Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Налогообложение доходов физических лиц и практика взимания НДФЛ

irina_k200 2475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 99 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Целью выпускной квалификационной работы является обоснование необходимости и поиск нaправлений совершенствовaния налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ? изучить историю подоходного налогообложения в России, а также порядок исчисления и взимания налога на доходы физических лиц на современном этапе; ? привести примеры зарубежного опыта взимания подоходного налога ? дать краткую финансово-экономическую характеристику АО «Пензенский тепличный комбинат»; ? изучить современное состояние, а также рассчитать налоговую нагрузку на предприятие; ? проанализировать действующую систему налогообложения доходов сотрудников АО «Пензенский тепличный комбинат»; ? выявить основные проблемы и предложить направления совершенствования налога на доходы физических лиц. В качестве источников информации использовались нормативные и правовые документы, материалы Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, материалы периодической литературы, справочная и учебная литература по исследуемому вопросу, методические разработки и рекомендации по изучаемым вопросам, годовая бухгалтерская отчетность предприятия, наблюдения и расчеты автора. Проведенные расчеты осуществлены с применением прикладной программы «MS Eхcel», программных продуктов «1-С Предприятие 7.0» и «1-С Предприятие – работа с файлами». Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, исследования ведущих научных учреждений по проблемам предоставления налоговых вычетов физическим лицам, нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование налоговой системы, официальные издания, законодательные акты РФ, а также материалы научно-практических конференций. На разных этапах исследования, в зависимости от характера разрабатываемых теоретических и практических задач, использовались абстрактно-логический, расчетно-аналитический, экономико-статистические, монографический и экспериментальный методы исследования. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной целью и задачами, состоит из 3 глав, 8 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы содержит 23 таблицы, 11 рисунков, 6 приложений.
Введение

Налог на доходы физических лиц является наиболее распространенным налогом в системах налогообложения, применяемых во всем мире. В России, как и во многих других странах, поступления от этого налога составляют весомую часть в доходах бюджета. При помощи налога на доходы физических лиц не только обеспечиваются поступления в региональный и местный бюджеты, но и регулируется уровень доходов разных групп населения. Оптимальная форма налога на доходы физических лиц как в других странах, так и в России должна учитывать социально-экономическую ситуацию в стране, согласовываться с действующими направлениями денежно-кредитной политики, а также социальными и другими направлениями развития, учитывать исторические и национальные особенности страны. Оптимальному налогообложению большое внимание уделял Дж. Стиглиц, в его трудах описывается достижение общественного благосостояния через оптимальную структуру налогов. Теоретические основы подоходного в той или иной мере рассматривались в трудах таких российских и зарубежных ученых, как Д. Рикардо, А. Смита, Дж. Кейнса, И. Озерова, В. Слома, И. Янжула, С. Витте, В. Панскова, А. Поленова, А. Никитского, А. Соколова и др. Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается распространенностью налога, который уплачивается из личных доходов граждан страны, его значительной долей в налоговых поступлениях бюджета и одного из центральных мест в формировании доходной части бюджета. Объектом исследования является АО «Пензенский тепличный комбинат». Предметом данной работы является оценка состояния учета и анализа порядка исчисления налога на доходы физических лиц на примере АО «Пензенский тепличный комбинат».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 6 1.1 История подоходного налогообложения и его роль в формировании бюджета РФ 6 1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц в РФ и основные направления политики в области налоговых правоотношений 15 1.3 Зарубежный опыт взимания подоходного налога 29 2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ АО «ПЕНЗЕНСКИЙ ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ» 38 2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика организации 38 2.2 Современное состояние и оценка налоговой нагрузки 44 2.3 Анализ действующей системы налогообложения доходов работников организации 50 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В АО «ПЕНЗЕНСКИЙ ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ» 62 3.1 Основные предложения реформирования налога на доходы физических лиц 62 3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий на примере организации 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79 ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система Консультант Плюс 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2) с изменениями от 1 июля 2019 года // Справочно-правовая система Консультант Плюс 3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждено министерство финансов Российской Федерации // Справочно-правовая система Консультант Плюс 4. Финансы России. 2018: Статистический сборник. / Росстат. – М., –2018. –439 c. 5. Россия в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник. /Росстат– M., –2019 – 549 с. 6. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-декабре 2018 года: Доклад (официальное издание)/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, – Пенза, – 2019. – 74с. 7. Справка по исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2019 года/ Минфин России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124804 8. Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, – 2018. – 455 с. 9. Власенкова Е.А. Налог на доходы физических лиц и его роль в формировании доходной базы местных бюджетов/ Е.А. Власенкова // Финансы и кредит. – 2017. – №8 (488). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-dohody-fizicheskih-lits-i-ego-rol-v-formirovanii-dohodnoy-bazy-mestnyh-byudzhetov 10. Греков И.Е. О несостоятельности доводов сторонников плоской шкалы налога на доходы физических лиц / И.Е. Греков, О.В. Сенина // Финансы и кредит. – 2015. – №30 (654). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nesostoyatelnosti-dovodov-storonnikov-ploskoy-shkaly-naloga-na-dohody-fizicheskih-lits 11. Дмитриева Л.С. Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц/ Л.С. Дмитриева // МЦНС Наука и просвещение – 2017. – №2 – с. 152-154. 12. Драненко Л.П. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ / Л.П. Драненко, Д.А. Питиляк, А.Е Лысковец // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-dohody-fizicheskih-lits-razvitie-i-rol-v-nalogovoy-sisteme-rf 13. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 336 с. 14. Колесникова О.С. Налог на доходы физических лиц: современные тенденции и факторы, их определяющие / О.С. Колесникова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2018. – №8 (440). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-dohody-fizicheskih-lits-sovremennye-tendentsii-i-faktory-ih-opredelyayuschie-2 15. Крячкова Л.И. Совершенствование механизма налогообложения на доходы физических лиц/ Л.И. Крячкова, О.И. Мохова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии – 2017 – №7. 16. Лященко Н.А. Налог на доходы физических лиц - торжество социальной справедливости / Н.А. Лященко // Управление и экономика в XXI веке. – 2017. – №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-dohody-fizicheskih-lits-torzhestvo-sotsialnoy-spravedlivosti 17. Мухаметьянов А.Т. Развитие подоходного обложения/ А.Т Мухаметьянов., Р.Р. Уразметова // МЦНС Наука и просвещение – 2016. – №6 (478). – с. 194-199. 18. Наумова Д.А. История развития подоходного налога в России/ Д.А Наумова. // Сборник статей XLVI итоговой студенческой научной конференции – 2018. – № 46. – с. 193-195. 19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 436 с. 20. Поварова А.И. Реформирование налога на доходы физических лиц - важнейший фактор стабилизации бюджетной системы / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – №6 (48). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-naloga-na-dohody-fizicheskih-lits-vazhneyshiy-faktor-stabilizatsii-byudzhetnoy-sistemy. 21. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: учебное пособие. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 205 с. 22. Ровнейко Р.В. Налогоплательщики и объект налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и Франции: сравнительный аспект / Р.В. Ровнейко // Вестник науки и образования. – 2018. – №6 (42). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogoplatelschiki-i-obekt-naloga-na-dohody-fizicheskih-lits-v-rossiyskoy-federatsii-i-frantsii-sravnitelnyy-aspekt 23. Родина Н.А. Становление и развитие механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в России и за рубежом / Н.А. Родина, А.А. Чеглакова, И.А. Склянникова // Российский государственный социальный университет – 2018– Том: 5 – № 4 (20). – с. 108-114. 24. Сидорова А.В. Становление и развитие понятия «Налог» / А.В. Сидорова, Т.С. Черевиченко // Вестник ВУиТ. – 2017. – №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-ponyatiya-nalog 25. Синенко О.А. Аналитический обзор практики обложения доходов физических лиц в зарубежных странах / О.А Синенко., Е.В. Чунарева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – №11-2. 26. Хасанова Р.Р. Историческое развитие налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации / Хасанова Р.Р. // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: сборник научных статей – 2016. – с. 232-233. 27. Государственная публичная историческая библиотека России [Электронный ресурс] URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/31186-81-16-iyunya 28. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru 29. Официальный сайт АО Пензенский тепличный комбинат [Электронный ресурс] URL: www.ptk58.ru/ 30. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126081 31. Официальный сайт Правительства Пензенской области [Электронный ресурс] URL: http://pnzreg.ru 32. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://government.ru 33. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] URL: http://pnz.gks.ru 34. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru 35. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru; 36. Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] URL: www.garant.ru 37. Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru 38. Хронос – историческая онлайн энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/index.php 39. Электронно-библиотечная система Znanium [Электронный ресурс] URL: http://www.znanium.com 40. Электронно-библиотечная система издательства «ЮРАЙТ» [Электронный ресурс] URL: https://www.biblio-online.ru/ 41. GOV.UK [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/income-tax-rates 42. U.S. DEPARTMENT OF THE TREASURY [Электронный ресурс] URL: https://home.treasury.gov/
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.1 История подоходного налогообложения и его роль в формировании бюджета РФ История возникновения налогов насчитывает не одно тысячелетие. С XVIII века налог стал рассматриваться не только как экономическая, но и как правовая категория. Впервые экономическую сущность налогов обосновал в своих работах Давид Риккардо, он отмечал что, налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. А. Смит классифицировал налоги на прямые и косвенные, указывал из фискальную и регулирующую функцию, тогда как Дж. М. Кейнс выделял распорядительную или социальную, политическую и контрольную функции налогов. Налог как понятие в истории российского законодательства не употреблялся, вплоть до середины XVIII века использовались такие понятия как «дань» и «подать». Впервые термин «налог» употребил А. Я. Поленов работе под названием «О крепостном состоянии крестьян в России», вышедшей в 1765 г. В разное время российские ученые и экономисты выражали свое неоднозначное отношение к налогам. А.А. Никитский давал налогу определение «принудительного сбора», который устанавливался для «покрытия общих расходов государства». При этом сам ученый в его определении говорил только об одном виде налогоплательщика – физическом лице. И.И. Янжул предложил под налогом понимать «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек». По мнению А. Соколова, налоги выполняя роль финансового инструмента государства обеспечивают: сбор денежных средств с населения, управление денежными доходами и частно-хозяйственными накоплениями, перераспределение полученных доходов и прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением. Ученый указывает также на то, что налоги, наравне со своими основными функциями могут служить средством для решения каких-либо задач экономической политики. Существуют разные точки зрения по поводу первых упоминаний введения подоходного налогообложения в России. Подоходному налогообложению предшествовали поземельный, промысловый налоги; поголовная подать; гильдейская подать для купечества [17, с. 194]. В период XIV - XV вв. со свободного населения активно взимается дань, которая направляется не только в уплату ордынским завоевателям, но и в княжескую казну, в основном такая дань носит натуральный характер. С конца ХVI в. также взимается оброк с купцов, владеющих лавкой или каким-то промышленным помещением на территории торгово-ремесленного поселения (посада). В 1614 г. был введен так называемый «стрелецкий хлеб» – налог с тяглового населения, в которое входили частновладельческие и черносошные крестьяне, а позднее бобыли и холопы. Данный налог взимался на содержание служилых людей. В XVII веке появляется новый вид податей – «пятая деньга», «пятнадцатая деньга», который взимается на основе переписи подворного населения городов и посадов. Самым тяжелым налогом того времени называют «ямские деньги», позднее «большие ямские деньги» – прямой налог со всего тяглового сельского и городского населения. Реформы Петра I преобразуют налоговую систему, вводится прямой имущественный налог и «дворовое тягло» – поголовная подать, которые положили начало подушной подати, которая фактически заменила стрелецкую, ямскую, конскую, «десятую деньгу» и другие подворные подати. Подушная подать играла ключевую роль в формировании доходов государственной казны. Размер подати составлял 74 коп. При царствовании Екатерины I сумма подати понижается до 70 коп. Государственный крестьяне были обязаны платить по 40 коп., а городское тяглое население по 1 руб. 20 коп. Переход к подушной подати принес в государственную казну 2 млн. руб., а средства казны увеличились почти на треть по сравнению с предыдущем периодом. Наиболее долго существовал такой налог как ясак, который возник в XV веке, а отменен только после Февральской революции в 1917 году, носил форму выражения подданства нерусских народов. Последующим примером является попытка в 1810 году ввести процентный налог со всех получаемых доходов для помещиков. Из других источников история подоходного налогообложения в России берет свое начало 10 февраля 1812 года с принятием манифеста «О преобразовании комиссии погашения долгов», который вводил временный сбор с доходов помещиков. Налог строился по принципу прогрессивной шкалы – существовал необлагаемый минимум 500 руб. в год, от 500 до 2000 руб. – 1%. Далее он увеличивался на 1% вместе с увеличением дохода на 2000 руб. Алексеенко М.М. в своем выступлении на собрании Императорского Харьковского университета отмечал, что такой сбор был «скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности». Данный сбор просуществовал недолго и был отменен, практически не оставив следа в финансовой системе России [17, с. 196]. К вопросу о введении подоходного налога начинают возвращаться уже в 1861 году, тогда же была введена специальная комиссия при Министерстве финансов для рассмотрения податей и сборов. Первые предложения были внесены в 1862 году. Согласно данному проекту, обложению подлежали доходы со всех видов движимого и недвижимого имущества, предприятий промышленности и торговли, а также все доходы от художественной, литературной, научной деятельностей, любые вознаграждения за выполнения служебных обязанностей. Комиссия не принимает данный проект и в 1867 г. разрабатывает новый закон о подоходном налоге, плательщиками которого фактически являлись только крестьяне. Также, как и предыдущий, новый проект был отклонен, при этом земские собрания высказались за отмену деления населения страны на податное и неподатное, подоходное налогообложение должно было распространяться на все сословия. Подобные законопроекты выдвигались и в последующие годы, но так и не смогли вырасти в самостоятельный законодательный акт. И только лишь после нескольких лет разработок, рассмотрений и доработок в окончательном виде был принят проект закона «О государственном подоходном налоге» на заседании Государственной Думы 28 августа 1915 г., а в последствии, 14 марта 1916 г., и Государственного Совета. Так, 6 апреля 1916 г. Николаем II официально был принят Закон «О государственном подоходном налоге». В соответствии с Положением «О государственном подоходном налоге», субъектами обложения выступали физические и юридические лица, причем в число физических лиц входили как российские, так и иностранные подданные, проживающие на территории страны более одного года. Не подлежали налогообложению объекты и ценности, полученные в наследство, по дарственным бумагам, страховые вознаграждения, также доходы от приобретения или отчуждения любого имущества, не имеющие за собой спекулятивных целей, неустойки по договорам, проценты от ценных бумаг и др. Налог исчислялся по прогрессивной шкале, которая состояла из определенных разрядов. Для каждого такого разряда устанавливалась сумма дохода и размер налогового платежа по ней. Процентные ставки варьировались от 7 до 12 %, также предусматривались льготы по болезни или при наличии свыше двух иждивенцев [26, с. 232]. Также был введен необлагаемый прожиточный минимум – 850 руб., лица, имеющие годовой доход ниже этой суммы освобождались от уплаты налога. Положение о государственном подоходном налоге устанавливало процедуру проверки представленных плательщиками сведений о доходах, их ответственности и порядке обжалования постановлений налоговых органов. Закон вступил в силу 1 января 1917 года, однако дальнейшие события препятствовали его реализации. Следующим шагом в 1917 г. стало постановление Временного правительства «О повышении окладов государственного подоходного налога» и «Об установлении единовременного налога». Необлагаемый минимум увеличился до 1000 руб., также была разработана система из 89 разрядов, которая включала в себя таблицу доходов от 1000 рублей и минимальная ставка от 1%. Единовременным же налогом облагались лица, годовой доход которых составлял более 10000 рублей, а предельная ставка этого налога составила 30,5 %. В последующие годы изменялись ставки налога и порядок его исчисления [27]. Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 16 ноября 1922 устанавливалась прогрессивная ставка налога на доходы городского населения, она варьировалась от 0,6 до 15% за 6 месяцев. Необлагаемый минимум 120000 руб. за 6 месяцев. Налог удерживался с помощью специальных государственных кооперативных предприятий или через частные предприятия c заработной платы рабочих и служащих. Постановление ЦИК СССР «Положение о государственном подоходно-поимущественном налоге» от 12 ноября 1923 г. плательщиками данного налога являлись все лица, имеющие самостоятельные доходы и проживающие на территории Союза Советских Социалистических Республик, акционерные общества (паевые товарищества) и кредитные учреждения, правления которых находятся на территории СССР, равно допущенные к операциям на территории СССР представительства иностранных фирм. Шкала налоговых ставок прогрессивная - в диапазоне от 0,6-17,7% - за 6 месяцев Необлагаемый минимум составлял 75 руб. в месяц. Было введено две разновидности налога: основной подоходный налог по видам доходов (по-другому называемый классный налог), и дополнительный налог по совокупности доходов [39]. Следующим нормативным документом стало Постановление ЦИК СССР «О введении в действие Положения о государственном подоходном налоге» от 24 сентября 1924 г. согласно которому налогоплательщиками являлись все лица, имеющие самостоятельные доходы и проживающие на территории СССР. Шкала процентных ставок – прогрессивная. Необлагаемый минимум составлять от 900 до 1200 руб. в год. Налог взимался по месяцам с текущего месячного заработка. Лица, имеющие не один источник доходов, облагались раздельно по каждому из них. Указом Верховного Совета СССР от 30.04.1943 «О подоходном налоге с населения» расширился круг лиц, облагаемых данным налогом, была введена прогрессивная шкала налоговых ставок, состоящая из фиксированного платежа и процента от суммы, превышающей установленный размер дохода, разработаны таблицы и разряды для граждан разных профессий. В послевоенный период до 1962 года были попытки отмены налога с заработной платы служащих и рабочих, путем увеличения необлагаемого минимума для определенных категорий граждан, в некоторых случаях для всех, для рабочих и служащих кроме повышения необлагаемого минимума применялось также снижение ставок налога на доходы. В 1990 г. был принят закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства», данный законодательный акт явился новым витком в истории налога на доходы физических лиц. Вступивший в силу 1 июля 1990 г., он предполагал создание одинаковых условий налогообложения как с заработной платы, так и с доходов от предпринимательской деятельности. Законом устанавливалась единая система подоходного налогообложения физических лиц, но разбитая на различные прогрессивные шкалы по категориям налогоплательщиков, устанавливался необлагаемый минимум в сумме 100 руб. в месяц для основной категории плательщиков. Вычеты на детей составляли до 30% для матерей с двумя и более детьми, а также для лиц, имеющих на попечении трех и более иждивенцев. В. Слом предполагал, что данный закон являлся «начальным этапом реформы подоходного налога с граждан, заключительным аккордом которой должен явиться переход к единым принципам налогообложения личных доходов на основе полного учета их совокупной годовой суммы, расходов на содержание, детей, иждивенцев и иных социально направленных расходов». Дальнейшие поправки в законодательстве смягчили условия для лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, кооперацией и т.п., была снижена прогрессивная шкала и повышен необлагаемый минимум, предельная ставка на самые высокие доходы составляла 50%. Просуществовав короткое время, эти законы теряют силу в связи с введением в действие Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», основным отличием этого законодательного акта является исчисление подоходного налога из совокупного годового дохода со всех категорий налогоплательщиков. Плательщиками налога признавались как граждане РФ, так и иностранные, а также лица без гражданства вне зависимости от наличия постоянного места жительства на территории РСФСР [21, c. 15]. Налоговую базу составлял весь совокупный доход физического лица как в национальной, так и иностранной валюте, а также доход, выраженный в натуральной форме за календарный год. Была установлена единая прогрессивная налоговая шкала процентных ставок (табл. 1), система льгот, которые ежегодно подлежали корректировке [38]. Таблица 1. Шкала налоговых ставок по закону РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» Размер облагаемого совокупного дохода полученного в календарном году Сумма налога До 42 000 руб. 12% от суммы дохода От 42 001 до 84 000 руб. 5 040 руб. + 15% с суммы, превышающей 42 000 руб. От 84 001 до 120 000 руб. 11 340 руб. + 20% с суммы, превышающей 84 000 руб. От 120 001 до 180 000 руб. 18 540 руб. + 30% с суммы, превышающей 120 000 руб. От 180 001 руб. до 300 000 36 540 руб. + 40% с суммы, превышающей 180 000 руб. От 300 001 руб. до 420 000 руб. 84 540 руб. + 50% с суммы, превышающей 300 000 руб. От 420 001 руб. и выше 144 540 руб. + 60% с суммы, превышающей 420 000 руб. Следующим этапом в 1998 года стало принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), вступившего в силу с 1 января 1999 г., а в 2000 году второй части НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2001 г. До 1 января 2002 года шкала налогообложения доходов физических лиц в России была представлена сложной прогрессией, она вводила деление дохода на отдельные части, которые подвергались обложению разными ставками. В настоящее время правовая основа налога на доходы физических лиц своей заложена в 23 главе части второй НК РФ. С новыми поправками в закон и НК была отменена прогрессивная шкала налогообложения и введен единый подоходный налог с физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%. Основные этапы развития законодательства по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации представлены на рисунке 1. Рисунок 1. Основные исторические этапы становления налога на доходы физических лиц Возникновение подоходного налогообложения в России насчитывает более ста лет – от дани и подати до Налогового Кодекса. На этапе становления налогообложения доходов физических лиц присутствовали такие элементы как необлагаемый минимум и льготы для разных социальных групп населения. Шкала процентных ставок налогообложения имела прогрессивный вид и зависела в разное время от уровня доходов, наличия собственности, места проживания, сферы деятельности, разряда и др. До принятия Налогового Кодекса и установления единой ставки налогообложения система взимания налога на доходы постоянно изменялась, пересматривалась, принималось множество нормативных актов, сменяющих друг друга. 1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц в РФ и основные направления политики в области налоговых правоотношений Современное понятие налога изложено в НК РФ и определяется кaк: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам и сборам. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица – резиденты РФ, а также нерезиденты – физические лица, получающие доход от источников, зарегистрированных в России. Также резидентами признаются лица, находящиеся на территории РФ свыше 183 календарных дней в течении последующих 12 месяцев (рис.2). Объектом налогообложения является доход, который получен налогоплательщиками: ? для физических лиц – резидентов Российской Федерации – доход от источников в стране и (или) от источников за ее пределами; ? для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами – от источников в Российской Федерации [2]. Рисунок 2. Плательщики НДФЛ в России Доход определяется по таким признакам, как источники выплаты, степень экономической выгоды, статус плательщика. Признаки дохода представлены на рисунке 3. Рисунок 3. Признаки определения дохода, подлежащего обложению НДФЛ Таким образом, определение дохода, который является объектом налогообложения доходов физических лиц, строится из совокупности признаков, которые отражают тот или иной параметр дохода, источник его получения и получателя. Классификация доходов по их источникам и видам приведена на рисунке 4. В соответствии налоговым законодательством РФ доходами не признаются доходы от операций между физическими лицами, признающимися членами семьи и (или) близкими родственниками, кроме отношений, связанных с заключением между этими лицами договоров гражданско-правового или трудового характера, а также суммы налоговых платежей, штрафов, пеней, страховых взносов, уплаченных за налогоплательщика другим физическим лицом в соответствии с законодательством РФ [21, c. 150]. Рисунок 4. Классификация доходов физических лиц Налоговой базой в соответствии с действующим законодательством признаются – все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной форме, а также возникшее право на распоряжение доходами и доход в виде материальной выгоды. Натуральной формой выплаты дохода признается форма оплаты труда продукцией собственного производства или специально приобретаемой организацией для этой цели. Также натуральной формой оплаты считаются оказанные налогоплательщику работы или услуги. Трудовым Кодексом РФ устанавливается ограничение на заработную плату, выраженную в натуральной форме – 20 % от начисленной суммы. Сумма налога по выплатам в натуральной форме не может превышать 50% от стоимости выплаты. Налог на этот вид доходов удерживается налоговым агентом (организацией) за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам, исчисленный и удержанный налог должен быть перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания налога. Налоговая база по выплатам заработной платы в натуральной форме определяется как стоимость продукции (работ, услуг) по рыночным ценам в соответствии с законодательством РФ [13, c. 152]. Случаи, когда рыночная цена превышает стоимость продукции, по которой осуществляются расчеты с работниками, определяются как материальная выгода и регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации отдельно. Налоговая база не уменьшается на сумму удержаний, которые производятся по постановлению суда или иных органов, и определяется отдельно по каждому виду доходов. Доходы в виде материальной выгоды не привязаны к основному месту работы налогоплательщика, и могут быть получены и по другим операциям. По месту работы налогоплательщика доходом в виде материальной выгоды могут являться: ? доходы от экономии на процентах по полученному от организации-работодателя кредиту; ? выгода от приобретения у предприятия товаров и услуг по ценам ниже рыночных. Также получение материальной выгоды от отношений с другими хозяйствующими субъектами – экономия на процентах при получении заемных средств от кредитора, не являющегося налоговым агентом физического лица, безвозмездная передача акций и других ценных бумаг. Доход от материальной выгоды облагается налогом по ставкам 13%, 30% и 35%. По ставке 35% облагаются только суммы экономии на процентах, за исключением использования плательщиком целевых займов, использованных на приобретение и строительство на территории РФ жилых домов, квартир или долей в них, на основании документов, подтверждающих использование средств по целевому назначению. Все другие суммы материальной выгоды подлежат налогообложению по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов РФ. Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рублях по курсу Центрального Банка на дату выплаты дохода. В налоговом законодательстве выделена группа доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по НДФЛ в основном это доходы, полученные физическими лицами в виде государственных пособий, выплачиваемых из бюджетов различных уровней в том числе внебюджетных фондов, к ним относятся: 1. Доходы, полностью освобождаемые от налогообложения: ? государственные пособия, например, пособия по безработице, беременности и родам, ? пенсии в т. ч. страховые пенсии, а также различные страховые и социальные выплаты; ? все виды, установленных законодательством компенсационных выплат; ? вознаграждения донорам за сдачу крови, молоко и другую помощь; ? алименты – для получающей стороны; ? суммы, получаемые в виде грантов, получаемых для поддержки науки, образования, культуры и искусства; ? суммы оплаты стоимости проезда до места проведения конкурсов, соревнований, конференций и подобных мероприятий; ? международные, иностранные или российские премии, полученные за достижения в области образования, науки, культуры, туризма, искусства и т.д. ? суммы единовременных выплат (от работодателя в связи со смертью работника или вышедшего на пенсию работника, социальная помощь за счет средств федерального бюджета, вознаграждения за содействие федеральным органам исполнительной власти, выплаты в виде благотворительной помощи и т.п.); ? суммы, выплаченные работодателями в связи с выходом на пенсию, по инвалидности и т.д.; ? суммы, выплаченные работникам за оказание медицинских услуг; ? суммы стипендий студентов, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров образовательных организаций и др. 2. Доходы, частично освобождаемые от налогообложения – освобождается доход в пределах сумм, установленных законодательством. Доходы, не превышающие 4000 руб., полученных за налоговый период, а именно: ? стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организаций; ? стоимость призов, полученных в денежной или натуральной форме за участие в соревнованиях и конкурсах; ? суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; ? суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов; ? суммы выигрышей и призов, полученных в конкурсах, а также азартных играх и лотереях. В соответствии с НК РФ – налоговым периодом признается календарный год [2]. В действующем налоговом законодательстве при получении разных доходов предусмотрено налогообложение по различным налоговым ставкам, представленным в таблице 2. Таблица 2. Налоговые ставки по НДФЛ [2] Налоговая ставка Статус налогоплательщика Описание вида дохода 35% Резидент 1) от стоимости выигрышей и призов, получаемые в конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ 2) доходов в виде процента (купона) по облигациям российских организаций номинированным в рублях, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ; 3) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ; 4) доходы в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков); проценты за использование займа от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2.1 НК РФ. 30% Резидент В отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 НК РФ. 9 % Резидент В отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007 года; доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007г. 13% Резидент В отношении доходов, полученных в рамках трудовых и гражданских договоров, а также во всех иных случаях получения доходов физическими лицами 30% Не резидент
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg