Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Причины и формы школьной неуспеваемости

zagitova_ella 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.07.2020
В данной курсовой работе была рассмотрена тема о причинах и формах неуспеваемости школьников. Анализ работ психолого-педагогической направленности, анализ реальной практики работы школы позволяет констатировать, что вопрос о выявлении причин неуспеваемости школьников до сих пор находятся на стадии осмысления и обобщения. Необходимость дальнейшего более глубокого изучения данной проблемы в современных образовательных условиях очевидна.
Введение

Актуальность исследования. Одной из важных проблем современной школы является проблема неуспеваемости школьников. Так как, успех или неуспех в обучении школьника имеет большое значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Такие характеристики личности как самооценка, учебная мотивация, показатели тревожности, уровень интеллектуального развития, несомненно, связаны с уровнем успеваемости школьника. В нашей курсовой работе, нас будут интересовать ситуации неуспеха в обучении школьника и влияние этих ситуаций на состояние личности ребенка. Общеизвестно, что в большей степени в психологической помощи нуждаются именно неуспевающие школьники. Неуспеваемость ребенка рассматривалась многими педагогами и психологами, такими как: Я.А. Коменский, К. Д. Ушинский, А.М. Гельмонт, П.П. Блонский и др. (условия и факторы неуспеваемости школьников); Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, A.M. Орлова, Л.С. Славина и др. (обпсихологические проблемы неуспеваемости школьников); П.О. Эфрусси, А. Власов, М.С. Певзнер, М.А. Данилов, В.И. Зыкова и др. (психологические причины неуспеваемости школьников) и т.д. [1, 4, 9]. Эти теоретические разработки до сих пор находятся на стадии осмысления и обобщения и отражают неоднородность и отсутствие единого взгляда на данную проблему. Необходимость дальнейшего более глубокого изучения данной проблемы в современных образовательных условиях очевидна. Таким образом, исследования в области этого вопроса должны продолжаться, имея при этом теоретическое и практическое значение. Поэтому, целью нашего исследования является изучение психолого-педагогических причин и форм школьной неуспеваемости. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить научную литературу по рассматриваемой проблеме исследования. 2. Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость». 3. Определить причины школьной неуспеваемости. 4. Охарактеризовать формы школьной неуспеваемости. 5. Составить программу опытно-экспериментального исследования причин и форм школьной неуспеваемости. 6. Подобрать методы и методики на определение психологических причин неуспеваемости школьника. 7. Провести исследование и обработать результаты. Объектом исследования является школьная неуспеваемость. Предметом исследования являются причины и формы школьная неуспеваемость. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическими причинами неуспеваемости школьников являются доминирующие мотивы деятельности, неразвитость интеллектуальных способностей, низкий уровень познавательной активности и тревожность. В работе использованы теоретические и практические методы исследования – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, наблюдение, анкетирование. Методики исследования: 1. Методика изучения мотивационной сферы учащихся, автор М .В. Матюхина (Приложение 1). 2. Краткий Ориентировочный Тест (КОТ ), авторы В.Н . Бузин, Э.Ф . Вандерлик (Приложение 2). 3. Методика выявления познавательной активности школьника (А.А. Горчинская) (Приложение 3). 4. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор , адаптация Т.А .Немчина (Приложение 4). База исследования: исследование причин и форм школьной неуспеваемости проводилось на базе МБОУ СОШ №1 г. Кашина Тверской области. Теоретическая значимость: проведен теоретический анализ научной педагогической и психологической литературы по проблеме школьной неуспеваемости. Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в коррекционно-развивающей работе с отстающими детьми, в лекциях и семинарах по педагогической психологии, а так же в помощь классным руководителям для подготовки родительских собраний. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы причин и форм школьной неуспеваемости……………………………………………………………… 6 1.1. Сущность понятия «школьная неуспеваемость»……………… 6 1.2. Причины школьной неуспеваемости…………………………... 10 1.3. Формы школьной неуспеваемости……………………………. 14 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование причин и форм школьной неуспеваемости у младших школьников..…………… 16 2.1. Программа исследования………………………………………. 16 2.2. Анализ и интерпретация данных исследования………………. 20 2.3. Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости у младших школьников…………………………………. 26 Заключение…………………………………………………………………. 29 Список литературы…………………………………………………………. 31 Приложения…………………………………………………………………. 34
Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Особенности обучения младших школьников: современные методы / Ю.К. Бабанский // Начальная школа. – 2016. – №11. – С. 39-44. 2. Блонский П.П. Особенности школьной неуспеваемости: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов. – М.: Академия, 2013. – 401 с. 3. Борисов П.П. Современные средства и методы обучения детей младшего школьного возраста / П.П. Борисов, Т.В. Барлас // Псих. журн. им.С. С. Корсакова. – 2015. – №4. – С. 38-42. 4. Бударный А.А. Особенности неуспеваемости младших школьников / А.А. Бударный // Учитель Республики. – 2015. –№8(15). – С. 13-19. 5. Гельмонт А.М. Школьная педагогика: учебное пособие / А.М. Гельмонт. – М.: Академия, 2014. – 182 с. 6. Дубровина, И.В. Факторы школьной неуспеваемости: монография / И.В. Дубровина. – М.: Айрис, 2013. – 201 с. 7. Зинченко В.П. Психологическая теория учебной деятельности: монография / В.П.Зинченко. – СПб.: Гриф, 2013. – 98 с. 8. Кондрашина И.Н. Применение средств обучения в младшем школьном возрасте: монография / И.Н. Кондрашина. – М.: Академ, 2013. – 324 с. 9. Люсин Д.В. Современные представления о школьной неуспеваемости / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – 2015. – № 2. – С. 54-65. 10. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2013. – 356 с. 11. Новиков Б.И. Психолого-педагогические факторы, влияющие на успеваемость: монография / Б.И. Новиков. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с. 12. Патрикеева Э.Г. Влияние успеваемости на формирование личности младших школьников / Э.Г. Патрикеева, Ю.К. Ивонтьева // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 694-697. 13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2013. – 288 с. 14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2011. – 400 с. 15. Психология детей младшего школьного школьного возраста: развитие познавательных процессов: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Перо, 2014. – 216 с. 16. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. – 158 с. 17. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: учебное издание / А.А. Смирнов. – М.: Мир, 2015. – 382 с. 18. Усманова Р.Г. Причины неуспеваемости в начальной школе / Р.Г. Усманова, Е.А. Соломонова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 102-110. 19. Чечель И.В. Основные подходы к изучению неуспеваемости // Начальное образование. – 2016. – № 3. – С. 46-50. 20. Шмакова А.С. Система интеллектуального развития младших школьников на уроках // Начальная школа. – 2014. –№2(7). – С.99-108. 21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: МПИ, 2015. – 340 с. 22. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение: уч. пособие / И.С. Якиманская. – М.: Просвещение, 2010. – 365 с. 23. Якиманская И.С. Развивающее обучение: монография / И.С. Якиманская. – М.: Просвещение, 2013. – 132 с. 24. Ясенчук Ф.В. Особенности обучения в начальной школе // Псих. журнал Научное Обозрение. – Минск, 2009. – №5 (9). – С. 121-127. 25. Яроповец Е.С. Причины школьной неуспеваемости: монография / Е.С. Яроповец. – Казань: Наука и Знание, 2015. – 329 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы причин и форм школьной неуспеваемости 1.1. Сущность понятия «школьная неуспеваемость» В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П.П. Блонский под «неуспеваемостью» понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [2]. В психолого-педагогическом словаре «неуспеваемость» обучающихся – это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии у обучающихся в образовательном учреждении , не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам. И.В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний , развитии умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений [6]. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности , противоречащих требованиям школы , общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной , социальной и экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении [11].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg