Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретический анализ проблемы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры

irina_k200 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Объект исследования: развитиедиалогической речистарших дошкольников с задержкой психического развития. Предмет исследования: возможностисюжетно-ролевой игры как средстваразвития диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Цель исследования:дать теоретическое обоснование возможностям сюжетно-ролевой игры как средствуразвития диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 2. Изучить игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 3. Выявить развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры; 4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры; 5. Проанализировать работу по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры. Гипотеза исследования: предполагаем, что сюжетно-ролевая игра позволит продуктивнее развивать диалогическую речь старших дошкольников, поскольку: ? способствует развитию диалогических умений (вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога); ? воспитывает культуру речевого общения (формирует умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, учит быть доброжелательным и корректным собеседником). Методы исследования: ? теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: сравнение, обобщение, классификация; ? эмпирические: изучение психолого-педагогической и методической литературы, тестирование. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект по развитию диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игрыможет быть использован в деятельности педагога в условиях дошкольной образовательной организации. База исследования - ЧДОУ "Детский сад РОМАШКА". Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования.Развитию диалогическойречи детей старшего дошкольного возраста всегда уделялось большое внимание. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому необходимо рассматривать развитие диалогической речи у детей старшегодошкольного возраста как одну из важных задач развития речи. На успешность обучения существенно влияет уровень развития диалогической речи и словаря детей дошкольного возраста. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития диалогической речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием диалогической речи, указывают в своих работах А. П. Иваненко, Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева и Е. М. Струнина. В жизни ребенка речь выполняет многообразные функции. Коммуникативная функция является основной и первоначальной, следовательно, назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все представленные аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. По мнению Ю. С. Ляховской, Е. М. Струниной именно формирование функций диалогической речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Проблема развития диалогической речи детей дошкольного возраста нашла своё отражение в психолого-педагогической науке, так, например, Р. И. Лалаева выделила направления развития словаря. Е. И. Тихеева особое внимание уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Изучению особенностей усвоения детьми лексики и грамматики посвящены исследования В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, Н. П. Ивановой, Ю. С. Ляховской, Е. М. Струниной. Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством М. М. Кониной и А. М. Бородич, В. И. Логиновой. Характеристику диалогической речи дали в своих трудах Л. П. Якубинский и Т. Г. Винокур. А. Д. Кузьмич в своей статье «Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста» рассматривала особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной разработаны игры, упражнения и приемы по развитию диалогической речи дошкольников, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, разработаны методические и дидактические рекомендации по развитию диалогической речи дошкольников (Л. Г. Шадрина, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», содержание Программы должно обеспечивать речевое развитие, которое включает развитие грамматически правильной диалогической речи. Проблема развития диалогической речи широко освещена в психолого-педагогической литературе в разных аспектах, например, в отечественной методике развития диалогической речи педагогами А. Г. Арушановой, Е. С. Рычаговой, Н. В. Дуровой проведены экспериментальные исследования в дошкольных организациях и выявлено, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками. А. Г. Арушановой, Е. С. Рычаговой, Н. В. Дуровой разработаны практические приемы развития диалогической речи в дошкольных организациях, в качестве основной формы применяются игры-занятия. Н. П. Соболева отмечает игру как лучшую форму работы с дошкольниками по развитию речи. Е. Е. Викторова в своей статье раскрывает приемы развития диалогической речи. Развитие диалогической речи у старших дошкольников неразрывно связано со словарной работой. Задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, и уточнены в последующие годы. Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие дошкольника представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. У старших дошкольников на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов. Современными педагогами-исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, развития диалогической речи, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. Важным условием развития диалогической речи старших дошкольников является выбор эффективных, целесообразных средств осуществления данной работы педагогами дошкольных образовательных организаций. В практике дошкольного образования возникают проблемы при развитии речи, например, дошкольники, испытывают трудности в общении со сверстниками, недостаточно развито умениеговорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога, а также быть корректным и доброжелательным собеседником. Противоречие исследования заключается в необходимости развития диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития и недостаточной методической проработанностью использования сюжетных игр в развитии диалогической речи. Проблема исследованиясвязана с поиском возможностей сюжетной игры в развитии диалогической речи старших дошкольниковс задержкой психического развития.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры 7 1.1. Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7 1.2. Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 11 1.3. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры 16 Выводы по первой главе 21 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры 22 2.1. Методы и методики изучения особенностей развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры 22 2.2. Формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры 32 2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры 36 Выводы по второй главе 40 Заключение 41 Список литературы 43
Список литературы

Законодательные и нормативные акты и документы: 1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. — 2012. — 31 декабря. — № 53 (ч.1). — Режим доступа: https://минобрнауки.рф (дата обращения 26.10.18). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — «РГ» — Федеральный выпуск № 6241. — 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru (дата обращения: 23.10.18). 3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.10.18). Литература: 4. Андрианов, М. А. Философия для детей в сказках и рассказах. Методическое пособие [Текст] / М. А. Адрианов. — М. : Современное слово, 2014. — 280 c. 5. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Методическое пособие [Текст] / М. М. Алексеева. — М. : Академия, 2015. — 400 c. 6. Алексеева, М. М., Ушакова, О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. Методическое пособие [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. — М. : ВЛАДОС, 2013. — 288 c. 7. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие [Текст] / А. Г. Арушанова. — М. : Мозаика–Синтез, 2016. — 272 c. 8. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие [Текст] / О. Ю. Безгина. — М.: Мозаика–Синтез, 2015. — 40 с. 9. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. Методическое пособие [Текст] / О. А. Бизикова. — М. : Мозаика, 2013. —136 с. 10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. Методическое пособие [Текст] / А. М. Бородич. — М. : Просвещение, 2014. — 256 c. 11. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учеб.для вузов [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. — СПб. : Питер, 2016. — 351 c. 12. Ваницына, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС [Текст] / Н. В. Ваницына // Дошкольник р.ф. — 2018. – № 10. — С. 34–35. 13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб. : Питер, 2017. — 96 c. 14. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Методическое пособие [Текст] / В. В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 142 c. 15. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. Методическое пособие [Текст] / О. Е. Громова. — М.: Сфера, 2013. — 176 c. 16. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум. М.: Издательство В. Секачев, 2015. -296 с 17. Гогоберидзе, А. Г. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова. — СПб.: Детство-Пресс, 2014, — 280 с. 18. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 144 c 19. Дыбина, О. В. Игра — путь к познанию предметного мира [Текст] / О. В. Дыбина // Дошкольное воспитание.— № 4.—2015.— С. 14–23. 20. Забрамная, С. Д., Костенкова, Ю. А. Развивающие занятия с детьми/ С. Д. Забрамная. — М. : Мозаика–Синтез, 2015. — 38 c. 21. Иванова, Т. Б., Илюхина, В.А., Кошулько, М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. М.: Детство-Пресс, 2014. - 112 c. 22. Карелина, Н. А. Роль художественной литературы в развитии речи детей/ Н. А. Карелина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7. — С. 9–12. 23. Коломинский, Я.П., Панько, Е.А., Игумнов, С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с. 24. Коновская, М. В. Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»/ М. В. Коновская // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3.— С. 27–30. 25. Коурдакова, Е. Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр / Е. Г. Коурдакова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1. — С. 16–17. 26. Курмакаева, Г. З., Кобылянская, Т. М. Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе / Г. З. Курмакаева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2. — с. 115. 27. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Питер, 2014. — 224 c. 28. Леванова, И. В. Развитие диалогической речи у дошкольников [Текст] / И. В. Леванова. — М. : Мозаика–Синтез, 2013. — 24 c. 29. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2017. - 144 c. 30. Лебединская, К. С. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Академический Проект, Трикста, 2015. - 304 c. 31. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Методическое пособие [Текст] / Н. Я. Михайленко. — М. : Просвещение, 2015. — 96 c. 32. Москвина, А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2015.- 272 с. 33. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2016. — 495 c. 34. Нартова-Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. Сказки народов мира. Методическое пособие [Текст] / С. К. Нартова-Бачавер. — М. : Просвещение, 2016. — 30 c. 35. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: ФЛИНТА, 2014.- 376 с. 36. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2015. — 944 c. 37. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 480 с. 38. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 c. 39. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи [Текст] / М. Н. Злобина. — М.: Мозаика–Синтез, 2015. — 96 с. 40. Петрова, С. С. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / С. С. Петрова. — Республика Саха :Смик–Мастер, 2017. — 7 c. 41. Практикум по детской психологии. Методическое пособие [Текст] / Г. А. Урунтаева. — М.: Владос, 2015. — 291 c. 42. Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей» Методическое пособие [Текст] /Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. — М. : АСТ, 2015. — 206 c. 43. Пропп, В. Я. Русская сказка. [Текст] / В. Я. Пропп. — М. : Мозаика–Синтез, 2010. — 416 c. 44. Прохорова, П. Л. Развиваем творческую активность школьников Методическое пособие [Текст] / П. Л. Прохорова.— Владимир : Глобус, 2017.— 87 c. 45. Психологическая энциклопедия [Текст] / Р. Корсини. — СПб. : Питер, 2016. — 1096 c. 46. Психологические функции волшебной сказки [Текст] / П. И. Яничев // Журнал практического психолога — 2015. — № 10. — С. 27–37. 47. Развивающие игры с детьми дошкольного возраста как средство активации и обогащения словаря [Текст] / Е. В. Гусева // Дошкольник р.ф. — 2018. — № 10. — С. 113. 48. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности [Текст] / В. К. Алеушина // Книжки, нотки и игрушки. — 2016. — № 11. — С. 3–6. 49. Речевое развитие дошкольников [Текст] / В. В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2. — С. 60–62. 50. Рау, М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР. М.: Владос, 2017. - 144 c 51. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. Д. Кузьмич // Молодой ученый. — 2018. — № 18. — С. 173–175. 52. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О. Е. Ситнова // Дошкольник р.ф. — 2018. — № 10. — С. 75. 53. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 713 c. 54. Словесные игры для детей раннего возраста [Текст] / О. Е. Философова // Дошкольник р.ф. — 2018. — № 8. — С. 126. 55. Смирнова, Е. О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника [Текст] / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Психологическая наука и образование. — 2016. — № 3. — С. 62–70. 56. Соколова, А. В. Практикум по организации игровой деятельности детей [Текст] / А. В. Соколова. — Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально педагогический университет», 2018. — 112 с. 57. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. Методическое пособие [Текст] / Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 2015. — 159 c. 58. Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методики обследования развития речи дошкольников. Методическое пособие [Текст] / О. С. Ушакова. — М. : Просвещение, 2016. — 285 c. 59. Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / О. С. Ушакова. — М. :Владос, 2015. — 288 c. 60. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] / А. В. Чулкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2017. — 220 с. 61. Целенко, З. С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности Методическое пособие [Текст] / З. С. Целенко. — М. : Просвещение, 2016. — 34 c. 62. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Методическое пособие [Текст] / С. Ф. Шатилов. — М. : Просвещение, 2016 — 223 c. 63. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М. : Просвещение, 2012. — 328 c. 64. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Ю. Эльконин. — М. : Просвещение, 2013. — 228 с. 65. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. [Текст] / Л. П. Якубинский. — М. : Просвещение, 20146. — С. 17–58 Интернет-ресурсы: 66.Бакунова, И.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья / И.В. Бакунова, Л.И. Макадей; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 122 с.: ил. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458907. 67. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. - Москва: Парадигма, 2012. - 312 с. - (Специальная коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-4114-0008-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210526. 68. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт.- сост. Е.Г. Карасева. - 2-е изд. - Москва: Русское слово, 2018. - 65 с.: табл. - (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный ПАРК»). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-533-00406-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486293. 69. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / под ред. М.С. Староверовой. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 168 с. - ISBN 978-5-691- 01851-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234851. 70. Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: учебник для студентов вузов / А.Г. Московкина; под ред. В. Селиверстова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 263 с.: ил. - (Коррекционная психология). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-691- 02176-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429699. 71. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. - Москва: Прометей, 2015. - 252 с. - ISBN 978-5-9906264-0-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426717. 72. Подольская, О.А. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. - 212 с. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362651. 73. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 202 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2780-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762. 74. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т.П. Авдулова, О.В. Гавриченко, Л.А. Григорович и др. - Москва: Владос, 2016. - 321 с: табл. - ISBN 978-5-691-02210-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455528 75. Ридецкая, О.Г. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: хрестоматия / О.Г. Ридецкая. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 647 с. - ISBN 978-5-4458-2198-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=134534. 76. Журнал «Дефектология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shishkova.ru/library/journals/defectology.htm 77. Институт коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ikprao.ru 78. Научный журнал «Коррекционно-педагогическое образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niispb.ru/vypuski-zhurnalakorrektsionno-pedagogicheskoye-obrazovaniye 79. Научно–теоретический журнал Российской академии образования «Педагогика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogika-rao.ru 80. Образование без границ «Информационно-методический материал по инклюзивному и специальному образованию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu-open.ru
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры 1.1. Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Фернандо де Соссюр говорил, что, язык и письменность это две разные знаковые системы и вторая существует исключительно с целью предоставления первой. Под языком он понимал устную речь. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть обмен информацией, поддержание социальных контактов. Все это является коммуникативной функции речи и представлено в поведении дошкольника, а также активно им осваиваются. Речь - способность говорить, говорение. Речь бывает: ? устная; ? письменная. Их названия говорят о том, что устная речь - звучащая, а письменная речь - графически закрепленная. Это их главное различие. Второе их различие связано со временем возникновения: устная речь появилась раньше. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования. Третье различие связано с генезисом развития: устная речь - первична, а письменная - вторична, т.к., по мнению ХристианаВинклера, письменность - это вспомогательное средство, которое преодолевает непостоянство звучания речи. Не стоит забывать, что устная речь является переходящей и зависимой, т.к. говорение невозможно без говорящего, в присутствии слушателя. Она является основой диалогического общения и используется для быстрого обмена информацией. И.М. Соловьев делит устную речь на: диалогическую речь и монологическую речь. Диалогическая речь – это речь, имеющая собеседника, поддерживаемая, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать жесты, ударения, интонация, паузы. Диалогическая речь может быть контекстуальной и ситуативной. Контекстуальная – все предшествующие высказывания обуславливают последующие, а ситуативную можно понимать, как связанная с ситуацией, в которой возникло общение. Ситуативные и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей. Дети с задержкой психического развития слабо владеют ею. Если их не развивать и постоянно не беседовать, то им доступна только простая вопросно- ответная форма речи, которая сводиться к реакциям несогласия и согласия. Монологическая речь – последовательное, длительное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, владения собой, общей культуры, планомерной и активной передачи информации. М.И. Лисина понимает под общением «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на объединение и согласование их усилий целью налаживания отношений и достижение общего результата». В дошкольном возрасте ребенок овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Диалогическое сознание ориентировано на широкие межличностные контакты и обогащением чужим опытом, тогда оно наиболее благоприятно для ребенка. Но важно помнить, что у детей с задержкой психического развития создание межличностных контактов затруднено. Как отмечает О.Я. Гойхман, «диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения, и проявления человеческой жизни». В.П. Глухов, Р.Е. Левина считают, что одна из основных задач речевого развития дошкольников является овладение связной диалогической речью. Е? хорошее развитие зависит от: семейного благополучия, социального окружения, познавательной активности ребенка, индивидуальных особенностей личности, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Л.П. Якубовский отмечал, что диалогическая речь отличается непроизвольностью. Важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов, привычных, речевых стереотипов, часто употребляемых и относящихся к определ?нным бытовым положениям и темам разговора. Умение участвовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из главных проявлений коммуникативных способностей. Диалогическая речь является наиболее естественной формой общения. Стимулом для диалога служит желание что-либо узнать о явлениях и предметах окружающего мира. Важно отметить, что развитие диалогической речи у детей с нормой происходит быстрее, чем у детей с задержкой психического развития. Поскольку для детей с задержкой психического развития характерна низкая речевая активность, то для возникновения диалога им необходим сильный собеседник. Первоначально им служит взрослый. Важно отметить, что общение родителей (законных представителей) с детьми порой не имеет смысла, так как взрослые могут мало уделать внимания ребенку, так же и воспитателям может не хватить времени на каждого ребенка. Необходимо создавать ситуации, которые будут побуждать ребенка к высказываниям и беседе. Особое внимание следует обращать на развитие умения спрашивать, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других. Полезно использовать беседы, различные виды игр, инсценировки сказок, задания по продолжению начатого разговора. Процесс создания речевого высказывания должен начинается с мотива. Познание окружающего мира, потребность в общении с другими людьми определяет мотивы речевого общения дошкольника. Эта потребность у детей с задержкой психического развития снижена и проявляется отсутствуем интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний. Побуждение к дальнейшему общению (похвала, «подумай», побуждение типа «вспомни, что ты хотел еще сказать») приводит к резкому увеличению объема высказываний. Один из эффективных способов, который способствует активизации речи, - введение добавочных мотивов. Перед выполнением любого задания надо объяснить цель, стараться сделать ее значимой для ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста существенным мотивом является стремление пойти в школу. Так же для детей дошкольного возраста можно использовать различные поощрения. Например, в конце общения с ребенком можно подарить ему наклейку или дать конфетку. Большое влияние на качество и объем ответов детей с задержкой психического развития оказывает похвала. Этому способствует благоприятный эмоциональный климат на занятии, поощрения за усвоенные знания, гарантирование успеха каждому ребенку. Если создавать для детей проблемную речевая ситуация приобретает для детей личностный смысл. Они стремятся как можно точнее, подробнее построить и развернуть свои высказывания. Большое значение имеет создание условий для целого комплекса высказываний. С этой целью рекомендуется разыгрывать роли сказочных героев, проводить сюжетно - ролевые игры, взрослых (мамы, врача, учителя и др.), т.е. сделать установку на необычность, вводя таким образом в речевую деятельность личностный смысл, добавочные мотивы. Таким образом, формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании – необходимые условия коррекции речевой деятельности детей с ЗПР. Чтобы успешнее формировать речевые умения и навыки, надо неоднократно возвращаться к изученному. 1.2. Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности детей. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности. Особенности личности, препятствующие успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия, весьма разнообразны. Факторами, не благоприятно влияющими на адаптацию ребенка к школе, являются интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязании. Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, реформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. При анализе проблемы социальной изоляции в терминах «социальное отдаление», «застенчивость», «заторможенность» и др. Л.Н. Галигузовой были выделены шесть типов одиночной активности детей, которые могут быть или стать формой отчуждения ребенка от ровесников. Это: 1) незрелая сенсомоторная и функциональная игра – повторяющаяся простая моторная активность, осуществляемая ради удовольствия; 2) конструктивная игра – действия с предметами с целью получения какого-либо результата; 3) одиночная игра – драматизация – любой вид или элемент игры «понарошку», которую ребенок разворачивает без участия других детей (в качестве отличительной особенности авторы подчеркивают ее шумный и беспорядочный характер); 4) исследовательская деятельность – изучение объектов с целью получения информации о них; 5) наблюдающее поведение – ребенок находится неподалеку от играющей группы, но не присоединяется к ней; 6) незанятость – безучастное, бесцельное время препровождение. Исследование общения таких детей с ровесниками уже в этом возрасте обнаруживает ряд потенциальных трудностей. Главные среди них: 1) слабая инициатива ребенка во взаимодействии со сверстниками; 2) недостаточная «ценность» инициативных обращений к другим детям (они ограничиваются преимущественно привлечением к себе внимания без содержательных попыток продолжить общение, настоять на своем), которую исследователи связывают со сниженной потребностью в социальном утверждении себя; 3) несамостоятельность в решении межличностных проблем, частые обращения за помощью к взрослому; 4) более слабый авторитет таких детей среди ровесников; 5) сниженный уровень вербального общения: меньшее число речевых высказываний, обращений, просьб, внеситуативно-личностных разговоров, более слабая вербальная компетентность, преобладание невербальных способов общения. В целом таких детей можно охарактеризовать как более тихих, более уступчивых и склонных к подчинению. Сами же социально отдаляющиеся дети обнаруживают сниженный уровень социальных когниций и самооценки. В их поведении, самооценке ясно выражается чувство подавленности, неуверенности в себе. По мнению Т.Д. Марцинковской, дети, сталкивающиеся с трудностями в процессе общения, отдаляются от коллектива сверстников, их не принимают в игру, не хотят с ними дружить. Это приводит к усугублению негативных особенностей моральной и эмоциональной сферы ребенка с ЗПР. Неудовлетворенный своим положением в группе сверстников он мешает игре других детей, отбирает игрушки, дерется. Это приводит к конфликтам и еще больше затрудняет процесс общения. В дальнейшем такой ребенок пытается найти группу, которая примет его как равноправного члена, причем, как правило, нормы и ценности такой группы не совпадают с принятыми в нашем обществе. Г.М. Угарова утверждает, что в самостоятельной деятельности умственно отсталых и детей с задержками психического развития ситуация неуспеха является наиболее частой. Именно ситуация неуспеха в общении оказывает основное влияние на формирование стойких нeгaтивных форм поведения. Одной из данных форм может являться нарочитость поведения. Дети демонстрируют свое пренебрежение к игре, к ее участникам и организаторам, явно испытывают наслаждение, подчеркнуто нарушая все установленные правила и нормы поведения: мешают другим детям играть, оскорбляют партнеров, дразня их. Поведение этих детей становится крайне расторможенным, нарочито распущенным. Такие дети всегда остаются довольны, если получают реакцию возмущения со стороны сверстников или взрослых. Если их поведение остается без внимания, они, как правило, грубо отказываются от деятельности и уходят. Еще одна форма фрустрации, которая редко встречается в норме – это астенические реакции – плач, жалобы и т.д. Как правило, такое поведение заканчивается выходом из соревновательной ситуации, изменением деятельности путем замены ее на игровую. У старших дошкольников с ЗПР бытовая речь почти не отличается от речи, характерной для нормально развивающихся сверстников. ограниченность словаря детей обнаруживается за пределами повседневной тематики, когда им приходится пользоваться монологической речью (пересказать или составить собственный рассказ по картинке). В этой ситуации наблюдается отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, затруднения словообразования. Конструируя предложения, дети с ЗПР строят их примитивно, нарушают порядок слов. У описываемой категории детей отсутствует отношение к речи как особой стороне действительности, особой реальности. Они не отделяют коммуникативную функцию речи от других ее функций, не отделяют слов от их предметного содержания, от своих потребностей и действий. Это создает значительные трудности в формировании компонентов игры. Особое внимание со стороны педагогов надо уделять речевому опосредованию деятельности детей с ЗПР. От них нужно требовать обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречвление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности. Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у дошкольников игровой деятельности, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекции той помощи редко достигает желаемого уровня. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности детей. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает в дошкольном возрасте своего высшего уровня. В этом отношении, изучение развития игровой деятельности дошкольников, имеющих задержку психического развития, представляет особый интерес, в плане создания психокоррекционной основы преодоления данного дефекта. ЗПР - это нестойкое обратимое психическое развитие и замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития возрасту и в то же время указывает на временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается, в отличие от умственной отсталости. Анализ литературы показывает, что постановка диагноза ЗПР определяется рядом психофизиологических и личностных особенностей ребенка. Игровая деятельность ребенка с ЗПР может отличаться рядом дезадаптивных особенностей, затрудняющих его адаптацию к межличностным отношением со сверстниками. В число симптомов дезадаптации относят агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуверенность в принятии решении, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметную уединенность и др. Игра невозможна без речевого оформления. Для речи детей с задержкой психического развития характерны специфические особенности: ? позднее появление речи, ? нарушение ее произносительной стороны, ? бедность активного словаря, ? нарушение грамматического строя. Все это вызывает трудности речевого общения при любом виде деятельности, затрудняет и игровой процесс и процесс обучения. При передаче произведения дети с задержкой психического развития часто не сохраняют основной сюжетной линии пересказа, соскальзывают на второстепенные детали. Страдает взаимосвязь отдельных частей. Анализ литературы показывает, что общение ребенка со сверстниками является важнейшим фактором его развития и адаптации к социуму. Успешность дошкольника в игровой деятельности во многом способствуем его успешности в школьном обучении. Следовательно, проблемы игровой деятельности детей с ЗПР необходимо изучать в связи с особенностями данного дефекта и сосредоточивать усилия на создании психокоррекционной основы. 1.3. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры Игра как ведущая деятельность у детей дошкольного возраста, благодаря которой в психике ребенка происходят важные изменения, формирует качества, подготавливающие переход к высшей, новой стадии развития. В игре развивается способность ребенка воспроизводить действительность с помощью различных способов ее обозначения (изображений, наглядных символов, слов и т. д.), развивается та функция обозначения и замещения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно — логического мышления. Игра позволяет детям приобрести навыки совместной деятельности и произвольного поведения. Руководство сюжетно-ролевой игры состоит из 3 этапов (Баряева Л.Б., Зарин А.): ? Взрослый – сверстник; ? Сверстник – взрослый – сверстник; ? Сверстник – сверстник. При этом необходимо соблюдать следующие условия: ? обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех ее делах; ? получение богатого и разнообразного опыта общения со сверстниками и совместной деятельности в группах; ? использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план; ? воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться; ? выявление задатков ребенка и превращение их в способности. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Для того чтобы обучение сюжетно-ролевой игре детей проходило полноценно и игры выполняли функцию формирования коммуникативных навыков, в детских садах должны быть созданы необходимые условия. Важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. С.Я. Рубинштейн говорил, что сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра — это спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: увлеченность детей и эмоциональная насыщенность, активность, самостоятельность, творчество. Игру в дошкольном возрасте ничем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются во взаимодействии и единстве. В советской психологии игра рассматривается как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. У старших дошкольников с ЗПР бытовая речь почти не отличается от речи, характерной для нормально развивающихся сверстников. ограниченность словаря детей обнаруживается за пределами повседневной тематики, когда им приходится пользоваться монологической речью (пересказать или составить собственный рассказ по картинке). В этой ситуации наблюдается отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, затруднения словообразования. Конструируя предложения, дети с ЗПР строят их примитивно, нарушают порядок слов. У дошкольников с задержкой психического развития отсутствует отношение к речи как к особой реальности, особой стороне действительности. Они не отделяют слов от их предметного содержания, от своих потребностей и действий, не отделяют коммуникативную функцию речи от других ее функций. Это создает значительные трудности в формировании важных компонентов игры. Особое внимание со стороны педагогов необходимо уделять речевому опосредованию деятельности детей с задержкой психического развития. От них нужно требовать обязательное проговаривание средств и способов деятельности, формулирование в речевом плане цели деятельности, оречвление совершаемых действий. Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекции той помощи редко достигает желаемого уровня. Игра невозможна без речевого оформления. Для речи детей с задержкой психического развития характерны специфические особенности: ? позднее появление речи, ? нарушение ее произносительной стороны, ? бедность активного словаря, ? нарушение грамматического строя. Все это вызывает трудности речевого общения при любом виде деятельности, затрудняет игровой процесс и процесс обучения. При передаче произведения дети с задержкой психического развития часто не сохраняют основной сюжетной линии пересказа, соскальзывают на второстепенные детали. Страдает взаимосвязь отдельных частей. Анализ литературы показывает, что общение ребенка со своими сверстниками является одним из важных факторов его развития и адаптации к социуму. Успешность дошкольника в игровой деятельности во многом способствуем его успешности в школьном обучении. Проблемы игровой деятельности детей с задержкой психического развития необходимо изучать в связи с особенностями имеющегося дефекта сосредоточивать усилия на создании психокоррекционной основы. Игра, как важная деятельность ребенка дошкольного возраста является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает мотивированное, непосредственное общение между участниками. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я.Михайленко и Н. А.Коротковой, чем разнообразнее и богаче диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества дошкольников. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходим специально подобранный материал и соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие). Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что диалогическая речь имеет специфические психолого—педагогические и лингвистические особенности, для нее характерны особые условия функционирования. Разговорная речь — компонент непосредственного общения, и наряду с нелингвистическими компонентами она обеспечивает реализацию коммуникативной функции речи, лежащую в основе всего вербального развития человека. И развивать ее нужно в среде, более подходящей для ребенка, например, в такой как игра. А сюжетно-ролевая игра благоприятно будет влиять не только на развитие диалогической речи, но и на взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми. Выводы по первой главе В первом параграфе исследования раскрыты понятия «диалогическая речь», «развитие диалогической речи». В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявили сущность, принципы, этапы и критерии развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Нами описаны особенности диалогической речи (психологические, лингвистические), определена цель и задачи по формированию у детей речевых и социально-этических умений, позволяющих овладению диалогической речью
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg