Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РЕКЛАМА И PR

Проблемы и перспективы развития рекламно-выставочных услуг на примере музеев Краснобаковского района.

irina_k200 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.07.2020
ОБЪЕКТОМ исследования является продвижение Краснобаковского исторического музея. ПРЕДМЕТОМ исследования - проведение мероприятий, как способ развития продвижения рекламно-выставочных услуг. БАЗА исследования – музеи Краснобаковского района. ЦЕЛЬ работы – на изучении основы теории разработать рекомендации по совершенствованию продвижения рекламно-выставочных услуг на примере Краснобаковского исторического музея за счет разработки плана по совершенствованию рекламно-выставочных услуг музея. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить теоретические основы рекламно-выставочных услуг музея. - разобрать понятие и сущность рекламно-выставочных услуг на примере Краснобаковского исторического музея - рассмотреть особенности отечественного и зарубежного опыта рекламного сопровождения музейно-выставочных услуг - в организации того или иного события изучить современные методы проведения музейных мероприятий; Практическая значимость: результаты данного исследования будут способствовать совершенствованию продвижения самого музея и музейных услуг Краснобаковского исторического музея за счет эффективного использования в работе разработанных мероприятий. Особенность объекта и предмета исследования обусловили выбор таких методов исследования, как: опрос и контен-анализ документов. Новизна исследования заключается в том, что до сих пор не было исследований, посвященных проблеме проведения рекламных мероприятий, как способа продвижения музейных услуг в Краснобаковском историческом музее. Работа содержит три главы. Первая глава раскрывает теоретическую основу, понятие и сущность рекламно-выставочных услуг. Анализ нормативно правовой базы музейной и рекламной деятельности. Во второй главе проводиться анализ проблем и перспектив развития рекламно-выставочных услуг, общая характеристика деятельности музеев и деятельность в контексте PP – технологий. В третьей главе разработка рекомендаций по созданию мероприятий для совершенствования рекламы музейно-выставочных услуг Краснобаковского исторического музея рассматриваются результаты исследования и предлагаются рекомендации по совершенствованию продвижения музейных услуг Краснобаковского исторического музея за счет эффективного использования их в работе. В приложениях даны: анкета опроса респондентов о том чего хотелось бы им видеть сейчас в музее, а также статистический материал по рекламе выставочных услуг. Практическая значимость исследования: практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в дальнейшем для более эффективной организации деятельности МАУК Краснобаковский исторический музей, а также на формирование и поддержание имиджа МАУК «КиМ». Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа.
Введение

Во все времена люди хранят традиции предков и память об их достижениях. Музеи несут главную роль в сохранении результатов ремесел предшественников: картины, рукописи, книги, домашняя утварь, украшения и многое другое. Хранение памяти наследия и просвещение последующих поколений - одна из основных задач музеев. На сегодняшний день, по всему миру существуют тысячи музейных комплексов, благодаря которым каждый из нас имеет уникальную возможность прикоснуться к прошлому и раскрыть свой образовательный и культурный потенциал. Актуальность выбранной темы заключается в том, что на текущий день социально значимой проблемой является малая просвещённость населения о наличии музеев в отдаленности от больших городов. Такого рода учреждениям в связи с малым финансированием не всегда доступны традиционные способы продвижения, такие как телевидение, радио, наружная реклама, соцсети, но при этом одной из основных задач современного музея остаётся приобщение к нему новых посетителей. Таким образом, у учреждений культуры появилась потребность применять новые коммуникационные технологии: взаимодействие с аудиторией с помощью интернета, рекламно-выставочных услуг, открытых лекций и других нетрадиционных форм музейной коммуникации, изучая новые для них методы продвижения. Сейчас идет активное внедрение современных технологий для работы с посетителями в музейной деятельности. Рекламно-выставочные мероприятия – это современная форма просветительской и общественной работы музея. Понятие «рекламно-выставочная услуга» внедрилась в работу музеев сравнительно недавно и не все музеи активно используют этот вид услуги. Проведение различных квестов, событийных мероприятий и программ по взаимодействию с тур фирмами и различных выставок в Краснобаковском историческом музее благоприятно способствует на рост посетителей и престиж самого учреждения. Сегодня общество достигло такого развития, при котором сфера услуг стала преобладающей, и население стремится активно организовывать свой досуг. Музей может и должен стать одним из организаторов свободного времени человека. Таким образом данная тема, затронутая мной весьма актуальна. Государство так же уделяет большое внимание информационным технологиям и финансово поддерживает продвижение музеев, в связи с тем, что необходимо поддерживать социокультурное наследие, поскольку музей, это один из базовых элементов информационной инфраструктуры исторической науки.
Содержание

Введение 1 Теоретические основы рекламно-выставочных услуг 1.1 Понятие и сущность рекламно-выставочных услуг 1.2 Анализ нормативно-правовой базы музейной деятельности 1.3 Отечественный и зарубежный опыт рекламного сопровождения музейно-выставочных услуг 2 Анализ проблем и перспектив развития рекламно-выставочных услуг на примере Краснобаковского исторического музея 2.1 Общая характеристика деятельности Краснобаковского исторического музея 2.2 Музейная деятельность в контексте PP – технологий. 3 Разработка рекомендаций по созданию мероприятий для совершенствования рекламы музейно-выставочных услуг Краснобаковского исторического музея 3.1 Исследование мероприятий, как способ продвижения музейно-выставочных услуг (на примере Краснобаковского исторического музея) 3.2 Разработка программы мероприятий по совершенствованию рекламы Краснобаковского исторического музея Заключение Список источников и литературы Приложения
Список литературы

1. Лилия Нилова «ПОП-АРТ-МАРКЕТИНГ: INSTA-ГРАМОТНОСТЬИ КОНТЕНТ?СТРАТЕГИЯ» 2. https://studopedia.ru/8_20516_muzeynaya-usluga-kak-tovar.html 3. https://studall.org/all-78295.html 4. https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_u/usluga/ 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9 6. Устав Муниципального автономного учреждения культуры «Краснобаковский исторический музей» 7. 54-ФЗ от 26 мая 1996 г. «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 8. Современный экономический словарь, Райзберг Б.А.,Лозовский Л.Ш.,Стародубцева Е.Б.,2011.,с.497 9. Федеральный закон «О рекламе» No38-Ф3 от 13.03.2006]. 10. [Шарков Ф.И.,2012.,с.34]. 11. [Лидовская О.П.,2008.,с.111]. 12. [Шишова Н.В.,2015.,с.277]. 13. [Климина А.В.,2015.,с.126] 14. Косова И.М. Культурное наследие и современный музей//Музей и нематериальное культурное наследие / сост. И.М. Косова. М., 2003. Вып. 6. 15. Воронова Н. Интермузей-2005 // Мир и музей. 2005. № 11. С. 15-18. 16. Лорд Б., Гэйл Д.Л. Менеджмент в музейном деле / под ред. А.Б. Голубовского. М., 2007. 17. М.В. Губарева, Н.А. Ионина, Москва «Вече» 2005 100 великих галерей и музеев, С-190 18. ФИЛИП Котлер Маркетинг менеджмент 19. Булатова Т. Маркетинговое развитие музейных услуг // Маркетинг. - 2004. - №1. - С.7-33. 20. Бутова Т.Г. Маркетинговые технологии развития музейных услуг // Маркетинг. - 2004. - №1. - С.25-48. 21. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Аспект-Пресс, 1995. 13 - 24 с. 22. Гаврлов Ю.А., Шевченко А.Г. Деятельность музеев. - М., 1995. - 107с. 23. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 2000. – 64-97 с. 24. Загоский А.В. Коммерциализация музейной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - №6. - С.7-14. 25. Загоский А.В. Музейная торговля // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №1. - С.31-58. 26. Загоский А.В. Перспективы музейного ресурса // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - №11. - С.39-57. 27. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №10. - С.10-13. 28. Калекина А.В. Маркетинг в музее // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - №2. - С.23-48. 29. Калинина Л.Л. Музей в СМИ // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №12. - С.65-70. 30. Клюкина А.И. Как привлечь посетителя // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №5. - С.34-37. 31. 1. Абрамов Р. Н., Кондратьев Э. В. Связи с общественностью. – 32. М:КНОРУС, 2014. - 272c. 33. 2. Бакунина Н.Н.Пресс-служба в законодательных органах власти 34. субъектов Российской Федерации. - Тюмень: Вектор Бук, 2012. - 204с. 35. 3. Богомолов, М.И. Связи с общественностью для гражданского сектора 36. / М.И.Богомолов // Сборник по PR для НКО. – М.: Эксмо, 2012. – с.19-39. 37. Галкина Т.В., Петунина О.О., Краткий словарь музейных терминов, 2012,с.8. 38. Дьячков А. Н. и Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации. М.: Прогресс- Традиция, 2001. 228 с. 39. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. –М.: Классика-XXI, 2004. –678 с. 40. Климина А. В., События как инструмент продвижения территории, 2015, с.136. 41. Константинова, С.С. Музееведение: учеб. пособие для вузов / С.С.Константинова. –М.: Приориздат, 2005. –С.15. 42. Кузнецов, П.А. Связи с общественностью для бизнеса: практические приёмы и технологии. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 268 с. 43. Кривоносов, А.Д. Основы теории связей с общественностью/ А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова., М.А. Шишкина. –СПБ.: Питер, 2011. –364 с. 44. Лидовская О., Оценка эффективности маркетинга и рекламы, 2010, с. 111. 45. Лукаш Ю.А. Имидж компании - золотой «ключик» успеха / Ю.А. Лукаш. - Москва: «Дело и Сервис», 2012. - 171 с. 46. Николаева М.А., История музеев, 2009, с. 21 47. 31. Шишова Н.В., Теория и практика рекламы: Учебное пособие/ 2015, с. 257. 48. Шкаленкова П. Алгоритм имиджа.: издательство АСТ., 2016., с.149. 49. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб.пособие / Л. М. Шляхтина. –М.: Высш. шк., 2005. –173 с. 50. Чебаненко, Т. А. Социальные функции музея на современном этапе исторического развития общества / Т. А. Чебаненко. -С .13-28 51. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. – М: Дело, 2014 – 436с. 52. Чумиков А.Н., Бочаров М.А. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. - М: ИНФРАМ, 2012. - 328 с. 53. Юрьев Н. Музейная аудитория и вызовы XXI века // Мир музея. - 2015. - № 6. - С. 53
Отрывок из работы

1.Теоретические основы музейно-выставочных услуг 1.1 Понятие и сущность рекламно-выставочных услуг Музей - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музей представляет собой вместилище исчезающих из общества ценностей, которые из-за прогресса могут быть утрачены. Таким образом, благодаря музею осуществляется непрерывность и преемственность культуры. В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года музей определен как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». Понятие «рекламно-выставочная услуга» появилось недавно, в связи с этим зачастую возникает проблема в определении этого словосочетания. Начнем с того, что попробуем разобраться, что же это такое. Музейные услуги базируются на фундаменте из культурного наследия и являются по своей природе информационными (донесение информации до конечного потребителя – посетителя музея), но через музейный предмет, несущий в себе особую ценность, как элемент культурного наследия. Под музейными услугами понимаются все виды деятельности музеев, адресованные населению и предназначенные для осуществления всех функций музея, а также для популяризации и продвижения музея. В виде услуг сегодня выступают всевозможные формы работы с посетителями - экскурсии, выставки, образовательные программы, квесты, мастер-классы, лекции, конференции, концерты и поэтические вечера, организация дней рождений, тематических новогодних елок и т.д. Таким образом, музей является общедоступным общественно-культурным учреждением, хранящим в виде материальных и духовных предметов память прошлого и выполняющим функцию передачи исторической памяти. На сегодняшний день, в капиталистических реалиях, хотим мы этого или нет, но услуга музея постепенно становится экономическим предложением, а значит, она несет в себе некую потребительскую ценность, выбирается, исходя из доступных потребителю средств. Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой; это неосязаемые действия, не приводящие к владению чего-либо. Музейная услуга обладает всеми формальными признаками услуги: 1. Неосязаемость услуги означает, что она не может быть продемонстрирована, т.е. до покупки услугу невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать. Посетитель музея, приходя на экскурсию, не знает наверняка, что его ждет - он может рассчитывать только на отзывы своих знакомых, на впечатления из интернета, и, таким образом, всегда есть вероятность, что его ожидания могут не оправдаться. 2. Неотделимость услуг означает, что услуги нельзя отделить от их источника, а образовательные и развлекательные элементы неотделимы от потребления музейной услуги. Если услугу предоставляет человек, то он считается частью услуги. В музеях источником услуги является сам музей: здание музея, музейный предмет (основные и научно-вспомогательные фонды), работники музея, непосредственно взаимодействующие с посетителем. Качество услуги напрямую зависит от ожиданий посетителя и отношения к предложенному (например, в Краснобаковском музее девочкам всегда скучно в зале «Краснобаковцы в годы Великой Отечественной войны, а мальчики откровенно зевают в экспозиции «Ткачество»). Характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и некоторое участие в процессе их предоставления других потребителей. Посетитель музея присутствует при процессе потребления музейной услуги. 3. Непостоянство качества услуги означает, что оно может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как предоставляет услугу. Например, в одном и том же музее один работник проведет экскурсию блестяще, ответив на все возникающие вопросы полно и исчерпывающе, сумев захватить внимание слушателей с первых слов и до последнего предложения, в то время как другой экскурсовод, в силу своего природного характера, плохого настроения или неудовлетворительного самочувствия в этот день сделает ту же самую экскурсию невыносимой, тем самым безвозвратно испортив впечатление о музее. Снизить качество услуги могут и внешние факторы: дождливая погода, территориальное расположение, отсутствие хорошей дороги до музея или отсутствие парковки, а также повышенный спрос на услугу со стороны других посетителей и т.д.). Удовлетворенность качеством услуги необходимо контролировать, и сделать это можно несколькими способами, например: - тщательный отбор и обучение персонала (в Краснобаковском историческом музее минимум раз в год каждый работник посещает курсы повышения квалификации для музейных работников в Нижнем Новгороде); - повышение мотивации служащих (с помощью материальной поддержки, премий, а также благодарственных писем и памятных подарков); - обеспечение непосредственного контакта сотрудников с посетителями музея, что повысит степень ответственности за качество предоставляемой услуги; - постоянный контроль удовлетворенности посетителей музея с помощью системы жалоб и предложений, опросов потребителей и т.д. (например, в Краснобаковском музее используется «Книга отзывов», расположенная на выходе из музея, а также листы-опросники для посетителей. Кроме того, многие оставляют отзывы в интернет-пространстве: в группе музея «В контакте», на страничке музея в Инстаграме); - замена сотрудников оборудованием и IT-технологиями (во многих музеях внутри экспозиций уже используются электронные табло, что очень удобно для посетителя и нивелирует ущерб от человеческого фактора работников музея, но в Краснобаковском историческом музее на данный момент недостаточно финансирования для приобретения данного оборудования. Тем не менее, в 2019 году создана и начала активно внедряться система дополненной реальности «Артефакт» для музеев, через которую каждый посетитель, скачав одноименное приложение, может прочитать об интересующих экспонатах подробную информацию – таким образом, ежедневная работа экскурсовода постепенно заменяется на единоразовое занесение информации в приложение. 4. Недолговечность услуги - услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. 5. Отсутствие владения - в отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-то собственностью, и потребитель услуги зачастую имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени - например, в Краснобаковском историческом музее это режим работы музея: с понедельника по четверг с 8:00 до 17:00, в пятницу с 8:00 до 16:00 (с перерывом на обед с 12:00 до 13:00), по воскресеньям – с 10:00 до 14:00. Музейные услуги специфичны: их можно только «пережить», ощутить, их можно создать, в них можно принимать участие. Музейно-выставочные услуги – это услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных, познавательных потребностей людей. 1.2 Анализ нормативно-правовой базы музейной деятельности Основным законом в РФ является ФЗ «о музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26 мая 1996 года. Этот закон определяет особенности правового положения музейного фонда, особенности создания музеев, рассматривает положение форм собственности, управления музейными предметами и государственный контроль государственной части музейного фонда. Закон дополняют и развивают: «Положения о музейном фонде РФ», «Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ». Они были утверждены в 1998 году. Музейные предметы и коллекции, к-е входят в состав музейного фонда вывозу из России не подлежат. Временный вывоз регулируется ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Музейным фондом называется совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ». Музейный фонд является частью культурного наследия РФ. Музейные предметы и коллекции находятся в государственной, муниципальной и частной формах собственности. Включение музейного предмета в музейный фонд производится министерством культуры. Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части. Государственная часть находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Гос. контроль осуществляется Министерством Культуры РФ. Хранителями являются государственные и ведомственные музеи. Держателями негосударственной части являются частные лица и общественные музеи. При совершении сделок купли-продажи музейных предметов государство имеет право первой покупки этих предметов. В отношении памятников природы действует: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Тоже есть постоянно обновляющийся «свод» - регулярно обновляемым документом для природных памятников служит «Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий». Сведения о природных заповедниках, национальных парках, памятниках природы, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Права музеев. Продавать музеями продукцию, связанную с их деятельностью -законно. Из ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» следует, что «целями создания музеев в Российской Федерации являются: - осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности; - хранение музейных предметов и музейных коллекций; - выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; - изучение музейных предметов и музейных коллекций; - публикация музейных предметов и музейных коллекций». Таким образом, следует, что музеи вправе тиражировать типографским способом или демонстрировать, например, в интернете любые свои экспонаты. Если продажа полиграфической и прочей сувенирной продукции приносит прибыль, которая будет направлена на достижение целей, предусмотренным ФЗ «О музеях...» то это законно. Фотографировать в музее бесплатно - можно. Однако авторским правом на предмет или изображение обладает только его создатель, а не владелец. Вдобавок, авторским правом может охраняться только то произведение, которое носит творческий характер. Статья 12 «Основ…» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его для каждого человека. Также это право гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции. Статьёй 36 ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК. Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако сама по себе фотосъёмка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях. Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде…», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съёмку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта. Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьёй 8 закона «Об информации…» Что же касается продажи музеями «права на съёмку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем - убирает за плату данное ограничение. Закон «Об объектах культурного наследия…» устанавливает порядок доступа к ним. Под такими «объектами» понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремль в Москве или Смольный институт в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон. Если кратко: Нельзя: - реализовывать продукцию с изображениями культурного наследия без официального разрешения. - фотографировать со вспышкой некоторые музейные экспонаты. Можно: - фотографировать в личных целях, - использовать эти фотографии в образовательных целях. Было нельзя, сейчас можно: - проносить в музей съёмочную аппаратуру. Какие законы это регулируют: Конституция РФ, ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Основы законодательства РФ о культуре», Гражданский кодекс РФ, «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР». Ни одно внутреннее распоряжение музея не может противоречить ни одному из перечисленных выше нормативно-правовых актов. Памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» были разработаны другие важные нормативные акты, утвержденные Постановлением правительства РФ № 179 от 12.02.1998 г.: Положение о Музейном фонде Российской Федерации и Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, где ряд вопросов был подробно освещен и разъяснен. В Положении о Музейном фонде Российской Федерации определен порядок разграничения форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда. К федеральной собственности отнесены музейные предметы и музейные коллекции, которые находились в собственности бывшего СССР и РСФСР до принятия Федерального закона о Музейном фонде РФ независимо от источников поступления, приобретенные за счет средств федерального бюджета и закрепленные в оперативном управлении или переданные в пользование государственным федеральным музеям и другим организациям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также приобретенные последними после вступления в силу Федерального закона о Музейном фонде за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств или иной формы приобретения. Такой же порядок определяется Положением для музейных предметов и коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальных органов. В Положении о Музейном фонде предусматривается введение единых правил учета и форм учетной документации для музейных предметов и музейных коллекций всего Музейного фонда Российской Федерации. В п.14 Положения указано, что правила учетной обработки музейных предметов и музейных коллекций (описания, измерения, маркировки и др.), условия хранения и обеспечения безопасности в соответствии с особой технологией изготовления, другой спецификой отдельных категорий данных предметов и коллекций, а также типовые формы основных учетных документов определяются инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемой Министерством культуры Российской Федерации. Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д. Согласно положению, основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций в случае исключения их из состава фонда. В Положении подчеркнуто, что отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается. В ст.15 оговорено, что «основные учетные документы подлежат бессрочному хранению и страховому копированию. Страховые копии основных учетных документов передаются на хранение в Министерство культуры Российской Федерации». В Положении о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации определяется порядок создания и ведения каталога, который, согласно п.2 «представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации». В 1990-е годы обновилось также законодательство о наградной системе РФ, об и хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, а также оружия - особых групп в составе музейных фондов. Инструктивные документы в области учета и хранения фондов Новая информация, заложенная в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, поставила музейных специалистов, осуществляющих государственное регулирование в области культуры, перед необходимостью пересмотра действующих нормативных документов по учету, хранению, реставрации и использованию музейных ценностей. В первую очередь это относится к действующей Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР № 290 от 17.07.1985 г. Эта инструкция вводилась с целью создать единую систему учета, научной инвентаризации, хранения и реставрации музейных предметов, входящих в состав Музейного фонда СССР и определяла порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей. Актуальный для 1980-х годов, этот документ на протяжении последних 20 лет регламентировал фондовую работу музеев, но нормативно-правовых реалий сегодняшнего дня он не учитывал. По этой причине с середины 1990-х годов специалисты Министерства культуры РФ разрабатывают новую инструкцию, которая опирается на современную законодательную базу государства и опыт, приобретенный музеями в 1990-е годы. Музейные работники России были ознакомлены с несколькими вариантами этого документа (последний вариант- проект инструкции 2003 года). Пункт 1 проекта новой инструкции гласит, что изложенный в инструкции порядок учета, хранения и реставрации распространяется на все музейные предметы и коллекции, входящие в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда РФ, и распространяется на все действующие и вновь открываемые музеи, реставрационные учреждения и другие организации, хранящие музейные предметы и коллекции на территории РФ». Тем самым подтверждается ст.13 Положения о Музейном фонде, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, «подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся». Основные правила учета и хранения музейных ценностей в проекте новой инструкции сохраняются. Проект также разъясняет основные понятия, применяемые в тексте инструкции, содержит дополнительные разделы и темы: - о включении музейных предметов и музейных коллекций в Музейный фонд РФ и об исключении их из Музейного фонда РФ; - об учете и хранении музейных предметов и коллекций из драгоценных металлов и драгоценных камней; - об учете документов Архивного фонда РФ, хранящихся в музеях; - об учете и хранении оружия в музеях РФ. Проект инструкции облегчает задачу разработки различных внутри музейных документов, поскольку содержит тексты положений о главном хранителе, научном сотруднике - ответственном хранителе, об отделе учета, Экспертной фондово-закупочной комиссии и др. К новому проекту прилагаются типовые формы учетных документов, рекомендованные к применению в музейной практике. В отсутствие утвержденной новой инструкции работники государственных музеев используют действующую «Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей» (1985), учитывая рекомендации проекта. Широко используется, например, договорная система при приеме в музей новых поступлений, при выдаче музейных предметов во временное пользование и др. Вводятся в оборот формы новых документов, рекомендованные проектом. Представители Министерства культуры регулярно выступают на специальных встречах и семинарах с разъяснениями в области нового законодательства и методическими рекомендациями. Учет музейных предметов и коллекций относится к основным направлениям фондовой работы музея. Цели и задачи учета - обеспечение юридической охраны музейных фондов, определение их количественного объема, систематическое накопление сведений о музейных предметах и коллекциях. Учет является средством обеспечения сохранности музейных фондов и способом контроля за состоянием и движением музейных предметов. Как сказано в п. 81 инструкции «музейные фонды подлежат строгому государственному учету, который обеспечивает их юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования». Все памятники истории и культуры, хранящиеся в музеях, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат. «Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается» (ст.13 Положения о Музейном фонде РФ). Государственный учет музейных фондов представляет собой их определение и регистрацию в несколько этапов: - актирование и регистрацию в книге поступлений в целях юридического закрепления предметов за конкретным музеем (1-я стадия учета), -регистрацию (научную инвентаризацию) в инвентарных книгах в целях закрепления предметов за определенной коллекцией в соответствии со структурой фондов (2-я стадия учета), - регистрацию предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в специальных книгах учета (3-я стадия для музеев, имеющих в составе фондов эту группу хранения). Учет музейных фондов - единая организованная система, обладающая определенным составом и структурой учетной документации. Основные принципы учета музейных фондов: - взаимосвязь учетных операций, основных стадий учета и учетных документов, - единство системы основной учетной документации, - единство учетных единиц измерения состава музейных фондов, - возможность статистической обработки учетной документации. Основным способом учета является учетная документация. Как сказано в п.з. проекта новой инструкции, «учетная документация - система учетных документов, обеспечивающих юридическую защиту музейных предметов и музейных коллекций и материалов вспомогательного фонда». Согласно Положению о Музейном фонде РФ, действующей Инструкции и проекту к основным учетным документам, относятся: - главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, - акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, - акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование,
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg