ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Возрастные периоды развития личности характеризуются своей ведущей активностью, обладающей системообразующей функцией в структуре личности. По данным проведенных исследований отечественными психологами: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.А.Волчковым, С.А. Васюры и др. показали, что младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Дети младшего школьного возраста сохраняют много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Они уже начинают утрачивать детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Дети нового поколения растут совершенно в других условиях и с другими потребностям, чем предыдущие поколения. У них другие игры, идеалы, но любовь к Родине, к ближнему, широта души передается из поколения в поколение.
Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения. Нужно отметить что, игры влияют на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Психологи указывают на то что, с поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения. [2, с.65]
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. С поступлением в школу изменяется его положение в семье, появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение у детей младшего школьного возраста имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель, для детей младшего школьного возраста, выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Взрослые начинают предъявлять к ребенку определенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку младшего школьного возраста необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе. [2, с.43]
Положение ребенка младшего школьного возраста в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
У детей младшего школьного возраста очень велика направленность на внешний мир: они запоминают факты, явления в подробностях, долго находятся во власти яркого факта и образа, их переживания ярки, непосредственны. Этот возраст очень податлив для создания благоприятных предпосылок для успешного привития чувства патриотизма.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:
- учебная деятельность становится ведущей деятельностью;
- завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
- отчетливо виден социальный смысл учения (отношение младших школьников к отметкам);
- мотивация достижения становится доминирующей;
- происходит смена распорядка дня;
- укрепляется новая внутренняя позиция;
- изменяется система взаимоотношений младшего школьника с окружающими людьми.
Физиологические особенности младших школьников
С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Очень часто проявляются повешенная утомляемость, беспокойство, потребность в движениях.
В связи с взрослением и гормональными перестройками, у детей младшего школьного возраста, изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.
Основные новообразования младшего школьного возраста:
— произвольность;
— внутренний план действия;
— обучаемость
Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.
Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых младшему школьнику учебной деятельностью. [2, с.51]
По мере формирования учебной деятельности младший школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также выполнение действия про себя, во внутреннем плане.
1.2. Сущность понятия «патриотическое воспитание»
Патриотизмом называют социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Родине и готовность подчинить интересам Родины свои частные интересы, а также нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей Родине, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость, преданность своему народу, готовность для них на жертвы и подвиги [24,25].
Патриотизм не является генетически унаследованным качеством человека, а формируется в результате воспитания (в широком смысле этого слова).
Патриотическое воспитание, является составной частью воспитательного процесса детей младшего школьного возраста и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность общеобразовательных организаций по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [гл.1, ст.18, Конституции РФ].
Цель патриотического воспитания – развитие у детей младшего школьного возраста высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, формирование граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную в жизнь детей младшего школьного возраста, разнообразные виды его деятельности. [14, с.307]
Задачи патриотического воспитания:
- утверждение в обществе, в сознании и чувствах детей младшего школьного возраста социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения детей младшего школьного возраста в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие детям младшего школьного возраста чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у детей младшего школьного возраста потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации (далее – СМИ) при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы:
- духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
- нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
- историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
- государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).
Все ценности взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сосредоточено на формировании у детей младшего школьного возраста исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, независимости, государственного единства и национальных интересов Российской Федерации. [14, с.160]
Отсюда следуют следующие направления патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
1. Социальное. Цели: воспитание сознательного отношения к учебе; воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции; формирование общности интересов детей и родителей через совместные творческие дела и знакомство с историей своей семьи; формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.
2. Политическое. Цели: воспитание правовой культуры; знакомство с правовыми нормами и процедурами; выработка правовой культуры; развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
3. Экономическое. Цели: воспитание экономической культуры мышления; формирование адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
4. Нравственное. Цели: воспитание любви к Родине; воспитание чувства прекрасного; воспитание уважения к российским традициям (в т. ч. религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Патриотическое воспитание, кроме системы ценностей и задач, так же включает в себя основные направления и принципы. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания относятся: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность; преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; многообразие форм, методов и средств воспитания. [14, с.117]
Однако изучение сущности патриотического воспитания невозможно без определения его форм и методов работы. Наиболее перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании.
Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями, способствующими реализации основных задач патриотического воспитания. Кроме того, они синтезируют основные элементы как общего, так и специального содержания военно-патриотического воспитания в тесно взаимосвязанном и взаимодополняемом виде. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическим и практико-прикладным компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами. [14, с.376]
Содержание патриотического воспитания базируется на множестве ценностных ориентацией. В системном плане их можно представить следующими относительно самостоятельными группами.
1. Общечеловеческие ценности.
2. Национально-государственные ценности.
3. В содержание патриотического воспитания входит множество профессиональных ценностей.
4. В процессе патриотического воспитания важно учитывать и целенаправленно использовать личностные ценности.
Патриотическое воспитание — это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. Патриотические смыслы — это неизменная основа личностного значения того или иного явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной истории, связанной с прошлым, настоящим и будущим того пространства, которое подвержено осмыслению.
Для воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста применяются следующие средства;
- рассказы педагога о Родине,
- фильмы о героях и событиях Великой Отечественной войны,
- литературные образы героев и их подвиги,
- живописные полотна великих художников,
- театральные постановки,
- песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину.
Соответственно по приведенным примерам воспитания, формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
1.3. Характеристика понятия «самодеятельный хореографический коллектив»
Во многих научных трудах и статьях говорится о хореографическом искусстве как о синтезе видов искусств, так как оно объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Оно всегда доступно, не требует специальных знаний, подвластно практически всем возрастным и социальным категориям граждан и вместе с этим дает каждому человеку развиваться в разнообразных танцевальных жанрах, усовершенствоваться с физической и эстетической стороны развития.