Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия формирования нравственных качеств личности младшего школьника

sas.anastasiya2015 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.07.2020
Во все времена общество возвышенно оценивало высоконравственную культурность. Основательные общественно-финансовые переустройства, совершающиеся в нынешнем мире, вынуждают нас рассуждать о перспективе Российской федерации, о её молодом поколении. На сегодняшний день измяты высоконравственные ориентиры. В работе описаны пед. условия формирования нравственных качеств личности младшего школьника. 2018 год. ВГПУ. Оценка: отлично
Введение

Проблема нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них абсолютная ликвидация идеологизации общества. Средства массовой информации становятся причиной снижения нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. В настоящее время педагогической общественностью и интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть должно быть нравственное образование. Актуальность исследования определяется рядом существующих противоречий между: • социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста; • необходимостью теоретического обоснования педагогических условий формирования нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста и отставанием в разработке этого вопроса в теории школьного воспитания. • необходимостью разработки методик по формированию нравственных качеств личности младших школьников. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и реализации педагогических условий формирования нравственных качеств личности младшего школьника. Объект исследования – формирование нравственных качеств личности младшего школьника. Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственных качеств личности младших школьников. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Осуществить анализ основных понятий по проблеме формирования нравственных качеств личности младших школьников в педагогической литературе; 2. Выявить эффективные педагогические условия для формирования нравственных качеств личности младших школьников. 3. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Методы исследования: • изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме курсовой работы; • наблюдение за деятельностью школьников; анкетирование. Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных качеств личности младших школьников. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств личности младших школьников), заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем работы 41 страниц компьютерного текста.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных качеств личности младших школьников……………………………………………………………......6 1.1. Анализ основных понятий по проблеме формирования нравственных качеств личности младших школьников в педагогической литературе…………6 1.2. Специфика формирования нравственных качеств личности младших школьников…………………………………………………………………………10 1.3. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников………13 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств личности младших школьников………………………………………….16 2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств личности младших школьников………………………………………………………………16 2.2. Разработка педагогических условий формирования нравственных качеств личности младших школьников…………………………………………………...25 Заключение………………………………………………………………………….32 Библиографический список ………………………………………….....................33 Приложения
Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. 2. Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г. 4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989. 5. Болотина, Л.Р. Нравственные отношения как социальная, психологическая и педагогическая категория /Л.Р.Болотина// Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников: сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И.Ленина; редкол: Ю.П.Сокольников (отв. ред.), Л.Р.Болотина, Г.М.Коджаспирова. – М., 1984. – С. 33-46. 6. Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5; 7. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г. 8. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. – М.: 2005, т.11 9. Дуканова Е.И. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Под ред. Симоненко В.Д. – М.: «Вентана - Граф», 2006. – С. 92. 10. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Просвещение,1977. Длугач Т. Б. "И. Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума", - М.: Наука 11. Островская, Л.Ф. Педагогические знания – родителям Серия: Материалы семинаров для родителей Издательство: М.: Просвещение 1983 г. 12. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику: учебное пособие / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. – Москва: Просвещение, 1975. – 176 с. 13. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006. 14. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г. 15. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. – М.: Владос, 2000; 16. Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил. 17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002. 18. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998; 19. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. 20. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 21. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений., в 10 т. М.-Л., 1952. 22. Рубинштейн С.Л. Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996; 23. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). – Минск: Народная света, 1976; 24. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6; 25. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983. 26. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. 27. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3. 28. Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа плюс-минус. ?2007. 29. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 30. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4
Отрывок из работы

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств личности младших школьников 2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств личности младших школьников Опытно-экспериментальная работа была осуществлена на базе МБОУ СОШ с. Спешнево-Ивановское. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста (8-9 лет) в количестве 10 человек (6 мальчиков и 4 девочки) (см. таблицу 1, приложение 1). Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Опытно-экспериментальная работа реализовывалась в рамках педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент – это научно-поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемые условия, преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса. Исследование включало в себя 2 этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; Цель констатирующего этапа исследования заключается в диагностике уровня сформированности нравственных качеств личности младшего школьника. Цель формирующего этапа исследования заключается в формировании нравственных качеств личности младших школьников. На начальном (констатирующем) этапе опытно-экспериментальной работы нами была изучена соответствующая психолого-педагогическая литература, на основе чего были определены критерии, показатели и методики для оценки нравственных качеств детей младшего школьного возраста, а также выявили уровни сформированности их нравственных качеств. Анализ литературы позволил выделить критерии и показатели нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Таблица 2. Критерии развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Критерии Показатели Когнитивный критерий Осознанное нравственное поведение: внимание и уважительное отношение к окружающим людям, через которые проявляются ответственность и доброжелательность. Эмоциональный критерий Устойчивость нравственного поведения: положительное эмоциональное отношение к окружающим людям. Деятельностный критерий Активность нравственного поведения: активные и самостоятельные действия, направленные на формирование ответственности и доброжелательности. Анализ литературы позволил выделить уровни сформированности нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста. Таблица 3. Характеристика уровней сформированности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Уровень Характеристика уровня Высокий Охотно выполняет поручения, ответственен, доброжелателен. Поведение примерное, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится, прилежен. Добросовестно относится к труду. Добрый, отзывчивый, охотно помогает другим. Правдив со взрослыми и ровесниками. Прост и скромен, ценит эти качества у других. Средний Неохотно выполняет поручения. Выполняет правила поведения при условии требовательности и контроля. Учится не в полную меру сил, требует постоянного контроля. Трудится при наличии соревнования. Не всегда выполняет обещание. Прост и скромен в присутствии старших. Уклоняется от общественных поручений. Часто нарушает дисциплину. Низкий Не проявляет интереса к учению. Не любит трудиться. Груб в обращении с товарищами. Часто высокомерен, пренебрежительно относится к окружающим. На указанные признаки нравственных качеств мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых. На втором (формирующем) этапе экспериментальной работы были разработаны и реализованы педагогические условия с целью формирования нравственных качеств личности младших школьников. В данном параграфе опишем ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Рассмотрение нравственности как многокомпонентного свойства личности поставило нас перед необходимостью реализации комплексного подхода в практическом исследовании. Для диагностики уровня сформированности нравственности детей младшего школьного возраста были использованы следующие методики: Методика № 1: диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой (Приложение 2) Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: • Отношение к обществу, патриотизм; • Отношение к умственному труду, любознательность; • Отношение к физическому труду, трудолюбие; • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности); • Саморегуляция личности (самодисциплина) По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика: Низкий (0) уровень - невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Уровень воспитанности ниже среднего (1 уровень - от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших, другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Средний (2) уровень воспитанности (от 21 до 30 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Высокий (3) уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Показатели нравственной воспитанности учащихся 3 класса представлены в таблице 2. Нравственная воспитанность. Таблица 2. Показатели Фамилия, имя Отношение к обществу, Отношение к умственному труду, Отношение к физическому труду Отношение к людям Саморегуци-я личности Всего баллов Мальцева В. 4,5 5,5 9,5 8 8 35,5 Кобзев А. 4 6 7 6,5 7 30,5 Кириков Н. 4 4,5 3,5 6,5 5 23,5 Мухина П. 5 7 8 6,5 7 33,5 Скачкова А. 1,5 1 4,5 2 1 10 Краснолуцкий П. 3 4,5 5,5 6,5 6 25,5 Нефедов Д. 6,5 8,5 9 8 8 40 Котельникова А. 2 1,5 4 4,5 3 15 Попов Л. 2,5 4 3,5 1 1 12 Вермешев В. 4,5 4 8 7,5 6 30 В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка. Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок». Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок». Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят: «недостаточно воспитанный ребенок». Преобладание отрицательных проявлений 0 уровня, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного. По результатам анализа «Сводного листа» была составлена диаграмма 1. Диаграмма 1. Уровень нравственной воспитанности Из представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 3 класса преобладают признаки среднего уровня воспитанности (4 чел. - 40%), у 30% (3 чел.) высокий уровень нравственной воспитанности, уровень воспитанности ниже среднего наблюдается у 20% (2 чел.), у 1 чел. (10%) низкий уровень проявления нравственно-волевых качеств личности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к обществу и отношения к себе. Методика №2: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся. (Приложение 3) Анкета «Нравственные понятия» Задание: Как ты понимаешь следующие слова? • Добро •???Зло • Мудрость •??Мужество • Умеренность •???Справедливость • Счастье •???Дружба • Милосердие •???Долг • Вина Учащимся 3-го класса было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов учащихся представлена в таблице 3. Уровень сформированности нравственных понятий у учащихся Таблица 3. Понятия Фамилия, имя Добро Зло Мудрость Мужество Умеренность Справедливость Счастье Дружба Милосердие Долг Вина Мальцева Владислава + + + + + + + + + + + Кобзев Андрей + + + + + + + + + + + Кириков Николай + + - + - + + + + + + Мухина Полина + + + + + + + + + + + Скачкова Алина + - - - - + - + - - - Краснолуцкий Петр + + - + - + + + - + + Нефедов Дмитрий + + + + + + + + + + + Котельникова Аделина + + + + - + + + - + + Попов Леонид + - - - - + + + - - + Вермешев Виктор + + + + - + + + + + + Объяснили все понятия 4 человека (1 девочка и 3 мальчика). Диаграмма 2. Уровень сформированности нравственных понятий у учащихся. Итак, учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия. Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного. Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данным методикам, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект её становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе. Таким образом, опыт нашей работы свидетельствует о том, что у современных детей стало теряться понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Дети легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело. Они часто грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами. Учащиеся практически не читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит не пополняются их знания о духовности, красоте. Дети мало посещают дополнительные кружки, спортивные секции. Всё это говорит о том, что необходима определённая система занятий, которые помогут детям подняться нравственно и воспитать себя, как личность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg