Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Связь характеристик личности с показателями адаптации к учебной деятельности в вузе.

irina_k200 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.07.2020
Объект исследования: психологические особенности младших школь-ников с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: психологическое сопровождение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования: разработка и апробация программы психологического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме изучения психоло-гических особенностей детей с ОВЗ. 2. Раскрыть психолого-педагогические проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Подобрать методики и провести диагностическое обследование, направленное на изучение психологических особенностей детей с ограни-ченными возможностями здоровья и в норме. 4. Провести сравнительный анализ и оценку результатов исследова-ния психологических особенностей. 5. Разработать систему психологического сопровождения детей млад-шего школьного возраста с ОВЗ. 6. Проверить эффективность разработанной системы психологического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Гипотеза: организация системы психологического сопровождения по-вышает уровень развития познавательной сферы (памяти, внимания, восприятия, логичности и гибкости мышления) у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методы работы: анализ психолого-педагогической, методической ли-тературы по теме исследования; констатирующий эксперимент; количе-ственный и качественный анализ данных, метод математической статистики (U-критерий Манна-Уитни). Теоретико-методологическими основами исследования являются труды Н.В. Бабкиной, [2], Н.Л. Блиновой [7], Н.А.Голикова [10], Л.А. Даниловой [11], Дмитриева. [12] и др. Практическая значимость: материалы данной работы могут быть ис-пользованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Полученные результаты экспериментального исследования могут быть использованы педагогами-психологами, учителями при организации работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, описанная система работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях школы может служить ориентиром при сопровождении детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №66 города Пензы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

В связи с глубокими социально-экономическими изменениями, в развитии общества происходят значительные перемены в системе образования. В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый общественный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) – это обеспечение гарантий помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она им не потребовалась. В образовательной сфере – это вид образования, при котором учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся ровесники; имеют личные, соответствующие их потребностям и возможностям стремления и обеспечиваются необходимой помощью. Основой инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья является приобретение образовательного и социального опыта совместно с ровесником. Самое существенное условие результативности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, воспитание социального опыта всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время система образования ещё плохо и слабо приспособлена к нуждам таких детей, общество не готово принять детей с ОВЗ, как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги и, к сожалению, даже родители. Глобальной проблемой на сегодняшний день является притеснение доступа детей с особыми образовательными потребностями к полноценным образовательным услугам и к образовательной сфере. Как результат социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Существование всех вышеперечисленных проблем, демографическая и социально-экономическая ситуации подтверждают, что практичность и надобность выполнения работы, связана с организацией и с улучшением положения детей-инвалидов, усовершенствования их качества жизни. На протяжении долгого времени одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психокоррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образования. Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Особенно сильно тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания – сенсорной, моторной и речевой. В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и интеграции в общество. Таким образом, психологическое сопровождение детей с ОВЗ является на сегодняшний день одной из важнейших проблем, стоящих перед психологами и другими участниками педагогического процесса. Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Содержание

стр. Введение ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ 1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ………………. ..… 7 1.2 Психолого-педагогические проблемы младших школьников с ОВЗ………………………………… 10 1.3. Специфика коррекции психологических особенностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ 13 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей у младших школьников с ОВЗ 2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента …..… 26 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……..………….. 30 ГЛАВА 3. Организация системы работы по психологическому сопровождению младших школьников с ОВЗ 3.1. Содержание работы по психологическому сопровождению млад-ших школьников с ОВЗ 44 3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 47 Заключение ………………………………………………………………… 61 Список литературы………………………………………………………… 62 Приложение………………………………………………………………… 65
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ 1.1. Психологические особенности детей с ОВЗ На сегодняшней фазе формирования общества существует тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилась численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает катего-рию лиц, деятельность которых характеризуется каким-либо ограничениям или недостатком способности проявлять активность разными способами или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста [16]. Согласно точке зрения автора Т.В. Егоровой, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [16]. На нынешней стадии формирования общества обозначилось течение ухудшения состояния здоровья детей и подростков, увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная выше тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экологии, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни, обучения и воспитания в семье, в образовательном учреждении [29]. Для «особых» детей, имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать специальные условия для того, чтобы ребенок был приспособлен к окружающему миру. Большое количество таких детей социально изолированы от сверстников в силу своего заболевания, и имеют возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы [25]. Описание детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих свойств, из которых фиксирующим является сам изъян. В таком 10 случае собственно от него будет зависеть дальнейшая практическая актив-ность индивидуума. Л. С. Выготский отмечал желательность включать детей с ограничен-ными возможностями здоровья в различную социально значимую деятель-ность, направленную на налаживание детского умения [11]. По классификации, которую предложили В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, различаются следующие группы детей с нарушениями в развитии: дети с нарушением слуха; дети с нарушением зрения; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с соматическими заболеваниями; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с расстройствами раннего детского аутизма [20]. Далее опишем данные категории детей. 1. Дети с нарушением слуха. Утрата слуха может лишить ребенка одного из ценных источников информации и тем самым ограничить течение его интеллектуального развития. Выделяются последующие группы детей с недостатками слуха: Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, что затрудняет речевое развитие. Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на развитие памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени. Важными в процессе познания окружающего мира становятся двига-тельные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. Необычность мышления детей с нарушениями слуха связаны с замед-ленным освоением им словесной речью. Особенно ярко это может проявиться в развитии словесно-логического мышления. Вдобавок ко всему, наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся имеет индивидуальные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, что вероятно приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Не исключено, что у ребенка с нарушением слуха возможно расстрой-ство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Оттого, дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих ровесников. 2. Дети с нарушением зрения. Слабовидящие дети весьма отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и быстроты усвоения материала. В значительной мере это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Обычно, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. В поведении детей с нарушениями зрения в большинстве случаев присутствует недостаток гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для таких детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей. 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Особенность речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывает воздействие на формирование личности ребенка и на развитие всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые могут затруднить их социальную адаптацию, и может потребоваться целенаправленная коррекция имеющихся нарушений у ребенка. Свойства речевой деятельности могут отразиться на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается стабильность внимания, ограниченные возможности его распределения. При сохранности смысловой памяти у детей отмечается пониженная вербальная память, страдает практичность запоминания. Низкая мнемическая активность может стать сочетанием у детей с задержкой в формировании иных психических процессов. Взаимосвязь между речевыми нарушениями и противоположными сторонами психического развития выражается в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для изучения мыслительных операций, доступных по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, им тяжело сравнивать и обобщать. 4. Дети с соматическими заболеваниями. Детей с соматическими заболеваниями, которые не имеют видимых дефектов, а имеют сохранный интеллект, с первого взгляда тяжело отличить от остальных детей. Среди детских соматических заболеваний существуют: хронический бронхит, бронхиальная астма, мастоидит, гайморит, аллергический ринит, атопический дерматит. У таких детей плохо развита познавательная сфера, может отмечаться недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкий талант к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям. 5. Дети с умственной отсталостью. Среди таких детей и подростков, которые имеют психическую патоло-гию развития, большую группу составляют умственно отсталые дети. Боль-шая часть из них – олигофрены. Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебильностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными, и над ними должна устанавливаться опека родителей или замещающих лиц [20]. Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-другому у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4-5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции – коммуникативной [7]. 6. Дети с задержкой психического развитии (ЗПР). Внимание таких детей характеризуется неустойчивостью, выявлены периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Очень тяжело собрать и сконцентрировать внимание этих детей, временно удержать на протяжении той или иной деятельности. Нам очевидна недостаточность целенаправленности деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются на посторонние звуки. Многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Наиболее страдает вербальная память. Значительное своеобразие можем отметить в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на высоте наглядных форм мышления, может возникнуть трудность в формировании сферы образов-представлений. Многие исследователи подчеркивают трудность создания целого из собранных частей и выделения этих частей из целого, помимо этого, может возникнуть трудность в пространственном оперировании образами [21]. У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать. Большое количество детей склонны к конфликтному или избегающему методу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают общаться с детьми младше их, в силу того, что группа сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, может вызывать у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена [9]. 7. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич (ДЦП) – болезнь, которая развивается вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, вдобавок к этому и нарушениями психоречевых функций. Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Как отмечает Н.В. Петрова, при психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения. В первую очередь, в своих действиях дети руководствуются чувством удовольствия. Такие дети чаще всего эгоцентричны, не способны продуктивно работать в любом коллективе, им тяжело соотносить свои желания с заинтересованностью окружающих, в их поведении присутствует элемент «детскости». Свойства незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются и в старшем школьном возрасте. Только в этом случае они будут проявлять повышенный интерес к игровой деятельности, высокую внушаемость, неспособность к волевому усилию над собой. Такое поведение очень часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, стремительной утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными [29]. 8. Дети с расстройствами раннего детского аутизма. Аутизм – это нарушение естественного хода мышления под воздей-ствием болезни, психотропных или иных средств. В этом случае человек уходит от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Главными отличиями раннего детского аутизма при всех его клиниче-ских вариантах являются: - недостаток потребности в контактах с окружающими, или же недо-статочная потребность в них; - изоляция от окружающего мира; - слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада); - дети, которые страдают аутизмом, очень часто чувствительны к сла-бым раздражителям. Например, их раздражает тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана; - монотонное поведение со склонностью к стереотипным, примитив-ным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпры-гивание на носках и пр.) [7]. Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологиче-ской помощи [3]. Беспредельно важен такой принцип как, личностный подход к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи никогда не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, к примеру, низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями [34]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие заметные и ощутимые отклонения от нормального психического и физического развития. Они вызваны серьезным врожденным или приобретенным дефектом, и в силу этого нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. 1.2. Психолого-педагогические проблемы младших школьников с ОВЗ Каждый младший школьник сталкивается с огромным количеством проблем. Не исключением будут и дети с ограниченными возможностями здоровья [12]. Как отмечает Е.В. Панфилова, наиболее распространенными проблемами у детей с ОВЗ являются [28]: 1. Заниженная самооценка может привести к неуверенности в себе, ро-бости, застенчивости. Школьнику невозможно реализовывать свои задатки и способности. Такой ребенок будет ставить перед собой такие цели, которые будут отличаться от целей других детей. Именно этот ребенок преувеличивает значение неудач, остро нуждается в поддержке окружающих, слишком критичен к себе. Из-за низкой самооценкой ребенок становится очень ранимым. Все это может привести к возникновению комплекса неполноценности, что отразится на его внешнем виде – глаза отводятся в сторону, хмур, неулыбчив. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, к тому же, с наличием отрицательного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. 2. Самоотношение. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья самоотношение нередко отличается негативной окраской, самооценка в большей части занижена, образ «Я» искажён, самопринятие слабо выражено. Самоотношение можно определить как отношение личности к собственному «Я», которое включает самоуважение, самооценку, самопринятие, любовь к себе, самообвинение, самокритику. 3. Проблема детско-родительских отношений. Самыми важными фак-торами, которые влияют на развитие ребенка, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с обоими родителями, структура семьи, а так же стиль воспитания и общения в семье [5]. Семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются и в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка [33]. 4. Проблема социальной адаптации. Адаптация ребенка, его здоровье и развитие зависят не только от правильного питания и режима дня, но и от психологического комфорта, от того, какой индивидуальный подход к ребёнку с учётом его психологических и личностных особенностей. Душевный дискомфорт у ребенка может возникнуть в результате неудовлетворённости его жизненно важных потребностей – в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира [35]. 5. Низкий уровень интеллекта. В младшем школьном возрасте низкий интеллект проявляется более определенно – будут явно заметны признаки тяжелого восприятия новой информации, пониженное внимание к происхо-дящему. Плохая память будет мешать освоить учебный материал. 6. Взаимоотношения с окружающими. Любая задержка развития речи или нарушение развития речи может отразиться на поведении младшего школьника, на его деятельности в различных ее формах. Большие затрудне-ния могут возникнуть в общении с взрослыми и сверстниками. 7. Повышенная утомляемость. Дети с повышенной утомляемостью быстро становятся вялыми и раздражительными, плаксивыми, им трудно сосредоточиться на задании. При неудачах быстро теряют интерес и могут отказаться от выполнения задания. Не исключено, что у детей в результате утомления возникнет двигательное беспокойство [28]. В нашей работе мы будем рассматривать именно познавательную дея-тельность, так как она является одной из ведущих форм деятельности ребенка, стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характе-ром учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап в жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Исследование познавательных процессов младшего школьника является важным аспектом в понимании личности учащегося, его успешности, учебных трудностей. Таким образом, вследствие таких проблем, как заниженная самооценка; самоотношение; проблема детско-родительских отношений; проблема социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; взаимоотношения с окружающими и повышенная утомляемость, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). 1.3. Специфика коррекции психологических особенностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ Психокоррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, так как дефект влияет не на отдельную функцию, а на социальную полноценность в целом. Специальная психокоррекция опирается на сохранные функции, при-способление ребенка с дефектом происходит за счет интенсивного использования сохранившихся анализаторов. Как писал Л.С. Выготский: «Ребенок с дефектом – это не дефективный ребенок. Он представляет собой качественно отличный, своеобразный тип развития, также и личность аномального ребенка есть нечто качественно иное, чем просто сумма недоразвитых функций и свойств. Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть менее развитой, чем его нормальные сверстники, но иначе развитой» (Л.С. Выготский) [9]. Психокоррекционная работа результативна, если она целенаправленна, то есть, адресована к той или другой стороне развития аномального ребенка, если ею руководить и стимулировать. Для этого нужно хорошо знать сущность коррекционно-воспитательной работы, средства и условия ее проведения. В связи с этим, можно отметить ряд общих принципов в системе орга-низации работы с детьми, имеющими нарушения: 1. Принцип развития. Предполагает выделение в процессе работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (по Выготскому. Л.С.), а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта. 2. Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появле-ния форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогене-зе.(Л.С. Выготский). 3. Принцип системности. Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой нахо-дятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компо-ненты, на все стороны речевой функциональной системы. (Р.Е. Левина). 4. Принцип комплексности. Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. 5. Принцип деятельностного подхода. Организация работы осуществ-ляется с учетом ведущей деятельности ребенка. Например, у ребенка первого года жизни ведущая форма деятельности - эмоционально-положительное общение со взрослым. Только на его основе развиваются голосовые реакции, их интонационная окрашенность, сенсорные функции, т.е. коммуникационно-познавательный комплекс, который имеет решающее значение в дальнейшем психическом развитии ребенка. Если этот вид деятельности развит слабо, то предпосылки речевого развития формируются недостаточно, и такой ребенок в первые годы жизни может отставать в развитии речи. У ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослым. Только в процессе выполнения совместно со взрослым простейших предметных действий ребенок усваивает основное назначение предметов, опыт социального поведения, накапливает необходимый запас знаний и представлений об окружающем, у него формируются пассивный и активный словари, он начинает использовать формы речевого общения. С трех лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. Деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра и труд, протекающие в коллективе, предоставляют, исключительна благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно орга-низовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем от-боре предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятель-ность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. 6. Соблюдение охранительного режима, что предполагает заботу о со-хранении и укреплении здоровья детей. Этот принцип реализуется через со-кращение продолжительности уроков, построение уроков с включением физкультминуток, пауз, перерывов, наличие больших перемен между уроками, прогулок на свежем воздухе, соблюдение режима дня с полноценным сном и отдыхом. 7. Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств работы с детьми, включая разноуровневые программы обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей личности ребенка и структуры дефекта. 8. Использование особой формы подачи материала, включая структурную простоту и наглядность. При обучении необходимо учитывать взаимодействие всех факторов: а) состояние здоровья ребенка, которое оказывает влияние на его работоспособность; б) сложность задания; в) время проведения занятий; г) степень готовности ребенка к обучению; д) форма проведения и интенсивность работы. Игнорирование лишь одного из этих факторов может привести к отрицательному эффекту занятий. 9 Принцип новизны, позволяет опираться на непроизвольное внимание, которое усиливает интерес к работе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 85 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
3000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg