Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль наглядности в обучении устной речи на уроках английского языка в начальной школе

irina_k200 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью методики, учитывающей психофизиологические особенности мышления младших школьников при обучении устному связному высказыванию на уроках английского языка. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между объективно существующей необходимостью обучения устному связному высказыванию на ИЯ в начальной школе и недостаточной разработанностью методики, которая должна учитывать психофизиологические особенности мышления младших школьников и обеспечивать целенаправленное поэтапное овладение умениями устного связного высказывания. Объектом исследования является процесс обучения устной иноязычной речи учащихся начальных классов. Предметом исследования выступает обучение младших школьников созданию устного связного монологического высказывания на ИЯ на основе образной наглядности. Целью исследования является поиск такого пути обучения устному связному высказыванию, который предполагает создание и использование невербальных опор для построения устного связного высказывания, предполагающих самостоятельное определение учащимся содержания, языкового оформления и композиции связного высказывания, и который в полной мере задействует потенциал наглядно-образного мышления младшего школьника. В качестве невербальных опор для связного высказывания были использованы средства образной наглядности. В данном исследовании выдвинута следующая гипотеза – обучение младших школьников связному устному высказыванию на ИЯ будет более эффективным, если: 1) учитывать психофизиологические особенности восприятия детей младшего школьного возраста; 2) целенаправленно и последовательно использовать методику, разработанную Е.А. Романовской, которая предполагает применение средств образной наглядности, сопровождаемых серией упражнении/заданий. Цель исследования и его гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач: 1. Выделить ключевые характеристики устного связного высказывания и трудностей, возникающих у младших школьников на различных этапах его порождения. 2. Обосновать целесообразность использования образной наглядности в обучении устному связному высказыванию на ИЯ. 3. Рассмотреть психофизиологические особенности младших школьников. 4. Раскрыть дидактический потенциал средств образной наглядности в контексте личностно-ориентированного языкового образования. 5. Проверить эффективность методики, разработанной Е.А. Романовской, предусматривающую использование средств образной наглядности в ходе опытного обучения. Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых-методистов таких, как И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский и др. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение содержания Государственного образовательного стандарта и образовательных программ для учащихся начальной школы; анализ отечественной и зарубежной литературы в области лингвистики, психофизиологии, психологии, педагогики, методики обучения родному и иностранному языкам; изучение и анализ отечественных и зарубежных учебных пособий по иностранному языку для младших школьников, экспериментальное обучение. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов и студентов педагогических вузов. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе обучения ИЯ учащихся начальных классов в МБОУ СОШ 23 (г. Таганрога Ростовской области). Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

В современных условиях реализации качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы изучение иностранного языка (ИЯ) предусматривается со второго класса общеобразовательных учреждений. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, по окончании начальной школы учащиеся должны уметь «кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу». В связи с этим возникает необходимость в развитии умений устной связной речи детей младшего школьного возраста. Однако практика свидетельствует о том, что в современной начальной школе при обучении иноязычной устной речи большее внимание уделяется ее диалогической форме. Недооценка значимости монологической речи на начальном этапе представляется недостаточно оправданной, особенно в современных условиях реализации личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, так как именно монологическая форма устной речи в значительной степени способствует развитию не только коммуникативных умений младших школьников, но и их личности. Монологическая речь активизирует познавательную деятельность младших школьников; дисциплинирует мышление и развивает память; учит оформлять свои мысли в соответствии с замыслом; способствует реализации мотивов, ценностных ориентаций и интересов младших школьников, актуализации их прошлого опыта; обеспечивает развитие эмоциональной сферы ребенка и индивидуализацию процесса обучения. Обучение иноязычному высказыванию в форме монолога в начальной школе является недостаточно разработанным направлением. В современных исследованиях, посвященных вопросам обучения общению на ИЯ в начальной школе раскрываются, в основном, особенности обучения диалогической форме устной речи на ИЯ. Обращение к фундаментальным трудам по методике обучения ИЯ показывает, что вопросы иноязычного речевого развития учащихся на различных этапах обучения рассматривались в работах таких ученых-методистов, как Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко, А. В. Грейсер, И. В. Рахманов, И. Л. Бим, С. Ф. Шатилов, И. Н. Верещагина, Г. В. Рогова, Е. И. Пассов, Н.И. Гез, В. Л. Скалкин, Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко и др. В современной начальной школе используются в основном традиционные приемы обучения связному (монологическому) высказыванию, которые имеют широкое распространение в обучения ИЯ с 5-го класса детей другой возрастной категории. В этом случае обучение осуществляется на вербальной основе, в качестве которой выступает либо готовый текст (печатный или предъявляемый на слух), либо серия речевых образцов. В результате, высказывания детей носят преимущественно репродуктивный характер и отличаются минимальной самостоятельностью. Необходимо отметить, что и в том, и в другом случае происходит апеллирование к словесно-логическому мышлению детей, которое в младшем школьном возрасте еще недостаточно развито. Следовательно, не используется в должной мере потенциал доминирующего у младших школьников наглядно-образного мышления.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7 1.1. Сущность и область применения понятия «наглядность 7 1.2. Виды наглядности и способы её применения 10 1.3. Функции средств образной наглядности и требования к ее применению 13 1.4. Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов 16 1.5. Средства образной наглядности и их дидактический потенциал в обучении младших школьников устному высказыванию 21 1.6. Виды трудностей в процессе порождения связного высказывания и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности 23 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 28 2.1. Методика обучения связному устному высказыванию на основе средств образной наглядности 28 2.2. Реализация методики обучения связному устному высказыванию на основе наглядности в начальных классах 33 2.3. Результаты опытного обучения 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54 ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек и предмет познания. Спб.: Питер, 2001. 2. Богородицкая В.Н. Учебно-методический комплект по английскому языку для III класса общеобразовательных учреждений. // Иностранные языки в школе. 2003. №4. 3. Боховкина В.В. Взаимосвязанное обучение русскому и английскому языкам в начальной школе: дис. канд. пед. наук. М., 1998. 4. Вейзе А.А., Чиркова Н.В. Реферирование технических текстов. Минск: Высшая школа, 1983. 5. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 6. Волков Н. Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. 7. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. 8. Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке в восьмилетней школе. Под ред. А. А. Миролюбова. М.: Просвещение, 1965. 9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 10. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 12. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.:Педагогика,1984. 14. Ермолович В. И. Психологические особенности одновременного выполнения речевых действий: автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1979. 15. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. 16. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. 17. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 18. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2004. 19. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей сред, школы. М.: Просвещение, 1978. 20. 3имняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 21. Капинос В. И. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980. 22. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т.1. М.: ГУПИЗ Наркомпроса РСФСР, 1939. 23. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинах или изображении и наименование всех важнейших предметов в мире и действий жизни. Изд.2-ое / Под ред. А.А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1957. 24. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. 25. Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 26. Малахина С. А. Комплексное использование средств визуальной наглядности в УМК как путь повышения эффективности обучения иностранному языку: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1995. 27. Методика обучения иностранным языкам в начальной школе (III и IV классы) /Под ред. И. В. Карпова и И. В. Рахманова. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1950. 28. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студ-тов пед. колледжей / Под ред. В. М. Филатова. Ростов-н/Д: «Феникс», 2004. 29. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука. М.: Московский ин-т открытого образования, 2002. 30. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка с использованием изобразительной наглядности: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1999. 31. Невская В.И. Системный анализ в лингвистике и методике обучения иностранным языкам. Владимир: ВлГУ, 1997. 32. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М: Наука, 1983. 33. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред.И. А. Каиров. М.: Советская энциклопедия, 1966. 34. Песталоцци Г. Как Гертруда учит своих детей. Избр. пед. соч.; Т. 3, 2-е изд. М.: Наука, 1909. 35. Программно-методические материалы для общеобразовательных учебных заведений. Иностранные языки. Начальная школа. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 36. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-4 классы. Сост. 3. Н. Никитенко. М.: Просвещение, 2005. 37. Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». Часть I «Начальное общее образование. Основное общее образование» / Министерство образования Российской Федерации. М.: Готика, 2003. 38. Путиловская Т. С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в процессе общения: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983. 39. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2000. 40. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991. 41. Романовская Е.А. Обучение детей младшего школьного возраста устному связному высказыванию на основе образной наглядности: английский язык, первый год обучения: дисс. канд. пед. наук. М., 2007. 42. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт./ Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 c. – Т. II - 1999. 43. Рыбакова Н. В. Обучение общению на сюжетно-ситуативной основе учащихся I классов средней школы (На материале английского языка): дисс. канд. пед. наук. Спб., 1995. 44. Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. 45. Симкин В. Н. Общение как основа пропедевтического курса в обучении английскому языку в первом классе средней школы. дисс. канд. пед. наук. М., 1993. 46. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 47. Смирнова С. А. Развитие коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку средствами кукольного театра. автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2004. 48. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981. 49. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собр. соч. Т. 5. M.: Педагогика, 1949. 50. Фарбер Д. А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. М.: Вентана-Графф, 2003. 51. Царькова В.Б. Речевые упражнения на немецком языке: Пособие для учителей ст. классов сред, школы. М.: Просвещение, 1980. 52. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004. 53. Биболетова M.3., Добрынина Н.В., Ленская Е.А, Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. «Enjoy English 1». Обнинск: Титул, 2008. 54. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Книга доя учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. «Enjoy English 2». Обнинск: Титул, 2008. 55. Богородицкая В. Н., Хрусталева Л. В. Учебник английского языка для II кл. общеобразоват. учреждений. Первый год обучения. В двух частях. Часть первая. М.: Версия, 2002. 56. Богородицкая В.Н., Хрусталева JLВ. Учебник английского языка для 1. кл. общеобразоват. учреждений. Первый год обучения. В двух частях. Часть вторая. М.: Версия, 2002. 57. Верещагина И. Н. Английский язык: Учеб. для 1 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. Садов. И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина. 6-е изд. М.: Просвещение, 2003. 58. Верещагина И. Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 1 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий и старших групп детских садов. И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. 6-е изд. М.: Просвещение, 2003.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 1.1. Сущность и область применения понятия «наглядность Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки. Наглядность в понимании Я.А. Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала. Наглядность означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум [22;с. 23]. К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями [49]. Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Эта закономерность уже давно выражена в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад педагоги и методисты-естественники Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К, Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса. Однако нужно дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность", так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие [18, с. 95]. Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения ИЯ. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде таблиц с рисунками и схемами, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении иностранным языкам. Это объясняется многими причинами. Существенно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении иностранным языкам носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например предъявляли учащимся выполненные в красках схематические изображения падежей или синтаксической структуры какого-либо предложения. При этом применялась и своеобразно театрализованная наглядность: на глазах у всего класса группа учеников представляла синтаксический строй предложения, причем один из участников такой наглядности, изображавший какой-либо член предложения, становился то на одно, то на другое место в предложении в зависимости от изучения коммуникативного типа и синтаксического строя предложения. Область применения наглядности при обучении иностранному языку никем еще точно не определена [20,с.16]. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении иностранному языку, все время расширяясь и углубляясь. Особенно интенсивно и продуктивно наглядность применяется при обучении звуковому составу и лексике иностранного языка. Но она крайне желательна и при обучении синтаксису. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает процесс обучения. ? 1.2. Виды наглядности и способы ее применения В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным: - языковая наглядность. - неязыковая наглядность [52, с. 72]. Языковая наглядность включает в себя: 1. Коммуникативно-речевую наглядность - наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной). 2. Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме. 3. Лингвистическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.) К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают: - слуховую; - зрительную; - двигательно-моторную. В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях: - презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном виде); - уточнение знания языкового явления; - создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи. По характеру изобразительного материала можно выделить: - ситуативные картинки; - тематические картины; - картинки изолированного действия; - документальный страноведческий материал; - репродукции художественных картин. Так, с помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся. На начальном этапе обучения картинки часто используются для введения лексики, обозначающей конкретные предметы. Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседы по содержанию изобразительного материала. Тематические картины чаще всего используются для обучения устной иноязычной речи – аудированию и говорению. Такое сочетание языкового материала с изобразительным позволяет учителю выполнять различные виды заданий: - ответы на вопросы учителя; - составление вопросов к рисункам самими учащимися; - составление собственных примеров по образцам, данным в таблице; - составление небольших высказываний на уровне фразы и сверхфразового единства с опорой на языковой и изобразительный материал таблицы. Большую помощь учителю окажет иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода. В дидактике принцип наглядности реализуется в обучении с помощью различных средств наглядности, которые условно делят на две группы: 1. Натуральные (объекты, предметы, явления, процессы), с которыми учащиеся знакомятся в том виде, в котором они существуют в природе и окружающем мире. 2. Изобразительные (изображающие предметы и явления средствами искусства и техники) [42, с. 16]. Изобразительные средства наглядности различают по способам изображения и, в свою очередь, делят на две группы, к которым относят: 1) образные средства наглядности, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, фотографии, картины, рисунки, иллюстрированные таблицы, магнитофонные записи, видеофильмы и др.); 2) условные (схематические) средства наглядности, передающие в предмете или явлении только самое основное в известной логической обработке с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.) [33, с. 512]. И.А. Зимняя устанавливает зависимость целей применения наглядности от задач, стоящих перед учителей ИЯ при сообщении учащимся языковых знаний и при формировании у них различных навыков речи и самих речевых умений. При сообщении знаний оба вида наглядности используются в целях: 1) семантизации (раскрытия понятийной, семантико-смысловой стороны языковой единицы и языковых правил); 2) организации запоминания через установление прочной связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности [19, с. 96]. ? 1.3. Функции средств образной наглядности и требования к ее применению Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом. Наглядность в обучении способствует восприятию предметов и изучаемых процессов, формирует представления об объективной действительности, и вместе с тем предлагает анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами. Именно лаконичные наглядные средства формируют у обучающихся умения наблюдать, описывать, анализировать и дифференцировать. Использование средств наглядности для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует: - созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперировать ими; - развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить о визуальном мышлении, коммуникативном мышлении и т.д. - изменению иллюстративных свойств средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения. Прежде всего, надо отметить, что наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Наглядные средства обучения должны быть: - ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью. В этом плане хорошо вспомнить приемы и методы средств массовой информации и коммуникации, которые мастерски используют все возможности привлечения внимания пользователей. Рассматривая учебные материалы, надо отметить, что одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая может активизировать мыслительную или творческую деятельность. Поэтому даже формулировка названия урока (темы, слайда, презентации …) играет большую роль в восприятии учебных материалов; - доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать. В обратном случае, если информация непосильна для учащихся, можно наблюдать, как изучаемый материал только заучивается без осмысления; - содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы; - интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне; - иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представлением информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия, и процесс мыслительной деятельности будет бессмысленным; - дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание учащихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие [26, с. 53]. Так, с помощью наглядного обучения можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке. Исследования педагогов и методистов свидетельствуют о ценности использования для организации высказывания учащихся начальной школы таких средств изобразительной наглядности, как цветные учебные картинки, сюжетные картинки и серии цветных картинок. Эти средства шире используются в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания как родного (русского) языка, так и иностранного. При этом функции средств наглядности в обучении связному высказыванию в начальной школе многие годы остаются неизменными. Этотакие функции, как: 1) комментирующая (комментирование значений слов, семантизация лексики); 2) стимулирующая (активизация самостоятельности учащихся при употреблении определенной лексики и грамматических конструкций); 3) коммуникативная (создание речевых ситуаций) [52, с. 16]. Особого внимания в данном отношении заслуживает исследование С. А. Малахина, в котором, в результате обобщения научногопедагогического опыта ученых-исследователей, автором представлена подробная классификация существующих средств визуальной наглядности(словесной, графической и изобразительной) в целом, и раскрытывыполняемые ими в обучении ИЯ следующие функции: 1. Обучающая: 1) презентирующая: - семантизирующая (раскрытие смысловой стороны языковых явлений); - стандартизирующая (презентация и алгоритмизация мыслительной деятельности учащихся при усвоении грамматического материала); 2) стимулирующая (создание смысловой и ситуативной опоры речевой деятельности): - опорно-продуцирующая (для продуктивных видов речевой деятельности); - опорно-рецептирующая (для рецептивных видов речевой деятельности). 2. Контролирующая (контроль за степенью усвоения учебного материала и умением применять его в различных ситуациях общения). 3. Информирующая (передача познавательной, содержательной информации). 4. Организующая (систематизация полученных или вводимых сведений о языке и организация деятельности учащихся) [26, с. 72]. Е.А. Романовская определила дидактический потенциал средств образной наглядности посредством выделения определенных функций, которые являются особо значимыми в обучении младших школьников связному высказыванию. К таким функциям относятся: - эмоционально-мотивирующую; - организующую; - личностно-развивающую; - здоровьесберегающую [41, с. 96]. Функции образной наглядности представлены в Приложении 1. 1.4. Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством жизни ребёнка – поступлением в школу. Образное мышление – основной вид мышления в этом возрасте. Ребёнок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении. Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg