ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике
Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет активность человека, его отношение к себе и другим людям.
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих качеств, способностей, возможностей и места среди других людей. Самооценку рассматривают как элемент самоотношения, наряду с такими понятиями как самоуважение, самосимпатия, самопринятие и т.п. Самооценка является важным регулятором поведения. Она влияет на взаимоотношения человека с окружающими людьми, определяет степень его критичности, требовательности к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и развитие личности в целом [56].
Предметом самооценки индивида может быть его тело, способности, отношения с другими людьми и/или группами и все разнообразие других личностных проявлений. В соответствии с этим формируется система частных самооценок, которые взятые в совокупности, интегрируются в некое обобщенное ощущение, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и в определенном смысле устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа в большинстве исследований по данной проблематике.
Так, например, Д. Куперсмит подразумевает под самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер, проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [43].
Б.Г. Ананьев полагал, что самооценка является одним из многообразных элементов самосознания. По его мнению, процедура самооценивания – это сложный диалектический процесс познания самого себя. Самооценка как многомерное образование имеет определенную структуру, выполняет различные функции, характеризуется разнообразными параметрами. Коротко осветим эти аспекты исследования [2].
В.С. Мухина считает, что самооценка – это то, как ребенок оценивает свои успехи и неудачи, свои качества и способности. По ее мнению, самооценка дошкольника близко связана с самосознанием – понимание того, что он собой представляет, какими чертами характера обладает, каково мнение окружающих людей о нем, и чем именно вызвано данное мнение. Старшие дошкольники в большей мере правильно понимают свои собственные достоинства и недостатки, осознают отношение других людей к ним. Это играет значимую роль для дальнейшего формирования личности, понимания норм поведения. Дошкольник так же учится пользоваться отношением других людей его качествам и действиям. В старшем дошкольном возрасте ребенок достаточно осознает упрямство как нарушение норм поведения и проявляет это качество сознательно именно по отношению к тем взрослым, которые поддаются его упрямству. Во взаимоотношениях с матерью дошкольник может играть роль ребенка, выделяя свои детские черты, которые вызывают у мамы умиление, и получать таким способом то, что ему нужно [33].
Белинская Е.П. считает, что структура самооценки может быть описана следующими двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Первый компонент включает знание человека о себе, сравнение себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с определенными эталонами, фиксация возможного несоответствия этих величин, второй же отражает отношение к себе как меру удовлетворенности собой. В ходе процесса самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Так, знание о себе, формируемое субъектом в социальном контексте, неизбежно сопровождается эмоциями, сила и интенсивность которых зависит от значимости для личности предмета оценивания [48].
Всю сложность и многомерность содержания понятия «самооценка» можно изобразить в виде схемы, представляющей собой комплексную характеристику (классификацию) исследуемого феномена по различным параметрам (рисунок 1) [48].
Рис. 1. Классификация самооценки
Андреева Г.М. полагает, что самооценка развитого индивида представляет собой сложную систему разного уровня осознанности, которая определяет характер самоотношения индивида, отражает степень самоуважения, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности определенных видов деятельности, а также целостное принятие или непринятие себя [5, c.36].
Шибутани Т. отмечал, что анализ различных взглядов на функциональное назначение, содержательную нацеленность самооценки дает возможность выделить некоторые ее функции, которые в большей или меньшей степени оказывают влияние на наши жизненные процессы и их успешность (таблица 1). Как следует из таблицы, функции самооценки заключаются в том, что она выступает в качестве внутренних условий регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность соотносит собственные возможности и психические ресурсы с целями, средствами и результатами своей деятельности.
По мнению Шибутани Т. самооценку можно также рассматривать с помощью таких важных категорий деятельности как: средство, операции, результат [59].
В процессе самооценки Б. С. Волков и Н. В. Волкова выделяют следующие операции: самопознание как построение образа «Я-реальное», сопоставление с эталоном, интерпретация результатов сопоставления, реакция на достигнутый результат (самоотношение, самопринятие) [12, c.68].
Таблица 1
Функции самооценки
Функция Функциональное значение самооценки
Регуляторная обеспечивает личностный выбор, решение вытекающих из него задач
Защитная обеспечивает относительную стабильность и независимость личности
Развивающая служит рефлексивной основой, толчком для дальнейшего саморазвития
Эмоциональная дает возможность чувствовать себя удовлетворенно своей личностью, характерными качествами
Прогностическая заключается в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности
Корректирующая направлена на контроль и осуществление необходимых поправок, корректировок осуществляемой деятельности
Ретроспективная используется на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами
Большое значение имеет также исследование средств самооценки. В качестве средств или стандартов самооценки различными авторами называются как когнитивные, так и аффективные параметры: ценностные ориентации и идеалы личности (Петровский А.В.), мировоззрение (Рубинштейн С.Л.), уровень притязаний (Божович Л.И. и др.), Я-концепция (Столин В.В.), требования, предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).
Абульханова-Славская К.А. считает, что в качестве результата самооценки может выступать либо констатация определенных качеств, либо результат сопоставления этих качеств с неким образцом (стандартом, эталоном), либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения [1, c.24].
По мнению Р. Бернса, высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, социальную значимость, не прилагая особых усилий. Люди с высокой самооценкой коммуникабельны, самостоятельны, независимы, убеждены в успехе любого дела. Вера в себя рождает у них убежденность в своей правоте и смелость в выражении суждений, помогает придерживаться своего мнения, отстаивать свои взгляды в спорных ситуациях, делает восприимчивыми к новым идеям. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают не только более независимый статус в социальных отношениях, но и значительный потенциал, способность к энергичным социальным действиям. Они не испытывают особых затруднений в контактах с новыми людьми, они меньше зациклены на своих внутренних проблемах. Для поведения людей с низкой самооценкой характерна неуверенность в себе, в правильности своих суждений. Им свойственна пассивность, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей или противостоять их влиянию, не могут с легкостью и уверенностью выразить своё мнение [7, c.21].
Низкая самооценка индивида самым негативным образом влияет на его социальную жизнь. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают нерешительность и менее склонны к риску в социальных вопросах, а поэтому и меньше стремятся к налаживанию новых взаимоотношений или укреплению уже существующих
Подтверждение этой мысли мы находим и в работе Л. Пепло, М. Мицели и Б. Морали, которые высказывают мнение о том, что низкая самооценка, искажая социальную компетентность человека, может быть и причиной и следствием одиночества. По их определению, низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов, они чаще интерпретируют неоднозначные социальные ситуации как негативные, нежели люди с высокой самооценкой [38, с. 22].
Людям с положительными представлениями о себе легче смириться с неудачами, которые происходят у них гораздо реже, так как работают они эффективнее, поскольку высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность, склонность полагаться на самих себя, умение конструктивно принимать и анализировать критику. Люди с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, поскольку тогда они больше уверены в успехе [15].
Следовательно, самооценка является важным фактором и для реализации человека в профессиональной, учебной и другой значимой деятельности, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных качествах, его самоуважение и адекватность происходящему. Высокий уровень самооценки, самоуважение при реалистичном взгляде на свои способности и возможности является в этом контексте оптимальным. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности», когда человек перед лицом возникающих трудностей и проблем заранее опускает руки, так как считает себя неспособным их преодолеть. Завышенная самооценка чревата необоснованными претензиями на особое отношение и внимание к своей персоне и непродуктивными решениями в профессиональной, учебной и иной деятельности [25].
Именно самооценка способна выполнять функцию регуляции человеческого поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека с его же возможностями. Обобщив теоретические воззрения различных авторов на проблему самооценки и ее влияния на поведение личности, мы приходим к заключению, что все они едины в вопросе негативного влияния неадекватной самооценки на социальное поведение человека. Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [29, c.40].
1.2. Психологические особенности самооценки
у детей старшего дошкольного возраста
По мнению Коломинского Я.Л основы умения личности оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование этих навыков происходит в течение всей жизни человека. Ключевые новообразования в развитии самосознания, связанные с истоками самооценки, формируются в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать свои желания, отличные от желания взрослых. По мере того, как в сознании ребенка углубляется понимание своего внутреннего мира, он все более осознанно думает о себе, переходит от обозначения себя в третьем лице к местоимению «Я». Все это рождает потребность действовать самостоятельно, утверждать и расширять собственное «Я». На основе представлений ребенка о себе и начинает формироваться его самооценка [23, с. 253].
Давыдов В.В. полагает, что в дошкольный период детства самооценка активно развивается. В этом процессе на первых этапах становления личности – в конце раннего, начале дошкольного периода – решающее значение имеет общение ребенка со взрослыми, поскольку ребенок трех-четырех лет не способен объективно учитывать свои возможности, ничего не знает о себе, своих качествах. Вследствие ограниченного реального знания о себе ребенок сначала на веру принимает оценку взрослого, его отношение и оценивает себя, целиком ориентируясь на мнение людей его окружающих [10].
Он попросту приписывает себе положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.
Когда происходит переход от раннего возраста к дошкольному,
ребенок становится более самостоятельным и независимым от родителей, а его отношения с окружающим миром усложняются и расширяются. Вследствие это дает возможность лучше себя узнать, оценить собственные
качества и возможности, достоинства и недостатки, лучше узнать окружающих людей.
Волков Б.С. полагает, что первые годы жизни на самооценку ребенка значительно влияют его отношения с взрослыми людьми. Из-за отсутствия опыта и ограниченное знание своих возможностей, ребенок пытается себя оценить через призму отношений с взрослыми, ориентируясь только на мнение людей, которые о нем заботятся [13].
Самостоятельное представление о себе начинает формироваться позже. Изученные специальные исследования Б.Г. Ананьева показывают, что первые элементы самооценки ребенок проявляет через описание внешних факторов, а не личностных и моральных качеств. Например "У меня есть новая машинка", "А у меня есть фломастер" и т.п. Это говорит о неустойчивом представлении ребенка о самом себе и о других вне ситуации узнавания [3, c.89].
Мухина В.С. считает, что важным моментом в становлении самооценки дошкольника является период, когда предметная оценка другого человека переходит к оценке его личностных качеств и внутренних состояний самого себя [33, c.304].
Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность
объективнее оценивать других, нежели самих себя.
По мнению Е.А. Масловой, самооценка у дошкольников носит
эмоциональный характер. Наиболее положительно ребенок воспринимает тех
взрослых, кому больше доверяет, любит и к кому эмоционально привязан.
Дети старшего дошкольного возраста часто оценивают внутренний мир
близких взрослых, дают им более дифференцированную и глубокую оценку,
чем средние и младшие дошкольники [31].
Как отмечает в своих работах Е.Н. Васина, в различных видах деятельности дошкольник может проявлять разную самооценку. Для того чтобы правильно обозначить самооценку ребенка, надо опираться на результаты его деятельности, на знания и умения, которые ребенок закрепил, а также, показательными будет уровень притязаний ребенка в той или иной деятельности. Так, например, детям легче дать самооценку выполненного рисунка на определенную тему, чем оценивать свое положение в системе
личных отношений [11].
М.В. Лаврентьева отметила - статус, и положение ребенка в группе
часто влияет на его самооценку. Например, переоценивают обычно детей,
которые не пользуются авторитетом в группе («непопулярные»), а вот те, кто
находится в центре внимания («популярные») - недооцениваются, потому,
что их эмоциональное самочувствие находится на хорошем уровне [27].
В.А. Горбачева и Р.Б. Стеркина, полагают, что в зависимости от отношения ребенка к деятельности, которую он выполняет, самооценка будет проявляться по-разному. По их исследованиям, есть более благоприятные условия для формирования адекватной самооценки, к ним относиться деятельность, которая имеет четкие установки на результат и где ребенок сможет самостоятельно проследить их выполнение. В деятельности, где ребенку необходимо выполнять цепочку действий, не вызывающих сильного
эмоционального всплеска, мотивы самооценки отступают на второй план. В
таком случае ребенок больше заинтересован в самом процессе деятельности,
нежели в достижении результата. Например, это может быть вырезание
снежинки из бумаги или лепка из пластилина. Постепенно, дошкольники
овладевают все более сложными правилами игры, приобретают опыт и
способны уже к более точной оценке деятельности и самооценке [42, c.12].
В старшем дошкольном возрасте, ребенок помимо своих личностных
качеств, уже пытается осмыслить мотивы своих поступков. Опираясь на
собственные знания, опыт, полученный от взрослых, дошкольник пытается
объяснить собственное поведение.
Ближе к концу старшего дошкольного возраста самооценка у ребенка
развивается и обогащается, то есть становится все более полными,
развернутыми и детализированными. Также, изменяются его оценочные
суждения об окружающих.
Андреева Г.М. также отметила подобные изменения в старшем
дошкольном возрасте и объяснила их ростом интереса ребенка к внутреннему миру людей. Дети ищут личного общения, усваивают новые критерии
оценочной деятельности, а также развиваются мышление и речь [5, c.80].
В этом возрасте у ребенка развиваются чувства гордости и стыда,
которые также находят отражение в развитии самооценки ребенка.
По мнению Волкова Б.С. формирование познавательной и мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием самосознания, в результате их развития в конце старшего дошкольного возраста появляется важное новообразование - «осознание ребенком своего социального «я» и возникновение внутренней позиции». Этот важный период имеет прямое влияние на формирование психологической позиции школьника, при переходе на следующий возрастной этап. Также, возрастает критичность детской оценки и самооценки, возрастает самостоятельность [13, c.56].
Бескорыстная любовь и забота со стороны близких людей сохраняют
ребенку общую положительную самооценку и в период дошкольного
возраста. В результате, дошкольники часто завышают представления о себе и
своих возможностях. Осваивая новые виды деятельности, ребенок формирует
четкую и уверенную самооценку, которая выражает его отношение к
успешному выполнению определенного действия.
Также, для этого возраста характерно разделение ребенком
собственной самооценки и оценки себя другими. Общаясь со взрослыми
людьми и получая новый практический опыт ребенок познает себя и пределы
своих возможностей. Причем, дети с завышенным или заниженным
представлением о себе часто более чувствительны к оценкам окружающих
взрослых и могут поддаваться влиянию с их стороны.
Молчанова О.Н. полагает, что в возрасте от 3 до 7 лет в процессе самосознания ребенка все более значимым становиться общение со сверстниками. Взрослый теперь выступает неким эталоном, которого ребенок пока не может достичь, а за ровесниками можно наблюдать в обычных условиях и сравнивать себя с ними. При таком обмене оценочными мнениями складывается определенное отношение к окружающим. Умение дошкольника анализировать результаты других людей напрямую влияет на умение анализировать собственную деятельность, так способность оценивания другого человека стимулирует развитие самооценки [32].
По мнению Боулби Д. оценка сверстников в младшем дошкольном возрасте имеет наименьшее значение для ребенка. В этот период дети высоко оценивают свои возможности в достижении результата. В возрасте от 5 до 7 лет умение ребенка сравнивать себя с другими детьми достигает высокого
уровня. Если взрослыми создаются условия развитого опыта общения со
сверстниками, то ребенок в 5 лет уже может оперировать своими знаниями и
умениями, может иметь представление о собственных познавательных
возможностях, личностных качествах, внешнем образе, а также адекватно
реагировать на ситуации успеха и неудачи. Ребенок 6-7 лет хорошо знает
свои физические и умственные возможности, умеет оценивать ситуацию и
принимать соответствующее решение. Опыт индивидуальной и общей
деятельности помогает критически оценивать действия сверстников [9, c.82].
Ковель М.И. предполагал, что большое значение в оценке ровесников играют деловые качества, умения и навыки ребенка, влияющие на успешность групповой деятельности и моральные качества. Постепенно увеличиваются знания о нравственных проявлениях между сверстниками, в 5-6 лет диапазон таких проявлений становится больше, но все еще касается отношений в семье и в детском саду между детьми. В 6-7 лет дошкольник уже осознает моральные нормы и правила, касающиеся широкого круга людей (не драться, помогать младшим, не обманывать и т.д.). В этом возрасте ребенок уже способен оценивать сверстников по таким качествам, как аккуратность, справедливость, честность, дружелюбность и другие [22].
По данным Т.А. Репиной, самооценка для дошкольника труднее, чем
оценка сверстника. Это связано с тем, что ребенок более требователен к
окружающим и оценивает их более объективно. Иначе обстоит дело с
самооценкой, ведь она носит эмоциональный характер. Дошкольник может легко оценить себя положительно, а вот отрицательные самооценки
встречаются лишь у малого количеств детей семи лет [41].
С возрастом самооценка ребенка становится все более правильной,
глубже отражает его возможности и навыки. Имея возможность наблюдать и
участвовать в свободной игровой деятельности и в играх с правилами,
ребенок может сравнивать свои результаты с результатами сверстников. А
имея некий образец - рисунок или модель - дошкольнику легче дать себе
правильную оценку [39, c.18].
Лисина М.И. утверждает, что постепенно у ребенка растет способность мотивировать самооценку, при этом меняется и содержание мотивов. Дети 4-5 лет уже связывают самооценку с мнением значимых взрослых, нежели с собственным опытом (например «Я хороший, потому что воспитательница меня похвалила»). В возрасте 5-7 лет ребенок характеризует себя, положительно опираясь на нравственные качества. Но даже в 6-7- лет не каждый ребенок может мотивировать собственную самооценку. Может возникнуть ситуация, что при самооценке «Иногда хороший, иногда плохой» ребенок имеет в целом положительное отношение к себе [26].
К достижению семилетнего возраста происходит важная
трансформация самооценки - из общей она становится дифференцированной.
Ребенок начинает делать выводы о себе - с чем справляется легко, а с чем
тяжелее. Дети до 5 лет чаще переоценивают свои умения, а в возрасте 6,5 -
редко себя хвалят, хотя стремление к этому сохраняется. В то же время
растет число адекватных оценок и большинство дошкольников к 7 годам
способно верно оценить свои успехи и умения в разных видах деятельности.
В дошкольном возрасте происходит формирование еще одного из
важнейших показателей развития самосознания ребенка - это осознание себя
во времени. В раннем возрасте ребенок живет только настоящим, а по мере
накопления осознания своего опыта он начинает понимать и свое прошлое.
Даже не осознавая изменений в полной мере, ребенок отмечает, что раньше он был меньше, вел себя иначе, и вообще вырос. Также ребенка начинает
очень интересовать прошлое его близких родных людей. Осознание своих
качеств и умений, представление себя во времени, открытие для себя новых
переживаний и эмоций - все это ведет ребенка к осознанию самого себя,
возникновению личного сознания.
М.И. Лисина определяет самооценку как сложно-структурированное
образование, оказывающее существенное влияние на формирование
личности, ее деятельность, общение, психическое здоровье. Л.И.
Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование
дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы
личности ребенка [26].
М.И. Лисина разделяет самооценку на следующие уровни: высокая,
низкая, завышенная, заниженная. Ребенку с высокой самооценкой будет
легче адаптироваться в группе. Он не стесняется показаться глупым или
смешным, уверен в своих действиях и не относится к своим действиям
критично. Такому ребенку легче учиться, ведь он уверен в своих силах, а
сложные и новые задания вызывают у него интерес и любопытство. Как
следствие, это ведет к активности ребенка, продуктивной деятельности и
авторскому видению.
Л.А. Венгер и B.C. Мухина называют адекватной самооценкой
позитивное отношение к самому себе, но при этом не идеализированный
образ, а сильные и отрицательные черты. Такая самооценка очень важна для
нормального развития ребенка. Дети с завышенной самооценкой часто
переоценивают свои силы, представления о самом себе не соответствуют
представлениям окружающих. В связи с этим, у дошкольника наблюдаются
проблемы с коммуникацией, он становится излишне агрессивным, тревожным, что препятствует положительному взаимодействию в группе [50, c.41].
М.И. Лисина отметила, что ребенка с низкой самооценкой можно
узнать по внешним признакам: угрюмый, застенчивый, стеснительный, он будет думать, что с ним скучно играть. Сверстники могут пользоваться и его положением и выделять для него в играх невыгодные роли - неинтересные, скучные, в которые больше никто не играет. А в ситуации, когда ребенок с низкой самооценкой решается на какой-либо смелый поступок (например, ответить обидчику, изменить сюжет игры, проявить инициативу), после может глубоко переживать, стыдиться или стесняться своего действия, даже скрываться от ответственности [26].
Также, М.И. Лисина совместно с А.И. Силвестру отмечали, что
завышенная самооценка ребенка свидетельствует о многочисленных
поощрениях со стороны родителей. Лишенные органичности частые
«поглаживания» могут являться манипуляцией.