Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

zagitova_ella 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
Наше исследование было посвящено мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению. Полученные результаты позволяют заключить, что проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу - о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста, посещавших дошкольные образовательные учреждения, имеет более высокие и устойчивые показатели, чем у детей, находившихся в дошкольный период на домашнем воспитании.
Введение

Актуальность исследования. Образование, как индивидуальная и социальная ценность, имеет огромное значение в процессе социализации индивида и достижений в последующей человеческой деятельности. При этом важнейшую роль во многом играют самые первые шаги, которые совершает ребенок, приступая к систематическому обучению в условиях общеобразовательных школ. Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевой, умственной, социальной, а также мотивационной готовности. Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович и др.) является сформированность мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость рассмотрения проблемы психического развития ребенка с позиции динамического единства его мотивационно-потребностной сферы, деятельности и поведения. В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. «Одной из важнейших задач современного образования, является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к обучению школе» - отражено в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2015-2020 годы. Эту задачу призвано реализовать дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), но если до настоящего времени ДОУ было неотъемлемой частью образования каждого ребенка, так как известно, что психологическая готовность дошкольников лучше формируется в ДОУ, в процессе систематического обучения, то в последние годы количество детей, не посещавших детский, сад постоянно увеличивается. Причин этому несколько, как одна из основных - это проблема устройства ребенка в группу детского сада. Поэтому в первый класс дети поступают с различным уровнем психологической готовности к обучению. Проблема мотивационной готовности к школьному обучению освещена в работах таких авторов: Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков, она рассматривается как существенная составляющая психической готовности к школьному обучению. Концепция формирования мотивации и мотивов рассмотрена в работах Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, П.М. Якобсон. Актуальность данного исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы влияния дошкольного воспитания в образовательном учреждении на сформированность мотивационной готовности дошкольника к школьному обучению. В настоящее время существует противоречие между востребованностью практикой в научно-обоснованных рекомендациях, направленных на формирование мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению и недостаточной разработанностью этой проблемы в литературе. Все вышесказанное определило выбор нами темы исследования. Целью нашего исследования является выявление мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению. Задачи: 1. На основе анализа литературы определить теоритические подходы и уточнить содержание понятий «мотив», «мотивация», «мотивационная готовность к школьному обучению». 2. Эмпирическое изучение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, посещавших и непосещавших ДОУ. 3. Проанализировать особенности мотивационной готовности дошкольников в зависимости от принадлежности к полу. 4. Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов общеобразовательных школ и родителей по формированию мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению. Объект исследования: мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста, посещавших дошкольные образовательные учреждения, имеет более высокие и устойчивые показатели, чем у детей, находившихся в дошкольный период на домашнем воспитании. Методологической основой исследования явились основные положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев); положение о мотивационной сфере как о сложной иерархизированной динамической мотивационной системе (А.Н. Леонтьев, В.И. Ковалев, Р.С. Немов); взгляды А.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева на становление механизмов мотивации в онтогенезе, а также представления Л.И. Божович, Л.С. Славиной, М.В. Матюхиной о природе и специфике мотивации учебной деятельности. В работе нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования. Диагностика мотивационной готовности с помощью методик: М.Р.Гинзбурга «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников», «Рисунок я в школе» в модификации Е.И. Захаровой, «Определение преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу» (по М.В.Матюхиной). База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Петровска-Забайкальского, Забайкальского края. Школа представляет собой учебное заведение классического типа. В рамках исследования были задействованы старшие дошкольники, посещавшие в течение года курсы по подготовке к школе. Выборка составила 40 детей (5,5 –7 летнего возраста), 20 из них посещали детское дошкольное учреждение (1группа), 20 детей в период дошкольного детства находились на домашнем воспитании (2 группа). Дети обеих групп имели примерно равное соотношение лиц мужского и женского пола, одинаковый возраст. Средний возраст детей 1 группы составил – 6 лет 4 месяца, 2 группы – 6 лет 5 месяцев. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в научных исследованиях и практической работе психологов, педагогов, воспитателей дошкольного образовательного учреждения и студентов психологических факультетов с целью изучения мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. На основе полученных в исследовании данных, составлены практические рекомендации для родителей по формированию мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. Научная новизна исследования состоит в том, что исследованы и обобщены особенности формирования мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, выявлены структурные компоненты мотивационной готовности к обучению в школе, установлено, что уровень сформированности мотивационной готовности выше у детей посещавших ДОУ, чем у детей, находившихся в период дошкольного детства на домашнем воспитании. А также показано, что уровень сформированности мотивационной готовности зависит от половой принадлежности: у девочек показатели выше, чем у мальчиков. Решение поставленных задач определило структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 48 наименований, 5 приложений. Объем работы 59 страниц машинописного текста, содержащего 8 рисунков.
Содержание

Введение Глава 1. Проблема мотивационной готовности ребенка к школьному обучению 1.1. Понятие мотива, мотивации в современной психологии 1.2. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста 1.3. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению 1.4. Выводы Глава 2. Исследование мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе 2.1. Организация и методы исследования 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению 2.4. Выводы Заключение Список использованных источников Приложение 2 6 6 12 19 26 27 27 36 48 53 54 57 60
Список литературы

1. Анастази А.И. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2009. – 688 с. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 2009. – 272 с. 3. Архипова И.К. Диагностика психического развития ребенка. СПб.: Наука и Техника, 2008. – 256 с. 4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Академия, 2008. – 425 с. 5. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. М.: Айрис-Пресс, 2006. – 144 с. 6. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 243 с. 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 8. Булычева А.И. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 106 с. 9. Вархатова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – 48 с. 10. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2005, - №8, С. 66-74. 11. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. М.: Айрис-Пресс, 2008. – 192 с. 12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.:Академия, 2005. – 318 с. 13. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб.: Питер, 2008. – 192 с. 14. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению к школе. Киров: Константа, 2005. – 255 с. 15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. – 672 с. 16. Горшков М.К., Ключарев Г.А. непрерывное образование в контексте модернизации. М.: Генезис, 2011 – 156с. 17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2006. – 207 с. 18. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2009. – 592с. 19. Екжакова Е.А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению. СПб.: Каро, 2007. – 79 с. 20. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая деятельность. М.:. Академия, 2008. – 320 с. 21. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2005. – 656 с. 22. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 443 с. 23. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 568 с. 24. Карандашева В.Н. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006.– 411 с. 25. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. СПб.: Речь, 2007. – 118 с. 26. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности дошкольников к обучению в школе. М.: Академия, 2005. – 240 с. 27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 2007. - 307 с. 28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005- 352 с. 29. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. – 426 с. 30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Академия, 2008.- 164с. 31. Меттус Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников. Подготовка, диагностика, адаптация. Волгоград: Учитель, 2007. – 160 с. 32. Мещеряков Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. М.: АСТ Москва, 2009. – 816 с. 33. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология детства. М.: Академии, 2007. – 640 с. 34. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М.: Владос, 2007. – 606 с. 35. Никонова Л.И. Когнитивное развитие как фактор самоизменения интеллектуально-личностной системы старших дошкольников в период их предшкольной подготовки. // Инициативы XXI века . - 2012. - N1. – С. 122-125. 36. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: Сфера, 2007. – 120 с. 37. Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 336 с. 38. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. М.: Владос, 2006. – 384 с. 39. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: методическое пособие. М.: Айрис-Дидактика, 2006. – 286 с. 40. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. – 373 с. 41. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с. 42. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Просвещение, 2006. – 463 с. 43. Ходокова О.Г. Предпосылки психологической готовности к обучению в школе детей 5,5-6,5 лет/ Предшкольная подготовка детей. Барнаул: БГПУ, 2007. – 368 с. 44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. – 349 с. 45. Шапарь В.Б., Россоха, В.Е., Шапарь, О.В. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 816 с. 46. Широкова Г.А. . Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 383 с. 47. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.:. Просвещение, 2005. – 287с. 48. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.:. Просвещение, 2005. – 165 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 1.1. Понятие мотив, мотивация в современной психологии Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации [24]. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 60 страниц
1500 руб.
Курсовая работа, Психология, 40 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg