ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие и подходы к вопросу развития нравственного сознания личности в отечественной и зарубежной психологии
Проблема сознания является одной из глобальных и сложных проблем в психологии. Интересна система взглядов Л.С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя, сознание есть контакт с самим собой [18, с.197]. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик» [18, с.187]. Индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.
Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева [38] состоят в том, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта.
Б.Г. Ананьев подчеркивал: «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире» [3, с.175].
По мнению Л.М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов [15, с.301].
С.Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: построение отношений; познание; переживание. Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента, каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий [64].
Одной из форм общественного сознания, отражающей общественное бытие, является нравственное сознание.
В толковом словаре русского языка C.И. Ожегова [74] сказано, что нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Согласно большой энциклопедии по психиатрии В.А. Жмурова [29] нравственное сознание характеризуется структурами сознания, в которых представлены модели поведении, которые регулируют отношения людей между собой, социальными группами и обществом.
Одним из первых данное понятие использовал в своих исследованиях Б.С. Братусь [12]. При изучении нравственного сознания он больше опирается на понятие нравственной сферы личности и определяет ее как позицию, выражающую качество и степень проявления совокупности нравственных личностных смыслов человека по отношению к окружающему миру. При этом основной стержень развития нравственности заключается в ее компонентах [12], а единицей анализа нравственной сферы выступает потребность, выраженная в личностном смысле [11].
Н.В. Мельникова [44] вслед за Б.С. Братусем в качестве основы нравственной регуляции выделяет потребность, выраженную в стремлении к соответствию намерений и поведения нравственным принципам. При этом она четко определяет нравственную сферу как интегрированное взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Когнитивный компонент представлен нравственным сознанием, нравственными ценностями, нравственными образами, нравственными нормами; эмоциональный компонент - нравственными чувствами, эмпатией нравственных отношений; поведенческий компонент включает нравственное поведение в поступках и действиях мотивационной направленности. За счет взаимодействия этих компонентов происходит единение личностной сферы, нравственного сознания и поведения. Комбинация данных компонентов и их специфика находятся в зависимости от возрастных особенностей личности.
Р.В. Овчарова и Э.Р. Гизатуллина [49, с.103-109] нравственную сферу определяют как интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора. А ее структуру также представляют как взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.
А.Б. Купрейченко [36, с.10-15] представляет иерархическую структуру моральной сферы и выделяет две взаимосвязанных составляющих: «ценностно-нравственный стержень» (идеалы, эталоны, нравственное мировоззрение и т.д.) и «оболочку» (нравственные принципы, этические стратегии, нормы и правила поведения в различных ситуациях и с различными категориями людей и т.д.).
А.Е. Воробьева [16] при исследовании нравственного самоопределения личности нравственную сферу представляет как совокупность следующих компонентов: представления о нравственности, нравственные ориентации, нравственные стратегии, оценку явлений окружающего мира. Данные компоненты могут быть выражены и сформированы у личности в различной степени. Так, представления о нравственности могут различаться по их четкости, нравственные ориентации подразделяются в зависимости от ведущей направленности личности, нравственные стратегии выражаются в поведении личности.
Л.М. Аболин [1] выделяет пути формирования нравственной личности: становление индивида как культурно-исторического субъекта деятельности, воспринимающего историю как свое прошлое, чувствующего ответственность перед будущим и зависящего от его действий в настоящем; общение с нравственной личностью, которая является критерием поведения, общения, этических оценок и суждений.
Обобщая данные теоретического анализа по проблемам изучения нравственной сферы сознания в отечественной психологии, вместе с М. А. Хашумовым [78, с.233], можно сделать выводы:
- во-первых, в понимании содержания нравственности как отдельного понятия можно обозначить традиции, сложившиеся в ходе становления психологии: нравственность как основополагающая и неотъемлемая (и даже врожденная) инстанция внутреннего мира человека, которая определяет его развитие и взаимоотношения с обществом; нравственность как эквивалент нравственного сознания, которое представляет сложное социальное явление, отражающее общественное бытие сквозь призму общих, особенных и личных интересов людей в виде нравственных идеалов и представлений, норм и оценок поведения; нравственность как комплексное личностное образование, охватывающее различные сферы психики, включающее осознание, усвоение и реализацию общественных моральных норм, законов, правил и моральные переживания, выражающиеся в поведении и отношении к другим людям; нравственность как сфера личности, включающая в себя взаимосвязанные компоненты системы регуляции жизнедеятельности: ценностно-смысловые образования, аффективный, когнитивный, конативный и рефлексивный компоненты;
- во-вторых, основной функцией нравственной сферы личности является регулятивная, на что указывают представители практически всех подходов к изучению данной проблематики. Данная функция заключается в усвоении и реализации в поступках нравственных ориентиров, в объединении, взаимосвязывании и согласовании внутреннего и внешнего мира личности на основе нравственных ценностей и смыслов.
- в-третьих, нравственная сфера личности взаимосвязана с различными интегративными психологическими феноменами, которые в целом характеризуют качество психологической жизни личности. Намечаются пути исследования взаимосвязи нравственной сферы с удовлетворенностью жизнью личности, а именно обозначаются ее связи с благом, жизненной успешностью, субъективным экономическим благополучием.
В рамках психодинамического направления лежат идеи таких мыслителей, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг, А. Фрейд и др. Основное ограничение психодинамического подхода мы видим в том, что он сводит моральное развитие к процессу адаптации врожденных влечений к требованиям общества, к преодолению биологически обусловленных инстинктов и оставляет мало возможностей для нравственного совершенствования личности, предполагая, что основные черты человека, сложившиеся в детстве, остаются неизменными в зрелости. Однако несомненным достоинством психодинамического подхода является анализ мотивационных процессов морального развития, обозначение внутренних факторов, влияющих на нравственное становление личности.
Э. Торндайк, А. Бандура, Б. Скиннер, Д. Бейтсон, А. Гоулднер и др. смотрят на моральное сознание личности сквозь призму бихевиорального подхода. Существенным ограничением бихевиоризма, на наш взгляд, является то, что его представители замыкают процесс морального развития личности на внешнем аспекте, на присвоении образцов, подражании и системе поощрений и наказаний. А сам механизм присвоения образцов не раскрывается, не учитываются внутренние эмоционально-мотивационные процессы. Кроме того, нравственность сводится к просоциальному поведению. Достоинством бихевиорального подхода предстает тот факт, что теоретики этого направления подробно описывают механизмы влияния социального окружения на моральное развитие ребенка (имитацию, идентификацию).
Гуманистическое направление рассматривает главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку, обладающему определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
В теории К. Роджерса [63] очевидную важность представляют ценности и экзистенциальный образ жизни (человеческое существование). Он утверждал, что для каждого индивида и человечества в целом ценности возникают в процессе переживания. Выбор направляется не внешними правилами, а внутренними переживаниями.
Теория А. Маслоу [43] отличается сфокусированностью на ценностях. Согласно А. Маслоу, самоактуализация - непрерывное движение в направлении профессионального, личностного роста; приобретение новых знаний, навыков, умений; самопознание, присвоение общечеловеческих ценностей (свобода, равенство, милосердие). Среди характеристик самоактуализирующейся личности он отмечал значимость этических ценностей и стандартов. Ценности самоактуализирующейся личности вырастают из принятия человеческой природы вообще и собственной в частности, включая свой уникальный потенциал.
Таким образом, гуманистическое направление главным в человеке видит врожденные тенденции к самоактуализации, к полному проявлению своих творческих потенций. В личности главными элементами являются реальное «Я» (совокупность мыслей, переживаний «здесь и сейчас»), идеальное «Я» (то, каким человек хотел бы видеть себя, полностью себя реализовав) и потребность в самоактуализации, являющаяся наивысшей потребностью. Целостность личности достигается при конгруэнтности между реальным «Я» и идеальным «Я», что достигается через сознательное саморазвитие, целенаправленное самосовершенствование, безусловное позитивное отношение к людям, эмпатию, т.е. роль сознания исключительно высока. Антиморальное возможно по этой теории оттого, что у человека возникает разлад между реальным «Я» и идеальным «Я», когда высшие потребности блокируются и ограничиваются низшими. Нормой же, по мнению авторов теории, как раз является неагрессивное, нравственное поведение.
Когнитивное направление. Большое влияние на развитие зарубежной психологии морали оказала работа Ж. Пиаже [55] о нравственных суждениях детей. В исследовании он сосредоточил внимание на следующих проблемах: стадиальность развития нравственного сознания, содержание каждой стадии, факторы перехода с одной стадии на другую. По мнению Ж. Пиаже, нравственные суждения детей отражают меру овладения ими содержанием нравственного сознания общества. Психологическая сущность этих суждений раскрывается им на основе его общих идей о структуре интеллекта. Ж. Пиаже выделяет три стадии развития нравственного мышления: нравственный реализм; нравственность кооперации; нравственность равенства.
Ж. Пиаже отмечал, что нравственные суждения на разных стадиях связаны с особенностями отношений, в которые ребенок вступает с окружающими. Поэтому первый тип отношений (соответствует первой стадии нравственного развития) - отношения принуждения, т.е. одностороннее уважение того, кто повинуется, тому, кто принуждает. Эта стадия длится до конца дошкольного возраста. Второй тип - отношения кооперации, построенные на равноправии и взаимном уважении всех участников. Переход на третью стадию означает, что личность признает необходимость правила как такового. На этой стадии дети принимают изменение правил только при условии всеобщего согласия относительно данного изменения.
Ж. Пиаже рассматривает нравственное развитие детей на основе анализа формирования их моральных суждений и указывает, что механизм развития нравственности тот же, что и разумности вообще, что между нравственностью и мышлением существует внутренняя связь. Таким образом, стадии развития нравственного сознания параллельны стадиям развития интеллекта, т.к. их возникновение подчиняется одним и тем же общим законам.
Наиболее общая, охватывающая весь жизненный путь и подвергшаяся экспериментальной проверке когнитивно-генетическая теория морального развития личности принадлежит Л. Кольбергу. Основываясь на трудах Ж. Пиаже, Л. Кольберг [83] разработал теорию, показывающую взаимосвязь нравственного и умственного развития. Он разработал уровневую концепцию морального сознания, раскрывающую процесс интериоризации социальных норм. С его точки зрения, понятия о добре и зле, справедливости, долге не возникают внезапно, в законченном виде. Нравственное становление - длительный процесс, включающий в себя несколько этапов [33, с.85-113].
Л. Кольберг [83] выделил три уровня нравственного мышления: донравственный (предконвенциональный) уровень; уровень конвенциальной нравственности; уровень автономной нравственности (постконвенциональный). Каждому из уровней соответствуют определенные нравственные стадии, которые в свою очередь соответствуют стадиям развития мышления, по мнению Ж. Пиаже. На предконвенциональном уровне нравственного развития дети подчиняются внешним правилам, чтобы избежать наказания или заслужить награду. Уровень конвенциальной нравственности основывается на общепринятых, традиционных принципах. Успехи в умственном развитии помогают детям осознанно ру-ководствоваться принятыми в обществе нравственными нормами. Дети хотят нравиться сверстникам и взрослым, поэтому стараются следовать правилам поведения. Уровень автономной нравственности является самым высоким, он связан с внутриличностным подходом к решению нравственных проблем. Однако, по признанию самого Л. Кольберга, на эту стадию поднимаются немногие личности, т.е. данная стадия является нетипичной и не имеет всеобщего характера.
В концепциях Ж. Пиаже и Л. Кольберга процесс формирования нравственности у детей рассматривается как последовательное движение по восходящим ступеням, которые выступают качественно неоднородными образованиями; нравственная эволюция детей зависит от их умственного развития; происходит постепенный переход, а затем полная замена нижестоящей ступени вышестоящей. Существенным отличием в концепциях является то, что, по Ж. Пиаже, моральная зрелость достигается приблизительно в возрасте 12 лет параллельно с возникновением у ребенка независимых умозаключений, а, согласно Л. Кольбергу, моральная зрелость полностью может быть достигнута только взрослыми представителями. Нравственное развитие происходит на нескольких последовательных стадиях, зависящих от развития познавательных навыков и способности понимать чувства других людей.
В целом когнитивный подход акцентирует внимание на когнитивных аспектах морального сознания; моральное мышление, моральные суждения выступают мерилом нравственного развития. Исследования в рамках данного направления раскрывают переход от моральных принципов к нравственным действиям, условия, способствующие и препятствующие этому переходу. Это внесло неоценимый вклад в понимание нравственного сознания и его связи с деятельностью и реализацией в поступке.
Таким образом, в зарубежной психологии в рамках основных направлений уделяется внимание развитию внутрипсихических нравственных инстанций, формированию нравственного поведения, зависимости моральной регуляции поведения от сформированности нравственных убеждений, конкретных социальных ситуаций, способности к самостоятельному нравственному выбору.
Проанализировав многочисленные определения и подходы к формированию нравственного сознания личности, можно сказать, что нравственное сознание личности необходимо рассмотреть как интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора.
1.2. Психологическая структура нравственного сознания личности
В научной литературе психологическая структура нравственного сознания представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим.
Когнитивный компонент - когнитивные репрезентации, содержанием которых является знание нравственных категорий, система взглядов на мир; осознание себя как активного субъекта жизнедеятельности, способного применять нравственные нормы в различных жизненных ситуациях, совершающего свободный выбор и несущего за это ответственность. Включает в себя нравственное сознание, нравственные знания и убеждения, нравственные идеалы и нравственные ценности [48, с.35-36]
Эмоциональный компонент характеризуется направленностью эмоций по отношению к собственной нравственной деятельности, эмоциональной окраской оценок образа «Я» в нравственном аспекте, способностью к сочувствованию, сопереживанию; включает нравственные чувства и нравственные переживания.
Поведенческий компонент выступает рациональной основой нравственной деятельности личности. Отражает степень соответствия нравственным ориентирам, осознанное переживание ценности собственных поступков. Включает нравственные потребности, нравственные мотивы, нравственные поступки, определяющие линию нравственного поведения.
Выделенные компоненты нравственной сферы личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Системообразующим компонентом является нравственная позиция личности как система личностных смыслов и ценностей.
Более подробно психологическую структуру нравственной сферы личности представим в таблице 1.
Таблица 1. Психологическая структура нравственной сферы личности
Когнитивный компонент нравственной сферы личности
№ п/п Название фактора Ссылка на автора
1 - убеждения и ценностные ориентации - ядро нравственного сознания;
- нравственные способности, мотивы и нравственные качества, представляющие собой три основные сферы нравственного сознания: эмоционально-чувственную (нравственные эмоции и чувства), рациональную (нравственные знания), волевую (воля) сферы Л.Н. Антилогова (1999)
2 - способность отражать объективную действительность под императивно-оценочным углом зрения;
- способность относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанными с этим переживаниями человека, проявляющимися в различных нравственных чувствах;
- способность к самопознанию, итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции;
- способность к целеполаганию, под которым подразумевается свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей в морально-эстетическом аспекте;
- способность посредством языка обеспечивать коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт И.М. Ильичева (2003)
3 - нравственные убеждения являются частью мировоззрения личности и представляют собой устойчивую обобщенную систему взглядов на мораль Л.И. Божович (1968)
4 - нравственные оценочные суждения, выступающие основанием для морального выбора и проверки соответствия поведения человека социальным стандартам О.Г. Дробницкий (1977)
Б.О. Николаичев (1976)
5 - нравственные знания А.И. Раев (1976),
О.С. Богданова (1987)
6 - нравственные убеждения Г.М. Шакирова (1990) Г.Е. Залесский(1982) М.И.Боришевский(1986)
B.Э. Чудновский (1990)
7 - самосознание - высший уровень развития сознания
(понимается как представление о себе и отношение к себе) С. Л. Рубинштейн,
И.С. Кон, Б.С. Братусь,
C.Г. Якобсон
Продолжение таблицы 1
8 - нравственное самосознание: осознанное отношение человека к своим нравственным качествам, потребностям, мотивам, установкам, соотношение реального нравственного «Я» личности и нравственного «Я-идеала» С. Л. Рубинштейн,
Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, И.С. Кон,
В.В. Столин
9 - нравственное самосознание: ценностно-ориентационные установки, то есть направленность и мировоззрение личности;
- высшие смысловые образования или «личностные ценности», определяющие отношение человека к миру, к себе, к другим людям и выражающие нравственную позицию личности;
- нравственные принципы и идеалы, составляющие основу направленности личности;
- идеи, понятия, ценностные блоки, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия, культурно-исторические условия и перспективы;
- мотивы и убеждения Б.С. Братусь (1985)
Б.С. Братусь (1994)
А.И. Титаренко (1974)
Е.Е. Соловцова (1999)
Эмоциональный компонент нравственной сферы личности
10 - нравственные чувства и переживания имеют глубоко личностную окраску, дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм;
- положительные нравственные чувства: доброжелательность, жалость, нежность, симпатия, дружба, товарищество, коллективизм, патриотизм, чувство долга;
- отрицательные нравственные чувства: индивидуализм, эгоизм, вражда, зависть, злорадство, ненависть, недоброжелательность С.Л. Рубинштейн (1946)
Е.П. Ильин (2003)
11 - совесть А.Г. Ковалев (1970)
12 - альтруистические эмоции (потребность в содействии, помощь другим людям, которые проявляются в заботе, преданности, участии, жалости, нежности к близким) Б.И. Додонов (1978)
Поведенческий компонент нравственной сферы личности
13 - отношение к моральным нормам С.Л. Рубинштейн (1998)
14 - поступки И.С. Кон (1989)
15 - социально ценные поступки индивида по отношению к обществу, другим людям, в основе которых лежат нравственные мотивы, действия, регулируемые общественными нормами и собственной совестью человека Л.Н. Антилогова (1999)
16 - волевые процессы Л.И. Божович (1968)
Несмотря на разнообразие подходов в классификации нравственных качеств личности общепризнанной типологии не существует.
Таким образом, психологическая структура нравственной сферы личности, представлена тремя компонентами: когнитивным (нравственное сознание, нравственное самосознание, нравственные знания и убеждения, нравственные идеалы и нравственные ценности); эмоциональным (нравственные чувства и нравственные переживания); поведенческим (нравственные потребности, нравственные мотивы, нравственные поступки, нравственное поведение). Именно единство и взаимодействие всех компонентов нравственной сферы обеспечивают высший уровень нравственного развития личности.
1.3. Подростковый возраст: психологические характеристики, особенности развития личности и нравственного сознания
В отечественной психологии подростковый возраст определяют как:
- исключительно сложный этап психического развития (Фельдштейн Д.И., Кон И.С.);
- переходный (Выготский Л.С., Божович Л.И);
- переломный период (Сорокоумова Е.А.);
- период взросления, перехода от детства к взрослости (Солдатова Е.Л., Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Карабанова О.А., Каменская Е.Н., Филатова А.Ф.).
Формулировки зарубежных авторов подчеркивают позитивные изменения этого возраста:
- период «бури и натиска», преодолев которые приобретается чувство индивидуальности (Холл С.);
- возраст врастания в культуру (Шпранглер Э.);
- период созревания (Бюллер Ш.);
- возраст предельной искренности и предельной неискренности (Заззо Б.);
- период «серьезной игры» (Штерн Э.);
- период достижения жизненного самоопределения (самотождественности) (Эриксон Э.) и т.д.
Границы подросткового возраста определяются учеными по-разному.
Д.Б. Эльконин указывал возраст от 10-11 до 13-14 лет [82, с.6-20].
Л.И. Божович разделяет подростковый возраст на две фазы: первая охватывает период с 12 до 15 лет, вторая - с 15 до 17 лет [9].