Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Приемы формирования самооценки у старших дошкольников в процессе игровой деятельности

irina_k200 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.07.2020
Проблема исследования заключается в поиске эффективных приемов формирования самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Объект исследования - процесс формирования самооценки детей дошкольного возраста. Предмет исследования - приемы формирования самооценки у старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике игровые приемы формирования самооценки у старших дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие самооценки в психологии и педагогике. 2. Выявить психологические особенности самооценки у детей дошкольного возраста. 3. Описать педагогические условия формирования самооценки у дошкольников. 4. Осуществить педагогическую диагностику самооценки у старших дошкольников. 5. Реализовать на практике игровые приемы по формированию самооценки у старших дошкольников. 6. Провести сравнительный анализ результатов исследования. Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, классификация, систематизация); практические методики (методика «Лесенка» В.Г. Щур; Методика «Какой я?» Р.С. Немов; Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте; методика «Самооценка дошкольника» Т.В. Драгунов, педагогическое наблюдение). Практическая база исследования: частное дошкольное образовательное учреждение детского сада №134 ОАО «РЖД» город Артемовский Свердловской области. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность. Процесс формирования нравственных качеств личности требует ее активности, связанной с развитием способности оценивать себя как субъекта деятельности, общения и регулировать на этой основе свое поведение в соответствии с нормами морали. Проблема формирования самооценки дошкольников является актуальной в современном образовании. Самооценка у человека идет с начала дошкольного детства и до старости. В процессе социального взаимодействия людей друг с другом самооценка возникает как особенное новообразование психического развития. Проблема формирования самооценки ребенка в дошкольном возрасте является одной из приоритетных в отечественной психологии и педагогике. Так психологические особенности формирования самооценки дошкольников в условиях игровой деятельности освещены в исследованиях Н.Е. Анкудинова, А.Б. Тагиева, С.П. Тищенко, Л.И. Уманец и Д.Б. Эльконина. Исследованием формирования самооценки у старших дошкольников занимались Д. Куперсмит, Б.Г. Ананьев, Е.А. Маслова, Е.Н. Васина, М.В. Лаврентьева и другие авторы. Результаты анализа исследований по возрастной и педагогической психологии показывают, что в формировании самооценки ребенка раннего и дошкольного возраста ведущая роль принадлежит оценкам взрослых, которые дети получают в совместной деятельности и общении (Б. Ананьев, Н.Е. Анкундинова, Л.И. Божович, Н. Корепанова, М.И. Лисина, Г.А. Люблинская, И.С. Кон, О.Л. Кононко, А.В. Петровский, А.И. Сильвестру, Б. Тагиева, И.И. Чеснокова, М.Г. Ярошевский и др.). Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самосознания. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике 6 1.2. Психологические особенности самооценки 13 у детей старшего дошкольного возраста 13 1.3. Педагогические условия формирования самооценки у старших 22 дошкольников 22 1.4. Возможности игр в самооценивании дошкольников 26 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33 2.1. Педагогическая диагностика самооценки у старших дошкольников 33 2.2. Игровые приемы по формированию самооценки 41 у старших дошкольников 41 2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. 2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с. 3. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии (комплект из 2 книг) Т. 2 Развитие и воспитание личности [Текст] / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 964 с. 4. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во КГУ, 1988. – 236 с. 5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева., 5-е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 363 с. 6. Бернс, Р. Самооценка и взаимоотношения в семье [Текст] / Р. Бернс // Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2014. – 422 с. 7. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы [Текст] / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 133 – 219. 8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 9. Бутусова, Т. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития средах [Текст] / Т. Бутусова // Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 21 – 26. 10. Возрастная и педагогическая психология [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под. ред. А. В. Петровского // Сайт НПБ им. К. Д. Ушинского. – Научная педагогическая электронная библиотека им. К. Д. Ушинского. – Электронная версия печатного издания. URL http://elib.gnpbu.ru/text/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya_petrovskogo_1979/go,2;fs,0/ (дата обращения: 15.08.2019). 11. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е.Н. Васина // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 146 - 149. 12. Волков, Б. С. Детская психология. Логические схемы [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Владос, 2012. – 256 с. 13. Волков, Б. С. Учим общаться детей раннего возраста [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Сфера, 2013. – 138 с. 14. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский // StudFiles. – Файловый архив для студентов. Все предметы. Все вузы. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2233107/ (дата обращения: 22.07.2019). 15. Выготский Л.С. Психология. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2008. – С.1008 16. Гипперейтер Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценки ребенка // Семейная психология и семейная терапия. – 2015. –№2. - С.5–23. 17. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников: как обеспечить полноценное развитие детей [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2011. – 176 с. 18. Журавлева, С. Исследование социально?коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах [Текст] / С. Журавлева // Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. – 2015. – № 2. – С. 118 – 122. 19. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – М. : Педагогика. – 1987 – №1. – С. 29-32 20. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки [Текст] / Ф. Зимбардо // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 282 – 296. 21. Изменение отношений ребенка со взрослыми [Электронный ресурс] // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера // Электронная библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru (дата обращения: 17.08.2019). 22. Ковель, М. И. Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации [Электронный ресурс] // М. И. Ковель. URL: http://cdo.bip.ru/stati/stat-text/stat2.htm (дата обращения: 1.08.2019). 23. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с. 24. Кон, И. С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания [Текст] / И. С. Кон // Психология самосознания: Хрестоматия. Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2013. – С. 15 – 33 25. Крысько, В. Г. Социальная психология [Текст] / В. Г. Крысько. 3-е изд. – М.: Эксмо, 2011. – 688 с. 26. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников. / Лисина М.И., Сильвестру А.И. - Кишинев: Штиинца, 1983. - 257 с. 27. Лаврентьева, М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Лаврентьева М.В. URL: http://www.portalslovo.ru/pre_school_education/ (дата обращения: 25.07.2019). 28. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.com. URL: http://royallib.com/book/ leontev_aleksey/potrebnosti_motivi_i_emotsii.html (дата обращения 29.07.2019). 29. Малахова, А. Н. Методика диагностики особенностей межличностных взаимоотношений детей [Текст] / А. Н. Малахова // Дошкольная педагогика. – Научно-практический журнал. – 2014. – № 4 (99) апрель. – С. 67 – 39. 30. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2015. – 253 с. 31. Маслова, Е. А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [Электронный ресурс] // Е.А.Маслова. URL: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения: 15.07.2019). 32. Молчанова, О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Электронный ресурс] // О. Н. Молчанова. URL:http://royallib.com/read/molchanova_olga/samootsenka_teoreticheskie_problemi_i_empiricheskie_issledovaniya_uchebnoe_posobie.html#0 (дата обращения: 7.07.2019). 33. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. – 14-е изд., стереотип. – М.: Academia, 2012. – 656 с. 34. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр . -- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с. 35. Немов, Р. С. Психология: В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Владос. – 2011. – 687 с. 36. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие социально-коммуникативного развития дошкольника [Текст] / И. Агафонова, Н. Князева, М. Михайлова, Е. Куликова // Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. – 2015. – № 5. – С. 121 – 127. 37. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста [Электронный ресурс] // Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера М. URL: http://psychlib.ru (дата обращения 17.06.2019). 38. Пепло, Л. Одиночество и самооценка [Текст] / Л. Пепло, М. Мицели, Б. Морали // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2011. – С. 261 – 281. 39. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк. 2004. – 512 с. 40. Развитие социальных эмоций у детей 6–7 лет [Электронный ресурс] // Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. URL: http://psychlib.ru. (дата обращения 21.08.2019). 41. Репина, Т. А. Психология дошкольника [Текст] : хрестоматия / Т. А. Репина. – М. : Академия, 1995. – 178 с. 42. Роджерс, К. Р. Гуманистическая психология. Теория и практика [Текст] / К. Р. Роджерс. Ред. А. Сухов. – М.: МОДЭК, «НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет». – 2013. – 456 с. 43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с. 44. Смирнова Е.А. Самооценка в дошкольном возрасте / Е. А. Смирнова – СПб: Знания, 2014. – 171 с. 45. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир - М., Педагогика-Пресс, 1992.- 217 с. 46. Сохин, Ф. Формирование самооценки с помощью игры [Текст] / Ф. Сохин. // Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. – 2015. – № 3. – С. 21 – 29. 47. Современная психология [Текст] / А.Л. Журавлева. – М.: Perse, 2013. – 382 с. 48. Современные методы работы с самооценкой детей в дошкольных учреждениях [Текст] / О.А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2014. – 511 с. 49. Современные дошкольные учреждения и работа с детьми / А. Свенцицкий, Г. Андреева [и др.]; / Сост. А. Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2013. – 543 с. 50. Становление самооценки и образа Я [Электронный ресурс] // Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. URL: http://psychlib.ru (дата обращения: 23.08.2019). 51. Толмачева, С. Г. Средства и способы приобщения детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками [Текст] / С. Г. Толмачева // Дошкольная педагогика. – Научно-практический журнал. – 2014. – № 7 (102) сентябрь. – С. 37 – 38. 52. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева Практикум по детской психологии. – 2-е изд. – М.: Academia, 2012. – 368 с. 53. Уманец, Л. И. От самооценки в игре – к познанию себя. [Текст] / Л. И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. С. 20-21. 54. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников. [Текст] / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 1996. – № 11. – С. 61 – 67. 55. Учет психологических особенностей шестилеток в учебно-воспитательной работе [Электронный ресурс] // Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. URL: http://psychlib.ru (дата обращения: 9.07.2019) 56. Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с. 57. Федякова, И. А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 23.09.2018). 58. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. : Педагогический центр «Эксперимент», 1999.– 551 59. Шибутани, Т. Я–концепция и чувство собственного достоинства [Текст] // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 220 – 231. 60. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Электронный ресурс] // URL: http://pedlib.ru/Books/3/0018/index.shtml?from_page=281 (дата обращения: 14.08.2019 ) 61. Эриксон, Э. Личность и ее становление [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Летний сад. – 2010. – 612 с. 62. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. [Текст] / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет активность человека, его отношение к себе и другим людям. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих качеств, способностей, возможностей и места среди других людей. Самооценку рассматривают как элемент самоотношения, наряду с такими понятиями как самоуважение, самосимпатия, самопринятие и т.п. Самооценка является важным регулятором поведения. Она влияет на взаимоотношения человека с окружающими людьми, определяет степень его критичности, требовательности к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и развитие личности в целом [56]. Предметом самооценки индивида может быть его тело, способности, отношения с другими людьми и/или группами и все разнообразие других личностных проявлений. В соответствии с этим формируется система частных самооценок, которые взятые в совокупности, интегрируются в некое обобщенное ощущение, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и в определенном смысле устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа в большинстве исследований по данной проблематике. Так, например, Д. Куперсмит подразумевает под самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер, проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [43]. Б.Г. Ананьев полагал, что самооценка является одним из многообразных элементов самосознания. По его мнению, процедура самооценивания – это сложный диалектический процесс познания самого себя. Самооценка как многомерное образование имеет определенную структуру, выполняет различные функции, характеризуется разнообразными параметрами. Коротко осветим эти аспекты исследования [2]. В.С. Мухина считает, что самооценка – это то, как ребенок оценивает свои успехи и неудачи, свои качества и способности. По ее мнению, самооценка дошкольника близко связана с самосознанием – понимание того, что он собой представляет, какими чертами характера обладает, каково мнение окружающих людей о нем, и чем именно вызвано данное мнение. Старшие дошкольники в большей мере правильно понимают свои собственные достоинства и недостатки, осознают отношение других людей к ним. Это играет значимую роль для дальнейшего формирования личности, понимания норм поведения. Дошкольник так же учится пользоваться отношением других людей его качествам и действиям. В старшем дошкольном возрасте ребенок достаточно осознает упрямство как нарушение норм поведения и проявляет это качество сознательно именно по отношению к тем взрослым, которые поддаются его упрямству. Во взаимоотношениях с матерью дошкольник может играть роль ребенка, выделяя свои детские черты, которые вызывают у мамы умиление, и получать таким способом то, что ему нужно [33]. Белинская Е.П. считает, что структура самооценки может быть описана следующими двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Первый компонент включает знание человека о себе, сравнение себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с определенными эталонами, фиксация возможного несоответствия этих величин, второй же отражает отношение к себе как меру удовлетворенности собой. В ходе процесса самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Так, знание о себе, формируемое субъектом в социальном контексте, неизбежно сопровождается эмоциями, сила и интенсивность которых зависит от значимости для личности предмета оценивания [48]. Всю сложность и многомерность содержания понятия «самооценка» можно изобразить в виде схемы, представляющей собой комплексную характеристику (классификацию) исследуемого феномена по различным параметрам (рисунок 1) [48]. Рис. 1. Классификация самооценки Андреева Г.М. полагает, что самооценка развитого индивида представляет собой сложную систему разного уровня осознанности, которая определяет характер самоотношения индивида, отражает степень самоуважения, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности определенных видов деятельности, а также целостное принятие или непринятие себя [5, c.36]. Шибутани Т. отмечал, что анализ различных взглядов на функциональное назначение, содержательную нацеленность самооценки дает возможность выделить некоторые ее функции, которые в большей или меньшей степени оказывают влияние на наши жизненные процессы и их успешность (таблица 1). Как следует из таблицы, функции самооценки заключаются в том, что она выступает в качестве внутренних условий регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность соотносит собственные возможности и психические ресурсы с целями, средствами и результатами своей деятельности. По мнению Шибутани Т. самооценку можно также рассматривать с помощью таких важных категорий деятельности как: средство, операции, результат [59]. В процессе самооценки Б. С. Волков и Н. В. Волкова выделяют следующие операции: самопознание как построение образа «Я-реальное», сопоставление с эталоном, интерпретация результатов сопоставления, реакция на достигнутый результат (самоотношение, самопринятие) [12, c.68]. Таблица 1 Функции самооценки Функция Функциональное значение самооценки Регуляторная обеспечивает личностный выбор, решение вытекающих из него задач Защитная обеспечивает относительную стабильность и независимость личности Развивающая служит рефлексивной основой, толчком для дальнейшего саморазвития Эмоциональная дает возможность чувствовать себя удовлетворенно своей личностью, характерными качествами Прогностическая заключается в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности Корректирующая направлена на контроль и осуществление необходимых поправок, корректировок осуществляемой деятельности Ретроспективная используется на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами Большое значение имеет также исследование средств самооценки. В качестве средств или стандартов самооценки различными авторами называются как когнитивные, так и аффективные параметры: ценностные ориентации и идеалы личности (Петровский А.В.), мировоззрение (Рубинштейн С.Л.), уровень притязаний (Божович Л.И. и др.), Я-концепция (Столин В.В.), требования, предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.). Абульханова-Славская К.А. считает, что в качестве результата самооценки может выступать либо констатация определенных качеств, либо результат сопоставления этих качеств с неким образцом (стандартом, эталоном), либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения [1, c.24]. По мнению Р. Бернса, высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, социальную значимость, не прилагая особых усилий. Люди с высокой самооценкой коммуникабельны, самостоятельны, независимы, убеждены в успехе любого дела. Вера в себя рождает у них убежденность в своей правоте и смелость в выражении суждений, помогает придерживаться своего мнения, отстаивать свои взгляды в спорных ситуациях, делает восприимчивыми к новым идеям. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают не только более независимый статус в социальных отношениях, но и значительный потенциал, способность к энергичным социальным действиям. Они не испытывают особых затруднений в контактах с новыми людьми, они меньше зациклены на своих внутренних проблемах. Для поведения людей с низкой самооценкой характерна неуверенность в себе, в правильности своих суждений. Им свойственна пассивность, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей или противостоять их влиянию, не могут с легкостью и уверенностью выразить своё мнение [7, c.21]. Низкая самооценка индивида самым негативным образом влияет на его социальную жизнь. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают нерешительность и менее склонны к риску в социальных вопросах, а поэтому и меньше стремятся к налаживанию новых взаимоотношений или укреплению уже существующих Подтверждение этой мысли мы находим и в работе Л. Пепло, М. Мицели и Б. Морали, которые высказывают мнение о том, что низкая самооценка, искажая социальную компетентность человека, может быть и причиной и следствием одиночества. По их определению, низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов, они чаще интерпретируют неоднозначные социальные ситуации как негативные, нежели люди с высокой самооценкой [38, с. 22]. Людям с положительными представлениями о себе легче смириться с неудачами, которые происходят у них гораздо реже, так как работают они эффективнее, поскольку высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность, склонность полагаться на самих себя, умение конструктивно принимать и анализировать критику. Люди с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, поскольку тогда они больше уверены в успехе [15]. Следовательно, самооценка является важным фактором и для реализации человека в профессиональной, учебной и другой значимой деятельности, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных качествах, его самоуважение и адекватность происходящему. Высокий уровень самооценки, самоуважение при реалистичном взгляде на свои способности и возможности является в этом контексте оптимальным. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности», когда человек перед лицом возникающих трудностей и проблем заранее опускает руки, так как считает себя неспособным их преодолеть. Завышенная самооценка чревата необоснованными претензиями на особое отношение и внимание к своей персоне и непродуктивными решениями в профессиональной, учебной и иной деятельности [25]. Именно самооценка способна выполнять функцию регуляции человеческого поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека с его же возможностями. Обобщив теоретические воззрения различных авторов на проблему самооценки и ее влияния на поведение личности, мы приходим к заключению, что все они едины в вопросе негативного влияния неадекватной самооценки на социальное поведение человека. Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [29, c.40]. 1.2. Психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста По мнению Коломинского Я.Л основы умения личности оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование этих навыков происходит в течение всей жизни человека. Ключевые новообразования в развитии самосознания, связанные с истоками самооценки, формируются в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать свои желания, отличные от желания взрослых. По мере того, как в сознании ребенка углубляется понимание своего внутреннего мира, он все более осознанно думает о себе, переходит от обозначения себя в третьем лице к местоимению «Я». Все это рождает потребность действовать самостоятельно, утверждать и расширять собственное «Я». На основе представлений ребенка о себе и начинает формироваться его самооценка [23, с. 253]. Давыдов В.В. полагает, что в дошкольный период детства самооценка активно развивается. В этом процессе на первых этапах становления личности – в конце раннего, начале дошкольного периода – решающее значение имеет общение ребенка со взрослыми, поскольку ребенок трех-четырех лет не способен объективно учитывать свои возможности, ничего не знает о себе, своих качествах. Вследствие ограниченного реального знания о себе ребенок сначала на веру принимает оценку взрослого, его отношение и оценивает себя, целиком ориентируясь на мнение людей его окружающих [10]. Он попросту приписывает себе положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда происходит переход от раннего возраста к дошкольному, ребенок становится более самостоятельным и независимым от родителей, а его отношения с окружающим миром усложняются и расширяются. Вследствие это дает возможность лучше себя узнать, оценить собственные качества и возможности, достоинства и недостатки, лучше узнать окружающих людей. Волков Б.С. полагает, что первые годы жизни на самооценку ребенка значительно влияют его отношения с взрослыми людьми. Из-за отсутствия опыта и ограниченное знание своих возможностей, ребенок пытается себя оценить через призму отношений с взрослыми, ориентируясь только на мнение людей, которые о нем заботятся [13]. Самостоятельное представление о себе начинает формироваться позже. Изученные специальные исследования Б.Г. Ананьева показывают, что первые элементы самооценки ребенок проявляет через описание внешних факторов, а не личностных и моральных качеств. Например "У меня есть новая машинка", "А у меня есть фломастер" и т.п. Это говорит о неустойчивом представлении ребенка о самом себе и о других вне ситуации узнавания [3, c.89]. Мухина В.С. считает, что важным моментом в становлении самооценки дошкольника является период, когда предметная оценка другого человека переходит к оценке его личностных качеств и внутренних состояний самого себя [33, c.304]. Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. По мнению Е.А. Масловой, самооценка у дошкольников носит эмоциональный характер. Наиболее положительно ребенок воспринимает тех взрослых, кому больше доверяет, любит и к кому эмоционально привязан. Дети старшего дошкольного возраста часто оценивают внутренний мир близких взрослых, дают им более дифференцированную и глубокую оценку, чем средние и младшие дошкольники [31]. Как отмечает в своих работах Е.Н. Васина, в различных видах деятельности дошкольник может проявлять разную самооценку. Для того чтобы правильно обозначить самооценку ребенка, надо опираться на результаты его деятельности, на знания и умения, которые ребенок закрепил, а также, показательными будет уровень притязаний ребенка в той или иной деятельности. Так, например, детям легче дать самооценку выполненного рисунка на определенную тему, чем оценивать свое положение в системе личных отношений [11]. М.В. Лаврентьева отметила - статус, и положение ребенка в группе часто влияет на его самооценку. Например, переоценивают обычно детей, которые не пользуются авторитетом в группе («непопулярные»), а вот те, кто находится в центре внимания («популярные») - недооцениваются, потому, что их эмоциональное самочувствие находится на хорошем уровне [27]. В.А. Горбачева и Р.Б. Стеркина, полагают, что в зависимости от отношения ребенка к деятельности, которую он выполняет, самооценка будет проявляться по-разному. По их исследованиям, есть более благоприятные условия для формирования адекватной самооценки, к ним относиться деятельность, которая имеет четкие установки на результат и где ребенок сможет самостоятельно проследить их выполнение. В деятельности, где ребенку необходимо выполнять цепочку действий, не вызывающих сильного эмоционального всплеска, мотивы самооценки отступают на второй план. В таком случае ребенок больше заинтересован в самом процессе деятельности, нежели в достижении результата. Например, это может быть вырезание снежинки из бумаги или лепка из пластилина. Постепенно, дошкольники овладевают все более сложными правилами игры, приобретают опыт и способны уже к более точной оценке деятельности и самооценке [42, c.12]. В старшем дошкольном возрасте, ребенок помимо своих личностных качеств, уже пытается осмыслить мотивы своих поступков. Опираясь на собственные знания, опыт, полученный от взрослых, дошкольник пытается объяснить собственное поведение. Ближе к концу старшего дошкольного возраста самооценка у ребенка развивается и обогащается, то есть становится все более полными, развернутыми и детализированными. Также, изменяются его оценочные суждения об окружающих. Андреева Г.М. также отметила подобные изменения в старшем дошкольном возрасте и объяснила их ростом интереса ребенка к внутреннему миру людей. Дети ищут личного общения, усваивают новые критерии оценочной деятельности, а также развиваются мышление и речь [5, c.80]. В этом возрасте у ребенка развиваются чувства гордости и стыда, которые также находят отражение в развитии самооценки ребенка. По мнению Волкова Б.С. формирование познавательной и мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием самосознания, в результате их развития в конце старшего дошкольного возраста появляется важное новообразование - «осознание ребенком своего социального «я» и возникновение внутренней позиции». Этот важный период имеет прямое влияние на формирование психологической позиции школьника, при переходе на следующий возрастной этап. Также, возрастает критичность детской оценки и самооценки, возрастает самостоятельность [13, c.56]. Бескорыстная любовь и забота со стороны близких людей сохраняют ребенку общую положительную самооценку и в период дошкольного возраста. В результате, дошкольники часто завышают представления о себе и своих возможностях. Осваивая новые виды деятельности, ребенок формирует четкую и уверенную самооценку, которая выражает его отношение к успешному выполнению определенного действия. Также, для этого возраста характерно разделение ребенком собственной самооценки и оценки себя другими. Общаясь со взрослыми людьми и получая новый практический опыт ребенок познает себя и пределы своих возможностей. Причем, дети с завышенным или заниженным представлением о себе часто более чувствительны к оценкам окружающих взрослых и могут поддаваться влиянию с их стороны. Молчанова О.Н. полагает, что в возрасте от 3 до 7 лет в процессе самосознания ребенка все более значимым становиться общение со сверстниками. Взрослый теперь выступает неким эталоном, которого ребенок пока не может достичь, а за ровесниками можно наблюдать в обычных условиях и сравнивать себя с ними. При таком обмене оценочными мнениями складывается определенное отношение к окружающим. Умение дошкольника анализировать результаты других людей напрямую влияет на умение анализировать собственную деятельность, так способность оценивания другого человека стимулирует развитие самооценки [32]. По мнению Боулби Д. оценка сверстников в младшем дошкольном возрасте имеет наименьшее значение для ребенка. В этот период дети высоко оценивают свои возможности в достижении результата. В возрасте от 5 до 7 лет умение ребенка сравнивать себя с другими детьми достигает высокого уровня. Если взрослыми создаются условия развитого опыта общения со сверстниками, то ребенок в 5 лет уже может оперировать своими знаниями и умениями, может иметь представление о собственных познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем образе, а также адекватно реагировать на ситуации успеха и неудачи. Ребенок 6-7 лет хорошо знает свои физические и умственные возможности, умеет оценивать ситуацию и принимать соответствующее решение. Опыт индивидуальной и общей деятельности помогает критически оценивать действия сверстников [9, c.82]. Ковель М.И. предполагал, что большое значение в оценке ровесников играют деловые качества, умения и навыки ребенка, влияющие на успешность групповой деятельности и моральные качества. Постепенно увеличиваются знания о нравственных проявлениях между сверстниками, в 5-6 лет диапазон таких проявлений становится больше, но все еще касается отношений в семье и в детском саду между детьми. В 6-7 лет дошкольник уже осознает моральные нормы и правила, касающиеся широкого круга людей (не драться, помогать младшим, не обманывать и т.д.). В этом возрасте ребенок уже способен оценивать сверстников по таким качествам, как аккуратность, справедливость, честность, дружелюбность и другие [22]. По данным Т.А. Репиной, самооценка для дошкольника труднее, чем оценка сверстника. Это связано с тем, что ребенок более требователен к окружающим и оценивает их более объективно. Иначе обстоит дело с самооценкой, ведь она носит эмоциональный характер. Дошкольник может легко оценить себя положительно, а вот отрицательные самооценки встречаются лишь у малого количеств детей семи лет [41]. С возрастом самооценка ребенка становится все более правильной, глубже отражает его возможности и навыки. Имея возможность наблюдать и участвовать в свободной игровой деятельности и в играх с правилами, ребенок может сравнивать свои результаты с результатами сверстников. А имея некий образец - рисунок или модель - дошкольнику легче дать себе правильную оценку [39, c.18]. Лисина М.И. утверждает, что постепенно у ребенка растет способность мотивировать самооценку, при этом меняется и содержание мотивов. Дети 4-5 лет уже связывают самооценку с мнением значимых взрослых, нежели с собственным опытом (например «Я хороший, потому что воспитательница меня похвалила»). В возрасте 5-7 лет ребенок характеризует себя, положительно опираясь на нравственные качества. Но даже в 6-7- лет не каждый ребенок может мотивировать собственную самооценку. Может возникнуть ситуация, что при самооценке «Иногда хороший, иногда плохой» ребенок имеет в целом положительное отношение к себе [26]. К достижению семилетнего возраста происходит важная трансформация самооценки - из общей она становится дифференцированной. Ребенок начинает делать выводы о себе - с чем справляется легко, а с чем тяжелее. Дети до 5 лет чаще переоценивают свои умения, а в возрасте 6,5 - редко себя хвалят, хотя стремление к этому сохраняется. В то же время растет число адекватных оценок и большинство дошкольников к 7 годам способно верно оценить свои успехи и умения в разных видах деятельности. В дошкольном возрасте происходит формирование еще одного из важнейших показателей развития самосознания ребенка - это осознание себя во времени. В раннем возрасте ребенок живет только настоящим, а по мере накопления осознания своего опыта он начинает понимать и свое прошлое. Даже не осознавая изменений в полной мере, ребенок отмечает, что раньше он был меньше, вел себя иначе, и вообще вырос. Также ребенка начинает очень интересовать прошлое его близких родных людей. Осознание своих качеств и умений, представление себя во времени, открытие для себя новых переживаний и эмоций - все это ведет ребенка к осознанию самого себя, возникновению личного сознания. М.И. Лисина определяет самооценку как сложно-структурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, ее деятельность, общение, психическое здоровье. Л.И. Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности ребенка [26]. М.И. Лисина разделяет самооценку на следующие уровни: высокая, низкая, завышенная, заниженная. Ребенку с высокой самооценкой будет легче адаптироваться в группе. Он не стесняется показаться глупым или смешным, уверен в своих действиях и не относится к своим действиям критично. Такому ребенку легче учиться, ведь он уверен в своих силах, а сложные и новые задания вызывают у него интерес и любопытство. Как следствие, это ведет к активности ребенка, продуктивной деятельности и авторскому видению. Л.А. Венгер и B.C. Мухина называют адекватной самооценкой позитивное отношение к самому себе, но при этом не идеализированный образ, а сильные и отрицательные черты. Такая самооценка очень важна для нормального развития ребенка. Дети с завышенной самооценкой часто переоценивают свои силы, представления о самом себе не соответствуют представлениям окружающих. В связи с этим, у дошкольника наблюдаются проблемы с коммуникацией, он становится излишне агрессивным, тревожным, что препятствует положительному взаимодействию в группе [50, c.41]. М.И. Лисина отметила, что ребенка с низкой самооценкой можно узнать по внешним признакам: угрюмый, застенчивый, стеснительный, он будет думать, что с ним скучно играть. Сверстники могут пользоваться и его положением и выделять для него в играх невыгодные роли - неинтересные, скучные, в которые больше никто не играет. А в ситуации, когда ребенок с низкой самооценкой решается на какой-либо смелый поступок (например, ответить обидчику, изменить сюжет игры, проявить инициативу), после может глубоко переживать, стыдиться или стесняться своего действия, даже скрываться от ответственности [26]. Также, М.И. Лисина совместно с А.И. Силвестру отмечали, что завышенная самооценка ребенка свидетельствует о многочисленных поощрениях со стороны родителей. Лишенные органичности частые «поглаживания» могут являться манипуляцией.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 52 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg