприятие, которое не затрачивает усилий на управление качеством, не имеет права на существование.
Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск добротной продукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе специальных законов.
Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, менеджмент качества обеспечивает конкурентоспособность товара. Он устанавливает технический уровень продукции и полезность товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется сово¬купностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять запросы потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогично-го назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отно¬шению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, по¬вышение качества сопряжено с затратами, однако они окупят¬ся благодаря полученной прибыли.
Актуальность данной темы заключается в том, что последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно- технический прогресс во многих странах был определен прорывом именно в качестве продукции, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая проблема, как конвертируемость рубля, что является необходимым условием для широкого участия России в международной торговле. Сегодня во всем мире качество продукции стало главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках.
Стабильно высокое качество продукции становится глав¬ным в борьбе за место среди лидеров мирового класса. Поэтому обеспечить достойное будущее и высокое каче¬ство жизни можно лишь в том случае, если каждое предприятие будет выпускать высококачественную конкурентоспособную продук¬цию, а каждый гражданин — выполнять свою работу добросо¬вестно, со знанием дела и с удовольствием. Предприятие, кото¬рое не затрачивает усилий на управление качеством, не имеет права на существование.
Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск доб¬ротной продукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе специальных законов. При переходе от централизованной плановой экономики к работе в условиях рынка качество из второстепенного факто¬ра становится важнейшим условием успешной деятельности предприятий и оздоровления экономики страны в целом, так как никакие инвестиции не спасут предприятия, если они не смогут обеспечить требуемое качество, а, значит, и конкурен-тоспособность своей продукции.
Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть пути повышения качества и конкурентоспособности продукции организации на рынке.
Задачи для достижения поставленной цели:
- рассмотреть теоретические основы качества продукции;
- определить сущность, значение и показатели оценки конкурентоспособности продукции;
- изучить пути повышения качества и конкурентоспособности продукции в современных условиях;
- дать оценку конкурентоспособности продукции ООО «Алтай - Хлеб» и проанализировать качество продукции на предприятии;
- разработать рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции в ООО «Алтай - Хлеб».
Предметом работы является качество и конкурентоспособность продукции.
Объектом данной работы является ООО «Алтай – Хлеб».
Методы исследования: изучение научной литературы, а также методы сравнения и обобщения.
При написании выпускной квалификационной работы использовалось пятьдесят источников литературы, а именно труды таких авторов как А.М. Ахмин, Л. М. Бендерский, Ф. Котлер, И. М. Лифиц, Е.И. Мазилкина, Н. И. Новицкий, Р. А. Фатхутдинов и др.[6, 10, 21, 22, 26, 32, 43 и др.].
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции могут быть использованы как в ООО «Алтай - Хлеб», так и на других похожих предприятиях.