Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические факторы формирования нравственного сознания личности в подростковом возрасте

irina_k200 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.07.2020
Актуальность исследуемой темы, ее многоплановость и сложность, большая теоретическая и практическая значимость для процесса формирования высоконравственной личности на современном этапе обусловили выбор объекта, предмета, постановку цели и задач исследования. Цель исследования: на основе выявленных компонентов нравственного сознания личности разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития нравственной сферы в подростковом возрасте. Объектом исследования являются подростки 13-14 лет. Предметом исследования - психологические факторы формирования нравственного сознания личности в подростковом возрасте. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что: - нравственное сознание представляет собой многоуровневое интегральное личностное образование, включающее в себя компоненты: когнитивный, поведенческий, эмоциональный, которые взаимосвязаны между собой и в разной степени представлены у девочек и мальчиков; - разработанная программы психолого-педагогического сопровождения подростков способствует повышению уровня развития нравственного сознания. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы нравственного сознания подростков и представить концептуальную схему исследования. 2. Осуществить исследование показателей компонентов нравственного сознания подростков и их составляющих. 3. Рассмотреть характер взаимосвязи компонентов нравственного сознания подростков. 4. Установить значимые гендерные различия компонентов нравственного сознания подростков. 5. Выделить группу подростков для психолого-педагогического сопровождения. 6. Проверить эффективность разработанной программы психолого-педагогического сопровождения подростков. Для решения поставленных задач использованы методы: 1. Теоретические: анализ научной психологической литературы по проблемам нравственного сознания личности подростка, анализ нормативно-законодательных документов Министерства Образования Российской Федерации, интерпретация, обобщение и синтез научных данных. 2. Комплекс эмпирических методов: - Для оценки уровня развития нравственного сознания использован тест моральных дилемм Л. Колберга [45, с.103-112]. - Для изучения внутренней позиции личности, изучения нравственных знаний и убеждений, нравственного сознания и самосознания, нравственных отношений, нравственных действий и поступков использована комплексная методика изучения социально-педагогической запущенности учащихся подростково-юношеского возраста (МЭДОС-2) Р.В. Овчаровой [49]. - Для исследования личностных особенностей испытуемых использован Гиссенский личностный опросник [21]. - Для исследования структуры интеллекта применен тест Амтхауэра [2, с.342-370]; - Для изучения мотивационной сферы учащихся применена методика М.В. Матюхиной [30, с.139-141]. - Для выявления нравственных отношений, нравственных чувств и переживаний, связанных с реализацией нравственного поведения использована методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла [53, с.362-370]. - Для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям, выявления нравственных качеств личности использована методика «Шкала совестливости» В.В. Мельникова, Л.Т. Ямпольского [76]. - Для выявления уровня самоотношения использован опросник самоотношения Столина В.В., Пантилеева С.Р. [71, с.123-130]. - Для определения уровня эмпатических тенденций применен тест-опросник эмпатических тенденций, разработанный А. Мехрабиэном и Н. Эпштейном [76, с.15-16]. 3. Методы математико-статистической обработки данных (SPSS 22.0): факторный анализ; частотный анализ; сравнительный анализ; кластерный анализ; корреляционный анализ; Т-критерий Вилкоксона (для сопоставления показателей до и после воздействия) [47]. Научная новизна исследования заключается в конкретизации понятия о нравственном сознании личности, установлении взаимосвязи между когнитивным, поведенческим и эмоциональным компонентами нравственного сознания подростков, выявлении типов подростков в зависимости от уровня развития их нравственного сознания. Практическая значимость работы заключается в том, что информация, полученная в исследовании, может быть использована для составления программ нравственного развития учащихся, консультативной работы с подростками, в процессе обучения и при организации внеурочной деятельности учащихся. Апробация результатов: публикации (Приложение 1). Структура ВКР: Введение, три главы, Заключение, Литература (82 отечественных источника, 1иноcтранный источник), Приложения. Работа содержит 5 таблиц, 10 рисунков. Общий объём - 88 страниц.
Введение

В настоящее время проблема нравственности стоит очень остро. В современном мире человек живет и развивается, окруженный различными источниками сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Эти факторы влияют на интеллект и чувства ребенка, на еще формирующуюся сферу нравственности. Подростковый возраст является тем периодом, когда происходит становление самосознания, интенсивно формируются качества свободной личности, складывается система ценностных ориентаций, идеалов, убеждений. Центральным в процессе личностного становления в этом возрасте является нравственное развитие. Развитие нравственно свободной личности подростка зависит от той среды, в которой растет и воспитывается ребенок, от того воздействия, которое эта среда оказывает на него [62]. Сложность текущего исторического периода в России заключается в доминировании у людей материальных ценностей над духовными из-за чего у людей оказываются искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает чрезмерная агрессивность, эмоциональная, волевая и духовная незрелость, ориентация на атрибуты массовой культуры, снижение истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета [42]. Из-за укоренения антисупружеских, антиродительских и антисемейных установок уменьшается влияние родителей на подростков в вопросах формирования духовно-нравственного поведения. Средства массовой коммуникации и информации дискредитируют высокие идеи и идеалы, вносят вклад в нарушение духовного единства общества, девальвацию ценностей старшего поколения, а также деформацию традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [28]. Изучением вопросов нравственного сознания занимались представители различных отраслей знаний: философии (Г.И. Лобанова, 2002 [40]; Ф.С. Демельханова, 2002 [26]; А.Л. Панищев, 2005 [54]; М.Л. Груздева, 2009 [22]; в педагогике (С.И. Булах, 2002 [13]; Р.Т. Кокоева, 2006 [32]; О.К. Позднякова, 2006 [59], И.В. Сушкова, 2006 [73]; А.Г. Хентонен, 2011 [79] и др.), психологии (С.В. Ворожейкин, 2007 [17] и др.), а также опирается на личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, [38], С.Л. Рубинштейн [65] и др.; системно-субьектный подход (Б.Г. Ананьев [4], А.Р., Лурия [37] и др.); гуманистические подходы к личности (Г.А. Берулава [7], К. Роджерс [63], А. Маслоу [43] и др.).
Содержание

Введение.........................................................................................................4 Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования..........................9 1.1. Понятие и подходы к вопросу развития нравственного сознания личности в отечественной и зарубежной психологии.........................................9 1.2. Психологическая структура нравственного сознания личности.....18 1.3. Подростковый возраст: психологические особенности развития личности и нравственного сознания....................................................................21 1.4. Формирование нравственной сферы личности подростков: психолого-педагогические технологии...............................................................32 Выводы по главе 1.......................................................................................38 Глава 2. Эмпирическое исследование нравственного сознания подростков..............................................................................................................40 2.1. Организация и методы исследования................................................40 2.2. Психологический анализ обобщенных психологических факторов нравственного сознания подростков...................................................................50 2.3. Распределение подростков в зависимости от степени выраженности обобщенных эмпирических данных...................................................................53 2.4 Взаимосвязь эмпирических данных нравственного сознания подростков......................................................................................................61 2.5. Результаты сравнительного анализа особенностей нравственного сознания подростков в зависимости от гендерного признака.........................64 2.6. Группы подростков в зависимости от уровня развития нравственного сознания........................................................................................66 Выводы по главе 2......................................................................................68 Глава 3. Нравственное сознание личности в подростковом возрасте ...70 3.1. Теоретическое обоснование и общая характеристика программы психолого-педагогического сопровождения нравственного развития личности.................................................................................................................70 3.2. Проверка эффективности программы пси
Список литературы

1. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. - Казань: Изд-во «Карпол», 2002. - 230 с. 2. Амтхауэр Р. Тест структуры интеллекта (TSI) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.342-370. 3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. 4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001. 5. Антилогова Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура - ОМСК: ОМГПУ, 1999. - 200 с. 6. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.Н. Антилогова. - Новосибирск, 1999. - 434 с. 7. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. М.: Высшая школа, 2003. - 64 с 8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. - 298 с. 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 352с 10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии, 1979, №4. С. 23-24. 11. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.,1985. 12. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедагенство, 1994. - 41с. 13. Булах С.И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации. [Электронный ресурс] Автореф. дис. кандидата педагогических наук. Барнаул, 2002. - 198 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennogo-soznaniya-lichnosti-kursanta-vuza-mvd-rossii-sredstvami-massovoi- 14. Бунеев Р.Н. Теоретико-методологические основы образовательной системы нового поколения: автореф. ... дис. д-ра пед. наук/Р.Н. Бунеев. - М., 2009. - 46с. 15. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. - Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. 16. Воробьева А.Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 17. Ворожейкин С.В. Особенности правового и нравственного сознания студентов технических и педагогических специальностей. [Электронный ресурс] Автореф. дис. кандидата психологических наук. Самара, 2007. - 24 с. Режим доступа: https://www. irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Vorojeikin_S_V_2007. 18. Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования.// Проблемы современной психологии. - Л., 1926. 19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - Москва, 1991. 20. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Развитие личности. Тексты: Хрестоматия под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1982. 21. Гиссенский личностный опросник [Электронный ресурс]: Psylab.info - энциклопедии психодиагностики. Гиссенский личностный опросник 22. Груздева М.Л. Генезис и самоорганизация полифункциональной системы и нравственного содержания сознания. [Электронный ресурс] Автореф. дис. д-ра. фил. наук. Киров, 2009. - 398 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/ontologia/genezis-i-samoorganizacija-polifunkcionalnoj-sistemy-i-nravstvennogo-soderzhanija.html 23. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / А.В. Гумницкая. - Спб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2006. - 194 с. 24. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. 25. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: пособие для студентов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / под ред. В.Е. Клочко / - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 263 с. 26. Демельханова Ф. С. Закономерности и онтологические перспективы развития нравственного сознания. [Электронный ресурс] Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 2002. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/zakonomernosti-i-ontologicheskie-perspektivy-razvitiya-nravstvennogo-soznaniya 27. Деркач А.А. Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995, - 388 с. 28. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - М., 2003. - 294 с. 29. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс] / В.А. Жмуров. - 2-е изд. - М.: Джангар, 2012. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/soznanie-nravstvennoe.html 30. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141. 31. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.- М.: Знание, 1989. - 180с 32. Кокоева Р.Т. Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры. [Электронный ресурс] Автореф. дис. кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2006. - 198 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/razvitie-nravstvennogo-soznaniya-molodezhi-sredstvami-etnokultury 33. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры [Текст] / И.С. Кон // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1979. - С.85-113. 34. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 293 с 35. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175с. 36. Купрейченко А. Б. Концептуальные основы изучения нравственного самоопределения личности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Второй всерос. науч.-практ. конф., Самара, 30 июня - 1 июля 2008 г. / отв. ред. А.В. Капцов. Самара, 2008. С. 10-15. 37. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с: ил.- (Серия «Мастера психологии») 38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т 1. М.: Педагогика, 1983. С. 94-231. 39. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1996. - 418с. 40. Лобанова Г.И. Эволюция нравственного сознания "маленького человека" в романах М. Осоргина 1920 - 1930 годов: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.01.- Уфа, 2002.- 172 с. 41. Лукьянова И.Е. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Псковский государственный университет, 2011. - 368 с. 42. Максаковский В.П. Демографический кризис в современном мире. // География ПС. - 2001. - №23. - с. 13-14 43. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 479 с. 44. Мельникова Н.В. Методологические предпосылки к развитию нравственности // Концепт. 2014. № 8. URL: http://e-koncept. ru/2014/14212.htm 45. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.103-112. 46. Мухина В.С. Психология детства и отрочества / В.С.Мухина. - М., 1998. - 488 с. 47. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.: ил. 48. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 103-109. 49. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка: Монография. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. - 147 с. 50. Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника / Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова. - СПб.: Амалтея, 2008. - 304 с. 51. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2001. - 480с. 52. Олесик А.М. Психологическая характеристика самосознания современного подростка: дисс...канд. психол. наук. - М. -2002. 53. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370 54. Панищев А.Л. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии на материалах трудов B.C. Соловьева и И.А. Ильина) [Электронный ресурс] Автореферат диссертации кандидата философских наук. - Курск, 2005. - 154 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/problema-sootnosheniya-nravstvennogo-i-pravovogo-soznaniya-v-russkoi-religioznoi-filosofii-n 55. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 659с. 56. Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: метод. пособие / И.В.Плахотникова, В.И. Моросанова. - М.: Вербум-М, 2004. 45с. 57. Подольский, А.И. Системная психодидактика: монография. - Магнитогорск: Творчество, 2005. - 328с. 58. Подростковая медицина: Руководство для врачей / Под ред. Л.И. Левиной. - СПб.: Специальная литература, 1999. 59. Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете. [Электронный ресурс] Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - Самара, 2006. - 492 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennogo-soznaniya-budushchego-uchitelya-v-protsesse-obucheniya-v-pedagogi 60. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М., 1990. 61. Рахимов А.З. Педагогическая технология творческого развития: методическое пособие / А.З. Рахимов. - Уфа, Творчество, 2003. - 140с. 62. Реан А.А. Психология подростка: учебник // Под ред. члена корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с. 63. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 64. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957 65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. - 2 т. 66. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 315с. 67. Селевко Г. Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова [Электронный ресурс] / Г. Селевко //Учительская газета on-lain. № 43 WWW.UG.RU. (10072). - 2005. - С.10-25. 68. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. - Ростов н/Д : Феникс, 2004 (ЗАО Книга). - 383 с 69. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А.Сорокоумова. - Москва [и др.]: Питер, 2006. - 208 с. 70. Старченко Л.В. Нравственность как проблема педагогической теории и практики //Вестник СевКавГТУ. Серия «Гумани-тарные науки». - 2004. - №2 (12). 71. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130. 72. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/102075/ 73. Сушкова И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6 - 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях. [Электронный ресурс] Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - Елец, 2006. - 635 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nachal-nravstvennogo-soznaniya-u-detei-6-7-go-goda-zhizni-v-doshkolnykh-obrazov 74. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]: Толковый словарь русского языка. - Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=17288 75. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. - М., 1997.- 160 c. 76. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с. 77. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.:Педагогика, 1987. 78. Хашумов М. А. Проблема нравственности в отечественной психологии: подходы к пониманию и значение в жизни личности. [Электронный ресурс] Вестник Краснодарского университета МВД России №1 (31) 2016. С. 231-236. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26083060 79. Хентонен А.Г. Формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к развитию нравственного сознания у школьников. [Электронный ресурс] Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Краснодар, 2011. - 238 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-budushchikh-uchitelei-tekhnologii-i-predprinimatelstva-k-razvitiyu-n 80. Шафикова Г.Р. Технология формирования нравственного отношения у школьников / Г.Р. Шафикова // Деятельностная парадигма как условие развития личности в образовательном процессе: материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. - С. 115-120. 81. Швецова Н.И. Развитие самосознания у подростков с девиантным поведением: дисс.канд.психол.наук. - Астрахань, 2000. 82. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971, №4. С.6-20. 83. Kohlberg, L. Essays on moral development: The philosophy of moral devel-opment / L. Kohlberg. - Vol. 1, 2. - N.Y.: Harper & Row, 1981
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Понятие и подходы к вопросу развития нравственного сознания личности в отечественной и зарубежной психологии Проблема сознания является одной из глобальных и сложных проблем в психологии. Интересна система взглядов Л.С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя, сознание есть контакт с самим собой [18, с.197]. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик» [18, с.187]. Индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения. Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева [38] состоят в том, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Б.Г. Ананьев подчеркивал: «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире» [3, с.175]. По мнению Л.М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов [15, с.301]. С.Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: построение отношений; познание; переживание. Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента, каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий [64]. Одной из форм общественного сознания, отражающей общественное бытие, является нравственное сознание. В толковом словаре русского языка C.И. Ожегова [74] сказано, что нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Согласно большой энциклопедии по психиатрии В.А. Жмурова [29] нравственное сознание характеризуется структурами сознания, в которых представлены модели поведении, которые регулируют отношения людей между собой, социальными группами и обществом. Одним из первых данное понятие использовал в своих исследованиях Б.С. Братусь [12]. При изучении нравственного сознания он больше опирается на понятие нравственной сферы личности и определяет ее как позицию, выражающую качество и степень проявления совокупности нравственных личностных смыслов человека по отношению к окружающему миру. При этом основной стержень развития нравственности заключается в ее компонентах [12], а единицей анализа нравственной сферы выступает потребность, выраженная в личностном смысле [11]. Н.В. Мельникова [44] вслед за Б.С. Братусем в качестве основы нравственной регуляции выделяет потребность, выраженную в стремлении к соответствию намерений и поведения нравственным принципам. При этом она четко определяет нравственную сферу как интегрированное взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Когнитивный компонент представлен нравственным сознанием, нравственными ценностями, нравственными образами, нравственными нормами; эмоциональный компонент - нравственными чувствами, эмпатией нравственных отношений; поведенческий компонент включает нравственное поведение в поступках и действиях мотивационной направленности. За счет взаимодействия этих компонентов происходит единение личностной сферы, нравственного сознания и поведения. Комбинация данных компонентов и их специфика находятся в зависимости от возрастных особенностей личности. Р.В. Овчарова и Э.Р. Гизатуллина [49, с.103-109] нравственную сферу определяют как интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора. А ее структуру также представляют как взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. А.Б. Купрейченко [36, с.10-15] представляет иерархическую структуру моральной сферы и выделяет две взаимосвязанных составляющих: «ценностно-нравственный стержень» (идеалы, эталоны, нравственное мировоззрение и т.д.) и «оболочку» (нравственные принципы, этические стратегии, нормы и правила поведения в различных ситуациях и с различными категориями людей и т.д.). А.Е. Воробьева [16] при исследовании нравственного самоопределения личности нравственную сферу представляет как совокупность следующих компонентов: представления о нравственности, нравственные ориентации, нравственные стратегии, оценку явлений окружающего мира. Данные компоненты могут быть выражены и сформированы у личности в различной степени. Так, представления о нравственности могут различаться по их четкости, нравственные ориентации подразделяются в зависимости от ведущей направленности личности, нравственные стратегии выражаются в поведении личности. Л.М. Аболин [1] выделяет пути формирования нравственной личности: становление индивида как культурно-исторического субъекта деятельности, воспринимающего историю как свое прошлое, чувствующего ответственность перед будущим и зависящего от его действий в настоящем; общение с нравственной личностью, которая является критерием поведения, общения, этических оценок и суждений. Обобщая данные теоретического анализа по проблемам изучения нравственной сферы сознания в отечественной психологии, вместе с М. А. Хашумовым [78, с.233], можно сделать выводы: - во-первых, в понимании содержания нравственности как отдельного понятия можно обозначить традиции, сложившиеся в ходе становления психологии: нравственность как основополагающая и неотъемлемая (и даже врожденная) инстанция внутреннего мира человека, которая определяет его развитие и взаимоотношения с обществом; нравственность как эквивалент нравственного сознания, которое представляет сложное социальное явление, отражающее общественное бытие сквозь призму общих, особенных и личных интересов людей в виде нравственных идеалов и представлений, норм и оценок поведения; нравственность как комплексное личностное образование, охватывающее различные сферы психики, включающее осознание, усвоение и реализацию общественных моральных норм, законов, правил и моральные переживания, выражающиеся в поведении и отношении к другим людям; нравственность как сфера личности, включающая в себя взаимосвязанные компоненты системы регуляции жизнедеятельности: ценностно-смысловые образования, аффективный, когнитивный, конативный и рефлексивный компоненты; - во-вторых, основной функцией нравственной сферы личности является регулятивная, на что указывают представители практически всех подходов к изучению данной проблематики. Данная функция заключается в усвоении и реализации в поступках нравственных ориентиров, в объединении, взаимосвязывании и согласовании внутреннего и внешнего мира личности на основе нравственных ценностей и смыслов. - в-третьих, нравственная сфера личности взаимосвязана с различными интегративными психологическими феноменами, которые в целом характеризуют качество психологической жизни личности. Намечаются пути исследования взаимосвязи нравственной сферы с удовлетворенностью жизнью личности, а именно обозначаются ее связи с благом, жизненной успешностью, субъективным экономическим благополучием. В рамках психодинамического направления лежат идеи таких мыслителей, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг, А. Фрейд и др. Основное ограничение психодинамического подхода мы видим в том, что он сводит моральное развитие к процессу адаптации врожденных влечений к требованиям общества, к преодолению биологически обусловленных инстинктов и оставляет мало возможностей для нравственного совершенствования личности, предполагая, что основные черты человека, сложившиеся в детстве, остаются неизменными в зрелости. Однако несомненным достоинством психодинамического подхода является анализ мотивационных процессов морального развития, обозначение внутренних факторов, влияющих на нравственное становление личности. Э. Торндайк, А. Бандура, Б. Скиннер, Д. Бейтсон, А. Гоулднер и др. смотрят на моральное сознание личности сквозь призму бихевиорального подхода. Существенным ограничением бихевиоризма, на наш взгляд, является то, что его представители замыкают процесс морального развития личности на внешнем аспекте, на присвоении образцов, подражании и системе поощрений и наказаний. А сам механизм присвоения образцов не раскрывается, не учитываются внутренние эмоционально-мотивационные процессы. Кроме того, нравственность сводится к просоциальному поведению. Достоинством бихевиорального подхода предстает тот факт, что теоретики этого направления подробно описывают механизмы влияния социального окружения на моральное развитие ребенка (имитацию, идентификацию). Гуманистическое направление рассматривает главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку, обладающему определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В теории К. Роджерса [63] очевидную важность представляют ценности и экзистенциальный образ жизни (человеческое существование). Он утверждал, что для каждого индивида и человечества в целом ценности возникают в процессе переживания. Выбор направляется не внешними правилами, а внутренними переживаниями. Теория А. Маслоу [43] отличается сфокусированностью на ценностях. Согласно А. Маслоу, самоактуализация - непрерывное движение в направлении профессионального, личностного роста; приобретение новых знаний, навыков, умений; самопознание, присвоение общечеловеческих ценностей (свобода, равенство, милосердие). Среди характеристик самоактуализирующейся личности он отмечал значимость этических ценностей и стандартов. Ценности самоактуализирующейся личности вырастают из принятия человеческой природы вообще и собственной в частности, включая свой уникальный потенциал. Таким образом, гуманистическое направление главным в человеке видит врожденные тенденции к самоактуализации, к полному проявлению своих творческих потенций. В личности главными элементами являются реальное «Я» (совокупность мыслей, переживаний «здесь и сейчас»), идеальное «Я» (то, каким человек хотел бы видеть себя, полностью себя реализовав) и потребность в самоактуализации, являющаяся наивысшей потребностью. Целостность личности достигается при конгруэнтности между реальным «Я» и идеальным «Я», что достигается через сознательное саморазвитие, целенаправленное самосовершенствование, безусловное позитивное отношение к людям, эмпатию, т.е. роль сознания исключительно высока. Антиморальное возможно по этой теории оттого, что у человека возникает разлад между реальным «Я» и идеальным «Я», когда высшие потребности блокируются и ограничиваются низшими. Нормой же, по мнению авторов теории, как раз является неагрессивное, нравственное поведение. Когнитивное направление. Большое влияние на развитие зарубежной психологии морали оказала работа Ж. Пиаже [55] о нравственных суждениях детей. В исследовании он сосредоточил внимание на следующих проблемах: стадиальность развития нравственного сознания, содержание каждой стадии, факторы перехода с одной стадии на другую. По мнению Ж. Пиаже, нравственные суждения детей отражают меру овладения ими содержанием нравственного сознания общества. Психологическая сущность этих суждений раскрывается им на основе его общих идей о структуре интеллекта. Ж. Пиаже выделяет три стадии развития нравственного мышления: нравственный реализм; нравственность кооперации; нравственность равенства. Ж. Пиаже отмечал, что нравственные суждения на разных стадиях связаны с особенностями отношений, в которые ребенок вступает с окружающими. Поэтому первый тип отношений (соответствует первой стадии нравственного развития) - отношения принуждения, т.е. одностороннее уважение того, кто повинуется, тому, кто принуждает. Эта стадия длится до конца дошкольного возраста. Второй тип - отношения кооперации, построенные на равноправии и взаимном уважении всех участников. Переход на третью стадию означает, что личность признает необходимость правила как такового. На этой стадии дети принимают изменение правил только при условии всеобщего согласия относительно данного изменения. Ж. Пиаже рассматривает нравственное развитие детей на основе анализа формирования их моральных суждений и указывает, что механизм развития нравственности тот же, что и разумности вообще, что между нравственностью и мышлением существует внутренняя связь. Таким образом, стадии развития нравственного сознания параллельны стадиям развития интеллекта, т.к. их возникновение подчиняется одним и тем же общим законам. Наиболее общая, охватывающая весь жизненный путь и подвергшаяся экспериментальной проверке когнитивно-генетическая теория морального развития личности принадлежит Л. Кольбергу. Основываясь на трудах Ж. Пиаже, Л. Кольберг [83] разработал теорию, показывающую взаимосвязь нравственного и умственного развития. Он разработал уровневую концепцию морального сознания, раскрывающую процесс интериоризации социальных норм. С его точки зрения, понятия о добре и зле, справедливости, долге не возникают внезапно, в законченном виде. Нравственное становление - длительный процесс, включающий в себя несколько этапов [33, с.85-113]. Л. Кольберг [83] выделил три уровня нравственного мышления: донравственный (предконвенциональный) уровень; уровень конвенциальной нравственности; уровень автономной нравственности (постконвенциональный). Каждому из уровней соответствуют определенные нравственные стадии, которые в свою очередь соответствуют стадиям развития мышления, по мнению Ж. Пиаже. На предконвенциональном уровне нравственного развития дети подчиняются внешним правилам, чтобы избежать наказания или заслужить награду. Уровень конвенциальной нравственности основывается на общепринятых, традиционных принципах. Успехи в умственном развитии помогают детям осознанно ру-ководствоваться принятыми в обществе нравственными нормами. Дети хотят нравиться сверстникам и взрослым, поэтому стараются следовать правилам поведения. Уровень автономной нравственности является самым высоким, он связан с внутриличностным подходом к решению нравственных проблем. Однако, по признанию самого Л. Кольберга, на эту стадию поднимаются немногие личности, т.е. данная стадия является нетипичной и не имеет всеобщего характера. В концепциях Ж. Пиаже и Л. Кольберга процесс формирования нравственности у детей рассматривается как последовательное движение по восходящим ступеням, которые выступают качественно неоднородными образованиями; нравственная эволюция детей зависит от их умственного развития; происходит постепенный переход, а затем полная замена нижестоящей ступени вышестоящей. Существенным отличием в концепциях является то, что, по Ж. Пиаже, моральная зрелость достигается приблизительно в возрасте 12 лет параллельно с возникновением у ребенка независимых умозаключений, а, согласно Л. Кольбергу, моральная зрелость полностью может быть достигнута только взрослыми представителями. Нравственное развитие происходит на нескольких последовательных стадиях, зависящих от развития познавательных навыков и способности понимать чувства других людей. В целом когнитивный подход акцентирует внимание на когнитивных аспектах морального сознания; моральное мышление, моральные суждения выступают мерилом нравственного развития. Исследования в рамках данного направления раскрывают переход от моральных принципов к нравственным действиям, условия, способствующие и препятствующие этому переходу. Это внесло неоценимый вклад в понимание нравственного сознания и его связи с деятельностью и реализацией в поступке. Таким образом, в зарубежной психологии в рамках основных направлений уделяется внимание развитию внутрипсихических нравственных инстанций, формированию нравственного поведения, зависимости моральной регуляции поведения от сформированности нравственных убеждений, конкретных социальных ситуаций, способности к самостоятельному нравственному выбору. Проанализировав многочисленные определения и подходы к формированию нравственного сознания личности, можно сказать, что нравственное сознание личности необходимо рассмотреть как интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора. 1.2. Психологическая структура нравственного сознания личности В научной литературе психологическая структура нравственного сознания представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим. Когнитивный компонент - когнитивные репрезентации, содержанием которых является знание нравственных категорий, система взглядов на мир; осознание себя как активного субъекта жизнедеятельности, способного применять нравственные нормы в различных жизненных ситуациях, совершающего свободный выбор и несущего за это ответственность. Включает в себя нравственное сознание, нравственные знания и убеждения, нравственные идеалы и нравственные ценности [48, с.35-36] Эмоциональный компонент характеризуется направленностью эмоций по отношению к собственной нравственной деятельности, эмоциональной окраской оценок образа «Я» в нравственном аспекте, способностью к сочувствованию, сопереживанию; включает нравственные чувства и нравственные переживания. Поведенческий компонент выступает рациональной основой нравственной деятельности личности. Отражает степень соответствия нравственным ориентирам, осознанное переживание ценности собственных поступков. Включает нравственные потребности, нравственные мотивы, нравственные поступки, определяющие линию нравственного поведения. Выделенные компоненты нравственной сферы личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Системообразующим компонентом является нравственная позиция личности как система личностных смыслов и ценностей. Более подробно психологическую структуру нравственной сферы личности представим в таблице 1. Таблица 1. Психологическая структура нравственной сферы личности Когнитивный компонент нравственной сферы личности № п/п Название фактора Ссылка на автора 1 - убеждения и ценностные ориентации - ядро нравственного сознания; - нравственные способности, мотивы и нравственные качества, представляющие собой три основные сферы нравственного сознания: эмоционально-чувственную (нравственные эмоции и чувства), рациональную (нравственные знания), волевую (воля) сферы Л.Н. Антилогова (1999) 2 - способность отражать объективную действительность под императивно-оценочным углом зрения; - способность относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанными с этим переживаниями человека, проявляющимися в различных нравственных чувствах; - способность к самопознанию, итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции; - способность к целеполаганию, под которым подразумевается свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей в морально-эстетическом аспекте; - способность посредством языка обеспечивать коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт И.М. Ильичева (2003) 3 - нравственные убеждения являются частью мировоззрения личности и представляют собой устойчивую обобщенную систему взглядов на мораль Л.И. Божович (1968) 4 - нравственные оценочные суждения, выступающие основанием для морального выбора и проверки соответствия поведения человека социальным стандартам О.Г. Дробницкий (1977) Б.О. Николаичев (1976) 5 - нравственные знания А.И. Раев (1976), О.С. Богданова (1987) 6 - нравственные убеждения Г.М. Шакирова (1990) Г.Е. Залесский(1982) М.И.Боришевский(1986) B.Э. Чудновский (1990) 7 - самосознание - высший уровень развития сознания (понимается как представление о себе и отношение к себе) С. Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Б.С. Братусь, C.Г. Якобсон Продолжение таблицы 1 8 - нравственное самосознание: осознанное отношение человека к своим нравственным качествам, потребностям, мотивам, установкам, соотношение реального нравственного «Я» личности и нравственного «Я-идеала» С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, В.В. Столин 9 - нравственное самосознание: ценностно-ориентационные установки, то есть направленность и мировоззрение личности; - высшие смысловые образования или «личностные ценности», определяющие отношение человека к миру, к себе, к другим людям и выражающие нравственную позицию личности; - нравственные принципы и идеалы, составляющие основу направленности личности; - идеи, понятия, ценностные блоки, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия, культурно-исторические условия и перспективы; - мотивы и убеждения Б.С. Братусь (1985) Б.С. Братусь (1994) А.И. Титаренко (1974) Е.Е. Соловцова (1999) Эмоциональный компонент нравственной сферы личности 10 - нравственные чувства и переживания имеют глубоко личностную окраску, дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм; - положительные нравственные чувства: доброжелательность, жалость, нежность, симпатия, дружба, товарищество, коллективизм, патриотизм, чувство долга; - отрицательные нравственные чувства: индивидуализм, эгоизм, вражда, зависть, злорадство, ненависть, недоброжелательность С.Л. Рубинштейн (1946) Е.П. Ильин (2003) 11 - совесть А.Г. Ковалев (1970) 12 - альтруистические эмоции (потребность в содействии, помощь другим людям, которые проявляются в заботе, преданности, участии, жалости, нежности к близким) Б.И. Додонов (1978) Поведенческий компонент нравственной сферы личности 13 - отношение к моральным нормам С.Л. Рубинштейн (1998) 14 - поступки И.С. Кон (1989) 15 - социально ценные поступки индивида по отношению к обществу, другим людям, в основе которых лежат нравственные мотивы, действия, регулируемые общественными нормами и собственной совестью человека Л.Н. Антилогова (1999) 16 - волевые процессы Л.И. Божович (1968) Несмотря на разнообразие подходов в классификации нравственных качеств личности общепризнанной типологии не существует. Таким образом, психологическая структура нравственной сферы личности, представлена тремя компонентами: когнитивным (нравственное сознание, нравственное самосознание, нравственные знания и убеждения, нравственные идеалы и нравственные ценности); эмоциональным (нравственные чувства и нравственные переживания); поведенческим (нравственные потребности, нравственные мотивы, нравственные поступки, нравственное поведение). Именно единство и взаимодействие всех компонентов нравственной сферы обеспечивают высший уровень нравственного развития личности. 1.3. Подростковый возраст: психологические характеристики, особенности развития личности и нравственного сознания В отечественной психологии подростковый возраст определяют как: - исключительно сложный этап психического развития (Фельдштейн Д.И., Кон И.С.); - переходный (Выготский Л.С., Божович Л.И); - переломный период (Сорокоумова Е.А.); - период взросления, перехода от детства к взрослости (Солдатова Е.Л., Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Карабанова О.А., Каменская Е.Н., Филатова А.Ф.). Формулировки зарубежных авторов подчеркивают позитивные изменения этого возраста: - период «бури и натиска», преодолев которые приобретается чувство индивидуальности (Холл С.); - возраст врастания в культуру (Шпранглер Э.); - период созревания (Бюллер Ш.); - возраст предельной искренности и предельной неискренности (Заззо Б.); - период «серьезной игры» (Штерн Э.); - период достижения жизненного самоопределения (самотождественности) (Эриксон Э.) и т.д. Границы подросткового возраста определяются учеными по-разному. Д.Б. Эльконин указывал возраст от 10-11 до 13-14 лет [82, с.6-20]. Л.И. Божович разделяет подростковый возраст на две фазы: первая охватывает период с 12 до 15 лет, вторая - с 15 до 17 лет [9].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg