Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Совершенствование государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации

irina_k200 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Целью данной работы является изучение государственного контроля и законодательства в области зашиты прав потребителей. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить основные понятия и история развития системы регулирования в сфере защиты прав потребителей, - описать правовое регулирование и гражданскую ответственность за нарушение прав в сфере защиты потребителей, - рассмотреть формы и способы защиты прав потребителей, - проанализировать государственные органы в сфере защиты прав потребителей, - выявить пробелы в законодательстве и государственном управлении в сфере защиты прав потребителей, - предложить пути решения проблем законодательства о защите прав потребителей в России, - разработать меры по совершенствованию государственного контроля и законодательства в области защиты прав потребителей в России, - рассчитать экономическую эффективность предложений по совершенствованию государственного контроля и законодательства в области защиты прав потребителей в России. Объектом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, связанных с государственным регулированием в сфере потребления. Предметом являются общественные отношения, направленные на защиту прав потребителей, а также проблемы современного состояния правового регулирования в этой сфере, а также пути его совершенствования. В ходе написания работы применялись следующие методы исследования: описательный, исторический, метод сравнения, метод синтеза, индукции и дедукции, изучения и обобщения. В ходе проведенного исследования было выявлено, что единые стандарты и детализированные нормы, касающиеся защиты прав потребителей в нашей стране не до конца соответствуют реалиям. Предложены способы восполнения правового пробела в данном вопросе, также автором разработаны пути решения совершенствования государственного контроля. Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при обсуждении внесения изменений в законодательство о защите прав потребителей и при работе государственных органов данной сферы. По теме работы опубликованы две статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы: «Нормативно-правовое регулирование государственного контроля в России», опубликованная в сборнике IX Международной научно-практической конференции: Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации, в 2019 году, а также: «Общественные организации на потребительском рынке» (Научные исследования в ВУЗе: межвузовский сборник научных трудов), в 2019 году. Проблемы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей постоянно исследуются на национальном и международном уровнях как зарубежными, так и отечественными учеными, а также международными организациями. При выполнении выпускной квалификационной работы использовались работы ученых: Барановой В.В., Арабей Е.А., Чапайкиной И.Г., Вавилина Е.В., а также статьи других авторов. Структура работы соответствует поставленным целям и отражает ее содержание. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного контроля в сфере защиты прав потребителя, во второй представлено состояние сферы защиты прав потребителей в Российской Федерации. Третья глава отражает совершенствование государственного контроля и законодательства в области защиты прав потребителей в России. В заключении приведены основные выводы по работе.
Введение

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей. Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей. Права граждан в области потребительства защищаются государственными органами, с помощью контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, также им предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение закона. К таким органам можно отнести, например, министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России. Каждому человеку необходима поддержка со стороны государства в области реализации и защиты его прав. Государство в этой сфере определяет позицию интересов государственных институтов и частных лиц. Оно является органической частью гражданского законодательства, имеющего, свою специализацию, которая неразрывно связана, прежде всего, с необходимостью прямого регулирования отношений между производителями-предпринимателями и физическими лицами, которые пользуются соответствующей продукцией (товарами), работами и услугами для личных нужд. Разумное правовое регулирование участников таких правоотношений и есть залог прочного гражданского оборота и способствует осуществлению, имеющих важное жизненное значение прав граждан-потребителей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические основы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей 6 1.1 Основные понятия и история развития системы регулирования в сфере защиты прав потребителей 6 1.2 Правовое регулирование и гражданская ответственность за нарушение прав в сфере защиты потребителей 14 1.3 Формы и способы защиты прав потребителей в РФ 29 2. Анализ состояния сферы защиты прав потребителей в Российской Федерации 41 2.1 Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей 41 2.2 Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей 50 2.3 Пробелы в законодательстве и государственном управлении в сфере защиты прав потребителей 54 3. Совершенствование государственного контроля и законодательства в области защиты прав потребителей в России 63 3.1 Совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей в России 63 3.2 Рекомендации по решению проблем в законодательстве о защите прав потребителей в России 74 3.3 Экономическая эффективность предложений по совершенствованию государственного контроля и законодательства в области защиты прав потребителей в России 80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. – ст. 4398. 2 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.01.2020) 3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.01.2020) 4 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.12.2019) 5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.01.2020) 6 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.01.2020) 7 Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.01.2020) 8 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.01.2020) 9 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.01.2020) 10 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 27.12.19). 11 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» // «Собрание законодательства РФ», 11.09.2017, N 37, ст. 5543. Специальная литература: 12 Агафонова Н.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Н.Н Агафонова, В.Е. Белов, В.И. Солдатова – М.: Проспект. – 2017. – С. 18. 13 Алехина А. А. Некоторые аспекты досудебного порядка урегулирования споров в гражданском процессе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. №33. С. 18-20. 14 Арабей Е.А. Понятие «потребитель» в праве Европейского союза // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 1634-1640. 15 Баранов С.Ю. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей. М.: «Статут», 2014 -159 с. 16 Богдан В. В. Теоретические проблемы определения специального правового статуса потребителя // Вестник ОГУ. 2018. №4. С. 231-235. 17 Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М.: «Статут». 2018. - 251 с. 18 Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. М.: Статут. 2016. - 624 с. 19 Гафарова Г.Р., под ред. З.М. Фаткудинова. Защита прав потребителей: учебное пособие. – М.: Юстицинформ. – 2018. – 438 с. 20 Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Статут, 2017 - 411 с. 21 Единообразный торговый кодекс США: [Офиц. текст-1990] : Пер. с англ. / Исслед. центр част. права и др.; [Вступ. Дж. Уайта, Р. Саммерса, с. 22-44; Введ. С. Н. Лебедева, с. 7-21]. - М.: Междунар. центр финансово-экон. развития, 2015. – 426 с. 22 Журавлева О.В. К вопросу о взыскании штрафа за отказ в добровольном урегулировании спора. Российская юстиция. 2018. № 12. С. 60. 23 Игнатович Н. М. Внесудебные способы защиты субъективных гражданских прав // JSRP. 2017. №6 (10). С. 11-16. 24 Кабалкин А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М.: Инфотропик Медиа, 2017. - 240 с. 25 Макаров Ю.Я. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) – М.: Проспект, – 2018. – С. 21 26 Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.- 704 с. 27 Райлян А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. N 10. С. 22-24. 28 Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. 2017. N 9. С. 56-58. 29 Усачева Е.А. Правовые проблемы квалификации лица в качестве потребителя. «Мировой судья». 2016. №2. 85-91. 30 Чапайкина И.Г. Региональная власть и местное самоуправление // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. - № 6. – С. 36-39. 31 Чебышева Т. Новое в защите прав потребителей. //«Эж-Юрист». 2017. № 46. С. 111-114. 32 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / В. Е. Чиркин. – Москва: Юрист. – 2014. – 319 с. 35 Чихладзе Л.Т. Модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления (муниципальной власти) // Вестник российского университета дружбы народов. серия: юридические науки. – 2018. - № 3. – С. 65-74. 36 Чурочкина, О.И. О правовом регулировании потребительского кредитования в Российской Федерации. / О.И. Чурочкина // Хозяйство и право. - 2016. - № 8. - С. 71-75. 37 Шайкенов H.A. Правовое обеспечение интересов личности. / Шайкенов H.A.// Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 2017. - 200 с. 38 Шелищ П.Б., Мясин Е.Б. Права потребителя - М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2017. -160 с. 39 Шлихтер А.А. Местное самоуправление в системе федерации: зарубежная практика и проблемы России / А.А. Шлихтер. – Москва, 2017. – 258 с 40 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / Е.С. Шугрина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Велби, 2016. – 672 с. 41 Щепачев В.А. Развитое местное самоуправление – основа укрепления российского федерализма // Российская юстиция. – 2017. - № 8. – С. 10-14. 42 Явич A.C. Право и общественные отношения (основные аспекты содержания и формы советского права) / A.C. Явич. - М.: Юридич. лит., 2015.- 152 с. 43 Derrick Owles, Anthea Worsdall, Product liability casebook. Leading US and UK judgments, 2017 - р. 171. 44 WM Mitchell, The Product Liability Restatement in the Court: An Initial Assessment/ Low Revue №7.-2018.178. 45 Shwarz, Sabagh, D. Peltzer, Dr Shuecking Product liadility in the USA and Germany., 2016 - P.118. 46 Peter J. Mone, Richard M. Franklin, David G. Wix, Erin McCloskey Maus, James Holloway, Stephanie Vaccari., Product liability in North America, 2017 -р.24. Электронные ресурсы: 47 Государственный доклад «Защита прав потребителей в 2016 году» [Электронный ресурс], URL:https://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/392/gd_zpp (Дата обращения: 10.01.2020) 48 Защита прав потребителей в договорных отношениях [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-potrebiteley-v-dogovornyh-otnosheniyah (Дата обращения: 05.01.2020) 49 Защита прав потребителей в мире [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-potrebiteley-v-mire (Дата обращения: 05.01.2020) 50 Защита прав потребителей медицинских услуг [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-potrebiteley-meditsinskih-uslug-1 (Дата обращения: 05.01.2020) 51 Защита прав потребителей при реализации товара в сети интернет [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-potrebiteley-pri-realizatsii-tovara-v-seti-internet (Дата обращения: 05.01.2020) 52 Защита прав потребителей в регионе [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-potrebiteley-v-regione (Дата обращения: 05.01.2020) 53 Значение кредиторских обязанностей в сфере защиты прав потребителей [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kreditorskih-obyazannostey-v-sfere-zaschity-prav-potrebiteley (Дата обращения: 05.01.2020) 54 Некоторые вопросы защиты прав потребителей [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-zaschity-prav-potrebiteley (Дата обращения: 05.01.2020) 55 Некоторые вопросы совершенствования законодательства РФ о защите прав потребителей [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva-rf-o-zaschite-prav-potrebiteley (Дата обращения: 05.01.2020) 56 Основные направления совершенствования национальной политики в сфере защиты законных прав потребителей в сфере услуг [Электронный ресурс], URL: https://vuzlit.ru/1371966/sovershenstvovanie_ grazhdansko_pravovoy_zaschity_zakonnyh_prav_potrebiteley (Дата обращения: 05.11.2019). 57 Права потребителей на получение необходимой и достоверной информации [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-potrebiteley-na-poluchenie-neobhodimoy-i-dostovernoy-informatsii (Дата обращения: 05.11.2019) 58 Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг перевозки воздушным транспортом [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zaschity-prav-potrebiteley-v-sfere-okazaniya-uslug-perevozki-vozdushnym-transportom (Дата обращения: 05.11.2019) 59 Проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zaschity-prav-potrebiteley-pri-prodazhe-tovarov (Дата обращения: 05.11.2019) 60 Совершенствование правового регулирования защиты прав потребителей в сфере оказания бытовых услуг [Электронный ресурс], URL: https://publikacia.net/archive/2017/1/4/6 (Дата обращения: 05.11.2019)
Отрывок из работы

1. Теоретические основы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей 1.1 Основные понятия и история развития системы регулирования в сфере защиты прав потребителей Еще в древнейшие времена, с появлением частной собственности, возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в древности. Поэтому практически во всех сводах законов уже с тех времен присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Люди старались защищать права покупателя еще в древние времена. Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи - царя, правившего Вавилоном в 18 в. до н.э. Так законы Хаммурапи, регулировали отношения кредита, качества товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров [19, с. 156]. В средние века процесс купли-продажи жестко регулировался городскими властями во многих странах. Например, в Австрии в 15 в. продавец разбавленного или прокисшего молока должен был выпить все некачественное молоко. Как массовое явление движение потребителей получило свое распространение в 20 веке. В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Дж.Ф. Кенеди, который заявил: «Потребители, по определению, это мы все. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен» [14, с. 1636]. 15 марта 1962 года он представил конгрессу послание «Специальное сообщение по защите прав потребителей», в котором были провозглашены права потребителей, такие как право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным. Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. Начиная с 1983 года 15 марта отмечается как всемирный день защиты прав потребителей [19, с. 235]. В Японии создание административно-правовой защиты потребителей происходило двумя путями. Первый состоял из принятия законодательных актов, основным из которых является основной закон об охране интересов потребителя. Он определил ответственность государства, местных организаций и производителей в области защиты прав потребителей. Другой путь - организация системы государственных учреждений, которые вырабатывают общую политику, выполняют координационные и контролирующие функции, осуществляют товарные инспекции, помогают решать спорные вопросы, информируют потребителей. Но созданная защита не стала надежным щитом японских потребителей, а подлинным защитником интересов потребителей стало потребительское движение. Во Франции еще в 1905 году был принят «Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг». В 1977 году одобрен «Закон об охране прав и информации о потребителях» [14, с.1637]. Государство обеспечивает защиту потребителей через различные организации и службы. Из них наиболее значительные: служба предотвращения обмана покупателей и контроля за качеством товаров и национальный институт потребления. В Великобритании в 1984 году опубликована Белая книга, которая посвящена обеспечению безопасности товаров и на основе которой в 1987 году был принят закон, предусматривающий ответственность за ущерб, причиненный потребителю дефектами изделия [14, с.1637]. Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консъюмеризме - общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консъюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны [21, с. 7]. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю над продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. В Западной Европе консъюмеризм в значительной степени концентрирует свое внимание на экологии. Движение «зеленых» оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы. В результате госструктуры предъявляли экологические требования к производителям. Реакцией европейского бизнеса являлось появление продуктов, не оказывающих вредного влияния на окружающую среду. В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Германское федеральное Агентство защиты среды учредило ярлык Голубого Ангела для экологически чистых продуктов. В Бельгии была создана линия чистящих средств, не загрязняющих среду. Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих западноевропейских странах еще в 70 годы. В 80-х годах ХХ века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак [20, с. 176]. К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР — России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода. В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами. Общественные организации по защите прав потребителей подчас тесно сотрудничают с другими объединениями, например, с советами ветеранов Великой Отечественной войны, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей. Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования учащихся и др. С 1994 года КонфОП проводит сравнительные потребительские испытания, является членом международной организации «International Testing» («Международные организации»). Члены этой организации постоянно обмениваются результатами многих испытаний, а некоторые испытания проводят совместно. В процессе совместных испытаний происходит сравнение товара, реализуемого в разных странах, в том числе производимые одной фирмой [27, с. 22]. Конфедерация ведет активную разъяснительную политику, она издает большое количество материалов (статьи, книги, брошюры, буклеты, методическая литература и т. д.), способствующих потребительскому просвещению граждан и оказывающих реальную помощь общественным объединениям по защите прав потребителей. Сейчас потребительским организациям принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды. Революцией в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Закон содержал много положений, которые не были развиты в гражданском праве. Преимущество этого закона заключается в том, что он имеет механизмы для его осуществления. Закон не только требовал обычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР был одним из первых нормативных актов, установивших право граждан на возмещение морального вреда. В то же время некоторые положения этого закона, такие как право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусматривал повышенные гарантии в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, устанавливая десятилетний срок ответственности изготовителя за произведенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами, независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией прав потребителя на защиту являлось закрепление в законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей закон предусматривал возможность коллективной защиты потребителей и предоставлял органам государственной власти возможность предупреждать нарушения потребительского законодательства и налагать штрафы на нарушителей. В более сложной ситуации находятся органы защиты прав потребителей, созданные при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населенном пункте России. Практика показывает, что им приходится решать более 80% проблем потребителей товаров и услуг [24, с. 183]. Существенной гарантией защиты прав потребителей стало закрепление в законе широких прав для общественных объединений потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц и на потребителей – граждан, если они используют, приобретают, заказывают товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а для иных целей, например, для осуществления предпринимательской деятельности. Основные понятия, содержащиеся в преамбуле Закона, претерпели существенные изменения. Например, ранее потребителем признавалось лицо, приобретающее товар без намерения извлечь в дальнейшем прибыль. Теперь потребитель – тот, кто приобретает товары исключительно для личных, семейных и иных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» не требует теперь у потребителя кассового или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Закон увеличил с 6 месяцев до двух лет сроки предъявления требований в отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19 Закона) [10]. Еще одна новелла Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» – возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц (ст. 46) [10]. В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий. Одно из существенных положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» – запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ, и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве (ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей») [10]. Основные понятия, определенные в Законе и используемые в данной работе: 1. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 2. Изготовитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. 3. Исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. 4. Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. 5. Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). 6. Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации. Сам Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. 1.2 Правовое регулирование и гражданская ответственность за нарушение прав в сфере защиты потребителей Формирование СНГ и принятие государствами-членами актов о суверенитете способствовали развитию их собственного законодательства о защите прав потребителей. 16 января 1996 года была опубликована новая редакция Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Многие положения закона претерпели существенные изменения. Кроме того, в конце 1995 года и начале 1996 года были приняты нормативные акты, имеющие важное значение для потребителей и нуждающиеся в дальнейшем уточнении. Международные рамки политики защиты прав потребителей определяются «руководящими принципами защиты прав потребителей», принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года [14, с.19]. С принятием Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» была создана правовая база для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и производителями, подрядчиками, импортерами, розничными торговцами при реализации товаров (работ, услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), образование, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. В последние годы было создано законодательство, которое гармонизируется с ГК РФ и обеспечивает защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг). Проводится работа по учету законных прав и интересов граждан-потребителей в процессе разработки законопроектов, регулирующих отношения в отдельных сферах, в том числе отношения с участием потребителей. Говоря о нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы защиты прав потребителей в Российской Федерации, следует отметить, что помимо законодательного регулирования рассматриваемых отношений существует большой пласт подзаконных актов, которые более детально прорабатывают отдельные составляющие исследуемого Института. Согласно статьям 3 и 7 ГК РФ, а также статьям 1 и 2 Закона № 2300-1 источники, регулирующие правовые аспекты потребительского оборота в Российской Федерации, имеют следующую вертикальную иерархию: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являющиеся в соответствии с Конституцией (пункт 4 статьи 15) составной частью правовой системы Российской Федерации и используемые непосредственно или после опубликования Национального акта (если это вытекает из заключенного Российской Федерацией международного договора). В случае несогласия они имеют приоритет перед национальным законодательством (статья 7 Гражданского кодекса, Статья 2 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). 2. Перечень российских нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет права граждан на отдых, здоровье, жилище, образование. Эти права имеют сформированные и функционирующие в системе государственного образования и здравоохранения требования к товарам, работам и услугам по обеспечению безопасности жизнедеятельности потребителя, окружающей среды, а также контролю и надзору за безопасностью товаров, работ и услуг. 3. ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ является основополагающим актом в системе гражданского законодательства Российской Федерации, его «экономической Конституцией». Статья 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ» устанавливает общие черты для всех видов гражданско-правовых договоров правило о том, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий или намеревающийся приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин обладает правами сторон обязательства в соответствии с Гражданским кодексом и правами, предоставленными ему Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», и опубликованными в соответствии с ним иными правовыми актами. Данный Закон Российской Федерации применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации [16, с. 233]. 4. Нормы гражданского права, не включенные в ГК РФ, включаются в иные правовые акты, развивающие и уточняющие его положения. 5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» пункт 1 статьи 1, в соответствии с которым принимаются федеральные законы, координирующие отношения в области защиты прав потребителей. К таким законам, например, относятся Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» [7,8]. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в этой области, если: - это предусмотрено ГК РФ (п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ) [3]; - В ГК РФ прямо об этом не говорится, но законодательство в области потребительского права определяет и уточняет соответствующие нормы Гражданского кодекса и настоящий закон не регулирует отношения с участием потребителей; - закон о защите прав потребителей устанавливает иные нормы, чем ГК РФ, и ГК РФ допускает возможность такого установления. Так, в обход общей нормы о зачете неустойки (пункт 1 статьи 394 ГК РФ) пункт 2 статьи 13 Закона № 2300-1 предусматривает ее карательный характер, а в отличие от диспозитивного варианта нормы о фактическом исполнении обязательства в статье 396 ГК РФ пункт 3 статьи 13 Закона № 2300-1 формулирует ее императивно. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила организации деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям. Нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе нормы, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей, достаточно редко встречаются в виде актов федеральных органов исполнительной власти, в принципе могут существовать в виде указов Президента Российской Федерации, а в подавляющем большинстве являются постановлениями Правительства Российской Федерации (п. 3, 4 ст. 3 ГК РФ, ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). В итоге законотворческой деятельности, с 12.12.2007 года вступил в силу Федеральный закон от 25.10.2007 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Часть II Гражданского кодекса Российской Федерации» относительно материального императива конкретизировать обязательную в отношении пищевых продуктов информацию о наличии компонентов, полученных с использованием генетически модифицированных организмов. Этот же документ устанавливает требования к информации для потребителя при оформлении кредита, правовые аспекты доведения потребителями соответствующих требований в отношении технически сложной продукции с дефектами, вводится определение непосредственного срока устранения недостатков, предельного срока устранения недостатков, окончательно выбирается дистанционный способ реализации товаров в сфере саморегулирования. Однако существующая модель правового регулирования не предполагает защиты прав потребителей от актов недобросовестной конкуренции. Применение методов правового моделирования и системного толкования позволяет прийти к выводу, что не только хозяйствующие субъекты, но и общественные объединения потребителей, защищающие права и интересы неопределенного круга лиц, должны быть уполномочены предотвращать акты недобросовестной конкуренции. Согласно законодательству, недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), направленные на получение преимуществ в процессе предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, практике ведения бизнеса, требованиям добросовестности, разумности, справедливости и повлекшие или способные причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо повлекшие или способные нанести вред их деловой репутации. Данный вид правового регулирования не допускает защиты прав потребителей от актов недобросовестной конкуренции, несмотря на включение в их состав действий по введению в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Эти действия предполагают посягательство прежде всего на интересы конкурентов, а также потребителей, которые не имеют права на защиту от этих действий. Доктор юридических наук, профессор, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке Е. В. Вавилин, анализируя недостатки правового регулирования, предложил включить в закон о защите прав потребителей норму, обязывающую хозяйствующих субъектов быть честными и не допускать недобросовестных форм предоставления информации потребителю. На наш взгляд, это не повысит степень защиты прав потребителей на информацию, так как связано с процессуальными особенностями доказывания, а также дискуссионным включением актов недобросовестной конкуренции в сферу действия таких норм [17, с. 145]. Вышеизложенное подтверждает важность отнесения потребителей к субъектам, права и интересы которых, охраняемые законом, могут быть нарушены при осуществлении хозяйствующими субъектами недобросовестных конкурентных действий. Такое изменение влечет за собой необходимость установления взаимодействия между законодательством о конкуренции и законодательством о защите прав потребителей, целью которого является создание дополнительных правовых гарантий соблюдения и защиты интересов граждан-потребителей, находящихся в неравном положении. Правовая база защиты прав потребителей в настоящее время представляет собой сложный институт законодательства. Она формируется нормативными актами и отдельными правовыми нормами различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, Гражданско-процессуального, уголовного и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 114 страниц
1900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg